Знакомство со звуком [ч]. Буква Ч.

  • docx
  • 01.02.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала УРОК.docx

Дата проведения: 12.03.2019

Возраст учащихся: 5 лет.

 

Тема занятия: «Знакомство со звуком [ч]. Буква Ч.»

 

Цель занятия:  познакомить детей со звуком [ч] и буквой Ч.

Задачи:

Личностные: 

1) воспитывать положительное отношение к занятиям;

2) формировать навык сотрудничества, умение слушать собеседника.

-Предметные:

 1) закрепить умение детей выделять звук [ч] из ряда звуков, слогов, слов;

2) упражнять в определении места звука в слове (начало, середина, конец слова);

3) упражнять детей в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;

Метапредметные: развивать фонематический слух, внимание.

 

Оборудование и материалы: ноутбук, проектор, цветные фишки для выкладывания звуковой схемы; магнитная доска; мяч;

 

Демонстрационный материал: картинки: солнышко за тучей, солнышко для каждого ребенка, лента букв, буква Ч, слоговая таблица.

 

Форма занятия: дидактическая сказка.

Методические приемы:

- игровой;

-наглядный;

- частично-поисковый;

- словесный.

Предполагаемый результат:

В процессе занятия учащиеся научатся:

- распознавать и выделять звук [ч] из ряда звуков, слогов, слов;

- научатся определять место звука в слове (начало, середина, конец слова);

- образовывать  существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами;

- научатся читать слоги с буквой Ч.

Используемые технологии: игровые, интегрированное и развивающее обучение, здоровьесберегающие.

Список литературы:

1.      Лункина Е. Н. «Обучение грамоте детей дошкольного возраста. Конспекты занятий.»- Издательство Владос.; -2018

2.      Кудрявцева Е.  Использование загадок в дидактической игре(старший дошкольный возраст) Дошкольное воспитание; -2009; № 4

 

 

Структура проведения занятия:

I.                    Оргмомент.

Приветствие.

II.                 Основная часть.

1)      Сообщение темы занятия, цели и задач.

2)      Знакомство с новым звуком.

3)      Физминутка

4)      Первичное закрепление

5)      Характеристика звука [ч]

6)      Дидактическая игра

7)      Графическое изображение буквы Ч

8)      Чтение слогов с буквой Ч

9)      Правила поведения при игре

10)  Подвижная игра «Большой – маленький»

11)  Выкладывание из цветных квадратов  модель слова «тучка»

III.              Итог.

IV.              Рефлексия

 

 

Ход занятия:

I.                 Оргмомент.  Приветствие

 

Дети:

«Станем рядышком по кругу,

Скажем – Здравствуйте! – друг другу.

Нам здороваться н лень,

Всем «Привет»  и «Добрый день».

Педагог:  -Ребята, у вас хорошее настроение?

-Замечательно!

-А какое сейчас время года?

Дети: -Весна.

Педагог: - А какой месяц сейчас?

Дети: -Март.

Педагог: - Какие весенние месяцы вы еще знаете?

Дети:- Апрель, май

Педагог: - Какая погода бывает  весной?

Дети:- Солнечная, хмурая, дождливая.

Педагог: - Какая погода у нас сегодня на улице?

Дети: - Хмурая.

Педагог: -Что значит – хмурая?

Дети:- Пасмурная, облачная.

Педагог: Я рада, что, несмотря на пасмурную погоду у вас хорошее настроение.

II.                Основная часть.

1.Сообщение темы занятия, цели и задач.

Педагог: На какие две группы делятся все звуки русского языка? На гласные и согласные.

Как произносятся гласные звуки? Легко, свободно, поются, тянутся.

Давайте назовем их: А, О, У, И, Ы. Э.

Сколько их?

А какие препятствия встречаются при произношении согласных звуков?

Какие бывают согласные звуки? Твердые и мягкие.

  - Сегодня я познакомлю вас с новым звуком и буквой. Мы научимся определять место нового звука в слове, читать слоги с новой буквой. А еще узнаем интересные особенности  новой буквы.

-Сегодня к нам в гости заглянул…

Он из сказки к нам пришёл.

 Здесь друзей себе нашёл.

Он забавная игрушка.

У него большие ушки. (Чебурашка)

-Верно, ребята

Слайд: изображение Чебурашки

-Но, посмотрите, Чебурашка  расстроен. А расстроен он тем, что на небе нет солнышка. И он собрался идти на его поиски.

-Но он очень мал для самостоятельного путешествия. Вас родители одних не отпускают далеко самих?

Дети: Нет, потому что это опасно.

Педагог: - Может, все вместе поможем ему найти солнышко?

Дети: -Да, конечно, поможем.

Педагог: - Но дорога к солнышку не простая, а с препятствиями- заданиями. Итак, пошли.

2.Знакомство с новым звуком.

Педагог: - Повторите за мной чистоговорку, и скажите, какой звук вы слышали чаще других.

Ча – ча-ча - чашка чая горяча.

Чо-чо-чо- ох, как горячо.

Чу-чу-чу  -калачи хочу.

Чи-чи-чи- пироги в печи.

Дети: -Звук [ч] .

Педагог:  - Правильно, звук [ч]. Сегодня мы познакомимся со звуком  [ч]  и буквой Ч.

-Какие слова со звуком [ч]   вы запомнили из чистоговорки?

(чашка, чай, горячо, калачи, печи, хочу)

3.Физминутка.

Педагог: - Ребята, к нашему путешествию в поисках солнышка присоединяется новый сказочный герой..отгадайте загадку.

Многим долго неизвестный,
Стал он каждому дружком,
Всем по сказке интересной
Мальчик-луковка знаком.
Очень просто, хоть и длинно,
Он зовется ...

Дети: Чиполлино

(-Слайд: Чиполлино)

Педагог:

-Он предлагает, выйти  из-за парт и сделать зарядку

- Чиполлино  потянулся –

Раз нагнулся , два нагнулся,

Руки вытянул, согнул

И вперед шагнул!

 

Чиполлино  потянулся –

Раз нагнулся , два нагнулся,

Руки вытянул, согнул

И назад  шагнул.

4.Первичное закрепление нового звука

 Педагог: - А вот, кто следующий присоединится к нашему путешествию в поисках солнца..

Носит домик на себе

И на суше и в воде.

 Домик крепкий, без калитки

Ходит чуть быстрей улитки… (Черепаха)

Слайд :изображение черепахи

- Посмотрите, у Черепахи на панцире часы. Она показывает, что нам надо поторопиться.

-А теперь, задайте вопрос к слову черепаха (кто?), а к слову – часы(что?).

Дети: - Черепаха – предмет одушевленный, а часы – предмет –неодушевленный.

Педагог: - Что общего у слов «черепаха» и «часы»?

-Верно, эти слова начинаются со звука [ч]. Придумайте слова, в которых будет этот звук в начале, в середине или в конце.

-Молодцы.

5.    Характеристика звука Ч

Педагог: Звук ч можно пропеть?

Дети: Звук ч нельзя пропеть.  Он согласный, потому что он встретил преграду во рту и не поется.

Педагог: Правильно, ребята. Молодцы. А сейчас положите ладошку на горлышко и произнесите звук ч. Наше горлышко спит или работает?

Дети: Горлышко спит.

Педагог: Если горлышко спит, значит звук ч какой?

Дети: Звук [ч] глухой.

Педагог: - Молодцы, все правильно.

-Этот звук твердый  или мягкий? Верно.

- А теперь попробуйте произнести этот звук твердо.

- И не хмурьте бровки, не получится. Потому что этот звук всегда мягкий..

- Саша, дай полную характеристику звука [ч].

 Саша: Звук [ч] согласный, глухой, всегда мягкий.

 

6. Дидактическая игра «Поймай звук»

Педагог: Ребята, приготовьте свои ладошки. Я буду произносить звуки, слоги, слова. Вы хлопайте в ладоши, когда услышите звук [ч], слог со звуком [ч], слово со звуком [ч].

Ч, С, Ч, Т, ЧУ, Ч, П, К, ЧА

МЯЧ, ПАЛКА, ПОЧКА, ЧАЙНИК, ТИГР, ОЧКИ.( В словах называем позицию звука Ч)

Педагог: Молодцы, все были очень внимательными.

7. Графическое изображение буквы Ч. 

Педагог: А вот и буква «Ч».  Посмотрите на ленту букв, найдите в ней эту букву. На что похожа буква «Ч»? На цифру 4.

Выложите из счетных палочек  букву Ч. Нарисуйте букву Ч в воздухе

8.Чтение слогов с буквой Ч. Давайте-ка отправим букву «Ч» в гости к гласным. И прочитаем слоги:

 

ЧА, ЧО, ЧИ, ЧУ, ЧЕ.

 

9. Правила поведения

А вот и чайка. (Слайд :рисунок чайки)

Она летает высоко, и уж точно знает, где живет  солнышко.

Вы любите ходить в гости? А принимать гостей? В гостях можно баловаться, громко кричать? Правильно, нельзя. А если вы играете с друзьями в игру, можно нарушать правила этой игры. Конечно, нельзя. Это нечестно.

10. Подвижная игра с мячом

Чайка: -Знаю я, ребята, где живет солнышко, но сначала выходите в круг,

мы поиграем с вами. Игра «Большой - маленький» (игра с мячом)

Звук [ч]  – волшебный. Он превращает все большое в маленькое. Была большая река, но пришел звук [ч]   и получилась маленькая - речка.

Я вам кидаю мячик с большим словом, а вы превращаете его в маленькое. (слова: яблоко, чашка, рука, книга, стул, коробка, цветок)

11.Выкладывание из  цветных фишек звуковой схемы слова

- А вот  и дом солнышка, но только его почти не видно. Почему? Его закрыла туча. Нам поможет звук [ч]    и туча станет … тучкой. Солнышко вышло и всем улыбнулось.

- Ребята,  нам же надо вернуться из нашего путешествия. А сможем мы это сделать, выложив звуковую модель слова «тучка.

(дети выкладывают из цветных квадратов звуковую схему  слова – тучка)

III. Итог. Вот и мы и нашли солнышко. Смог бы Чебурашка сам с этим справиться?  Кто ему помогал? А пока мы искали солнышко, с каким новым звуком  вы познакомились? Какой буквой обозначают этот звук? Дайте характеристику этому звуку. Что интересного узнали об этой букве?

IV. Рефлексия

-Какое задание вам понравилось на занятии?   Что вы расскажете  о новом звуке дома родителям или друзьям? У вас на столах лежит  солнышко, дорисуйте его, и покажите, с каким настроением вы закончили путешествие.