Обучающие:
познакомить учащихся с общими характеристиками языков программирования, с программной средой Pascal ABC, со структурой программы на языке Паскаль;
сформировать у учащихся первичные знания по применению изученного материала.
Развивающие:
учить анализировать, обобщать и систематизировать.
Воспитательные:
развивать информационную культуру учащихся, способность к самостоятельной и коллективной деятельности, рефлексию.
линейно вычислительные язык программирования.ppt
Знакомство с языком посскаль
Знакомство с языком посскаль
Цели урока:
Обучающие:
познакомить учащихся с общими
характеристиками языков программирования, с
программной средой Pascal ABC, со структурой
программы на языке Паскаль;
сформировать у учащихся первичные знания по
применению изученного материала.
Развивающие:
учить анализировать, обобщать и
систематизировать.
Воспитательные:
развивать информационную культуру учащихся,
способность к самостоятельной и коллективной
деятельности, рефлексию.
Знакомство с языком посскаль
Ответьте на вопросы:
Что такое программирование?
Какие задачи решают системные и
прикладные программисты?
Назовите наиболее распространенные языки
программирования.
ввода?
вывода?
В чём состоит назначение систем
программирования?
Назовите основные типы величин в
программировании.
Как записывается команда присваивания?
Что такое ввод? Как записывается команда
Что такое вывод? Как записывается команда
Знакомство с языком посскаль
Свойства
Свойства
присваивания.
присваивания.
Трассировочной таблицей
называется таблица, в
которой против каждой
команды указываются
значения переменных,
которые устанавливаются
после её выполнения.
Знакомство с языком посскаль
Трассировочная
Трассировочная
таблица
таблица
Команда
a:=1
b:=2*a
a:=b
b:=a+b
a
1
1
2
2
b
-
2
2
4
Знакомство с языком посскаль
Свойства присваивания
Свойства присваивания
(стр.187)
(стр.187)
Пока переменной не присвоено
значения, она остаётся
неопределённой;
Значение, присвоенное переменной,
сохраняется вплоть до выполнения
следующего присваивания этой
переменной нового значения;
Новое значение, присвоенное
переменной, заменяет её
предыдущее значение.
Знакомство с языком посскаль
Знакомство с языком
Знакомство с языком
Паскаль
Паскаль
Язык Паскаль
Язык Паскаль
разработан в 1971 году
разработан в 1971 году
швейцарским
швейцарским
профессором Никлаусом
профессором Никлаусом
Виртом и назван в честь
Виртом и назван в честь
французского учёного,
французского учёного,
изобретателя
изобретателя
механической
механической
вычислительной
вычислительной
машины, Блеза Паскаля.
машины, Блеза Паскаля.
Знакомство с языком посскаль
Паскаль – это универсальный
язык программирования,
позволяющий решать самые
разнообразные задачи
обработки информации.
Команду алгоритма,
записанную на языке
программирования,
принято называть
оператором.
Знакомство с языком посскаль
Заголовок программы
начинается со слова
Program, за которым
следует имя, придуманное
программистом: Program
<имя программы>;
Знакомство с языком посскаль
Раздел описания переменных
начинается со слова Var, за
которым идёт список имен
переменных через запятую. Тип
указывается через двоеточие.
Integer обозначает целый тип,
real – вещественный:
Var a, b: integer; c, d: real;
Знакомство с языком посскаль
Переменные
Переменная – это величина, имеющая имя, тип и
значение. Значение переменной можно
изменять во время работы программы.
Типы переменных:
• integer
• real
• char
• string
• boolean
{ целая }
{ вещественная }
{ один символ }
{ символьная строка }
{ логическая }
Объявление переменных (выделение памяти):
var a, b: integer;
var a, b: integer;
Q: real;
Q: real;
s1, s2: string;
s1, s2: string;
Знакомство с языком посскаль
Начало и конец раздела
операторов программы
отмечаются служебными
словами begin (начало) и
end (конец).
Знакомство с языком посскаль
Структура программы
на Паскале.
Program <имя
программы>;
Var <раздел описаний>
Begin
<тело программы>
End.
Знакомство с языком посскаль
Операторы ввода,
вывода,
Ввод исходных данных с
присваивания.
клавиатуры происходит по
оператору read (читать) или readln
(читать строку). Пример: read
(список переменных).
Вывод результатов происходит по
оператору write (писать) или writeln
(писать в строку):
write (список вывода).
Знакомство с языком посскаль
Оператор вывода
write ( a ); { вывод значения
переменной a}
writeln ( a ); { вывод значения
переменной a и переход
на новую строчку}
writeln ( 'Привет!' ); { вывод
текста}
writeln ( 'Ответ: ', c ); { вывод
текста и значения переменной c}
writeln ( a, '+', b, '=', c );
Знакомство с языком посскаль
Сложение двух чисел
Задача. Ввести два целых числа и вывести
на экран их сумму.
Простейшее решение:
program qq;
program qq;
var a, b, c: integer;
var a, b, c: integer;
begin
begin
read ( a, b );
read ( a, b );
c := a + b;
c := a + b;
writeln ( c );
writeln ( c );
end.
end.
Знакомство с языком посскаль
Блок-схема линейного алгоритма
начало
ввод a, b
блок "начало"
блок "начало"
блок "ввод"
блок "ввод"
c := a + b;
блок "процесс"
блок "процесс"
вывод c
блок "вывод"
блок "вывод"
конец
блок "конец"
блок "конец"
Знакомство с языком посскаль
Как изменить значение переменной?
Оператор – это команда языка программирования
высокого уровня.
Оператор присваивания служит для изменения
значения переменной.
a
?
5
Пример:
program qq;
program qq;
var a, b: integer;
var a, b: integer;
begin
begin
a := 5;
a := 5;
b := a + 2;
b := a + 2;
a := (a + 2)*(b – 3);
a := (a + 2)*(b – 3);
end.
end.
5
b
?
7
5+2
a
28
5
7*4
Знакомство с языком посскаль
Оператор присваивания
Арифметическое выражение может
включать
• константы
• имена переменных
• знаки арифметических операций:
+ - * / div mod
остаток
остаток
от
от
деления
деления
деление
деление
нацело
нацело
деление
деление
умножени
умножени
е
е
• вызовы функций
• круглые скобки ( )
Знакомство с языком посскаль
Какие операторы неправильные?
program qq;
program qq;
var a, b: integer;
var a, b: integer;
x, y: real;
x, y: real;
begin
begin
a := 5;
a := 5;
10 := x;
10 := x;
y := 7,8;
y := 7,8;
b := 2.5;
b := 2.5;
x := 2*(a + y);
x := 2*(a + y);
a := b + x;
a := b + x;
end.
end.
имя переменной
имя переменной
должно быть слева от
должно быть слева от
знака :=
знака :=
целая и дробная часть
целая и дробная часть
отделяются точкой
отделяются точкой
нельзя записывать
нельзя записывать
вещественное значение
вещественное значение
в целую переменную
в целую переменную
Знакомство с языком посскаль
Ручная прокрутка программы
program qq;
program qq;
var a, b: integer;
var a, b: integer;
begin
begin
a := 5;
a := 5;
b := a + 2;
b := a + 2;
a := (a + 2)*(b – 3);
a := (a + 2)*(b – 3);
b := a div 5;
b := a div 5;
a := a mod b;
a := a mod b;
a := a + 1;
a := a + 1;
b := (a + 14) mod 7;
b := (a + 14) mod 7;
end.
end.
a
?
5
28
3
4
b
?
7
5
4
Знакомство с языком посскаль
Правила записи
арифметических
Функция
Обращени
выражений
е
Abs(x)
Arctan(x)
Cos(x)
Exp(x)
Ln(x)
Sin(x)
Sqr(x)
Sqrt(x)
Модуль аргумента
Арктангенс
Косинус
ех - экспонента
Натуральный логарифм
Синус
Квадрат х
Корень квадратный
Запишите по
правилам языка
Паскаль следующие
выражения:
√5x+x2
tg3x+1
3x3+2x2+4
Знакомство с языком посскаль
Найдите ошибки в
программе:
Program control.
Var x, y, z; integer;
Begin
x:=5
y=7;
z=x+y;
writeln(z=x+y, z);
End.
Знакомство с языком посскаль
Домашнее задание
§ 34, 35
Составьте программу на языке
Паскаль для решения следующей
задачи: Вычислить периметр и
площадь прямоугольника со
сторонами a и b.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.