Обучающие:
познакомить учащихся с общими характеристиками языков программирования, с программной средой Pascal ABC, со структурой программы на языке Паскаль;
сформировать у учащихся первичные знания по применению изученного материала.
Развивающие:
учить анализировать, обобщать и систематизировать.
Воспитательные:
развивать информационную культуру учащихся, способность к самостоятельной и коллективной деятельности, рефлексию.
Цели урока:
Обучающие:
познакомить учащихся с общими
характеристиками языков программирования, с
программной средой Pascal ABC, со структурой
программы на языке Паскаль;
сформировать у учащихся первичные знания по
применению изученного материала.
Развивающие:
учить анализировать, обобщать и
систематизировать.
Воспитательные:
развивать информационную культуру учащихся,
способность к самостоятельной и коллективной
деятельности, рефлексию.
Ответьте на вопросы:
Что такое программирование?
Какие задачи решают системные и
прикладные программисты?
Назовите наиболее распространенные языки
программирования.
ввода?
вывода?
В чём состоит назначение систем
программирования?
Назовите основные типы величин в
программировании.
Как записывается команда присваивания?
Что такое ввод? Как записывается команда
Что такое вывод? Как записывается команда
Свойства
Свойства
присваивания.
присваивания.
Трассировочной таблицей
называется таблица, в
которой против каждой
команды указываются
значения переменных,
которые устанавливаются
после её выполнения.
Трассировочная
Трассировочная
таблица
таблица
Команда
a:=1
b:=2*a
a:=b
b:=a+b
a
1
1
2
2
b
-
2
2
4
Свойства присваивания
Свойства присваивания
(стр.187)
(стр.187)
Пока переменной не присвоено
значения, она остаётся
неопределённой;
Значение, присвоенное переменной,
сохраняется вплоть до выполнения
следующего присваивания этой
переменной нового значения;
Новое значение, присвоенное
переменной, заменяет её
предыдущее значение.
Знакомство с языком
Знакомство с языком
Паскаль
Паскаль
Язык Паскаль
Язык Паскаль
разработан в 1971 году
разработан в 1971 году
швейцарским
швейцарским
профессором Никлаусом
профессором Никлаусом
Виртом и назван в честь
Виртом и назван в честь
французского учёного,
французского учёного,
изобретателя
изобретателя
механической
механической
вычислительной
вычислительной
машины, Блеза Паскаля.
машины, Блеза Паскаля.
Паскаль – это универсальный
язык программирования,
позволяющий решать самые
разнообразные задачи
обработки информации.
Команду алгоритма,
записанную на языке
программирования,
принято называть
оператором.
Заголовок программы
начинается со слова
Program, за которым
следует имя, придуманное
программистом: Program
<имя программы>;
Раздел описания переменных
начинается со слова Var, за
которым идёт список имен
переменных через запятую. Тип
указывается через двоеточие.
Integer обозначает целый тип,
real – вещественный:
Var a, b: integer; c, d: real;
Переменные
Переменная – это величина, имеющая имя, тип и
значение. Значение переменной можно
изменять во время работы программы.
Типы переменных:
• integer
• real
• char
• string
• boolean
{ целая }
{ вещественная }
{ один символ }
{ символьная строка }
{ логическая }
Объявление переменных (выделение памяти):
var a, b: integer;
var a, b: integer;
Q: real;
Q: real;
s1, s2: string;
s1, s2: string;
Начало и конец раздела
операторов программы
отмечаются служебными
словами begin (начало) и
end (конец).
Структура программы
на Паскале.
Program <имя
программы>;
Var <раздел описаний>
Begin
<тело программы>
End.
Операторы ввода,
вывода,
Ввод исходных данных с
присваивания.
клавиатуры происходит по
оператору read (читать) или readln
(читать строку). Пример: read
(список переменных).
Вывод результатов происходит по
оператору write (писать) или writeln
(писать в строку):
write (список вывода).
Оператор вывода
write ( a ); { вывод значения
переменной a}
writeln ( a ); { вывод значения
переменной a и переход
на новую строчку}
writeln ( 'Привет!' ); { вывод
текста}
writeln ( 'Ответ: ', c ); { вывод
текста и значения переменной c}
writeln ( a, '+', b, '=', c );
Сложение двух чисел
Задача. Ввести два целых числа и вывести
на экран их сумму.
Простейшее решение:
program qq;
program qq;
var a, b, c: integer;
var a, b, c: integer;
begin
begin
read ( a, b );
read ( a, b );
c := a + b;
c := a + b;
writeln ( c );
writeln ( c );
end.
end.
Блок-схема линейного алгоритма
начало
ввод a, b
блок "начало"
блок "начало"
блок "ввод"
блок "ввод"
c := a + b;
блок "процесс"
блок "процесс"
вывод c
блок "вывод"
блок "вывод"
конец
блок "конец"
блок "конец"
Как изменить значение переменной?
Оператор – это команда языка программирования
высокого уровня.
Оператор присваивания служит для изменения
значения переменной.
a
?
5
Пример:
program qq;
program qq;
var a, b: integer;
var a, b: integer;
begin
begin
a := 5;
a := 5;
b := a + 2;
b := a + 2;
a := (a + 2)*(b – 3);
a := (a + 2)*(b – 3);
end.
end.
5
b
?
7
5+2
a
28
5
7*4
Оператор присваивания
Арифметическое выражение может
включать
• константы
• имена переменных
• знаки арифметических операций:
+ - * / div mod
остаток
остаток
от
от
деления
деления
деление
деление
нацело
нацело
деление
деление
умножени
умножени
е
е
• вызовы функций
• круглые скобки ( )
Какие операторы неправильные?
program qq;
program qq;
var a, b: integer;
var a, b: integer;
x, y: real;
x, y: real;
begin
begin
a := 5;
a := 5;
10 := x;
10 := x;
y := 7,8;
y := 7,8;
b := 2.5;
b := 2.5;
x := 2*(a + y);
x := 2*(a + y);
a := b + x;
a := b + x;
end.
end.
имя переменной
имя переменной
должно быть слева от
должно быть слева от
знака :=
знака :=
целая и дробная часть
целая и дробная часть
отделяются точкой
отделяются точкой
нельзя записывать
нельзя записывать
вещественное значение
вещественное значение
в целую переменную
в целую переменную
Ручная прокрутка программы
program qq;
program qq;
var a, b: integer;
var a, b: integer;
begin
begin
a := 5;
a := 5;
b := a + 2;
b := a + 2;
a := (a + 2)*(b – 3);
a := (a + 2)*(b – 3);
b := a div 5;
b := a div 5;
a := a mod b;
a := a mod b;
a := a + 1;
a := a + 1;
b := (a + 14) mod 7;
b := (a + 14) mod 7;
end.
end.
a
?
5
28
3
4
b
?
7
5
4
Правила записи
арифметических
Функция
Обращени
выражений
е
Abs(x)
Arctan(x)
Cos(x)
Exp(x)
Ln(x)
Sin(x)
Sqr(x)
Sqrt(x)
Модуль аргумента
Арктангенс
Косинус
ех - экспонента
Натуральный логарифм
Синус
Квадрат х
Корень квадратный
Математические
выражения на
Паскале
x2 – 7x+6 sqr(x) – 7*x + 6
(x2-y*4)2-√x3 sqr(sqr(x)-y*4)-
sqrt(x^3)
Запишите по
правилам языка
Паскаль следующие
выражения:
√5x+x2
tg3x+1
3x3+2x2+4
Найдите ошибки в
программе:
Program control.
Var x, y, z; integer;
Begin
x:=5
y=7;
z=x+y;
writeln(z=x+y, z);
End.
Домашнее задание
§ 34, 35
Составьте программу на языке
Паскаль для решения следующей
задачи: Вычислить периметр и
площадь прямоугольника со
сторонами a и b.