Звук и буква И и.
В 1 классе.
Учитель: Кикова З. Х.
Тема: Гласный звук [и], буквы И, и
Педагогическая цель: Создать условия для ознакомления учащихся с гласным звуком [и], буквами Ии; развития речи.
Тип урока: Решение учебной задачи.
Планируемые результаты (предметные): Знают особенности произношения звука [и], его характеристику; осуществляют наблюдение над значением слов; умеют включать слова в предложения.
Личностные результаты: Выстраивают добропорядочные отношения в учебном коллективе.
Универсальные учебные действия (метапредметные):
· Регулятивные: корректируют деятельность: вносят изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечают пути их устранения.
· Познавательные: общеучебные – овладевают методом познания – наблюдением; логические – характеризуют изучаемый звук.
· Коммуникативные: строить логическое и последовательное высказывание (сказка).
Материально – техническое обеспечение: компьютер, электронное приложение учебнику, диск, учебник «Азбука».
Ход урока.
I. Организация начала урока.
(Проверка готовности класса и оборудования; эмоциональный настрой на урок)
Давайте вспомним некоторые правила вежливости на уроке:
1. На уроке будь старательным,
Будь спокойным и … внимательным.
2. Всё пиши, не отставая,
Слушай, … не перебивая.
II. Речевая разминка.
на – на – на – во дворе растет сосна;
но – но – но – завтра мы пойдем в кино;
III. Постановка учебной задачи.
– Отгадайте загадку: Маленького роста я
Тонкая и
острая.
Носом путь себе ищу,
За собою хвост тащу…(Иголка)
– С какого звука начинается отгадка?
– Как вы думаете, какая задача сегодня стоит перед нами?
IV. Усвоение новых знаний и способов деятельности.
1. Слого-звуковой анализ слова иголка (учебник, с. 29)
– Рассмотрите схему слова иголка.
– Сколько слогов в слове?
– Какой слог ударный?
– Сколько звуков в первом слоге?
– Что вы можете сказать о втором слоге?
– Что вы можете сказать о третьем слоге?
2. Знакомство со звуком [и] и буквой И
– Еще раз произнесите первый слог.
– Сколько в нем звуков?
– Какой это звук?
–Особенность произнесения гласного звука [и] – рот открыт нешироко, губы растянуты.
Гласный звук [и] можно записать буквой, которая так и называется: гласная буква И.
– Найдите букву И на «ленте букв». На что она похожа?
Раз – брусок и два – брусок,
Плюс один наискосок,
Снизу, сверху – уголки,
А всё вместе – буква И.
– Выложите букву И из цветных карандашей.
3. Чтение стихотворения Б. Берестова «Ивы». Дифференцированное задание
Учебник стр 29
– Прочитайте стихотворение. Найдите слова с буквой И. В каких словах буква И заглавная, в каких – строчная?
Физкультминутка
Ходит по двору индюк.
Словно перьевой сундук.
Он шагает не спеша
С боку на бок, чуть дыша.
Важно крыльями трясёт,
Индюшат к себе зовёт.
А они гуськом бегут
От отца не отстают.
4. Работа над схемами слов вишня и ива в электронном приложении к учебнику.
5. Дидактическая игра «Кто больше?»
– Кто назовет больше всех слов со звуком [и]?
(– Определите место звука [и] в слове.
– Как звучат согласные звуки, если после них стоит гласный звук [и]?
6.Введение понятия о многозначности слова иголка
Учебник, с. 30
8. Работа в паре.
Придумайте предложение про ёжика.
(Учащиеся предлагают свои варианты предложений о ёжике)
Рассмотрите рисунки стр 30. Мы будем читать предложения. При «чтении» надо называть слова по рисунку.
Физкультминутка
Маленький ежик четверо ножек
по
лесу идет
И песенку поет
(шагаем
на месте)
Фуф-ты фуф-ты фуф-ты фу
(руки
на поясе, по очереди выставляем вперед и опять на пояс)
Сладко яблочко несу
(ладони
вверх, руки вперед)
Фуф ты фуф ты фуф ты фу
Ребятишек угощу
(ладони вверх, руки вперед, приседаем)
V. Закрепление знаний и способов действий.
1. Работа с пословицами (учебник, с. 28)
– Какой смысл заложен в пословице «Нет друга – ищи, а нашел – береги»?
– Расскажите о своем лучшем друге.
– Как вы понимаете значение слов «взаимопомощь», «дружба»?
2. Роль ударения в слове
– Вспомните, какую роль в слове играет ударение?
– Может ли измениться смысл слова, если изменится ударение?
3. Работа с рисунком (учебник с. 30)
– Назовите предметы, изображенные в нижней части страницы.
– Как назвать эти предметы, одним словом?
– Какой предмет можно назвать лишним?
4 . Составление рассказа по иллюстрации к сказке (учебник, с. 28)
– Кого вы видите на рисунке?
– Опишите, как он одет.
– С кем беседует Иван-царевич?
– Как вы считаете, кто живет в избушке на курьих ножках?
– Иван – царевич кого ищет?
– Придумайте предложение к схеме.
5. Дидактическая игра «Восстанови последовательность событий» по сказке «Журавль и лисица»
6. Работа с «лентой букв»
– На «ленте букв» найдите буквы А, О, И. Объясните такое расположение.
V I. Рефлексивно-оценочный.
– Какому звуку, какой букве был посвящен урок?
– Чему учились на уроке?
Поднимите зеленую карточку, кто все понял.
Поднимите желтую карточку кто понял , но не все.
Поднимите красную карточку те, кто ничего не понял.
– Какие знания, умения, навыки помогли на уроке?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.