Зрительная гимнастика для дошкольников.
Зрение - основной источник знаний о внешнем мире, поэтому глаза ребёнка заслуживают исключительного внимания и бережного отношения. Именно сегодня актуально говорить о тех перегрузках на орган зрения, которые испытывает ребёнок в результате обрушившейся на него информации, более 90 % которой поступает через зрительный канал связи. Сохранить зрение, научить ребёнка рационально им пользоваться - важнейшая задача родителей и педагогов.
Разработкой комплексов тренировки и восстановления зрения занимаются с давних времён. Когда глаз расслаблен, он будет правильно функционировать - утверждал У.Бейтс. Необходимо научиться расслабляться и снимать напряжение глаз.
Детей уже с 2-х лет надо обучать различным упражнениям для глаз, превратив их в игры, а затем - в привычку в них играть. Необходимо регулярно выполнять комплекс специальных упражнений для глаз.
Основными принципами зрительных гимнастик являются:
-индивидуальный подход с учётом возраста, состояния здоровья;
-регулярность проведения;
-постепенное увеличение нагрузок за счёт регулирования времени, скорости и сложности упражнений;
-сочетание с двигательной активностью;
-развитие интереса у ребёнка к этому виду упражнений.
Гимнастические упражнения для развития подвижности моторного аппарата глаз проводятся под музыкальное сопровождение: это может быть лёгкая, спокойная музыка, которая регулирует движение взора. Хорошую, большую амплитуду движений глаз удаётся получить, используя «бегущие огни», расположенные на стене или применив прослеживание взора за движением огонька от фонарика, звёздочки от лазерной указки и других мигающих игрушек.
Для поддержания интереса детей используются гимнастики с предметами, яркими игрушками (солнышко, птички, фигурки животных и т.д.), которые крепятся на палочке - указке или даются ребёнку в руку, одеваются на пальчик.
Широко используются в работе с дошкольниками таблицы-тренажеры. Они могут быть переносными и стационарными, нарисованными на стене.
Большой интерес у детей вызывают двигающиеся мини-тренажеры. Во время наблюдения за их действием дети тренируют двигательные мышцы глаз. В группе необходимо разместить несколько ярких предметов, игрушек (на окне, на стене), повесить движущиеся мобили с бабочками, птичками и другими яркими фигурками, предназначенными для упражнений «взор вверх, вдаль». Со старшими дошкольниками можно использовать комплексы в рисунках.
Зрительная гимнастика:
Ø проводится с целью предупреждения нарастающего утомления, укрепления глазных мышц и снятия напряжения;
Ø благотворно влияет на работоспособность зрительного анализатора и всего организма;
Ø гимнастику можно включать в занятия и режимные моменты;
Ø гимнастика проводится в течение 2-3 минут;
Ø основной прием проведения – наглядный показ действий педагога;
для фиксации взора используются сигнальные символы в соответствии с заданным сюжетом - птички, бабочки, снежинки и др.
Ø демонстрацию предмета необходимо производить на уровне глаз детей;
Ø упражнения хорошо проводить под музыкальное сопровождение.
Гимнастика для глаз необходима на занятиях, связанных со зрительным напряжением. В комплексы включаются упражнения: на развитие фиксации взора, прослеживающих и глазодвигательных функций. Упражнения проводятся на 7-10- й минуте занятия.
Гимнастика для глаз способствует более быстрому восстановлению работоспособности, эффективному усвоению учебного материала, активизации, упражнению и восстановлению зрения.
Зрительная гимнастика направлена на улучшение и сохранение зрения, является профилактикой близорукости и дальнозоркости. «Волшебные» игры для глаз - это тренировка глазных мышц детей и успех здорового зрения в будущем.
Моргание. Происходит смазывание глаз, их очищение и отдых. «Бабочка машет крылышками». «Метелки». Вы метелки, Усталость сметите. Глазки нам Хорошо освежите. “Письмо носом” Закрыть глаза и, используя нос как кисточку, рисовать им в воздухе. Упражнение уменьшает напряжение, даёт возможность для вибрации глаз. “«Филин». На счет 1-4 закрыли глаза, 5-6 широко раскрыли глаза, посмотрели вдаль. |
Пальминг (от англ. «palm» - ладони): применяется для снятия усталости, напряжения глаз. Прикрыть глаза ладонями на 30-60 с. “Удивились” Упражнение для бровей: у напряжённых глаз тяжёлые брови, поднять брови и опустить несколько раз. Вся тяжесть поднимется с глаз, глаза избавятся от давления. “«Жмурки». Зажмуриться, открыть глаза, отыскать нужный предмет. “«Далеко - близко». Поочередно смотреть на предмет, выбранный за окном и на предмет в группе. |
Сюжетные офтальмологические гимнастики.
«Листья»
Жёлтый - красный Красный – жёлтый Разный красный. Жёлтый разный. Это ветер листья носит. Звонкий ветер. Это осень… |
-прослеживание глазами за движением листочка вверх – вниз, вправо – влево 6-8 раз. - движение глазами по кругу в одну и другую стороны 4-6раз. - поморгать и закрыть глаза. |
«Солнышко»
В небе солнце катится Словно желтый мячик, То за тучку спрячется То по елкам скачет. Погуляло, покружилось И за тучку закатилось. |
прослеживание глазами за движением солнышка вверх – вниз, вправо – влево. - движение глазами по кругу в одну и другую стороны. -поморгать и зажмурить глаза. |
|
«Рыбка» Рыбка плавала, ныряла, Рыбка хвостиком виляла. Вверх и вниз, вверх и вниз. Рыбка, рыбка, не ленись! По волнам, по волнам, Тут и там, тут и там. Вот она какая, рыбка золотая. |
-проследить глазами за движением рыбки вверх-вниз (6-8 раз); -прослеживание глазами по волнистой линии вправо-влево (6-8 р.) -поморгать глазами. |
|
“Ёжик”
Ходил ёжик по полянке, Он искал грибы опятки. Глазки щурил, открывал Но грибов не увидал Вверх смотрел он, вниз глядел Сам тихонечко пыхтел Смотрел влево, смотрел вправо Вдруг увидел гриб на славу! Оглянулся он ещё Через левое плечо Через правое ещё Ёж затопал по тропинке И грибок унёс на спинке. |
- ходьба на месте - повороты головы вправо и влево; - прищуриться и открыть глаза; -развести руки в стороны; - посмотреть вверх- вниз; -произнести “пых”, “пых”, “пых; -голова неподвижна, посмотреть влево – вправо; - закрыть и широко открыть глаза; -руки спрятать за спину; -повернуть голову влево, посмотреть назад; -повернуть голову вправо, посмотреть назад; -ходьба на месте, высоко поднимая ноги. |
«Зонтик».
Зонтик у меня цветной Яркий - красный, голубой Ветер осенний засвистел Зонтик в небо полетел Выше- выше- высоко… Дальше – дальше – далеко Кружит – кружит зонт цветной Яркий – красный, голубой |
-прослеживание глазами за движением зонтика по волнистой линии 4-6 раз; - прослеживание глазами вверх – вниз, -проследить вправо – влево -прослеживание глазами по кругу в одну и другую стороны 4 раза; |
«Сорока».
Длиннохвостая сорока Хлопотунья белобока. По лесу летает Вести собирает. Вправо-влево, вправо-влево Все летает то и дело. С веточки на веточку Отлетает чуточку. Вверх и вниз, верх и вниз. Лишь смотреть ты не ленись. Затрещит и застрекочет, Будто кто ее щекочет. Ну, сорока – егоза, Мы зажмурили глаза. Поскорей улетай Ты нам больше не мешай. |
-проследить глазами за движением
- птицы «далеко - близко» 6- 8 раз;
- движение глаз вправо-влево 6-8 раз;
- движение глазами вверх вниз 6-8 раз - проследить глазами по кругу в одну и другую сторону;
- поморгать и зажмурить глаза. |
«Самолет»
Пролетает самолет С ним собрался я в полет. Правое крыло отвел, посмотрел. Левое крыло отвел, поглядел. Я мотор завожу И внимательно гляжу Поднимаюсь ввысь, лечу Возвращаться не хочу. |
- посмотреть вверх -отвести руки, проследить взглядом. -вращательные движения руками перед собой, следить взглядом. - встать на носочки, проследить глазами по волнистой линии; - поморгать и прикрыть глаза. |
Темы: «Овощи - фрукты», «Грибы», «Ягоды»
Речевое сопровождение |
Зрительные упражнения |
Ослик |
|
Ослик ходит, выбирает, |
Дети вытягивают вперед указательный |
Что сначала съесть не знает. |
палец правой руки, свободно |
перемещают его и следят глазами |
|
Наверху созрела слива, |
Посмотреть вверх |
А внизу растет крапива, |
Посмотреть вниз |
Слева - свекла, справа - брюква, |
Движения глазами влево-вправо |
Слева - тыква, справа - клюква, |
|
Снизу - свежая трава, |
Посмотреть вниз |
Сверху - сочная ботва. |
Посмотреть вверх |
Закружилась голова, |
Круговые движения глазами |
Кружится в глазах листва, |
|
Выбрать ничего не смог |
|
И без сил на землю слег. |
Закрыть глаза |
Наша грядка Раз, два, три, четыре, пять. Будем овощи искать. Что растет на нашей грядке? Огурцы, горошек сладкий, Там редиска, там салат. Наша грядка просто клад. В.Волина |
Круговые движения глазами
Посмотреть вниз Влево-вправо Поморгать глазками |
Фруктовая загадка Раз, два, три, четыре, пять, Будем фрукты мы считать. Перед нами лежит груша, Сочная, но нельзя скушать. Слева, на столе - лимон – Фруктовый господин-барон, Справа - яблоко в корзине. Его купили в магазине Ну а снизу - апельсин, На полу лежит один. Сколько фруктов, посчитали? Четыре фрукта - угадали! |
Дети смотрят перед собой
Дети смотрят влево
Дети смотрят вправо
Дети смотрят вниз |
Опята Посмотри-ка вокруг: сколько опят! Шляпки грибов, как монетки горят, От шляпок рябит в глазах у ребят. |
Движения глазами влево-вправо Дети смотрят вдаль Часто поморгать глазками |
По ягоды Справа зреет земляника, Слева - сладкая черника, Справа - красная брусника, Слева спеет ежевика. Ягоды все соберем Отдохнем и потом домой пойдем. |
Движения глазами влево-вправо
Сомкнуть веки обоих глаз на 3-5 се кунд, повторить 6-8 раз |
Рябина Гроздья рябины на солнце горят,
Рябит от рябины в глазах у ребят. |
Плотно закрывать и широко откры вать глаза 5-6 раз подряд с интер валом 30 секунд. В течение 3 секунд смотреть на яркий свет, потом закрыть глаза ру кой и дать им отдохнуть, повторить 3 раза |
Лесные ягоды Собираем землянику, Ищем вкусную чернику, Голубику, костянику, Кисловатую бруснику. |
По заданному педагогом направлению дети перемещают взгляд |
Тема «Животные»
Речевое сопровождение |
Зрительные упражнения |
Мишка Вот стоит большая елка, Вот такой высоты. У нее большие ветки Вот такой ширины. Есть на елке даже шишки А внизу - берлога мишки Зиму спит там косолапый И сосет в берлоге лапу. |
Движения глазами снизу вверх
Движения глазами слева-направо
Посмотреть вверх Движения глазами вниз Прикрыть глаза |
Васька Ходит Васька беленький, Хвост у Васьки серенький, Только мыши заскребут, чуткий Васька тут как тут, Когти расправляются, глазки закрываются. Васька мышек сторожит, притворился, будто спит. |
Движения глазами влево-вправо
Указательные пальцы обеих рук поднести к внешним уголкам глаз и потянуть их, чтобы глаза сузились в щелочку, одновременно часто моргая Опустить руки, расслабиться на 2- 3 секунды |
Однажды в лесу Как-то осенью в лесу висела шишка у всех на виду. Шишка на всех глядела и тихонечко висела. Лось сказал, что низко, А зайчонок - высоко, Белочка, сказала - близко, А ежонок - далеко. |
Смотреть на указательный палец вытянутой руки
Движения глазами вниз Движения глазами вверх Движения глазами на кончик носа Движения глазами вдаль |
Медвежонок Медвежонок потянулся Раз - направо посмотрел Два - налево посмотрел. Лапы в стороны развел, Меда видно не нашел. (А. Гриднева) |
Движения глазами вверх Направо Налево Смотрят вдаль и разводят руками Закрывают глаза |
Три медведя Три медведя шли домой. Папа был большой-большой, Мама с ним поменьше ростом, А сынок малютка просто. |
Движения глазами вверх Движения глазами вперед Смотрят вниз |
Тема «Цветы»
Речевое сопровождение |
Зрительные упражнения |
Бутончики Каждый бутончик Склониться бы рад Влево и вправо, Вперед и назад. От ветра и зноя бутончики эти Спрятались живо в цветочном Букете |
Движения глазами влево-вправо Посмотреть вдаль и на кончик носа
Сомкнуть веки |
Душистые цветы На горе мы видим дом, Много зелени кругом, Вот деревья, вот кусты, Вот - душистые цветы. |
Поднять глаза вверх Круговые движения глазами Посмотреть влево-вправо Посмотреть вперед |
Тема «Осень»
Речевое сопровождение |
Зрительные упражнения |
Осенний лес Вот стоит осенний лес! В нем много сказок и чудес! Слева - сосны, справа - дуб, Дятел сверху, тук да тук. Глазки ты закрой-открой И скорей бегом домой! |
Круговые движения глазами Движения глазами влево-вправо Движения глазами вверх-вниз Движения глазами по тексту |
Осень Осень! Осыпается весь наш бедный сад... Листья пожелтелые по ветру летят. Лишь вдали красуются там, на дне долин, Кисти ярко-красные вянущих ря бин. А.Толстой |
Дети выполняют движения глазами вверх-вниз Круговые движения глазами влево и вправо Посмотреть вдаль Закрыть глазки |
Листопад Листопад, листопад, листья желтые летят, Желтый клен, желтый бук, Желтый в небе солнца круг Желтый двор, желтый дом Вся земля желта кругом. Ю.Вакуленко |
Движения глазами вверх-вниз Движения глазами влево-вправо Движения глазами вверх, по кругу Движения глазами вниз, вдаль Движения глазами по кругу |
Тема «Зима»
Речевое сопровождение |
Зрительные упражнения |
Снег-снежок Снег-снежок, снег-снежок По дорожке стелется. Снег-снежок, снег-снежок, Белая метелица. Снег-снежок, снег-снежок, Замело дорожки. Снег-снежок, снег-снежок, Тает на ладошке. |
Частое моргание глазами Движения глазами влево-вправо Частое моргание глазами Круговые движения глазами Частое моргание глазами Посмотреть вдаль Частое моргание глазами Посмотреть на ладошку |
Тема «Весна» |
|
Речевое сопровождение |
Зрительные упражнения |
Весна, весна! Пришла весна! Тепло на крыльях принесла. И вот на самом солнцепеке С поднятой гордо головой Расцвел подснежник голубой! |
Потереть ладошки друг о друга и прикрыть ими сомкнутые глазки Широко открыть глаза
Поморгать глазками |
Тема «Птицы»
Речевое сопровождение |
Зрительные упражнения |
Петушок Перед нами петушок – Он с земли зерно клюет. Слева - курица идет, Справа - уточка плывет. Сверху солнце ярко светит, Согревает всех на свете. |
Посмотреть вдаль Посмотреть вниз Посмотреть влево Посмотреть вправо Посмотреть вверх Быстро-быстро поморгать глазами |
Жаворонок В небе жаворонок пел, Колокольчиком звенел. Порезвился в вышине. Спрятал песенку в траве. Тот, кто песенку найдет, Будет счастлив круглый год |
Движения глазами вверх
Движения глазами вниз
Частое моргание глазами |
Тема «Транспорт»
Речевое сопровождение |
Зрительные упражнения |
В городе По городу автобусы и трамваи идут, Их по маршрутам водители ведут Поедут направо, налево, кругом Свободны машины и ночью, и днем. |
Круговые движения глазами Движения глазами влево, вправо Похлопать глазками |
Машины По городу мчатся с утра и до ночи Машины всех марок, красивые очень, Поедут направо, налево, кругом, Свободны машины и ночью и днём Н.Нищева |
Движения глазами по кругу движения глазами направо, налево кругом Дети закрывают глаза - открывают |
На луну Старших всех мы уважаем Младших мы не обижаем Мы гуляем и читаем На луну слетать мечтаем А. Гриднева |
Посмотреть вверх Посмотреть вниз Движения глазами направо-налево Посмотреть вверх |
Ракета А сейчас мы с вами, дети. Улетаем на ракете. Посмотри вверх, вниз, вперед. Отправляемся в полет |
Выполнять движения глазами по тексту стихотворения |
Самолёт Пролетает самолет. С ним собрался я в полет Правое крыло отвел - Посмотрел, Левое крыло отвел - Поглядел. Я мотор завожу И внимательно гляжу Поднимаюсь ввысь, лечу Возвращаться не хочу. |
Движения глазами вверх
Движения глазами вправо
Движения глазами влево Круговые движения глазами
Движения глазами вверх |
Тема «Наш дом» |
|
Речевое сопровождение |
Зрительные упражнения |
Это наш уютный дом Всей семьей мы в нем живем! Посмотри-ка вверх, дружок! Ты увидишь потолок. Белый - белый он на вид – Белой краскою покрыт На полулежит ковер, Как красив на нем узор! Видишь голубой плафон? Он висит под потолком. На полу стол, стулья, кресло – В нашем доме интересно! Видишь, вешалка висит, У стены диван стоит Смотри прямо - там буфет, Много сладких, в нем конфет.
Дальше - кухня, в ней кладовка, Мышка там живет, плутовка. Принесем мы мышке сыр, Пусть она устроит пир. Давайте представим, как она от не ожиданности начнет часто моргать своими бусинками-глазками. Для начала мы с тобой Повращаем головой. Оборот и оборот, А потом наоборот. Поднимаем глазки вверх, Плавно опускаем вниз, Снова посмотри наверх, Ну, дружочек, не ленись. Посмотри-ка влево - вправо – Это легкая забава. Там стена, а там окно А теперь смотрите вместе Вы на доску. Интересно? Отдых кончен наш ребята, Нам опять пора за парты. |
Круговые движения глазами Движения глазами вверх
Посмотреть вниз
Движения глазами вверх
Движения глазами вниз
Движения глазами направо-налево
Посмотреть на кончик носа Закрыть глаза и несколько секунд подумать о чем-нибудь приятном, расслабиться в течение 2-3 секунд
Частое моргание глазами 5-10 раз
Вращение головой в стороны
Движения глазами вверх Движения глазами вниз Движения глазами вверх
Движения глазами направо-налево Движения глазами направо-налево Движения глазами прямо перед собой на предмет на доске. |
Тема «Игрушки» |
|
Речевое сопровождение |
Зрительные упражнения |
Игрушки Посмотрите, в магазине Все игрушки на витрине: Заводные зайчики, Куколки и мячики, Пушистые котята, Матрешки, медвежата. Все на полочках сидят, Поиграть они хотят. |
Движения глазами влево-вправо, вверх-вниз за указкой
Сомкнуть веки |
Юла Как юла я весела, Я забыла про дела. Стала я кружиться, Не могу остановиться С. Левина, С. Тукачева |
Круговые движения глазами |
Тема «Насекомые» |
|
Речевое сопровождение |
Зрительные упражнения |
Насекомые Посмотри-ка на ребят, Теперь на небо - там птички летят, Внизу, по травке, жук ползет, А слева - деревце растет, Направо - алые цветы, Закрыв глаза, понюхай ты. Над ними бабочка кружит, С ней рядом шмель большой жуж жит. |
Бросить взгляд вперед Движения глазами вверх Движения глазами вниз Влево Вправо Закрыть глаза, потом открыть Влево Вправо |
Две бабочки Две бабочки летели Друг на друга посмотрели, И к цветочку вместе полетели |
Быстро моргать глазками Посмотреть на кончик носа Движения глазами влево-вправо |
Бабочки Крылья пёстрые мелькают В поле бабочки летают Раз - два - три - четыре Полетели, закружились |
Широко открывать и закрывать глаза Дети смотрят вдаль Выполнять круговые движения глазами Часто моргать глазками, затем закрыть глаза |
Жук На лужайке по ромашкам Жук летал в цветной рубашке. Жу-жу-жу, жу-жу-жу, На ромашки погляжу. Я на тучке покачаюсь И на землю опускаюсь. |
Движения глазами влево-вправо
Движения глазами вверх-вниз Круговые движения глазами Прикрыть веки |
Пчела Я пчела! С утра жужжу, Цветы бужу, Кружу, гужу И мед вожу. |
Движения глазами влево-вправо, вверх-вниз
Круговые движения глазами |
Стрекоза Вот какая стрекоза, Как горошины глаза А сама как вертолет Влево, вправо, Назад и вперед В. Ковалько |
Круговые движения глазами Круговые движения глазами в дру гую сторону Влево, вправо Посмотреть вдаль и на кончик носа |
Тема «Лес» |
|
Речевое сопровождение |
Зрительные упражнения |
Прогулка Собираемся мы в лес, Там деревьев много есть. Вдалеке мелькает степь, И вблизь надо посмотреть, Оглянемся мы вокруг, Иди рядом со мной, друг! По дороге мы идем Песню звонкую поем. Слева - ягоды растут Справа - ландыши цветут Сверху - неба синева, А внизу растет трава. А теперь пора домой, Загулялись мы с тобой. |
Дети смотрят вдаль Дети смотрят перед собой Круговые движения глазами вправо
Круговые движения глазами влево
Движения глазами влево Движения глазами вправо Движения глазами вверх Движения глазами вниз |
Косари Тишина стоит вокруг Вышли косари на луг Взмах косой туда – сюда Делай раз и делай два! |
Глаза закрыты Широко открыть глаза Движения глаз слева - направо |
Солнышко встаёт Вот как солнышко встаёт, Выше, выше, выше. К ночи солнышко зайдёт Ниже, ниже, ниже. Хорошо, хорошо, Солнышко смеётся. А под солнышком нам Хорошо живётся |
Движения глазами вверх
Движения глазами вниз
Дети часто моргают глазами
Дети широко открывают, а потом закрывают глаза |
Мечта Давайте с вами помечтаем. Глаза закроем и представим: Как по лесу мы гуляем, Грибы и шишки собираем. Слева - ягоды цветут, А справа здесь грибы растут. Снизу - шишки, да трава, А сверху - неба синева Открывайте, дети, глазки, Вот и вышли мы из сказки. |
Дети закрывают глаза
Круговые движения глазами Движения глазами влево Движения глазами вправо Движения глазами вниз Движения глазами вверх Открыть глаза |
Тема «Деревья» |
|
Речевое сопровождение |
Зрительные упражнения |
Липы Вот полянка, а вокруг Липы выстроились в круг Липы кронами шумят, Ветры в их листве гудят, Вниз верхушки пригибают, И качают их, качают... |
Колебательные движения глазами справа - налево, затем слева - на право Дети совершают движения глазами вверх - вниз, вниз - вверх |
Клен Ветер тихо клен качает, Влево-вправо наклоняет, Ветер дует - задувает, Листья с дерева срывает. |
Движения глазами влево-вправо Движения глазами верх-вниз Быстро поморгать глазами |
Тема «Природа»
Речевое сопровождение |
Зрительные упражнения |
Сосулька |
|
Любопытная Варвара |
|
Смотрит влево, |
Дети выполняют движения глазами |
Смотрит вправо. |
по тексту |
Смотрит вверх, |
|
Смотрит вниз. |
|
Чуть присела на карниз, |
Посмотреть на кончик носа |
А с него свалилась вниз! |
Посмотреть вниз |
Тема «Части тела»
Речевое сопровождение |
Зрительные упражнения |
Треугольник Рисуй глазами треугольник. Теперь его переверни Вершиной вниз. И вновь глазами Ты по периметру веди. Рисуй восьмёрку вертикально. Ты головою не крути, А лишь глазами осторожно Ты вдоль по линиям води. И на бочок её клади. Теперь следи горизонтально, И в центре ты остановись. Зажмурься крепко, не ленись. Глаза открываем мы наконец. Зарядка окончилась. Ты молодец! В. Ковалько |
Дети представляют внешний вид геометрических фигур (по тексту) |
Будь здоров Чтобы глазки зорче были, и в очках чтоб не ходить, Эти нужные движенья предлагаю повторить. Вдаль посмотрим и под ножки. Влево, вправо побыстрей. Удивился - что такое? И закроем их скорей. А теперь вращай по кругу, словно стрелочка часов. Открывай глаза. И снова на занятье. Будь здоров! |
Движения глазами по тексту стихотворения |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.