Зрительная гимнастика с детьми с ОВЗ, как решение проблемы сохранения здоровья дошкольников
Оценка 4.9

Зрительная гимнастика с детьми с ОВЗ, как решение проблемы сохранения здоровья дошкольников

Оценка 4.9
Презентации учебные
docx
дефектология
Детсад
20.01.2019
Зрительная гимнастика с детьми  с ОВЗ,  как решение проблемы сохранения здоровья дошкольников
Зрительная гимнастика с детьми с ОВЗ.docx
Зрительная гимнастика с детьми с ОВЗ, как решение проблемы сохранения здоровья дошкольников Слайд 1. В настоящее время одна из наиболее важных и глобальных проблем образования является сохранение и укрепление здоровья детей. В век информационных технологий организм детей и взрослых подвергается большому воздействию факторов, негативно влияющих на здоровье. Телефоны, компьютеры, планшеты, телевизоры – ежедневно оказывают нагрузку на зрительный аппарат детей, нанося огромный вред. Современные условия таковы, что мы не можем исключить из жизни детей использование применение здоровьесберегающих технологий, направленных на сохранение зрения детей выступает сегодня, как необходимый компонент образовательной деятельности ДОО. Одной из форм работы по профилактике и коррекции нарушений зрения, переутомления зрительного аппарата выступает зрительная гимнастика. Т.к. мы работаем с дошкольниками с нарушением зрения нами накоплен большой практический опыт применения зрительной гимнастики в коррекционно-педагогической работе. цифровой Поэтому техники. Слайд 2. Зрительная гимнастика - это метод коррекции, развития и профилактики зрительных функций, опирающийся на использовании упражнения для активизации работы мышц глаз. Зрительная гимнастика является обязательным компонентом коррекционной работы с детьми, имеющими нарушение зрения. Для детей с нарушением зрения характерно быстрое психофизическое утомление на занятии, т.к. повышается зрительная нагрузка, возрастают эмоциональное и психическое напряжение. В следствии этого восприятие материала на занятиях становится неполным, дети хуже справляются с поставленными задачами. Интерес ребенка к занятиям снижается, самочувствие ухудшается, работоспособность падает. Для оптимизации образовательного процесса каждые 7 — 10 минут зрительной работы с детьми дошкольного возраста при патологии зрения необходимо организовать отдых для глаз. Также гимнастика для глаз показана всем детям дошкольного и школьного возраста, для профилактики расстройств зрения, взрослым при нагрузке на глаза. Гимнастика для глаз помогает всем без исключения улучшить зрение и поддержать его на должном уровне. Достоинство же гимнастика для глаз заключается в том, что затраты времени на упражнения измеряются минутами, а польза от подобного рода деятельности для здоровья ребенка неоценима Слайд 3 Зрительная гимнастика имеет древнюю историю. Впервые слово «гимнастика» появилось в Греции в 8 веке до нашей эры и в переводе с греческого означает «тренирую, упражняю». Тибетские монахи использовали гимнастику для глаз не только для профилактики зрительных заболеваний, но и для раскрытия сверхвозможностей. Индийские йоги применяли технику пальминга для восстановления функций зрения. Они считали что, именно при абсолютной черноте зрительные нервы могут отдохнуть и восстановиться. Индейцы племени Майя, тренировали остроту зрения детей с помощью наблюдений за звездами. В России впервые понятие «гимнастика для глаз» определено Эдуардом Сергеевичем Аветисовым, в 1984 г. Большой вклад в разработку целостной системы здоровьесберегающих педагогических технологий, в том числе и профилактики нарушений зрения внес ученый, врач, педагог-новатор Владимир Филиппович Базарный. Слайд 4. Гимнастика для глаз имеет большое значение, т.к.: процессы в глазу; - обеспечивает улучшение кровоснабжения тканей глаза, обменные - повышает силу, эластичность и тонус глазных мышц; - укрепляет мышцы век; - снимает переутомление зрительного аппарата; - развивает концентрацию и координацию движений глаз, что -оказывает положительное влияние на общее психоэмоциональное - повышает работоспособность. особенно важно для детей с косоглазием и амблиопией; состояние ребенка, Использование З.Г. опирается на следующие принципы: Слайд 5. Индивидуальный подход. Использование определенных видов З.Г. в зависимости от возраста; щадящий режим упражнений в послеоперационный период; спец. упражнений в зависимости от вида косоглазия: расходящееся, сходящееся. регулярность проведения. Упражнения для глаз могут принести пользу только при условии их правильного и регулярного выполне- ния в течение длительного времени. постепенное увеличение нагрузок за счет регулирования времени, скорости и сложности упражнений; При подборе элементов движений педагогу необходимо учитывать возраст детей, дозировку выполнения упражнений: Для детей младшей группы – 2-3 раза; Для детей средней группы – 3-4 раза; Для детей старшей группы – 5-6 раз; Для детей подготовительной группы – 6-8 раз. Сочетание с двигательной активностью; (так зрительную гимнастику нейропсихологии рекомендуют проводить сразу после физминутки, т.к. в корковом отделе ЦНС происходит локальное установление временных связей между двигательным и зрительными корковыми отделами анализаторов, что делает зрит. Упр. более эффективными.) 1. Слайд 6. Правила проведения З.Г. Фиксированное положение головы (дети стоят, стараясь не поворачивать головы, дети сидят за столами, опираясь подбородком на ладони, дети лежат на ковре руки за головой)- это необходимо для того, чтобы заставить работать глазодвигательные мышцы, если это условие не соблюдается, то работают мышцы шеи, но не глаз. Длительность проведения зрительной гимнастики. 2-3 минут в младшей и средней группе, 4-5 минут в старших группах. 2. 3. Время проведения зрительной гимнастики. Зрительную гимнастику можно проводить гимнастику в бытовой, игровой деятельности, на прогулке, перед занятиями, во время занятий, между занятиями. Зрительные упражнения на занятии планируются после того этапа занятия, на котором были значительные нагрузки на зрение (работа в тетрадях на занятиях по математике и обучения грамоте, в середине занятия по изо и т.д.). Слайд 7. Гимнастику для глаз можно разделить на несколько групп упражнений. 1 . Упражнения для тренировки глазодвигательных мышц. Это наружные мышцы глаза придают глазам положение и фиксируют глаз, способствуют правильной установке зрительных осей, т.е. направляют взгляд вверх, вниз или в любую сторону. Нормальная работа глаза требует его подвижности. Глазодвигательные мышцы, как и любые другие, при отсутствии тренировки теряют свою работоспособность. Возьмём, к примеру, мышцы рук или ног. При отсутствии тренировки эти мышцы становятся слабыми, вялыми, дряблыми. И напротив, жевательные мышцы, например, тренируясь ежедневно и многократно, всю жизнь находятся в прекрасной рабочей форме. Это движение глазами: влево-вправо, вверх-вниз, по кругу, по диагонали и др. 2. Упражнения для тренировки аккомодации цилиарной мышцы Это внутренняя мышца глаза, которая выгибает и уплощает хрусталик, позволяя видеть вблизи и вдали. При длительной работе вблизи, например, при письме школьников или на компьютере, или при работе в тетрадях по математике и грамоте в детском саду эти мышцы находятся в постоянном напряжении, которое может привести к спазму аккомодации. Это, в свою очередь, может способствовать развитию близорукости. Переводить взгляд с дальнего на ближний предмет, Следить за движение указательного пальца, приближая его к носу и отдаляя на вытянутую руку и др. 3. Упражнения для снятия напряжения и утомления с глаз. Быстро поморгать в течении минуты – способствует улучшению кровообращения. Крепко зажмурится, открыть глаза – укрепляет мышцы век. Способствует расслаблению мышц. Слайд 7. В практике нашего ДОУ педагогами применяются разные виды зрительных гимнастик: - с предметами; - по словесной инструкции; - со стихами; - с сигнальными метками; - с офтальмотренажерами индивидуальными настенными и потолочными; - электронные зрительные гимнастики. - пальминг Слайд 8. Остановимся поподробнее на каждом виде гимнастики Зрительную гимнастику с предметами и игрушками мы применяем с детьми младшего и среднего дошкольного возраста, когда только начинаем обучать детей её элементам. Сначала мы предлагаем детям следить взором за движением крупной игрушки, обращаем внимание на то, чтобы голова была неподвижна, работали только глаза. Слайд 9. Далее мы предлагаем воспитанникам разнообразные Слайд 10. «держалки» (картинки на палочке, куклы пальчикового театра и др.). Слайд 11. Дети по инструкции педагога отводят руку с предметом вправо- влево, вверх-вниз, ведут по кругу, от носа к носу и др. Эти упражнения создают активность для работы всех групп глазных мышц. Слайд 12. При проведении зрительной гимнастики с предметами нужно помнить, что Показ предмета осуществляется в медленном темпе, чтобы ребёнок до конца проследил движение предмета, который должен быть крупным, ярким, не очень большим. Предмет показывается чуть выше уровня глаз. Он не должен сливаться по цвету с одеждой педагога и окружающей обстановкой. При выполнении зрительной гимнастики дети с низкой остротой зрения стоят перед педагогом, остальные - располагаются дальше. Необходимо учитывать быстроту реакции детей и соответственно этому выбирать игрушки. Следует отмечать старание, желание и результаты детей. Слайд 13. Детям нравится зрительная гимнастика «Варежки» Педагог надевает на руки темные варежки с яркой картинкой. Разводит руки в стороны и попеременно сжимает и разжимает кулаки правой и левой руки, картинка то появляется, то исчезает, дети находят глазами изображение. Слайд 14. Зрительная гимнастика по словесной инструкции используется с детьми старшего дошкольного возраста. Для неё мы используем картинки, схемы, которые обозначают то или иное упражнение, например: «забор», «красим забор», - движения глаз вверх-вниз, «бабочка» - быстрые моргания - моргаем ресницами быстро и легко, как бабочка крыльями», «сова» - зажмуривание и широкое открывание глаз «сова- спит, сова - проснулась» и др. Стихотворная зрительная гимнастика – мышка на микрофон. Слайд 15. Для более четкого восприятия упражнений для глаз применяются стихотворные формы словесных подсказок. Этот вид гимнастики особенно интересен для ребят. Поскольку он достаточно разнообразен, особенно с приходом звукового компьют. сопровождения. Слайд 16. Для профилактики близорукости мы используем метку на стекле по Э.С. Аветисову. Для выполнения этого упражнения педагог наносит на оконное стекло на уровне глаз ребёнка метку диаметром до полутора см. Тренирующийся в назначенных ему очках для дали, становится у окна на расстоянии 30-35 см и намечает вдали, за окном какой-либо предмет, находящийся на линии, проходящей через метку на стекле и фиксирует взгляд на этом предмете, затем переводят его на метку, а потом снова на предмет. Так повторяется несколько раз. Слайд 17. Хорошим упражнением для развития глазодвигательных функций является упражнение с сигнальными метками. В различных участках группы фиксируются привлекающие внимание яркие зрительные сигнальные метки. В качестве них могут выступать картинки (цветные, силуэтные), развешенные, на дверцах шкафа, по углам … или под потолком в ряд. Дети стоя на расстоянии находят взором картинку, названную педагогом, а потом переводят взгляд на другую. Картинки сменные, их тематика соответствует теме недели. Слайд 18 Особую роль в профилактике зрительного утомления играет работа со зрительными тренажерами. Владимир Филиппович Базарный предложил такой вид тренажёра. На плакате изображены линии - «Маршруты» для глаз. Слайд 18. Навести мышку на центр тренажёра и запустить автоматический режим работы с тренажёром. Во многих группах нашего д/с есть мультимедийные установки, и поэтому тренажёр Базарного мы можем использовать и в электронном виде. Детям предлагается проследить глазами по указанному направлению. 1. Плавные движения глазами по горизонтали: влево, вправо. 2. Плавные движения глазами по вертикали: вверх, вниз. 3. Движения глазами по часовой стрелке на красном эллипсе. 4. Движения глазами против часовой стрелки на эллипсе синем. 5. Неотрывные движения глазами по двум окружностям. Слайд 19. В практике нашего учреждения используются различные тренажёры (сюжетные, графические, модульные) и выполненные в виде плакатов, схем, настенных панно. Слайд 20. Траектория офтальмотренажеров может быть разнообразная – зиг-заги, круговые и прямые линии, картинки для них сменные. Слайд 20. Особый вид игр для глаз – это электронные физминутки и упражнения, от которых дети в восторге. С их помощью можно решить сразу несколько задач: развивать зрительное восприятие, тренировать зрительные и глазодвигательные функции, научить детей воспринимать новую информацию, развивать наблюдательность, активность, инициативу. Слайд 21. Давайте, и мы с Вами проследим за движением объектов и дадим возможность отдохнуть нашим глазам. Слайд 22. Для восстановления функций зрения мы использует ПАЛЬМИНГ. Техника его очень проста: закрытые глаза нужно прикрыть согретыми ладонями, соединив пальцы рук в центре лба, нос при остаётся свободным. Ладони полностью преграждают доступ к свету и не сжимают глазные яблоки – тем самым дают возможность свободно двигать веками. При его проведении можно использовать спокойную музыку. Подобное искусственное затемнение значительно ускоряет процесс расслабления мышц и улучшает кровообращение. Пальминг снимает усталость с глаз при длительной работе за компьютером, чтении, рукоделии и прочих занятиях, требующих постоянного напряжения зрения. Слайд 23. Зрительная гимнастика способствует всестороннему развитию  детей: обогащает словарь, развивает слуховое внимание, совершенствует пространственную ориентировку, развивает воображение. Слайд 24. Используя гимнастику для глаз, мы учим детей выполнять в системе определённые упражнения и подводим их к пониманию необходимости заботиться о своем здоровье. Зрение ребёнка – хрупкий инструмент, который требует заботы, внимания, постоянного наблюдения и тренировки.

Зрительная гимнастика с детьми с ОВЗ, как решение проблемы сохранения здоровья дошкольников

Зрительная гимнастика с детьми  с ОВЗ,  как решение проблемы сохранения здоровья дошкольников

Зрительная гимнастика с детьми с ОВЗ, как решение проблемы сохранения здоровья дошкольников

Зрительная гимнастика с детьми  с ОВЗ,  как решение проблемы сохранения здоровья дошкольников

Зрительная гимнастика с детьми с ОВЗ, как решение проблемы сохранения здоровья дошкольников

Зрительная гимнастика с детьми  с ОВЗ,  как решение проблемы сохранения здоровья дошкольников

Зрительная гимнастика с детьми с ОВЗ, как решение проблемы сохранения здоровья дошкольников

Зрительная гимнастика с детьми  с ОВЗ,  как решение проблемы сохранения здоровья дошкольников

Зрительная гимнастика с детьми с ОВЗ, как решение проблемы сохранения здоровья дошкольников

Зрительная гимнастика с детьми  с ОВЗ,  как решение проблемы сохранения здоровья дошкольников

Зрительная гимнастика с детьми с ОВЗ, как решение проблемы сохранения здоровья дошкольников

Зрительная гимнастика с детьми  с ОВЗ,  как решение проблемы сохранения здоровья дошкольников
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.01.2019