Новые задачи, стоящие сегодня перед школьным образованием, значительно расширяют сферу действия и назначение государственных образовательных стандартов. Важнейшей целью современного образования и одной их приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, инициативного и компетентного гражданина России. В новом федеральном государственном образовательном стандарте процесс образования пониматься как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных и других ценностей. Одним из традиционных источников нравственности является: патриотизм (любовь к Родине, к своему народу, к своей малой родине). Изучение краеведения отвечает потребностям современного общества в информатизации по историко-культурному и природному наследию родного края.Статья для учителей начальных классов по изучению родного края
Знакомство младших школьников с родным краем
Аксенова Елена Геннадьевна,
учитель начальных классов МБОУ «НОШ № 98»
город Кемерово
«Любовь к Отчизне начинается с любви к своей Малой Родине –
месту, где человек родился. Постепенно расширяясь, эта любовь к родному краю
переходит
в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему,
а затем и ко всему человечеству».
Д.С.Лихачёв
Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает
ничего». Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного
человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к
другим народам.
Краеведение, как учебный предмет, вводится в базисный план образовательного
учреждения за счет части формирования участников образовательных отношений для
организации изучения учащимися содержания образования краеведческой направленности.
Курс краеведения рассчитан на преподавание во 2 – 4 классах начальной школы, содержит
четыре раздела: «История родного края», «Кузбасс на глобусе и карте», «Богатство земли
Кузнецкой», «Природа родного края».
Учебная программа «Краеведение» составлена с учетом удовлетворения потребностей
детей и родителей в расширении знаний краеведческой направленности, способствует
обогащению детей знаниями о родном крае, воспитанию нравственных качеств.
На уроках краеведения большое значение необходимо уделять воспитанию у учащихся
начальной школы любви к природе родного края, стремлению к охране и бережному
использованию ее богатств. «Природа и люди – одно целое». Учитель должен помочь детям
увидеть, какая она – природа нашей местности. А она ведь красивая, загадочная, щедрая! И
в то же время – хрупкая, легко ранимая. Кузнецкий край это не только индустриальное
сердце России, но и редкий по красоте уголок Сибири с уникальными памятникамиприроды, хвойными и лиственными лесами, горными перевалами и хребтами,
многочисленными озерами, полноводными и малыми реками. Нельзя не гордиться краем, в
котором живешь. Нужно беречь и любить его и сделать все для того, чтобы он стал еще
богаче и краше.
Уже начиная с первых лет обучения в школе, дети должны узнавать все о своем крае – об
истории его открытия и освоения, географии, климате, подземных сокровищах, животном
и растительном мире, культуре и хозяйственной деятельности его жителей. Какая
притягательная сила заключена в том, что нас окружает с детства? Почему, даже уехав из
родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплотой, а живя в селе, постоянно,
с гордостью рассказывает гостю о красоте и богатстве своего родного края? В этом –
выражение глубокой любви ко всему, что с ранних лет вошло в сердце как самое дорогое.
Свою любовь к родным местам, знание того, чем знаменит родной край, какова его
природа, каким трудом заняты люди, педагоги передают детям.
Продолжить изучение родной природы помогают экскурсии в краеведческие музеи города,
«музеи под открытым небом».Путешествия по музеям воспитывают в ребёнке любовь к
родному краю, к своему народу, формируют любознательность,
жизненную
целеустремлённость. Воспитание любви к родному краю можно и нужно начинать через
знакомство с музеями, так как они хранят самое ценное достояние народа – его историю. А
изучать историю всегда интересно!
Знакомство детей с родным краем: с историкокультурными, национальными,
географическими, природными особенностями формируют у них такие черты характера,
которые помогут им стать патриотами и гражданами своей Родины. Ведь яркие
впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко
остаются в памяти человека на всю жизнь. Задача педагогов и родителей, как можно
раньше пробудить в детях любовь к родной земле, с первых шагов формировать у детей
черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином общества.
В процессе преподавания курса проходят урокиэкскурсии, урокивстречи, уроки
викторины. В качестве обобщающего урока по курсу рекомендуется проведение научно
практической конференции учащихся 2 – 4 классов с использованием метода учебно
исследовательской деятельности. Для подготовки к конференции «Кузбасс – мой дом
родной» учитель вместе с детьми подбирает темы исследований по краеведению. В классах
проходит обсуждение докладов, сообщений, рефератов, компьютерных презентаций.Возможные темы проектов: «Топонимы Кемеровской области», «Кузедеевский липовый
остров», «Кладбище динозавров», «От Щегловки до Кемерово», «Чем богат Кузбасс»,
«Кузнецкая крепость», «Кузнецкий Алатау», «Экология Кузбасса», «Опасные природные
явления» и другие.
На уроках и во внеурочной деятельности необходимо воспитывать в детях уважение к
жизни, делам, свершениям трудящихся Кузнецкого края. Энтузиазм массового
патриотическая
социалистического соревнования,
самоотверженность, проявленная в мирных буднях и в экстремальных ситуациях, в труде и
стахановского движения,
в бою, выдающиеся достижения кузбассовцев в различных сферах общественной жизни
прошлого и настоящего времени не должны быть забыты, а должны быть по достоинству
оценены.
Древняя Сибирь, в том числе территория Кузбасса, считается зоной бесписьменной
истории: самая древняя письменность появилась в Сибири только в VI веке нашей эры.
Кузбасс в древности, представляя небольшую часть территории Северной Азии, был
причастен к крупным событиям мировой истории.
Во внеклассной работе педагоги используют различные олимпиадные задания, тесты,
викторины, конкурсы «Эрудит», «Лучших знатоков Кемеровской области», блицопросы,
различные игр «Счастливый случай», «Тымне, ятебе» и др.
Программа «Краеведение 24 класс» представляет богатые возможности для интеграции с
другими учебными предметами и реализации воспитательного потенциала при организации
дополнительного образования и внеклассной работы, что позволяет учащимся составлять
представительный и выигрышный «портфолио», получать навыки исследовательской
деятельности.
Итак, воспитание патриотизма, нравственных чувств посредством ознакомления детей
младшего школьного возраста с родным краем – процесс сложный и кропотливый.
Педагоги должны включаться в деятельность детей, вместе трудиться, играть, наблюдать и
т.д. То есть руководить процессом воспитания следует не со стороны, а изнутри его. Это
приближает взрослых к детям и оказывает большое влияние на нравственное развитие
последних.
В результате изучения предмета «Краеведение» выпускники заложат фундамент своей
экологической и культурологической грамотности, получат возможность научиться
соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни,освоят элементарные нормы адекватного природо и культуросообразного поведения в
окружающей природной и социальной среде.
Комплексный подход к изучению родного края позволяет формировать глубокие знания и
умения краеведческого содержания. Полученные учащимися знания о своей малой Родине
должны стать залогом достойной и счастливой жизни нынешних и будущих поколений
кузбассовцев.