ЗСТ для детей с ОВЗ
Оценка 5

ЗСТ для детей с ОВЗ

Оценка 5
docx
30.01.2023
ЗСТ для детей с ОВЗ
здоровье сберегающие технологии.docx

Государственное  бюджетное образовательное учреждение для детей,

 нуждающихся в психолого-педагогической и    

 медико-социальной помощи

«ЦЕНТР  ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ  РЕАБИЛИТАЦИИ И КОРРЕКЦИИ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с ОВЗ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                       

                                                           Составила

Воспитатель: Сапиева Л.В.

                                                    Образование: высшее

 

 

 

Содержание

Введение………………………………………………………………………2-3

Глава 1. Здоровьесберегающие технологии ………………………………5-16

1.1. Здоровьесберегающие технологии: понятие,  цели,  задачи, типы..............4-8

1.2. Принципы организации образовательного процесса………………….8-12

1.3. Анализ проведения урока с позиций здоровьесбережения………...    12-15

Глава 2. Реализация здоровьесберегающих технологий при обучении детей с ОВЗ (из опыта работы)………..……………………………………………  17-20

Заключение……………………………………………………………… ...   21-22

Список используемой литературы…………………………...……………………23

Приложения…………… … …………… ………………………………….24-42

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

При обучении детей с ОВЗ требуется систематическая работа по сохранению и укреплению здоровья детей. Формирование жизнеспособного подрастающего поколения - одна из главных задач развития страны. Одна из задач ФГОС НОО для детей с ОВЗ – это охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их социального и эмоционального благополучия. Выделяется несколько компонентов здоровья:

1. Соматическое здоровье — текущее состояние органов и систем организма человека, основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития.

2. Физическое здоровье — уровень роста и развития органов и систем организма.

3. Психическое здоровье — состояние психической сферы, основу которой составляет состояние общего душевного комфорта.

Статистика утверждает, что здоровье ребенка на 20% зависит от наследственных факторов, на 20% - от условий внешней среды, т. е. экологии, на 10% - от деятельности системы здравоохранения, а на 50% - от самого человека, от того образа жизни, который он ведет. Если на первые 50% здоровья педагоги повлиять не могут, то другие 50% напрямую зависят от слаженной работы медицинских работников, педагогов и родителей.

Дети с ОВЗ имеют нарушения центральной нервной системы различной степени, отклонения в психоэмоциональной сфере, нарушения в опорно-двигательной и дыхательной системе, имеют различные хронические и соматические заболевания. Это затрудняет восприятие, ослабляет познавательную деятельность, снижает работоспособность, ориентацию в практической деятельности.

Следовательно, одной из основных задач в работе с детьми с ОВЗ является такая организация и методика проведения всех оздоровительных и воспитательно-образовательных мероприятий, при которой не только сохраняется хороший уровень умственной работоспособности, происходит дальнейшее развитие, но и укрепление здоровья ребенка. Мероприятия выстраиваются в последовательную цепочку и проходят через все виды деятельности. Это здоровьесберегающие технологии.

Понимая необходимость работы по формированию, укреплению и сохранению здоровья обучающихся, я   целенаправленно работаю над созданием благоприятного здоровьесберегающего пространства, ищу методы и приемы, адекватные особенностям развития детей с  нарушением интеллекта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1.Здоровьесберегающие технологии.

 

1.1.Здоровьесберегающие технологии: понятие, цель,  задачи, типы

Прежде чем начать говорить о здоровьесберегающих технологиях, определим понятие “технология”. Технология — это инструмент профессиональной деятельности педагога, соответственно характеризующаяся качественным прилагательным – педагогическая. Сущность педагогической технологии заключается в том, что она имеет выраженную этапность (пошаговость), включает в себя набор определенных профессиональных действий на каждом этапе, позволяя педагогу еще в процессе проектирования предвидеть промежуточные и итоговые результаты собственной профессионально-педагогической деятельности. Педагогическую технологию отличают: конкретность и четкость цели и задач, наличие этапов: первичной диагностики; отбора содержания, форм, способов и приемов его реализации; использования совокупности средств в определенной логике с организацией промежуточной диагностики для достижения обозначенной цели; итоговой диагностики достижения цели, критериальной оценки результатов. (Данное определение предлагается Деркунской В.А.-канд.пед.наук)

 

Что такое здоровьесберегающие технологии?

Сам по себе термин здоровьесберегающие технологии - это технологии, направленные на сохранение  и укрепление здоровья. Системно организованная совокупность программ, приемов, методов организации образовательного процесса, не наносящего ущерба здоровью его ученикам. А также здоровьесберегающие технологии ставят своей задачей достижение эффективного взаимодействие всех участников учебно-воспитательного процесса.

На уроках применяются как хорошо известные и распространенные виды, так и нетрадиционные варианты здоровьесберегающих технологий. Остановимся подробней  на их видах.

Приведу классификацию по Н.К. Смирнову. 

1. Медико-гигиенические технологии.

К медико-гигиеническим технологиям относятся контроль и помощь в обеспечении надлежащих гигиенических условий в соответствии регламентациями СанПиНов. Медицинский кабинет школы организует проведение прививок учащимся, оказание консультативной и неотложной помощи обратившимся в медицинский кабинет, проводит мероприятия по санитарно-гигиеническому просвещению учащихся и педагогического коллектива, следит за динамикой здоровья учащихся, организует профилактические мероприятия в преддверии эпидемий (гриппа) и решает ряд других задач, относящихся к компетенции медицинской службы. Участие врача или медицинской сестры необходимо при проведении психолого-педагогических консилиумов, на которых решаются вопросы, касающиеся отдельных учащихся с проблемами здоровья. Занятия по программе «Лечебная педагогика» должны проводиться под контролем и Iпри участии медицинских работников. Создание в школе стоматологического, физиотерапевтического и других медицинских кабинетов для оказания каждодневной помощи и школьникам, и педагогам, проведение занятий лечебной физической культуры, организация фитобаров и т.п. - тоже элементы этой технологии.

 

2. Физкультурно-оздоровительные технологии.

Направлены на физическое развитие занимающихся: закаливание, тренировку силы, выносливости, быстроты, гибкости и других качеств, отличающих здорового.  тренированного человека от физически немощного. Реализуются на уроках физической культуры и в работе спортивных секций.

З. Экологические здоровьесберегающие технологии.

Направленность этих технологий - создание природосообразных, экологически оптимальных условий жизни и деятельности людей, гармоничных взаимоотношений с природой. В школе это - и обустройство пришкольной территории, и зеленые растения в классах, рекреациях, и живой уголок, и участие в природоохранных мероприятиях.

4. Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности.

Их реализуют специалисты по охране труда, защите в чрезвычайных ситуациях, архитекторы, строители, представители коммунальной, инженерно-технических служб, гражданской обороны, пожарной инспекции и т.д. Поскольку сохранение здоровья рассматривается при этом как частный случай главной задачи - сохранение жизни, требования и рекомендации этих специалистов подлежат обязательному учету и интеграции в общую систему здоровьесберегающих технологий. Грамотность учащихся по этим вопросам обеспечивается изучением курса ОБЖ, педагогов - курса «Безопасность жизнедеятельности», а за обеспечение безопасности условий пребывания в школе отвечает ее директор.

5. Здоровьесберегающие образовательные технологии 

подразделяются на 3 три подгруппы:

-   организационно-педагогические технологии , определяющие
структуру учебного процесса, частично регламентированную в СанПиНах,
способствующих   предотвращению     состояния         переутомления,

гиподинамии   и других дезадаптационных состояний;

- психолого-педагогические технологии, связанные с непосредственной работой учителя   на  уроке,   воздействием,  которое   он оказывает все 40 минут на своих учеников. Сюда же относится и психолого-педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса;

-    учебно-воспитательные    технологии, которые    включают программы по обучению грамотной заботе о своем  здоровье и формированию культуры здоровья учащихся, мотивации их к ведению здорового образа жизни, предупреждению вредных привычек, предусматривающие также проведение организационно-воспитательной    работы    со    школьниками    после    уроков, просвещение их родителей.

Отдельное место занимают еще две группы технологий, традиционно реализуемые вне школы, но в последнее время все чаще включаемые во внеурочную работу школы:

- социально адаптирующие и личностно- развивающие технологии включают технологии, обеспечивающие формирование и укрепление психологического здоровья учащихся, повышение ресурсов психологической адаптации личности. Сюда относятся разнообразные социально- психологические тренинги, программы социальной   и семейной педагогики, к участию в которых целесообразно   привлекать не только школьников, но и их родителей, а также педагогов;

-   лечебно-оздоровительные технологии составляют самостоятельные медико-педагогические области знаний: лечебную педагогику и лечебную физкультуру, воздействие которых обеспечивает восстановление физического здоровья школьников.

Здоровьесберегающие технологии реализуются на основе личностно-ориентированного подхода. Осуществляемые на основе личностно-развивающих ситуаций, они относятся к тем жизненно важным факторам,благодаря которым учащиеся учатся жить вместе и эффективно взаимодейст­вовать. Предполагают активное участие самого обучающегося в освоении культуры человеческих отношений, в формировании опытаздоровьесбережения, который приобретается через постепенное расширение сферы общения и деятельности учащегося, развитие его саморегуляции (от внешнего контроля к внутреннему самоконтролю), становление самосознания и активной жизненной позиции на основе воспитания и самовоспитания, формирования ответственности за свое здоровье, жизнь и здоровье других людей.

Здоровьесберегающие педагогические технологии должны обеспечить развитие природных способностей ребенка: его ума, нравственных и эстетических чувств, потребности в деятельности, овладении первоначальным опытом общения с людьми, природой, искусством.

Здоровьесберегающая технологияпо мнению В.Д. Сонькина, - это:

·         условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность
требований, адекватность методик обучения и воспитания);

·         рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями);

·         соответствие учебной и физической нагрузки возрастным
возможностям ребенка;

·         необходимый, достаточный и рационально организованный
двигательный режим.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Типы  технологий

·         Здоровьесберегающие (профилактические прививки, обеспечение двигательной активности, витаминизация, организация здорового питания)

·         Оздоровительные (физическая подготовка, физиотерапия, аромотерапия, закаливание, гимнастика, массаж, фитотерапия, арттерапия)

·         Технологии обучения здоровью (включение соответствующих тем в предметы общеобразовательного цикла)

·         Воспитание культуры здоровья (факультативные занятия по развитию личности учащихся, внеклассные и внешкольные мероприятия, фестивали, конкурсы и т.д.).

 

1.2. Принципы организации образовательного процесса

Можно выделить следующие принципы организации образовательного процесса, предотвращающего формирование у ребёнка дезаптационных состояний.

1)Принцип ориентации на позитив в поведении и харак­тере ребенка.

Этот известный принцип, который был сфор­мулирован еще А.С. Макаренко, требует рассмотрения ребенка как главной ценности в системе человеческих отношений, нормой которых является гуманность. Педагог должен видеть в ребенке прежде всего лучшее. Это лучшее и является тем зерном, которое, прорастая, формирует у ребенка позитивные качества, формирует веру в себя, позволяет по- новому взгля­нуть на свое поведение.

Условиями реализации данного принципа являются:

• стимулирование самопознания ребенком своих положи­тельных черт;

• формирование нравственных чувств при самооценке свое­го поведения;

• постоянное педагогическое внимание к позитивным поступкам;

• доверие к ребенку;

• формирование у ребенка веры в возможность достижения поставленных задач;

• оптимистическая стратегия в определении воспитатель­ных задач;

• учет интересов учащихся, их индивидуальных вкусов, предпочтений, пробуждение новых интересов.

В практической педагогической деятельности этот прин­цип отражается в следующих правилах:

• преобладание позитивных оценок в анализе поведения ребенка;

• доминирование в общении с ребенком уважительного отношения к нему;

• приобщение педагогом ребенка к добру и доброте;

• защита педагогом интересов ребенка и оказание помощи ему в решении его актуальных проблем;

• постоянный поиск педагогом вариантов решения воспита­тельных задач, которые принесут пользу каждому ребенку;

• защита ребенка как приоритетная задача педагогической деятельности;

• формирование педагогом в классе, школе, группе и дру­гих объединениях учащихся гуманистических отноше­ний, которые не допускают унижения достоинства детей.

2)Принцип социальной адекватности воспитания тре­бует соответствия содержания и средств воспитания социальной ситуации, в которой организуется воспитание ребенка.

Реализация этого принципа возможна только на основе учета разнообразного влияния социальной среды.

Условиями реализации данного принципа являются:

• учет особенностей социального окружения ребенка при решении воспитательных задач;

• координация взаимодействия социальных институтов, оказывающих влияние на личность ребенка;

• обеспечение комплекса социально-педагогической помо­щи детям;

• учет разнообразных факторов окружающей социальной среды (национальных, региональных, типа поселения, особенности учебного заведения и т.д.);

• коррекция воспринимаемой учащимися разнообразной ин­формации, в том числе от средств массовых коммуникаций.

В практической деятельности педагога этот принцип отра­жается в следующих правилах:

♦ воспитательный процесс строится с учетом реалий соци­альных отношений ребенка;

♦ школа не должна ограничиваться воспитанием ребенка в своих стенах, необходимо широко использовать и учи­тывать реальные факторы социума;

♦ педагог должен корректировать негативное влияние окру­жающей среды на ребенка;

♦ все участники воспитательного процесса должны взаимо­действовать.

3)Принцип индивидуализации воспитания детей предполагает определение индивиду­альной траектории социального развития каждого ученика, выделение специальных задач, соответствующих его индивиду­альным особенностям, как-то: выявление причин дезадаптации,, определение особенностей включения детей в различные ви­ды деятельности, раскрытие потенциалов личности как в учеб­ной, так и во внеучебнои работе, предоставление возможности каждому учащемуся для самореализации и самораскрытия.

Условиями реализации принципа индивидуализации явля­ются:

• мониторинг изменений индивидуальных качеств ребенка;

• определение эффективности влияния фронтальных под­ходов на индивидуальность ребенка;

• выбор специальных средств педагогического влияния на каждого ребенка;

• учет индивидуальных качеств ребенка, его сущностных сфер при выборе воспитательных средств, направленных на его развитие;

• предоставление возможности учащимся самостоятельно­го выбора способов участия во внеучебной деятельности, а также выбора сферы дополнительного образования.

В практической педагогической деятельности этот прин­цип реализуется в следующих правилах:

♦ работа с трудными детьми должна ориентироваться на развитие каждого из них;

♦ успех воспитательного воздействия при работе с одним учащимся не должен негативно влиять на воспитание других;

♦ выбор воспитательного средства необходимо соотносить только с информацией об индивидуальных качествах;

♦ поиск педагогом способов коррекции поведения ученика должен вестись только на основе взаимодействия с ним;

♦ постоянное отслеживание эффективности воспитательно­го воздействия на каждого ребенка должно определять совокупность воспитательных средств, используемых пе­дагогами.

4)Принцип социального закаливания трудных детей пред­полагает включение воспитанников в ситуации, которые требуют волевого усилия для преодоления негативного воз­действия социума, выработку определенных способов этого преодоления, адекватных индивидуальным особенностям че­ловека, выработку социального иммунитета, стрессоустойчивости, рефлексивной позиции.

Условиями реализации принципа социального закалива­ния являются:

♦ включение детей в решение различных проблем соци­альных отношений в реальных и имитируемых ситуаци­ях (социальные пробы);

♦ диагностирование волевой готовности к системе социаль­ных отношений;

♦ стимулирование самопознания детей в различных соци­альных ситуациях, определения своей позиции и способа адекватного поведения в различных ситуациях;

♦ оказание помощи детям в анализе проблем социальных отношений и вариативном проектировании своего поведе­ния в сложных жизненных ситуациях.

В педагогической деятельности этот принцип реализуется в следующих правилах:

♦ проблемы отношений детей надо решать с детьми, а не за них;

♦ ребенок не всегда должен легко добиваться успеха в своих отношениях с людьми: трудный путь к успеху - залог успешной жизни в дальнейшем;

♦ не только радость, но и страдания, переживания воспиты­вают человека;

♦ волевых усилий для преодоления трудностей у человека не будет завтра, если их нет сегодня;

♦ нельзя предусмотреть все трудности жизни, но человеку надо быть готовым к их преодолению.

Основной формой организации учебного процесса является урок. Рассмотрим  анализ проведения урока с позиций здоровьясбережения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3.Анализ проведения урока с позиций здоровьесбережения

 

Педагогу в организации и проведении урока необходимо учитывать:

1) обстановку и гигиенические условия в классе (кабинете): температуру и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т.д.;

2) число видов учебной деятельности: опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров, задач и др. Норма – 4-7 видов за урок. Частые смены одной деятельности другой требуют от учащихся дополнительных адаптационных усилий;

3) среднюю продолжительность и частоту чередования различных видов учебной деятельности. Ориентировочная норма – 7-10 минут;

число видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и т.д. Норма – не менее трех;

5) чередование видов преподавания. Норма – не позже чем через 10-15 минут;

6) наличие и выбор места на уроке методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся. Это такие методы, как метод свободного выбора (свободная беседа, выбор способа действия, выбор способа взаимодействия; свобода творчества и т.д.); активные методы (ученики в роли учителя, обучение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар, ученик как исследователь); методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки);

7) место и длительность применения ТСО (в соответствии с гигиеническими нормами), умение учителя использовать их как возможности инициирования дискуссии, обсуждения;

8) позы учащихся, чередование поз;

9) физкультминутки и другие оздоровительные моменты на уроке – их место, содержание и продолжительность. Норма – на 15-20 минут урока по 1 минутке из 3-х легких упражнений с 3 – повторениями каждого упражнения;

10) наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке (интерес к занятиям, стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т.п.) и используемые учителем методы повышения этой мотивации;

11) наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни; демонстрация, прослеживание этих связей; формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности; выработка понимания сущности здорового образа жизни; формирование потребности в здоровом образе жизни; выработка индивидуального способа безопасного поведения, сообщение учащимся знаний о возможных последствиях выбора поведения и т.д.;

12) психологический климат на уроке;

13) наличие на уроке эмоциональных разрядок: шуток, улыбок, афоризмов с комментариями и т.п.;

В конце урока следует обратить внимание на следующее:

14) плотность урока, т.е. количество времени, затраченного школьниками на учебную работу. Норма - не менее 60 % и не более 75-80 %;

15) момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности. Определяется в ходе наблюдения по возрастанию двигательных и пассивных отвлечений у детей в процессе учебной работы;

16) темп и особенности окончания урока:

·         быстрый темп, «скомканность», нет времени на вопросы учащихся, быстрое, практически без комментариев, записывание домашнего задания;

·         спокойное завершение урока: учащиеся имеют возможность задать учителю вопросы, учитель может прокомментировать задание на дом, попрощаться с учащимися;

·         задержка учащихся в классе после звонка (на перемене).

Вместе с тем, основной задачей остается такая организация учебной деятельности, при которой снимается проблема перегрузки учащихся. Необходимо становится определение комплекса мер направленных на создание условий для нормального роста и развития, охрану и укрепление здоровья учащихся. Наблюдения показывают, что использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, а учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения, культивировать здоровый образ жизни.

Здоровый образ жизни:

·         благоприятное социальное окружение;

·         духовно-нравственное благополучие;

·         оптимальный двигательный режим (культура движений);

·         закаливание организма;

·         рациональное питание;

·         личная гигиена;

·         отказ от вредных пристрастий (курение, употребление алкогольных напитков, наркотических веществ);

·         положительные эмоции.

Выбор здоровьесберегающих технологий зависит от программы, по которой работает школа, от условий обучения и возможностей школы, от профессионализма педагогов. Здоровьесберегающие технологии  эффективнее использовать комплексно, сочетая технологии и выбирая оптимальный вариант, исходя из конкретных условий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2.

Реализация здоровьесберегающих технологий (ЗСТ) при обучении детей с ОВЗ (из опыта работы)

В своей работе использую следующие здоровьесберегающие технологии:  

Физкультурная минутка — динамическая пауза во время интеллектуальных занятий. Проводится по мере утомляемости детей. Это может быть дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, легкие физические упражнения. Время — 2-3 минуты. Динамические паузы способствуют снижению утомляемости у детей между двумя видами непосредственной образовательной деятельности. В результате активизируется мышление и повышается умственная работоспособность. Можно использовать с элементами дыхательной гимнастики. Физкультминутки провожу во время организованной образовательной деятельности, их длительность составляет 3-5 минуты;  в форме разнообразных комплексов физических упражнений (6-8 упражнений) с выходом из-за столов.

Пальчиковая гимнастика — применяется на уроках, где ученик много пишет. Это недолгая разминка пальцев и кистей рук. Пальчиковая гимнастика направлена на повышение работоспособности коры головного мозга, развитие активной речи ребенка. Рекомендуются детям с речевыми проблемами.

Выделяют следующие виды пальчиковой гимнастики.

1) Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением.

2) Игры с природным, бросовым материалом (горох, фасоль и т.д.).

3) Игры с пособиями (игры-шнуровки, игрушки с прищепками, пальчиковый театр). Развитие мелкой моторики проводятся ежедневно.

Гимнастика для глаз. Время — 2-3 минуты. Упражнения для глаз проводятся с целью:

- укрепления глазных мышц нарушений зрения, переутомления;

- снятия напряжения;

- общего оздоровления зрительного аппарата.

Гимнастика для глаз благотворно влияет на работоспособность зрительного анализатора и всего организма. Для проведения не требует специальных условий. Любая гимнастика для глаз проводится стоя, при выполнении упражнений голова неподвижна (если не указано иначе).

Детям с нарушением зрения противопоказаны упражнения, связанные с длительным и резким наклоном головы. Провожу в ходе интеллектуальных занятий, а также также в любое свободное время для снятия зрительной нагрузки.

Смена видов деятельности — это целесообразное чередование различных видов деятельности на уроке (устная работа, письменная, игровые моменты и пр.). Проводится с целью предупреждения быстрой утомляемости и повышения интереса учащихся.

Дыхательная гимнастика - это система упражнений на развитие речевого дыхания. Дыхательная гимнастика направлена на решение следующих задач:

- насыщение организма кислородом, улучшение обменных процессов в организме;

-повышение общего жизненного тонуса ребенка, сопротивляемости и устойчивости к заболеваниям дыхательной системы;

- нормализации и улучшение психоэмоционального состояния организма;

-развитие силы, плавности и длительности выдоха. В работе с детьми использую дыхательные упражнения с удлиненным, усиленным выдохом и вдохом через нос. Оборудование для развития дыхания, является частью развивающей предметно-пространственной среды (вертушки, мыльные пузыри, игрушки-тренажеры).

Артикуляционная гимнастика. Целью артикуляционной гимнастики является выработка правильных, полноценных движений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков. Артикуляционную гимнастику целесообразно проводить с детьми начиная с трехлетнего возраста. Желательно проводить на каждом уроке. К ней можно отнести работу по развитию речи, считалки, ритмические стихи, устные пересказы, хоровые повторения, которые используются на уроках не только для умственного, психологического и эстетического развития, но и для снятия эмоционального напряжения.

Игры. Игры призваны решать не только учебные задачи. Подвижные и спортивные игры являются важнейшим ежедневным занятием с детьми с ОВЗ. Предусмотренные планированием игры провожу на уроках, ГПД. Игры способствуют не только развитию игровых навыков ребенка, но и служат формированию здоровья детей. Вместе с этим они развивают творческое мышление, снимают напряжение и повышают заинтересованность учащихся к процессу познания.

Релаксация – специальный метод, направлен на снятие мышечного и нервного напряжения с помощью специально подобранных техник. Способствует снятию напряжения, после сильных переживаний или физических усилий. Расслабление вызывается путем специально подобранных игровых приемов с музыкальным и словесным сопровождением. Опыт показывает, что в результате применения релаксации, у многих детей налаживается сон, они становятся более уравновешенными и спокойными.

Проводятся в любом подходящем, проветриваемом помещении. Длительность зависит от индивидуальных особенностей нервной системы детейРелаксация  проводится во время интеллектуальных занятий для снятия напряжения или подготовки детей к восприятию большого блока новой информации. Это может быть прослушивание спокойной музыки, звуков природы, мини-аутотренинг.

Физкультурные занятия проводятся в соответствии с программными требованиями и помогают:

-усилить глубину и устойчивость чувств;

-разгрузиться от излишних переживаний, проявив свое эмоциональное состояние.

Музыкотерапия и звукотерапия (лечение звуками природы). Технология музыкального воздействия позволяет корректировать эмоциональный фон ребенка. Музыка обладает сильным психологическим воздействием на детей и влияет на состояние нервной системы (успокаивает, расслабляет или, наоборот, будоражит, возбуждает, вызывает различные эмоциональные состояния от умиротворенности, покоя и гармонии до беспокойства, подавленности или агрессии). При использовании музыки необходимо помнить об особенностях воздействия характера мелодии, ритма и громкости на психическое состояние детей.

Сказкотерапия. Многие игровые технологии, применяемые на занятиях, сопровождаю сказками, которые придумываю сама и дети, дополняя фантазии друг друга. Это способствует освоению навыков общения, целенаправленного слухового восприятия, развитию мышления, речи, памяти. Учитель должен создать такие условия, при которых ребенок, работая со сказкой (читая, придумывая, разыгрывая, продолжая, учится находить решения своих жизненных трудностей и проблем. Возможны как групповые, так и индивидуальные формы работы.

Технологии эстетической направленности. Сюда относятся походы в музеи, посещение выставок, работа в кружках, то есть все мероприятия, развивающие эстетический вкус ребенка.

Оформление кабинета. Санитарно-гигиеническое состояние помещения, в котором проходят занятия, также относят к здоровьесберегающим технологиям. При этом учитываются не только чистота, но и температура, свежесть воздуха, наличие достаточного освещения, отсутствие звуковых и прочих раздражителей.

Позы учащихся. Если в начальной школе учителя еще следят за осанкой и правильным положение ребенка за партой во время письма или чтения, то в старших классах этим зачастую пренебрегают. Вместе с тем, осанка формируется у человека только к 15-17-летнему возрасту. А неправильные позы, которые принимает ребенок во время уроков, могут привести не только к нарушению осанки, но и быстрой утомляемости, нерациональному расходованию энергии и даже заболеваниям.

Технологии, создающие положительный психологический климат на уроке. Сюда относят не только методы и приемы, повышающие мотивацию, но и приемы, которые учат работе в команде, внимательности, улучшают микроклимат в коллективе, способствуют личностному росту и самоуважению.

Эмоциональные разрядки — это мини-игры, шутки, минутки юмора, занимательные моменты, в общем, все, что помогает снять напряжение при больших эмоциональных и интеллектуальных нагрузках.

Беседы о здоровье. Помимо обязательных курсов ОБЖ и физкультуры, нужно стремиться к тому, чтобы на уроках в той или иной форме затрагивались вопросы, касающиеся здоровья и привлекающие к здоровому образу жизни. Удобнее всего делать это в практической части уроков, намеренно моделируя ситуации, связанные со здоровьем, безопасностью. Например, на уроках русского языка можно выбирать тексты, связанные со здоровым образом жизни для упражнений и диктантов.

Стиль общения учителя с учениками. Современные нормы требуют от учителя демократичности и тактичности. Самое важное — обеспечить ученику душевный комфорт и чувство защищенности, которые позволят учиться с удовольствием, а не по принуждению.

Работа с родителями. Непрерывность действия ЗОТ невозможно проследить без участия родителей. Именно они отвечают за соблюдение режима дня, режима питания, следят за физическим здоровьем ребенка. Беседы на классных часах, выступления медицинских работников на родительских собраниях— это тоже относится к здоровьесберегающим технологиям.

Это перечень лишь самых популярных и общедоступных здоовьесберегающих технологий, которые может использовать любой учитель-предметник во время организации учебного процесса.


 

Заключение

Понятие «здоровьесберегающие технологии» объединяет в себе все направления деятельности учреждения образования по формированию, сохранению и укреплению здоровья учащихся. Здоровьесберегающая технология – это: условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания); рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями); соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка; необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.

В современной литературе и практике системы образования здоровьесберегающие технологии понимаются как совокупность методов, которые направлены на решение таких задач, как: охрана и укрепление здоровья учащихся; создание оптимальных моделей планирования образовательного процесса, основанных на пропорциональном сочетании учебной нагрузки и различных видов отдыха, в том числе, активных его форм; формирование в сознании учащихся и педагогов ценностей здорового образа жизни.

Для достижения целей здоровьесберегающих образовательных технологий обучения необходимо определить основные средства обучения: средства двигательной направленности; оздороровительно-гигиенические. Комплексное использование этих средств позволяет решать задачи педагогики оздоровления.

В работе особое внимание следует обратить на дозирование зрительных нагрузок и состоянием зрения детей.

Важным направлением здоровьесберегающих мероприятий в работе является развитие мелкой пальцевой моторики учащихся. Работу в этом направлении можно осуществить на физкультминутках при помощи пальчиковой гимнастики.

Таким образом, подводя итоги выше сказанного, можно подчеркнуть, что применение здоровьесберегающих технологий в процессе обучения  детей с нарушением интеллекта приводят к следующим результатам:

-       повышению работоспособности, выносливости детей;

-       развитию психических процессов;

-       формированию, развитию двигательных умений и навыков;

-       развитию общей и мелкой моторики;

-  способствует социальной адаптации детей с ОВЗ.

Здоровый образ жизни пока не занимает первое место в главных ценностях человека в нашем обществе. Но если мы научим детей ценить, беречь и укреплять свое здоровье, будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то можно надеяться, что будущее поколение будет здоровым и развитым, не только духовно, но и физически и справляться с теми большими целями, которые определяет для него государство.

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1. Антропова, М.В. Режим дня, работоспособность и состояние здоровья школьников. – М.: 1974. – 136 с.

2.Базарный, В.Ф. Повернись, Россия, сердцем к детям!/ В.Ф. Базарный // «Советская Россия», №136 (12607), 23 октября 2004 г.

3.Всероссийский съезд «здоровое поколение – здоровая Россия». Здоровьесберегающее образование. Анализ проведения урока с позиций здоровьесбережения. http://www.zpzr.ru/healthcare_education/4169.html

4. Калинова, Г.С., Мягкова А.Н. Учебная нагрузка и здоровье школьников // Человек. Культура. Здоровье. – М.: Генезис, 1997.

5. Ковалько, В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. – 1–4 классы. – М.: «ВАКО», 2004. – 296 с.

6. Куинджи Н.Н. Валеология: Пути формирования здоровья школьников / Н.Н. Куинджи: методическое пособие. – М.: Аспект Пресс, 2001. – 139 с.

7.Лядова Н.В. Здоровьесбережение в современном образовательном процессе: проблемы, перспективы http://forumpoipkro.forum24.ru/

8.Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. М.:АРКТИ, 2005.

9.Смирнов, Н.К. Здоровьесберегающие технологии в работе учителя и школы. – М.: АРКТИ, 2003. – 272 с.

Интернет-ресурсы:

10. 1.http://  nsportal.ru  ( Здоровьесберегающие технологии  Леукина И.А.)

11. 2.http:// festival.1september.ru. (Теоретический семинар « Использование здоровьесберегающих технологий в работе  педагога» Чеботарева О.В.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Рациональная организация урока при использовании здоровьесберегающих технологий обучения (по Н.К. Смирнову)

Факторы урока

Уровень гигиенической рациональности урока

 

Рациональный

Недостаточно рациональный

Нерациональный

Плотность урока

Не менее 60% и не более 80%

85–90%

Более 90%

Количество видов учебной деятельности

Четыре-семь

Два-три

Один-два

Средняя продолжительность различных видов учебной деятельности

Не более 10 мин

11–15 мин

Более 5 мин

Частота чередований различных видов учебной деятельности

Смена не позже чем через 7–10 мин

Смена через 11–15 мин

Смена через 15–20 мин

Чередование видов преподавания

Не позже чем через 10–15 мин

Через 15–20 мин

Без чередования

Количество видов преподавания

Не менее трех

Два

Один

Наличие эмоциональных разрядок (их количество)

Два-три

Один

Без разрядок

Место и длительность применения ТСО

В соответствии с гигиеническими нормами

С частичным соблюдением гигиенических норм

В произвольной форме

Чередование позы

Поза чередуется в соответствии с видом работы. Учитель наблюдает за посадкой учащихся

Имеются случаи несоответствия позы виду работы. Учитель иногда контролирует посадку учащихся

Частые несоответствия позы виду работы. Позы не контролируются учителем

Наличие, место, содержание и продолжительность физкультминуток

На 20‑й и 35‑й минутах урока по 1 мин. Из 3 легких упражнений с 3-4 повторениями каждого

Одна физкультминутка с неправильным содержанием или продолжительностью

Отсутствует

Психологический климат

Преобладают положительные эмоции

Имеются случаи отрицательных эмоций Урок эмоционально индифферентный

Преобладают отрицательные эмоции

Момент наступления утомления учащихся по снижению учебной активности

Не ранее 40 мин

Не ранее 35–37 мин

До 30 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

 

Комплексы физических упражнений, используемых для физминуток на различных уроках

Комплекс №1 (на уроках письма)

И.п. – о.с. 1 – руки через стороны вверх; 2–3 раза подняться на носки; 4 – и.п.; 4 раза, темп медленный.

И.п. – о.с. 1 – прогнуться, руки отвести назад; 2–4 раза держать; 5–6 – и.п.; 6 раз, темп медленный.

И.п. – стойка ноги врозь, руки согнуты в локтях, ладонями вниз. Имитация плавания стилем «брасс». 1 – наклон вперед, руки вперед; обе руки в стороны, 3–4 – и.п.; 4 раза, темп средний.

И.п. – стойка ноги врозь, руки на пояс. 1 – наклон туловища назад: 2–4 – держать; 5–6 – и.п.; 4 раза, темп медленный.

И.п. – сидя за партой, лицом к проходу, руки в упоре. Имитация движений «велосипед»; произвольно, темп средний.

Ходьба на месте, руки через стороны вверх, сжимая и разжимая пальцы рук; 10 сек, темп средний.

Комплекс 2 (на уроках чтения)

И.п. – сидя за партой, руки на пояс. 1 – наклон головы вперед; 2 – назад; 4 раза, темп медленный.

И.п. – сидя за партой, удерживаясь руками за край сиденья сзади. 1 – прогнуться, отвести плечи назад, сблизить лопатки; 2–4 – держать; 5–6 – и.п.; 6 раз, темп медленный.

И.п. – стойка ноги врозь, руки на пояс. 1 – прогнуться, локти назад, левую ногу назад на носок; 2^4 – держать; 5–6 – и.п.; то же правой ногой; 6 раз, темп средний.

И.п. – сидя за партой, лицом к проходу, руки в упоре. 1 – поднять ноги, согнутые в коленях; 2–4 – держать; 5–6 – и.п.; 4 раза, темп средний.

 

Комплекс №3 (на уроках математики)

И.п. – стойка ноги врозь, руки на пояс. 1 – прогнуться, руки в стороны; 2 – и.п.; 4 раза, темп медленный.

И.п. – стойка ноги вместе, руки на пояс. 1 – прогнуться, локти отвести назад; 2 – шаг левой вперед; 3 – приставить к левой правую ногу; 4 – расслабиться; то же в обратном направлении.

И.п. – стойка ноги врозь. 1–3 – пружинистые наклоны вперед прогнувшись, руки в стороны; 4 – и.п.; 4 раза, темп средний.

И.п. – о.с. 1 – полуприседая, руки за голову; 2–4 – держать; 5–6 – и.п.; 4 раза, темп медленный.

И.п. – о.с. 1 – поворот налево, руки в стороны; 2–4 – прямо, руки к плечам, ладонями вперед; 5–6 – и.п.; то же с поворотом направо; 6 раз, темп средний.

И.п. – стойка правая впереди левой, руки на пояс. 1–2 – смена положения ног прыжком; 6–8 прыжков, темп средний.

 

 

 

 

Приложение 3

 

Психогимнастика

Игра «Радуга»

Дети проговаривают вместе с учителем:

«Радуга-дуга-дуга,

Унеси меня в луга,

На травушку шелковую,

На речку бирюзовую,

На желтенький песок.»

Под это стихотворение дети закрывают глаза, мысленно представляют летний пейзаж и покачивают туловищем из стороны в сторону, держа руки над головой. Затем открывают глаза и снова закрывают, садятся за столы и расслабляются. Учитель показывает цвет; играющие стремятся с закрытыми глазами «увидеть» его. Через 3–5 секунд он просит одного из игроков охарактеризовать то, что он видел.

Учитель должен помнить, что созерцание и представление различных цветов радуги оказывают благоприятное воздействие на организм ребенка. Например, синий цвет положительно влияет на зрение и слух, желтый – на желудочно-кишечный тракт, кровяное давление; зеленый – на сердечно-сосудистую систему.

 

Приложение 4

Пальчиковая гимнастика «Паучок»

На изогнутый сучок

Сломанный, осенний,

Опустился паучок (Правую кисть, шевеля пальцами, опустить сверху на левую кисть.)

С крестиком на спинке (Указательным пальцем левой руки «нарисовать» крестик на тыльной стороне).

Свил уютный гамачок, (Пальцы правой руки сложить в щепоть и опустить сверху в левую ладонь, сложенную лодочкой)

Сам – в сторонку (Пальцами правой руки «побежать» по левой руке от кисти до локтя)

И молчок… (Правый указательный палец приложить к губам.)

 

«Деревушка»

Два домишки, (Выставить два кулачка перед собой)

Два дымишки, (Поднять большие пальцы)

У крыльца (Правую ладонь положить на тыльную сторону левой ладони)

Два деревца (Поднять согнутые в локтях руки вертикально, широко расставив пальцы)

А на глади озерца («Нарисовать» ладонями круг в горизонтальной плоскости)

Посерёдочке (Сложить ладони вместе)

Кто-то в лодочке,

Кто-то в лодочке. (Сложить ладони лодочкой, покачать.)

 

Приложение 5

Упражнение для глаз

Упражнение выполняется по команде учителя коллективно и только стоя. Стрелки траектории указывают, куда должны двигаться глаза учащегося в процессе выполнения физкультминуток: вверх – вниз, влево – вправо, по и против часовой стрелки, по «восьмерке». Повторить каждое из этих упражнений нужно 10–15 раз по порядку с №1 по №5.

 

https://documents.infourok.ru/15ad745d-5cbd-4356-9b7c-0814e4db047a/0/image001.jpg

 

Упражнение при возбуждении, повышенной раздражительности, вспыльчивости детей (Е.Мазо)

Выдох значительно превосходит по длительности вдох. Гимнастика проводится по следующей схеме:

 

https://documents.infourok.ru/15ad745d-5cbd-4356-9b7c-0814e4db047a/0/image002.jpg

 где в числителе – продолжительность вдоха в секунду; в знаменателе – продолжительность выдоха в секунду; в середине – длительность паузы между вдохом и выдохом. Пауза обязательна.

 

Дыхательные упражнения при нервно-психическом перенапряжении и переутомлении.

Упражнение 1:

• вдох (спокойный, полный, глубокий);

• выдох (интенсивный, резкий, энергичный).

Упражнение 2: сидя или стоя, набрать полные легкие воздуха.

Задержать на момент дыхание, сложить губы трубочкой (как при свисте) и с силой вытолкнуть через нее часть воздуха. Снова задержать дыхание и затем выдохнуть очередную порцию воздуха.

Перед тем как приступить к упражнениям, учащиеся должны расслабить пояса и расстегнуть верхнюю пуговицу на рубашке. Не следует забывать и о свежем воздухе в классе, поэтому во время выполнения упражнений окна нужно открыть. Учитель должен уделять особое внимание самочувствию школьников и индивидуально подходить к каждому из них. Дыхательные упражнения:

1.                 Дыхание через одну ноздрю. Сесть, скрестив ноги, спину и голову держать прямо. Закрыть правую ноздрю большим пальцем правой руки и медленно вдыхать через левую ноздрю. Повторить упражнение 10-15 раз. Затем закрыть левую ноздрю большим пальцем левой руки и также выполнить 10-15 раз.

2.                 Диафрагмальное дыхание (дыхание животом). Сесть на коврике, скрестив ноги. Выполнить плавный выдох, максимально втягивая живот. После этого без задержки выполнить максимальный плавный вдох, выпячивая живот.  Выполнить 10-12 раз.

3.                 Очистительное дыхание. Сесть на коврике, скрестив ноги. Выполнить максимальный плавный вдох и резкий выдох, втягивая мышцы живота. Затем следует сразу расслабить мышцы живота и сделать глубокий вдох. Пассивный вдох и резкий выдох чередуются непрерывно один за другим. Выполнить 10-15 раз.

Некоторые дыхательные упражнения можно включить в утреннюю гимнастику.    

  Правильное дыхание поможет избежать гайморита, астмы, неврозов, избавиться от головной боли, насморка, простуды, быстро восстановить работоспособность после умственного или физического утомления.

Учащиеся должны знать, что для полноценного дыхания необходимо соблюдать следующие правила: дышать надо только через нос равномерно и ритмично, стараться максимально наполнять лёгкие воздухом и делать максимально глубокий выдох.

 

Дыхательная гимнастика Стрельниковой состоит из следующих элементов:

1. Поворот головы вправо и влево. На каждом повороте (в конечной точке) – короткий, шумный вдох носом. Темп – один вдох в минуту.

2. «Ушки». Наклон головы вправо и влево. Резкий вдох в конечной точке каждого движения.

3. «Малый маятник». Наклон головы вперед, назад. Короткий вдох в конце каждого движения.

4. «Обними плечи». Сведение рук перед грудью. При таком встречном движении рук в момент быстрого шумного вдоха сжимается верхняя часть легких. Правая рука находится то сверху, то снизу.

5. «Насос». Пружинящие наклоны вперед. Мгновенный вдох – в нижней точке. Слишком низко наклоняться и выпрямляться до конца не нужно.

6. Пружинящие наклоны назад со сведением поднятых рук. Вдох – в крайней точке наклона назад.

7. Пружинящие приседания в выпаде с опорой то на правую, то на левую ногу. Вдох – в крайней точке приседания, в момент сведения опущенных рук.

8. «Большой маятник». Наклоны вперед и назад. Вдох – в крайней точке наклона вперед, а потом назад.

 

 

 

 

Упражнение 1:

• с силой потереть одну ладонь о другую (10 раз);

• щеки – вверх – вниз (10 раз);

• кончиками пальцев постучать по затылку и макушке (10 раз);

• указательным пальцем правой руки нащупать впадину в основании черепа и 3 раза сильно надавить;

• 3 раза сжать руки в кулак, помассировать места соединения большого и указательного пальцев.

Упражнение 2:

• потянуть вниз мочки ушей (10 раз);

• «хлопание ушами» – четырьмя пальцами прижать уши к щекам и отпустить (10 раз);

• «кручение козелка» – большой палец руки ввести в слуховой проход, указательным пальцем охватить ухо сверху и делать круговые движения (30 секунд).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 6

Методы здоровьесберегающих технологи, применяемые в обучении детей с ОВЗ.

Виды здоровьесберегающих педагогических технологий

Время проведения в режиме дня

Особенности методики проведения

Стретчинг

Не раньше чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин. со среднего возраста в физкультурном или музыкальном залах либо в групповой комнате, в хорошо проветренном помещении

Рекомендуется детям с вялой осанкой и плоскостопием. Опасаться непропорциональной нагрузки на мышцы

Ритмопластика

Не раньше чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин. со среднего возраста

Обратить внимание на художественную ценность, величину физической нагрузки и ее соразмерность возрастным показателям ребенка

Динамические паузы

Во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей

Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия

Подвижные и спортивные игры

Как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате - малой со средней степенью подвижности. Ежедневно для всех возрастных групп

Игры подбираются е соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. Можно использовать лишь элементы спортивных игр

Релаксация

В любом подходящем помещении. В зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Для всех возрастных групп

Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы

Технологии эстетической направленности

Реализуются на занятиях художественно-эстетического цикла, при посещении музеев, театров, выставок и пр., оформлении помещений к праздникам и др. Для всех возрастных групп

Осуществляется на занятиях по программе , а также по специально запланированному графику мероприятий. Особое значение имеет работа с семьей, привитие детям эстетического вкуса

Гимнастика пальчиковая

С младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно

Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время)

Гимнастика для глаз

Ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время; в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста

Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога

Гимнастика дыхательная

В различных формах физкультурно-оздоровительной работы

Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры

Гимнастика бодрящая

Ежедневно после дневного сна, 5-10 мин.

Форма проведения различна: упражнения на ковриках, ходьба по ребристым дощечкам; легкий бег

Гимнастика корригирующая

В различных формах физкультурно-оздоровительной работы

Форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента детей

Гимнастика ортопедическая

В различных формах физкультурно-оздоровительной работы

Рекомендуется детям с плоскостопием и в качестве профилактики болезней опорного свода стопы

Физкультурное занятие

2-3 раза в неделю в спортивном или музыкальном залах. Ранний возраст - в групповой комнате, 10 мин. Младший возраст- 15-20 мин., средний возраст - 20-25 мин., старший возраст - 25-30 мин.

Занятия проводятся в соответствии программой, по которой работает учитель. Перед занятием необходимо хорошо проветрить помещение

Проблемно-игровые (игротреннинги и игротерапия)

В свободное время, можно во второй половине дня. Время строго не фиксировано, в зависимости от задач, поставленных педагогом

Занятие может быть организовано не заметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности

Коммуникативные игры

1-2 раза в неделю по 30 мин. со старшего возраста начальной школы

Занятия строятся по определенной схеме и состоят из нескольких частей. В них входят беседы, этюды и игры разной степени подвижности, занятия рисованием, лепкой и др.

Занятия из серии «Здоровье»

1 раз в неделю по 30 мин. Начиная с 1 класса

Могут быть включены в сетку занятий в качестве познавательного развития

Самомассаж

В зависимости от поставленных педагогом целей, сеансами, либо в различных формах физкультурно-оздоровительной работы

Необходимо объяснить ребенку серьезность процедуры и дать детям элементарные знания о том, как не нанести вред своему организму

Точечный самомассаж

Проводится в преддверии эпидемий, в осенний и весенний периоды в любое удобное для педагога время начиная с 2 класса

Проводится строго по специальной методике. Показана детям с частыми простудными заболеваниями и болезнями ЛОР-органов. Используется наглядный материал

Биологическая обратная связь (БОС)

От 10 до 15 сеансов работы с компьютером по 5-10 мин. в специальном помещении. Рекомендуется со старшего возраста

Необходимы соблюдение правил работы за компьютером. Рекомендуется специальная методика для 1-2 класса

Арттерапия

Сеансами по 10-12 занятий по 30-35 мин. С начальной школы

Занятия проводят по подгруппам 10-13 человек, программа имеет диагностический инструментарий и предполагает протоколы занятий

Технологии музыкального воздействия

В различных формах физкультурно-оздоровительной работы; либо отдельные занятия 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных целей

Используются в качестве вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр.

Сказкотерапия

2-4 занятия в месяц по 30 мин. Начиная с 1 класса

Занятия используют для психологической терапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание, где рассказчиком является не один человек, а группа детей

Технологии воздействия цветом

Как специальное занятие 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных задач

Необходимо уделять особое внимание цветовой гамме интерьеров классных комнат. Правильно подобранные цвета снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой ребенка

Технологии коррекции поведения

Сеансами по 10-12 занятий по 25-30 мин. Начиная с 1 класса

Проводятся по специальным методикам в малых группах по 6-8 человек. Группы составляются не по одному признаку - дети с разными проблемами занимаются в одной группе. Занятия проводятся в игровой форме, имеют диагностический инструментарий и протоколы занятий

Психогимнастика

1-2 раза в неделю начиная с 1 класса по 25-30 мин.

Занятия проводятся по специальным методикам

Фонетическая ритмика

2 раза в неделю , не раньше, чем через 30 мин. после приема пищи. В физкультурном или музыкальном залах. 1-2 классы-15 мин., 3-4 классы-30 мин.

Занятия рекомендованы детям с проблемами слуха ,либо в профилактических целях. Цель занятий - фонетическая грамотная речь без движений

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Государственное бюджетное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «ЦЕНТР

Государственное бюджетное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «ЦЕНТР

Содержание Введение………………………………………………………………………2-3

Содержание Введение………………………………………………………………………2-3

Введение При обучении детей с

Введение При обучении детей с

Глава 1.Здоровьесберегающие технологии

Глава 1.Здоровьесберегающие технологии

Физкультурно-оздоровительные технологии

Физкультурно-оздоровительные технологии

Здоровьесберегающие технологии реализуются на основе личностно-ориентированного подхода

Здоровьесберегающие технологии реализуются на основе личностно-ориентированного подхода

Типы технологий ·

Типы технологий ·

Условиями реализации данного принципа являются: • учет особенностей социального окружения ребенка при решении воспитательных задач; • координация взаимодействия социальных институтов, оказывающих влияние на личность ребенка;…

Условиями реализации данного принципа являются: • учет особенностей социального окружения ребенка при решении воспитательных задач; • координация взаимодействия социальных институтов, оказывающих влияние на личность ребенка;…

Принцип социального закаливания трудных детей пред­полагает включение воспитанников в ситуации, которые требуют волевого усилия для преодоления негативного воз­действия социума, выработку определенных способов этого преодоления, адекватных…

Принцип социального закаливания трудных детей пред­полагает включение воспитанников в ситуации, которые требуют волевого усилия для преодоления негативного воз­действия социума, выработку определенных способов этого преодоления, адекватных…

Анализ проведения урока с позиций здоровьесбережения

Анализ проведения урока с позиций здоровьесбережения

Определяется в ходе наблюдения по возрастанию двигательных и пассивных отвлечений у детей в процессе учебной работы; 16) темп и особенности окончания урока: · быстрый темп,…

Определяется в ходе наблюдения по возрастанию двигательных и пассивных отвлечений у детей в процессе учебной работы; 16) темп и особенности окончания урока: · быстрый темп,…

Глава 2. Реализация здоровьесберегающих технологий (ЗСТ) при обучении детей с

Глава 2. Реализация здоровьесберегающих технологий (ЗСТ) при обучении детей с

В работе с детьми использую дыхательные упражнения с удлиненным, усиленным выдохом и вдохом через нос

В работе с детьми использую дыхательные упражнения с удлиненным, усиленным выдохом и вдохом через нос

Это способствует освоению навыков общения, целенаправленного слухового восприятия, развитию мышления, речи, памяти

Это способствует освоению навыков общения, целенаправленного слухового восприятия, развитию мышления, речи, памяти

Заключение Понятие «здоровьесберегающие технологии» объединяет в себе все направления деятельности учреждения образования по формированию, сохранению и укреплению здоровья учащихся

Заключение Понятие «здоровьесберегающие технологии» объединяет в себе все направления деятельности учреждения образования по формированию, сохранению и укреплению здоровья учащихся

Список литературы 1. Антропова,

Список литературы 1. Антропова,

Приложение 1 Рациональная организация урока при использовании здоровьесберегающих технологий обучения (по

Приложение 1 Рациональная организация урока при использовании здоровьесберегающих технологий обучения (по

Психологический климат Преобладают положительные эмоции

Психологический климат Преобладают положительные эмоции

Приложение 2 Комплексы физических упражнений, используемых для физминуток на различных уроках

Приложение 2 Комплексы физических упражнений, используемых для физминуток на различных уроках

Приложение 3 Психогимнастика

Приложение 3 Психогимнастика

Приложение 5 Упражнение для глаз

Приложение 5 Упражнение для глаз

Учитель должен уделять особое внимание самочувствию школьников и индивидуально подходить к каждому из них

Учитель должен уделять особое внимание самочувствию школьников и индивидуально подходить к каждому из них

Упражнение 1: • с силой потереть одну ладонь о другую (10 раз); • щеки – вверх – вниз (10 раз); • кончиками пальцев постучать по…

Упражнение 1: • с силой потереть одну ладонь о другую (10 раз); • щеки – вверх – вниз (10 раз); • кончиками пальцев постучать по…

Приложение 6 Методы здоровьесберегающих технологи, применяемые в обучении детей с

Приложение 6 Методы здоровьесберегающих технологи, применяемые в обучении детей с

Для всех возрастных групп

Для всех возрастных групп

Коммуникативные игры 1-2 раза в неделю по 30 мин

Коммуникативные игры 1-2 раза в неделю по 30 мин

Технологии воздействия цветом

Технологии воздействия цветом
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.01.2023