Зрительная гимнастика – это метод коррекции, развития и профилактики зрительных функций, опирающийся на использовании упражнения для активизации работы мышц глаз
это один из приемов оздоровления детей, она относится к здоровьесберегающим технологиям, наряду с дыхательной гимнастикой, самомассажем, динамическими паузами.
это упражнения для активизации работы мышц глаз.
Зрительная гимнастика является обязательным компонентом коррекционной работы с детьми, имеющими нарушение зрения.
Цель зрительной гимнастики:
профилактика и коррекция нарушений зрения
формирование у детей представлений о важности зрения и необходимости заботы о своем здоровье
Значение зрительной гимнастики
обеспечивает улучшение кровоснабжения тканей глаза, обменные процессы в глазу;
повышает силу, эластичность и тонус глазных мышц и глазодвигательных нервов;
укрепляет мышцы век;
снимает переутомление зрительного аппарата;
развивает концентрацию и координацию движений глаз, что особенно важно для детей с косоглазием и амблиопией;
оказывает положительное влияние на общее психоэмоциональное состояние ребенка,
повышает работоспособность.
Принципы зрительной гимнастики
Индивидуальный подход
Регулярность проведения
Постепенное увеличение дозировку выполнения упражнений:
для детей младшей группы – 2-3 раза;
для детей средней группы – 3-4 раза;
для детей старшей группы – 5-6 раз;
для детей подготовительной группы – 6-8 раз
Сочетание с двигательной активностью
Условия проведения зрительной гимнастики
Фиксированное положение головы
Длительность проведения зрительной гимнастики – 2-3 минуты в младшей и средней группе, 4-5 минут в старших группах.
Выбор зрительных упражнений для занятий определяется характером и объёмом интеллектуального напряжения, объёмом двигательной активности, интенсивности зрительной работы, а так же видом занятия. Планируется после того этапа занятия, на котором были значительные нагрузки на зрение.
Группы упражнений зрительной гимнастики
Упражнения для тренировки глазодвигательных мышц
Это движение глазами:
влево-вправо, вверх-вниз,
по кругу, по диагонали и др.
Упражнения для снятия минуты – способствует улучшению кровообращения
Крепко зажмурится, открыть глаза – укрепляет мышцы век, способствует расслаблению мышц.
Смотреть в даль – снимает утомление.
Упражнения для тренировки аккомодации цилиарной мышцы
Переводить взгляд с дальнего на ближний предмет
Следить за движение указательного пальца, приближая его к носу и отдаляя на вытянутую руку и др.
Виды зрительной гимнастики
c предметами и игрушками
по словесной инструкции
со стихами
с сигнальными метками
с офтальмотренажерами индивидуальными настенными и потолочными
электронные зрительные гимнастики
пальминг
Зрительная гимнастика с предметами
Методика проведение зрительной гимнастики
Показ предмета для зрительной гимнастики осуществляется в медленном темпе, чтобы ребенок до конца проследил движение предмета, который должен быть крупным, ярким, не очень большим.
Предмет показывается чуть выше уровня глаз. Он не должен сливаться по цвету с одеждой педагога и окружающей обстановкой.
При выполнении зрительной гимнастики дети с низкой остротой зрения стоят перед педагогом, остальные располагаются дальше.
Для гимнастики глаз можно использовать индивидуальные мелкие предметы и проводить ее по словесным указаниям: посмотрели вверх-вниз и т. д.
Необходимо учитывать быстроту реакции детей и соответственно этому выбирать для проведения гимнастики игрушки или словесную инструкцию.
Следует отмечать старание, желание и результаты детей.
Метка на стекле по Э.С.Аветисову
Способствует профилактике близорукости.
Для выполнения этого упражнения педагог наносит на оконное стекло на уровне глаз ребёнка метку диаметром 3-5 мм. Тренирующийся, в назначенных ему очках для дали, становится у окна на расстоянии 30-35 см и намечает вдали, какой-либо предмет, находящийся на линии, проходящей через метку на стекле и фиксирует взгляд на этом предмете, затем переводят его на метку на стекле, а потом снова на предмет. Так повторяется несколько раз.
Упражнения с сигнальными метками
В различных участках групповой комнаты на потолке фиксируются привлекающие внимание яркие зрительные сигнальные метки. Метками могут выступать картинки (цветные, силуэтные), развешенные, например на дверцах шкафа, по углам или под потолком в ряд. Дети стоя на расстоянии находят взором картинку, названную педагогом. Картинки сменные, их тематика соответствует теме недели.
Электронные и мультимедийные гимнастики
Система упражнений, представленная в виде мультимедийных презентаций, способствует развитию прослеживающей функции глаз, повышает мотивацию детей к выполнению зрительной гимнастики, вызывает приятные эмоции.
Дети слушают музыку и следят за движением объектов.
Пальминг
Техника пальминга очень проста: закрытые глаза нужно прикрыть согретыми ладонями , соединив пальцы рук в центре лба, нос при остаётся свободным. Ладони полностью преграждают доступ к свету и не сжимают глазные яблоки за счет вогнутости кисти – тем самым дают возможность свободно двигать веками.
В основе пальминга лежит расслабляющее воздействие на глаза темнотой. При его проведении можно использовать спокойную музыку.
Подобное искусственное затемнение значительно ускоряет процесс расслабления мышц и улучшает кровообращение. Пальминг снимает усталость с глаз при длительной работе за компьютером, чтении, рукоделии и прочих занятиях, требующих постоянного напряжения зрения.
Зрительная гимнастика способствует всестороннему развитию детей:
обогащает словарь
развивает слуховое внимание
совершенствует пространственную ориентировку
развивает воображение
Литература
Босова С.М., Коротовских Л.Н., Злобина Э.Ю. Инновационные процессы в ДОУ компенсирующего вида. Сборник материалов/,– СПб.: ООО «Издательство Детство-Пресс».
Белецкая В.И. Охрана зрения слабовидящих школьников. Пособие для учителей. М., Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии.
Конаваленко Н.Г. Зрительная гимнастика для детей дошкольного и младшего школьного возраста
Панфиленко Г.И. Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе. Чита. Издательство «Молодой ученый».
Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе педагога.
Сайт Центр дистанционного творчества «Индиго».
Чеботарева О.В. Теоретический семинар «Использование здоровьесберегающих технологий в работе педагога».
Чевычелова Е.А.Зрительная гимнастика для детей 2-7 лет
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.