Знакомство младших школьников с родным краем

  • Работа в классе
  • docx
  • 01.06.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Новые задачи, стоящие сегодня перед школьным образованием, значительно расширяют сферу действия и назначение государственных образовательных стандартов. Важнейшей целью современного образования и одной их приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, инициативного и компетентного гражданина России. В новом федеральном государственном образовательном стандарте процесс образования пониматься как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных и других ценностей. Одним из традиционных источников нравственности является: патриотизм (любовь к Родине, к своему народу, к своей малой родине). Изучение краеведения отвечает потребностям современного общества в информатизации по историко-культурному и природному наследию родного края.Статья для учителей начальных классов по изучению родного края
Иконка файла материала Знакомство младших школьников с родным краем.docx
Знакомство младших школьников с родным краем Аксенова Елена Геннадьевна, учитель начальных классов МБОУ «НОШ № 98» город Кемерово  «Любовь к Отчизне начинается с любви к своей Малой Родине –  месту, где человек родился. Постепенно расширяясь, эта любовь к родному краю переходит  в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему,  а затем и ко всему человечеству».                                                                                                                                                                    Д.С.Лихачёв   Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам. Краеведение,   как   учебный   предмет,   вводится   в   базисный   план   образовательного учреждения   за   счет   части   формирования   участников   образовательных   отношений   для организации изучения учащимися содержания образования краеведческой направленности. Курс краеведения  рассчитан на преподавание во 2 – 4 классах начальной школы, содержит четыре раздела: «История родного края», «Кузбасс на глобусе и карте», «Богатство земли Кузнецкой», «Природа родного края». Учебная   программа   «Краеведение»   составлена   с   учетом   удовлетворения   потребностей детей   и   родителей   в   расширении   знаний   краеведческой   направленности,   способствует обогащению детей знаниями о родном крае, воспитанию нравственных качеств.  На уроках краеведения большое значение необходимо уделять воспитанию  у учащихся начальной   школы   любви   к   природе   родного   края,   стремлению   к   охране   и   бережному использованию ее богатств. «Природа и люди – одно целое». Учитель должен помочь детям увидеть, какая она – природа нашей местности. А она ведь красивая, загадочная, щедрая! И в то же время – хрупкая, легко ранимая. Кузнецкий край ­ это не только индустриальное сердце   России,   но   и   редкий   по   красоте   уголок   Сибири   с   уникальными   памятникамиприроды,   хвойными   и   лиственными   лесами,   горными   перевалами   и   хребтами, многочисленными озерами, полноводными и малыми реками. Нельзя не гордиться краем, в котором  живешь. Нужно беречь и любить его и сделать все для того, чтобы он стал еще богаче и краше. Уже начиная с первых лет обучения в школе, дети должны узнавать все о своем крае – об истории его открытия и освоения, географии, климате, подземных сокровищах, животном и   растительном   мире,   культуре   и   хозяйственной   деятельности   его   жителей.   Какая притягательная сила заключена в том, что нас окружает с детства? Почему, даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплотой, а живя в селе, постоянно, с гордостью рассказывает гостю о красоте и богатстве своего родного края? В этом – выражение глубокой любви ко всему, что с ранних лет вошло в сердце как самое дорогое. Свою   любовь   к   родным   местам,   знание   того,   чем   знаменит   родной   край,   какова   его природа, каким трудом заняты люди, педагоги передают детям. Продолжить изучение родной природы помогают экскурсии в краеведческие музеи города, «музеи под открытым небом».Путешествия по музеям воспитывают в ребёнке любовь к родному   краю,   к   своему   народу,   формируют   любознательность,   жизненную целеустремлённость. Воспитание любви к родному краю можно и нужно начинать через знакомство с музеями, так как они хранят самое ценное достояние народа – его историю. А изучать историю всегда интересно! Знакомство   детей   с   родным   краем:   с   историко­культурными,   национальными, географическими, природными особенностями формируют у них такие черты характера, которые   помогут   им   стать   патриотами   и   гражданами   своей   Родины.   Ведь   яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются   в   памяти   человека   на   всю   жизнь.   Задача   педагогов   и   родителей,   как   можно раньше пробудить в детях любовь к родной земле, с первых шагов формировать у детей черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином общества. В   процессе   преподавания   курса   проходят   уроки­экскурсии,   уроки­встречи,   уроки­ викторины. В качестве обобщающего урока по курсу рекомендуется проведение научно­ практической   конференции   учащихся   2   –   4   классов   с   использованием   метода   учебно­ исследовательской   деятельности.   Для   подготовки   к   конференции   «Кузбасс   –   мой   дом родной» учитель вместе с детьми подбирает темы исследований по краеведению. В классах проходит   обсуждение   докладов,   сообщений,   рефератов,   компьютерных   презентаций.Возможные темы проектов: «Топонимы Кемеровской области», «Кузедеевский липовый остров»,  «Кладбище  динозавров»,  «От  Щегловки   до  Кемерово»,   «Чем  богат  Кузбасс», «Кузнецкая крепость», «Кузнецкий Алатау», «Экология Кузбасса», «Опасные природные явления» и другие. На уроках и во внеурочной деятельности необходимо воспитывать в детях уважение к жизни,   делам,   свершениям   трудящихся   Кузнецкого   края.   Энтузиазм   массового   патриотическая социалистического   соревнования, самоотверженность, проявленная в мирных буднях и в экстремальных ситуациях, в труде и   стахановского   движения, в бою, выдающиеся достижения кузбассовцев в различных сферах общественной жизни прошлого и настоящего времени не должны быть забыты, а должны быть по достоинству оценены. Древняя   Сибирь,   в   том   числе   территория   Кузбасса,   считается   зоной   бесписьменной истории: самая древняя письменность появилась в Сибири только в VI веке нашей эры. Кузбасс   в   древности,   представляя   небольшую   часть   территории   Северной   Азии,   был причастен к крупным событиям мировой истории.  Во   внеклассной   работе   педагоги   используют   различные   олимпиадные   задания,   тесты, викторины, конкурсы «Эрудит», «Лучших знатоков Кемеровской области», блиц­опросы, различные игр «Счастливый случай», «Ты­мне, я­тебе» и др. Программа «Краеведение 2­4 класс» представляет богатые возможности для интеграции с другими учебными предметами и реализации воспитательного потенциала при организации дополнительного образования и внеклассной работы, что позволяет учащимся составлять представительный   и   выигрышный   «портфолио»,   получать   навыки   исследовательской деятельности.  Итак,   воспитание   патриотизма,   нравственных   чувств   посредством   ознакомления   детей младшего   школьного   возраста   с   родным   краем   –   процесс   сложный   и   кропотливый. Педагоги должны включаться в деятельность детей, вместе трудиться, играть, наблюдать и т.д. То есть руководить процессом воспитания следует не со стороны, а изнутри его. Это приближает   взрослых   к   детям   и  оказывает   большое   влияние   на   нравственное  развитие последних. В   результате   изучения   предмета   «Краеведение»   выпускники   заложат   фундамент   своей экологической   и   культурологической   грамотности,   получат   возможность   научиться соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни,освоят   элементарные   нормы   адекватного   природо­   и   культуросообразного   поведения   в окружающей природной и социальной среде. Комплексный подход к изучению родного края позволяет формировать глубокие знания и умения краеведческого содержания. Полученные учащимися знания о своей малой Родине должны  стать  залогом  достойной  и  счастливой  жизни  нынешних   и  будущих поколений кузбассовцев.