Зрительные диктанты с использованием регионального компонента.doc
ЗРИТЕЛЬНЫЕ ДИКТАНТЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ РЕГИОНАЛЬНОГО
КОМПОНЕНТА
Большинство детей 67 лет уже умеют читать. Однако не у всех
процесс овладения речью происходит одинаково. В ряде случаев он может
быть замедленным, и тогда у детей отмечаются различные отклонения,
нарушающие нормальный ход речевого развития. Специалисты утверждают,
что 30 % детей, поступающих в первый класс, имеют нарушения речи
разной сложности. В то время как многие ученики начинают свободно
читать, дети с речевыми дефектами отстают от них, часто не понимают
смысл прочитанного, начинают сомневаться в своих силах. Выражение
«уметь читать» для ребёнка должно включать не только умение складывать
слоги в слова, умение прочитывать текст, но и умение осознавать его,
эмоционально отзываясь на каждый поступок героя, переживая за него.
Развитие осознанности чтения у детей с речевыми дефектами часто
тормозится изза слаборазвитой оперативной памяти. Что это значит?
Например, при замедленном
чтении ребёнок читает предложение,
состоящее из 68 слов. Дочитав до третьегочетвёртого слова, забывает
первое слово, поэтому никак не может увязать все слова воедино. В этих
случаях необходимо поработать над оперативной памятью. Для развития
оперативной памяти эффективны зрительные диктанты. Я, опираясь на
методику профессора И. Т. Федоренко, разработала зрительные диктанты
с использованием краеведческого материала. В каждом из 18 наборов
имеется 6 предложений. Особенность этих предложений такова: если
первое предложение содержит всего 8 букв, то последнее предложение
восемнадцатого набора состоит уже из 48 букв. Наращивание длины
предложений происходит постепенно, по одной две буквы. Время работы
со всеми 18 наборами составляет примерно 2 месяца. Таким образом, за
два месяца оперативная память развивается настолько, что ребёнок может
уже запомнить предложение, состоящее из 48 букв, то есть из 8 – 9 слов.
Теперь он легко улавливает смысл предложения, читать ему становится
интересно, а поэтому процесс обучения чтению идёт гораздо быстрее.
Как надо писать зрительные диктанты:
Каждое предложение демонстрируется определённое количество
времени. Дети молча читают это предложение. Надо успеть прочитать это
предложение и запомнить. По истечении этого времени ученики записывают
его в тетради. Потом демонстрируется второе предложение и т. д.
После записи всех предложений предъявляется набор из 6
предложений. Мы рекомендуем проверить диктант: читая слова орфографически (читать слова по слогам так, как они написаны) и делать
дуги снизу карандашом, разделяя слова на слоги.
Если не справились с данным набором, надо писать этот же набор на
следующий день. (В среднем на каждый набор уходит по 3 дня)
Орфографические пятиминутки являются обязательным этапом
каждого урока. Мы рекомендуем ежедневные зрительные диктанты.
Использование данных зрительных диктантов помогут добиться
оптимального чтения, то есть чтения в темпе разговорной речи от 120 до
150 слов в минуту. Именно в этом темпе достигается лучшее понимание
текста учениками.
Опыт показывает, что эти диктанты хорошо
способствуют развитию и орфографической зоркости, и речедвигательной
памяти, так как орфографическое проговаривание при проверке
написанного закрепляет звукобуквенный облик слова.
№
1
2
3
4
5
6
Вот клёны.
Растёт дуб.
Зелёная ель
Стоит берёза.
Цветёт калина.
Душистая липа.
1
Под елью зайцы.
2 Мышкует лисица.
3 Медведица спит.
Я увидел кабанов.
4
Волк воет на луну.
5
6
Белка любит грибы.
1 Мышки спрятались.
2
3
4
5
6
У белки рыжий хвост.
По лесу бродят лоси.
Фыркает колючий ёж.
Бобры строят хатки.
Рыщет голодный волк.
1
2
3
4
5
6
1
2
Прилетели скворцы.
Дятел долбит клювом.
Заливается соловей.
Ласточки вьют гнёзда.
Громко каркают вороны.
Голуби воркуют на крыше.
Волга – полноводная река.
Сюткюль – глубокое озеро.
Набор № 1. Деревья края.
Количест
во букв
Время
демонстр.
Набор № 2. Животные края.
Набор № 3. Животные края.
Набор № 4. Птицы края.
Набор № 5. Водоёмы Чувашии.
8
9
10
11
12
12
12
13
13
14
14
15
15
16
16
16
16
17
16
17
17
18
19
20
20
20
4
4
5
5
6
6
6
6
6
7
7
8
8
8
8
8
8
8
8
7
7
7
7
7
6
6 3
4
5
6
1
2
3
4
5
6
1
2
3
4
5
6
1
2
3
4
5
6
Сура – правый приток Волги.
В Волгу впадают много рек.
Цивиль и Аниш – реки Чувашии.
В водоёмах водятся караси.
Набор № 6. Охрана природы края.
Фабрики отравляют воздух.
Загрязняется вода в Волге.
Болеют и высыхают дубы, липы.
Проблема края – рост оврагов.
В Чувашии раньше жили олени.
Болеет природа – болеют люди.
Набор № 7. Столица республики.
Чебоксары столица Чувашии.
Город стоит на берегу Волги.
Залив – любимое место горожан.
Чебоксары – самый чистый город.
На гербе изображены пять уток.
Чебоксары славятся церквами.
Набор № 8. Города Чувашии.
В республике девять городов.
В Шумерлю мы поедем на поезде.
Алатырь, Ядрин – города Чувашии.
Цивильск известен ярмарками.
Козловка – самый молодой город.
Новочебоксарск – городспутник.
Набор № 9. Государственные символы.
Автор слов гимна – поэт Тукташ.
1
Флаг, герб – символы государства.
2
3
Элли Юрьев – автор герба и флага.
4 Жёлтый цвет – цвет спелого зерна.
«Три солнца» изображены на флаге.
5
6
Древо жизни – символ вечной жизни.
Набор № 10. Чувашская вышивка.
Чувашский край славится вышивками.
Вышивать умела каждая женщина.
Вышивку выполняли на белом фоне.
Каждый цвет имеет своё значение.
Красный цвет – символ огня и любви.
В чувашских узорах – жизнь народа.
Набор № 11. Прикладное искусство.
Кувшины изготавливали из глины.
Украшения делали из кожи и монет.
Изделия из кожи украшали бисером.
Кузнецы ковали оружие из металла.
Для посуды использовали липу, ветлу.
Посуду из дерева украшали резьбой.
Набор № 12. В. И. Чапаев.
Чапаев – герой гражданской войны.
Василий родился в деревне Будайка.
Именем полководца названа улица.
1
2
3
4
5
6
1
2
3
4
5
6
1
2
3
21
21
22
22
22
22
23
23
23
23
23
23
24
25
25
25
24
24
25
25
25
26
25
26
25
26
26
27
26
26
27
27
27
27
27
27
28
28
29
29
27
28
28
6
6
6
6
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5
5
6
6
6
6
6
6
6
6
6
6
6
6
6
6
6
5
5
5 4
5
6
1
2
3
4
5
6
1
2
3
4
5
6
1
2
3
4
5
6
1
2
3
4
5
6
Отец Василия Чапаева был плотником.
Раненый герой погиб, переплывая Урал.
В центре города установлен памятник.
Набор № 13. Космонавты Чувашии.
Андриян Николаев – третий космонавт.
Родное селение космонавта – Шоршелы.
Чувашия это родина трёх космонавтов.
В юности Манаров жил и учился в Алатыре.
Бударин был в открытом космосе пять раз.
Именем Николаева названа улица города.
Набор № 14. И. Я. Яковлев и его ученики.
Яковлев – талантливый педагог и учёный.
Детство Ивана Яковлевича было трудным.
В Симбирской школе готовили учителей.
Иван Яковлев составил чувашский алфавит.
Константин Иванов – ученик Ивана Яковлева.
Яковлев – просветитель чувашского народа
Набор № 15. Достопримечательности.
Белые лебеди гордо плывут по глади залива.
По Волге важно плывут белоснежные теплоходы
Леса Чувашии в основном хвойные и лиственные
Во многих спектаклях играют любимые артисты
По вечерам слышится колокольный звон церквей
Чувашия богата памятниками истории, культуры
Набор № 16. Чувашия спортивная.
Правительство Чувашии заботится о развитии спорта.
Ходоки Чувашии прославили свой родной край.
Валентина Егорова – чемпионка Олимпийских игр.
Ученики нашей школы ведут здоровый образ жизни.
В Чувашии прошел кубок мира по спортивной ходьбе.
Чувашские спортсмены завоевали призовые места.
Набор № 17. Знаменитые люди Чувашии.
Гузовский внёс значительный вклад в науку о лесе.
Балерина Надежда Павлова прославила любимый край.
Летчик Михаил Афанасьев награжден орденом Ленина.
Алексей Крылов известен строительством кораблей.
1
2
3
4
5 Мы были на встрече с известным писателем Юхма Мишши.
6
Ашмарин составил большой словарь чувашского языка.
Набор № 18. Любим свой край.
С давних пор чувашский народ славится трудолюбием.
1
2 Мою Чувашию называют краем ста тысяч вышивок и песен.
3
4
5
6
У каждого человека есть своя малая родина, родной дом.
И сегодня чувашские рукодельницы удивляют весь мир.
Наша республика входит в состав Российской Федерации.
Имя Чувашии носит одна из малых планет Солнечной системы.
30
30
31
30
30
31
32
33
33
32
33
32
35
35
35
35
38
38
38
39
39
37
37
39
40
41
41
41
43
43
43
43
44
43
44
44
44
46
48
5
5
5
5
5
5
6
6
6
6
6
6
6
6
6
6
7
7
7
7
7
7
7
7
8
8
8
8
8
8
8
8
8
8
8
8
8
8
9
Тексты зрительных диктантов составлены с использованием
регионального компонента, что способствует развитию у детей знаний по
родному краю, развитию любви к своей малой Родине.
Зрительные диктанты с использованием регионального компонента
Зрительные диктанты с использованием регионального компонента
Зрительные диктанты с использованием регионального компонента
Зрительные диктанты с использованием регионального компонента
Зрительные диктанты с использованием регионального компонента
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.