Знатоки русского языка

  • Карточки-задания
  • Конкурсы
  • Мероприятия
  • docx
  • 06.10.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Внеклассное мероприятие «Знатоки русского языка» (1 слайд) Цели: - формирование у учащихся на базе усвоения ими определенной сис¬темы знаний о языке умений и навыков полноцен¬но, грамотно пользоваться богатыми ресурсами родного языка в своей речевой практике; - формирование умения работать в разновозрастной группе, в команде; - воспитание бережного отношения к языку.
Иконка файла материала знанио.docx
Внеклассное мероприятие «Знатоки русского языка» (1 слайд) Цели:  ­ формирование у учащихся на базе усвоения ими определенной системы знаний о языке умений и навыков полноценно, грамотно пользоваться богатыми ресурсами родного языка в своей речевой практике;  ­ формирование умения работать в разновозрастной группе, в команде; ­ воспитание бережного отношения к языку. Оборудование: презентация, смайлики ­ для ведения счета баллов. Ход проведения. Ведущий:  Добрый   день,   дорогие   друзья!   Рады   приветствовать   вас!   Приглашаем понаблюдать   за   состязанием   знатоков   русского   слова.   Сегодня   здесь   встречаются   две замечательные команды, и я приглашаю команду 6 класса и 7  класса (ребята занимают места за игровыми столами) Пожелаем ребятам успехов в состязании. Да победит сильнейший! Но сначала необходимо представить жюри конкурса (представление жюри) Конкурс I. Разминка. 2 слайд Викторина. 1. В каком глаголе слово нет слышится 100 раз? (стонет) 2. В каком слове сорок «А»? (сорока) 3. Какую часть слова можно в земле найти? (корень) 4. У какого слова в конце три одинаковые буквы «е»? (Длинношеее) 5. Какое слово состоит из трёх местоимений? (Вымыты) 6. Куда можно нырнуть, если рядом нет воды? (В нору) 7. Почему скатерть в сказках самобранка? За что ей себя бранить? (Самобранка не от бранить, а от убирать, т.е. накрывать стол.) 8. Князя Олега прозвали вещим, потому что ему ведома была всякая весть. А почему известного сказочного героя прозвали Кощеем? (От слова «кость») Конкурс II «Ноты» 3 слайд        Сколько всего музыкальных нот? (Семь.)  Назовите их. (До ре ми фа соль ля си) 4 слайд        Придумайте   слова,  в   которых   дважды   встречается   название   нот  (фамилия, сирена,   доля,   домино,   фасоль,   помидор,   премия,   переносица,  доверенность, усмирение, чередование).5 слайд        Конкурс III «Исправленное меню» Ведущий:  Как­то   компания   литераторов   отправилась   в   пригородный   ресторан. Писатель А. И. Куприн посмотрел меню и заказал: Шесть порций орфографических ошибок. Этого подать не можем, не держим, — ответил официант. Однако   в   меню   большой   выбор   ошибок   на   все   вкусы,   —   сказал   Куприн   и   зачитал злополучное меню. Чтобы не оказаться в таком щекотливом положении, оформите грамотно меню: 1. 2. 3. 4. 5. 6. БулЬОн курИНый с фрикадельками. РаССольник с кОлбасой. Котлеты гОвяжьИ. ПЕльмени. Кисель клюквЕННый. КовриЖка ржаНая. 7. 8. ПИрожное бИсквитное. ПироЖки с печЁнкой. Конкурс IV «Шарады» 6 слайд     Ведущий. Поиграем в шарады: Первое – предлог. Второе – летний дом. А целое порой Решается с трудом. (Задача) В “списке” вы мой обнаружите корень, Суффикс – в “собрании” встретите вскоре, В слове “рассказ” вы приставку найдёте, В целом – по мне на уроки пойдёте. (Расписание) Корень мой находится в “цене”, В “очерке” найди приставку мне. Суффикс мой в “тетрадке” вы встречали,Вся же – в дневнике я и в журнале. (Оценка) Мой корень в “просьбе” заключён, В ней он озвучен и смягчён. Приставка в “воплощение” где­то, На целое – все ждут ответа. (Вопрос) Прежде, чем перейти к следующему конкурсу, отгадаем загадки­складки.  Глеб у доски повесил нос,  Краснеет... (до корней волос). Он в этот час, как говорится,  Готов... (сквозь землю провалиться) О чем же думал он вчера,  Когда... (баклуши бил с утра) О чём пойдёт речь? (Об устойчивых сочетаниях слов ­ фразеологизмах) Конкурс V Фразеологизмы 7 и 8 слайды ­ Фразеологизмы     Ведущий: Отгадайте фразеологические   загадки. Его проглатывают; он подвешен у другого; за него тянут, заставляя высказаться. Не цветы, а вянут; не ладони, а ими хлопают; не белье, а их развешивают доверчивые люди. Ее толкут в ступе или носят в решете люди, которые занимаются бесполезным делом; ее набирают в рот, когда молчат. Он в голове у несерьезного человека; его советуют поискать в поле; на него бросают слова и деньги. Задание: Художник­иностранец   продолжает   изучать   русский   язык.   Но   во   фразеологизмах   он никак не может разобраться. Назови  фразеологизмы, которые здесь им изображены. Как белка в колесе              Как кошка с собакой,Проехать зайцем            Взять быка за рога 9 слайд – Конкурс VI конкурс – «Иноязычные слова» Ведущий: Сокровища родного слова, ­ Заметят важные умы, ­ Для лепетания чужого Пренебрегли безумно мы. Мы любим фраз чужих игрушки, Чужих наречий погремушки, И не читаем книг своих. Так   писал   А.С.Пушкин.   Действительно,   развиваясь   по   своим   законам,   язык   иногда отвергает исконные слова и заменяет их иностранными. В свое время А.С.Шишков предлагал заменить   немецкие   «калоши»   русскими   «мокроступами».   Однако   это   слово   и   многие подобные ему в русском языке не прижились, их заменили иноязычные, а мы привыкли к ним и уже не задумываемся об их происхождении. Задание: я называю слово – русское название чего­либо, вам нужно по звучанию или по корню догадаться о его значении.  Мыльня – баня Представщик – актер Любомудр – философ Позорище – зрелище Говядо – скот Топталище – тротуар Лечезнание – медицина Силоделие – механика Звонознание – акустикаВетродуй – вентилятор 10 слайд –  Конкурс VII. «Знай грамматику!» Ведущий: 1) образуйте форму родительного падежа множественного числа слов. Стол – столов Носки – носков Чулки – чулок Шарфы – шарфов Груши – груш Яблоки – яблок Полотенца – полотенец Помидоры – помидоров Килограммы – килограммов Туфли – туфель 2) образуйте повелительное наклонение глаголов. Ехать – поезжай Одеть – одень Тереть – три Надеть – надень Класть – положи Обтереть – оботри Подведение итогов игры Ведущий: Подходит к завершению наш турнир. Мы увидели, насколько интересен  русский язык. Он богат, красив и выразителен. А теперь попросим жюри подвести итоги.Жюри подводит итоги встречи. Награждение команд. Ведущий:  Дорогие друзья! Вот подошла к концу наша встреча. На прощание хочется пожелать вам успехов в изучении русского языка. До свидания! До новых встреч! Список использованной литературы: Узорова О.В. «Практическое пособие по развитию речи» ­ Киров: «Аквариум», 1998. Иванова   В.А.,   Потиха   З.А.,   Розенталь   Д.Э.   «Занимательно   о   русском   языке»   ­ Ленинград: «Просвещение», 1990. Ладыженская Т.А., Зепалова И.Т. «Развивайте дар слова» ­ Москва: «Просвещение», 1990.