Звук С. Его артикуляция
Правильная артикуляция звука С |
Нарушения произношения звука С |
||||||
Сигматизмы |
Парасигматизмы |
||||||
горловой |
боковой |
носовой |
Губно-зубной |
призубный |
Шипящий |
||
губы |
растянуты, как при улыбке |
Без изменений |
Один из углов губ слегка опущен, при улыбке наблюдается асимметрия |
В нейтральном положении |
Нижняя губа сближена с верхними резцами |
В нейтральном положении |
Округлены и слегка выдвинуты вперед |
зубы |
Сближены на 1-2 мм, верхние и нижние резцы обнажены |
Разомкнуты примерно на 1см |
Разомкнуты больше чем при правильном произношении |
разомкнуты |
Нижние губы не видны, верхние слегка обнажены |
разомкнуты |
Слегка приоткрыты, видны верхушки резцов |
язык |
Кончик: Широкий, лежит у основания нижних резцов, не задевая их верхушек |
Просовывается между верхними и нижними резцами |
а) поднят и примыкает к альвеолам верхних резцов; б) находится за нижними резцами, но отклоняется от средней линии |
Оттянут в глубь рта |
Оттянут от нижних резцов |
Сомкнут с верхними резцами |
Опущен вниз и отходит назад от резцов или упирается в нижние десны |
Передняя часть спинки: широкая, приподнимается к альвеолам и посередине образует с ними щель в форме желобка |
Образует плоскую щель с верхними резцами |
а) вместе с кончиком языка образует смычку с альвеолами б) образует щель с левой или правой стороны, а по середине |
Опущена и не образует щели с альвеолами верхних резцов |
Опущена и слегка отодвигается назад |
Сомкнута с альвеолами |
Напряжена |
|
Средняя часть спинки опущена, посередине ее образуется продольный желобок |
Желобок не образуется |
а) поднимается к небу, не образуя желобка; б) правильная или левая часть образует смычку с небом |
Оттянута назад |
Приподнята и слегка отодвинута назад |
Опущена, желобок не образуется |
Напряжена, выгнута, желобок не образуется |
||
Задняя часть спинки: |
Без |
а) поднята к |
Поднята, |
приподнята |
приподнята |
приподнята |
|||
|
|
|
|
|
|
|
|||
незначительна поднята |
изменений |
небу; б) правая(левая) часть поднята, левая(правая) опущена |
примыкает к мягкому небу |
|
|
|
|||
Боковые края: плотно прилегают к внутренней стороне зубов, закрывая проход воздушной струе по бокам |
опущены |
а) не прилегают к коренным зубам, опущены б)правый(левый) край опущен |
опущены |
Прилегают к верхним коренным зубам |
Прилегают к верхним коренным зубам |
Опущены, не смыкаются с коренными зубами |
|||
Мягкое нёбо |
Поднято, прижато к задней стенке глотки и закрывает проход воздушной струе в носовую полость |
Без изменений |
Без изменений |
Опущено, в результате чего образуется щель между небом и задней стенки глотки |
Без изменений |
Без изменений |
Без изменений |
||
Голосовые связки |
Не напряжены, раздвинуты, голос не образуется |
||||||||
Воздушная струя |
Узкая, холодная, идет по средней линии языка, легко ощущается тыльной стороной руки, поднесенной ко рту |
Теплая, рассеянная |
а) идет по обоим края языка б) идет вбок, уклоняясь или влево, или вправо; |
Проходит через нос |
Более рассеянная, проходит через сужение между нижней губой и верхними резцами |
толчкообразная |
Растекается по всей поверхности языка |
||
Нарушения звучания |
При правильной артикуляции образуется шум, похожий на свис; при неправильном положении органов артикуляционного аппарата происходит искажение звука С или замена его другим звуком |
Шепелявый оттенок вместо свиста |
Своеобразный, хлюпающий, шум (как будто каша во тру) |
Звук С заменяется шумом, напоминающим храпение; у последующего гласного звука появляется носовой оттенок |
Звук С заменяется звуко Ф; собака- «фобака», бусы- «буфы», лес- «леф» |
Звук С заменяется звуком Т: собака- тобака, бусы-буты, лес-лет |
Звучание сходно со звучанием смягченного звука Ш; собака- шобака, бусы-буши, лес-леш |
||
Предрасполагающие факторы |
Различные нарушения в строении или движении органов артикуляционного аппарата |
Вялость кончика языка; передний открытый прикус: аденоидные разращения, что затрудняет носовое дыхание (у ребенка постоянно приоткрыт рот) |
Парез мышц языка, боковой открытый прикус; слабость мышц одной половины языка |
Излишнее напряжение задней части спинки языка |
Прогнатия; нарушение фонематического слуха |
Закрытый прикус; прямой прикус; снижение слуха, нарушение фонематического слуха |
Прогения; снижение слуха; , нарушение фонематического слуха |
||
Исправление произношение звука С
|
|
Нарушения произношения звука С |
|||||
сигматизмы |
парасигматизмы |
||||||
межзубный |
боковой |
носовой |
губно-зубной |
призубный |
шипящий |
||
Подготовительный этап |
При отсутствии звука С работа начинается с формирования правильной артикуляции звука; вырабатываются: положение губ в улыбке с обнажением верхних и нижних резцов; умение удерживать широкий кончик языка за ниж.резцами; длительная воздушная струя, идущая посередине языка |
Проводятся упражнения для: Укрепления мышц кончика и передней части спинки языка; выработки направленной воздушной струи; отрабатываются звук И, при котором положение языка близко к нормальной артикуляции звука С |
Даются упражнения для: Распластывания языка, умения удерживать его широким, укрепления боковых краев языка; выработки воздушной струи, идущей посередине языка, при э Том должны равномерно работать обе половинки языка; отрабатываются звуки И,Ф( при последнем идет сильная воздушная струя, напрвлен. посередине языка) |
Вырабатываются: умение удерживать шир.распл. язык на ниж.губе, умение направлять возд. струю на кончик просунутого между губами(зубами) языка; умение удерживать шир.кончик языка за ниж.резцами; положение губ в улыбке с обнажением резцов; отрабатываются звуки И,Ф и диффер. звуков Ф-Х с использованием тактильных ощущений |
Вырабатывается умение сопоставлять и различать на слух звуки С-Ф с использованием картинок-символов; проводятся упражнениея для: отработки движений нижней губы вниз-вверх; выработки умения удерживать губы в улыбке с обнажением верхних и нижних резцов; умения удерживать шир.кончик языка у нижних резцов, касаясь их; отрабатывается звук И; умение с напряжением произносить сочетание гласных ИЕ |
Вырабатывают умение сопоставлять и различать на слух звуки С-Т использ.картинок-символов; даются упр. для: выработки длительной направ.воздуш. струи; положения шир.кончика языка за нижними резцами; выработки умения чередовать движения шир.языка вверх-вниз, касаясь корней верхних и нижних резцов; умения удерживать губы в улыбке; отрабат звуки И,Ф |
Вырабатывают умение сопоставлять и различать на слух звуки С-Щ использ.картинок-символов;вырабатывабются умения: удерживать широкий язык за нижними резцами; чередовать движения шир. Языка за нижние и верхние зубы; удерживать губы в улыбке с обнажением верхних и нижних резцов; напрвлять воздушную струю посередине языка; чередовать движения широкого кончика языка от нижних резцов к подъяз.уздечке; отрабатываются звуки И,Ф |
Исправление произношение звука С
|
|
Нарушения произношения звука С |
|||||
сигматизмы |
парасигматизмы |
||||||
межзубный |
боковой |
носовой |
губно-зубной |
призубный |
шипящий |
||
Постановка звука |
Используется прием подражания, добиваются правильного произношения изолированного звука С, обращая при этом внимание ребенка на правильное положение органов артикуляционного аппарата |
Ребенку предлагается: переводить широкий кончик языка за нижние резцы, сближать их и «пускать длинный легкий ветерок» |
Добиваются правильного звучания С при межзубном положение языка, иногда используют механическую помощь(спичку, пластмассовую спицу) для выработки продольного желобка по средней линии языка, затем переводят кончик языка за нижние резцы |
Ребенку предлагается: длительно произносить звук Ф, просовывать широкий кончик языка между нижней и верхними резцами, затем при межзубном положении широкого кончика языка дуть на него со звуком Ф; постепенно убирать кончик языка за нижние резцы |
Ребенку предлагается: используя зрительный контроль, при положении губ в улыбке и длительно произносить звук С (иногда придерживать нижнюю губу пальцем ребенка, приставленным к ямочке под нижней губой) |
Используя показ правильной артикуляции, тактильные ощущения(тыльной стороной руки ребенок ощущает длительную холодную воздушную струю при произнесении звука С логопедом, а потом им самим), добиваются правильного звучания С |
Ребенку предлагаетсяпри межзубном положении широкого кончика языка произносить звук Ф и добиваться правильного звучания С |
Исправление произношение звука С
|
|
Нарушения произношения звука С |
||||||
сигматизмы |
парасигматизмы |
|||||||
межзубный |
боковой |
носовой |
губно-зубной |
призубный |
шипящий |
|||
Автоматизация звука |
Последовательно вводят поставленный звук в слоги( прямые, обратные, со стечением согласных), слова и фразовую речь
|
|||||||
|
Иногда автоматизацию в слогах начинают при межзубном положении кончика языка, и лишь когда он перестанет отклоняться, переводят язык в зазубное положение |
|
Иногда автоматизацию звука в слогах начинают, используя механическую помощь( удерживание нижней губы пальцем) |
|
|
|||
Дифференциация звуков |
При сигматизмах работа над звуком заканчивается этапом автоматизации, так как во всех этих случаях не бывает замены фонемы С другой фонемой |
При парасигматизмах работа над звуками заканчивается этапом дифференциации звука С и звуков-заменителей
|
||||||
С-Ф |
С-Т |
С-Щ |
||||||
Классификация гласных
Место и степень подъема языка |
Ряд
|
||||
передний |
средний |
задний |
|||
Подъем: верхний
|
И |
Ы |
У |
||
Средний |
Э |
|
О |
||
Нижний
|
|
А |
|
||
Лабиализация
|
Нелабиализованные |
Лабиализованные |
|||
Классификация согласных
Ротовое или носовое резонирование |
Степень участия голоса и шума |
Место образования. Способ образования |
Губные |
Язычные |
|||||||||||||||
Губно-губные |
Губно-зубные |
Язычно-зубные |
Язычно-альвеолярные |
Язычно-передненёбное |
Язычно-средненёбное |
Язычно- задненёбные |
|||||||||||||
тв
|
мяг |
тв |
мяг |
твер |
мягк |
твер |
мягк |
твер |
мягк |
твер |
мягк |
твер |
мягк |
||||||
Ротовые
|
Шумные |
звон |
Смычные |
Б
|
Б’ |
- |
- |
Д |
Д’ |
- |
- |
- |
- |
- |
Г’ |
Г |
- |
||
глух |
П
|
П’ |
- |
- |
Т |
Т’ |
- |
- |
- |
- |
-- |
К’ |
К |
- |
|||||
звон |
Щелевые |
-
|
- |
В |
В’ |
З |
З’ |
- |
- |
Ж |
- |
- |
Й j |
- |
- |
||||
глух |
-
|
- |
Ф |
Ф’ |
С |
С’ |
- |
- |
|
|
|
Х |
Х’ |
- |
|||||
звон |
Смычно-щелевые |
-
|
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
||||
глух |
-
|
- |
- |
- |
Ц |
- |
- |
- |
- |
Ч’ |
- |
- |
- |
- |
|||||
Носовые |
Соноры |
Дрожащие
|
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Р |
Р’ |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|||
Смычно-проходные |
|
|
|
|
|
|
Л |
Л’ |
|
|
|
|
|
|
|||||
Соноры |
Смычно-проходные
|
М |
М’ |
- |
- |
Н |
Н’ |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
||||
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.