Эволюция порой меняет предметы до неузнаваемости. Взгляните на тех же обезьян… Конкретно в IT-индустрии это происходит настолько быстро, что зачастую старые названия предметов уже никак не могут соответствовать сути. Разве повернется язык назвать килограммовую махину в железном боксе с кучей ручек «картой»? А ведь иначе никак…
Звуковые карты от и до
Эволюция порой меняет предметы до неузнаваемости.
Взгляните на тех же обезьян… Конкретно в ITиндустрии это
происходит настолько быстро, что зачастую старые названия
предметов уже никак не могут соответствовать сути. Разве
повернется язык назвать килограммовую махину в железном
боксе с кучей ручек «картой»? А ведь иначе никак…
Историческая справка
PC Speaker был первым. И, что удивительно, до сих пор
существует во всех современных PC. Включая компьютер вы
слышите его немелодичные трели…
PC Speaker реально использовался для воспроизведения музыки
в старых DOS’овских игрушках и простейших программах для
написания музыки, в основном обучающих — «пищалка» умела
и умеет воспроизводить элементарные звуки заданной частоты.
В 80х PC Speaker использовали также для воспроизведения
более сложной музыки, но очень недолго.
В 1982 году появилась звуковая плата Tandy. Вернее, платой
это чудо назвать трудновато: штуковина имела встроенный
динамик и воспроизводила через него звуки заданной частоты игромкости.
Затем был Covox. Это довольно несуразное устройство, которое
подключалось к компьютеру через принтерный (!) LPTпорт и
воспроизводило звук с помощью первого в истории PC
цифроаналогового преобразователя. В Сети до сих пор валяется
достаточно много руководств по созданию самодельного
Covox’а.
Первой же массовой компьютерной звуковой платой стала
Adlib. Секрет успеха состоял в том, что она использовала чип
от Yamaha, разработанный для использования в игровых
автоматах. Помните PacMan’а? Душераздирающие пищащие
звуки были перенесены в первые DOSигры, что радовало
первых PCгеймеров невероятно. Все приличные игры с 1987
начали использовать возможности Adlibсинтезатора. Плата
была способна воспроизводить девять видов музыкальных
инструментов и шесть ударных, что по тем временам было
вершиной инженерной PCмысли.
Ну а в 1989 появился Sound Blaster. Новая плата была
откровенным клоном Adlib, но к музыкальному синтезатору
добавила поддержку цифровых записей — Sound Blaster’ы
позволяли воспроизводить и записывать любые звуки в формате
8 бит, 22кГц. SB мгновенно стал стандартом дефакто; все игры
и музыкальные программы поддерживали Sound Blaster.Далее пошли SBмодификации: SB 2.0, SB Pro с поддержкой
стерео, и венец творения — Sound Blaster 16. Последняя плата
стала объектом клонирования самыми различными азиатскими
производителями, за счет чего заявление о SoundBlaster
совместимости стало синонимом высококлассной для первой
половины 90х звуковой платы.
Стандартом мультимедиа стал режим 16 бит, 44кГц — так
называемое «CDкачество», будучи, впрочем, таковым только
формально. На самом же деле качество звучания плат тех лет
было настолько отвратительным, что ни о каком CDкачестве и
речи не шло.
Одним из самых значительных переворотов в мире звуковых
плат стал Sound Blaster Live!. Он ознаменовал переход с
устаревшей шины ISA на PCI, что дало море новых
возможностей: огромную пропускную способность,
использование памяти компьютера для хранения сэмплов и
многое другое. Качество звучания Live! было значительно выше
всех своих предшественников и остается приемлемым до сих
пор.
На этом история заканчивается, и начинается «наша эра».
Зачем они нужныСегодня звуковые карты – это целый класс устройств, многие из
которых служат гораздо более высоким целям, чем простой
вывод MP3файлов в пятидолларовые колонки. Они становятся
центрами домашних кинотеатров, HiFi систем, домашних и
профессиональных студий…
Кстати, платы называли платами собственно потому что они
представляли из себя печатную плату, вставляемую в ISA или
PCIслот. Сегодня же звукокарты подключают и через USB,
FireWire, PCMCIA… Короче, пора разобраться.
Классификация звуковых карт
Встроенные звуковые карты
Куда они встроены? В материнские платы. Прямо на «мать»
напаивают входы/выходы и кодеки, а всю вычислительную
обработку на себя берет центральный процессор. Подобное
звуковое решение почти бесплатно, потому и для
непритязательных пользователей более чем приемлемо –
несмотря на отвратительное качество звучания. Не пытайтесь
использовать эти устройства для воспроизведения MP3файловс качеством выше 96кб/с! Не почуствуете разницы. Во
избежание шока ни при каких условиях не втыкайте в эти платы
микрофон – не узнаете свой голос.
В последних материнских платах встроенные карты
предусматривают 5.1выход – то есть, теоретически, даже с
помощью такой штуки можно построить «домашний
кинотеатр», подключив комплект акустики 5.1. Но этот вариант
– для самых ярых ненавистников звука в современном кино.
Мы рекомендуем ни при каких обстоятельствах не подключать
к таким картам колонки дороже $50.
Ценовой диапазон: $04 (в виде доплаты за материнскую плату с
аудио).
Мультимедийные звуковые карты
Это наиболее древняя категория плат: именно они появились
первыми и сделали компьютер средством воспроизведения и
записи музыки. Эти карты, в отличие от встроенных, обладают
собственным звуковым процессором, который занимается
обработкой звука, расчетом трехмерных звуковых эффектов
используемых в играх, микшированием звуковых потоков и т.п.,
что позволяет разгрузить центральный процессор компьютерадля обработки более важных задач.
Как правило, качество звука в отдельных мультимедиакартах
действительно выше оного у встроенных. К ним можно не
стесняясь подключать не самые плохие компьютерные колонки
и наборы акустики – хотя до уровня HiFi тут еще очень далеко.
Домашний кинотеатр будет звучать уже болееменее пристойно
в сочетании с комплектами 5.1акустики, сделанными
специально для компьютерного применения.
Более того, записывать звук с помощью мультимедийных карт
уже коекак можно: на уровень караоке вполне потянет. Да и
несложные программы для работы со звуком будут нормально
функционировать.
Несколько лет назад рынок мультимедийных плат был весьма
насыщенным, велись бои производителей и их продуктов…
Самыми яркими конкурентами были Aureal и Creative. Карты
этих компаний использовали разные алгоритмы работы с 3D
звуком – у каждой были свои поклонники.
С приходом материнских плат со встроенным аудио конфликты
разрешились сами собой: все производители дешевых звуковых
карт умерли. На плаву осталась только Creative со своей
линейкой Sound Blaster Audigy/Audigy2, считающейся топовым
уровнем в мультимедиа.Ценовой диапазон: $1580.
Полупрофессиональные звуковые карты
Собственно называть эти платы можно поразному – либо
полупрофессиональные, либо топовые мультимедийные… Но
скорее это все же полупрофессиональные платы. Как правило
их выпускают производители профессионального
оборудования, ориентируясь не на музыкантов, а на любителей
хорошего звука. Иными словами – карты для аудиофилов.
Они отличаются от мультимедийных в первую очередь
профессиональными схемотехническими решениями и высоким
качеством воспроизведения звука. При этом в них, как правило,
не используются серьезные звуковые процессоры, и опять же
всю тяжесть обработки 3Dзвука взваливает на себя
центральный процессор.
Зато для прослушивания музыки эти карты подходят идеально.
При наличии хорошей акустики, лишенной позорного
определения «компьютерная», или приличных наушников вы
сможете получить звучание, близкое к недорогой HiFi системе.
Вы наконецто сможете отличить MP3файлы от нормальных
записей… И начнете бояться низкокачественных «эмпэтришек»как огня.
В качестве основы для кинотеатрального звука такие карты
также вполне сгодятся. Звук будет чистым, не искаженным –
вобщем, очень приличным.
Как правило, карты от производителей профессионального
оборудования комплектуются драйверами для
профессиональных же программ для работы с музыкой и
звуком. Так что такая плата станет отличным стартом для
начинающего музыканта. Впрочем, многие из этих карт
непригодны для профессиональной записи звука и в этом плане
ничуть не лучше своих мультимедийных коллег.
Ценовой диапазон: $80200.
Профессиональные звуковые карты
Эти карты рассчитаны на профессиональных музыкантов,
аранжировщиков, музыкальных продюсеров… Всех, кто
занимается производством и записью музыки. В соответствии с
задачами – и особенности: высочайшее качество
воспроизведения и записи звука, минимум искажений,
максимум возможностей для работы с профессиональным ПО и
подключения профессионального оборудования.У профессиональных карт как правило нет мультимедийных
драйверов и поддержки DirectX, что делает многие из них
бесполезными в играх. Они не поддерживают даже стандартные
системные регулировки громкости – каждый канал
регулируется в специальной контрольной панели,
показывающей уровень сигнала в децибеллах.
Входы/выходы вместо стандартного «миниджека» выполнены
либо на «тюльпанах» RCA, либо на «больших джеках», либо в
виде разъемов XLR, выведенных с помощью специальных
интерфейсных кабелей. Многие карты располагают внешним
блоками, куда выводятся все разъемы для удобства
подключения. Компьютерные колонки здесь просто некуда
воткнуть… Эти карты рассчитаны на подключение
профессиональных студийных акустических мониторов,
микшерных пультов, предусилителей и прочих «серьезных»
устройств.
Впрочем, недорогие профессиональные карты могут стать
лучшим выбором для настоящего ценителя качественного звука.
Карты с разъемами на RCA очень удобны для подключения Hi
Fi аппаратуры и станут хорошим источником звука для
приличной аудиосистемы. Карты с выходами «стереоджек»
позволят подключать дорогие наушники без переходников и
сопутствующих искажений. Впрочем, как основа для домашнего
кинотеатра подойдут лишь немногие из профессиональныхплат, количество выходов которых позволит подключить все
шесть АС. Ведь здесь главное не количество каналов, а качество
звучания каждого из них.
Ценовой диапазон: $200$...
Внешние звуковые карты
Это относительно свежая тенденция в мире звуковых плат,
получившая свое развитие лишь за последний год. Внешние
звуковые платы подключаются к компьютеру с помощью
интерфейсов USB, USB 2.0 или FireWire.
Для чего делают эти устройства?
Вопервых, вынос карты за пределы корпуса PC позволяет легко
решить некоторые проблемы, связанные с наводками и
помехами, идущими от других компонентов компьютера и
влияющих на качество звука. Производители дорогих плат
решают эти проблемы с помощью качествнных элементов,
специальной изоляции и т.п., что повышает стоимость
устройства.
Вовторых, все большую популярность набирают barebone
системы – небольшие системные блоки с большим количествоминтерфейсных разъемов и, как правило, не более чем одним
PCIслотом, занять который, возможно, придется чемто более
нужным для пользователя чем звукокарта.
Втретьих, портативная профессиональная звуковая плата,
подключаемая «на лету» к любому компьютеру – это готовая
портативная студия!
Но есть и проблемы. Первые выпущенные для USB устройства
не обрели должной популярности изза невысокой пропускной
способности этого интерфейса. Вводились ограничения на
количество и качество передаваемых сигналов. Тем не менее на
рынке еще достаточно мультимедийных USBкарт,
предоставляющих пристойное звучание и небольшое количество
вводных/выводных каналов.
Сегодня наблюдается настоящий бум на профессиональные
карты, подключаемые по шине FireWire: за счет высокой
пропускной способности интерфейса не возникает практически
никаких проблем с количеством каналов и качеством сигнала.
Ценовой диапазон: $60$1000...
Из чего они сделаныПрежде чем перейти к обзору конкретных устройств, следует
разобраться с тем, из чего же собственно сделаны сами
звуковые платы. Что влияет на качество звука? В чем
принципиальные отличия между картамии за $10, за $100 и за
$1000?
Подробное описание устройства звуковой платы вы найдете в
отдельной публикации в этом номере журнала мы же
остановимся на самых основных элементах.
Если устройство правильно и без явных огрехов
спроектировано, важнейшим элементом, отвечающим за
качество звучания будет ЦАП – цифроаналоговый
преобразователь. Это чип, выполняющий единственную задачу:
преобразовать входной цифровой поток звука в аналоговый
сигнал, который после усиления подается во все
звуковоспроизводящие устройства – наушники, акустические
системы. ЦАП является неотъемлемым элементом любого
устройства, имеющего дела с цифровым звуком: CD, DVD
плееры, флэшплееры, MDплееры…
Дешевые ЦАПы обходятся с сигналом плохо: выходной поток
богат на искажения, имеет невысокий динамический диапазон,
шумит; впрочем, в шуме часто виноваты другие неудачные
схемотехнические решения на плате. Именно поэтому звук
получается недетальным, нечетким, неестественным.Более серьезные преобразователи используют различные
системы фильтрации, коррекции, сглаживания сигнала,
интерполяции и прочего, что в результате благоприятно
сказывается на качестве звука.
Таким образом, лишь увидя преобразователь, установленный на
плате, можно вынести предварительный вердикт о уровне
звучания устройства. Например, в мультимедийных и
встроенных картах очень распространены копеечные
преобразователи компании Sigmatel, которые звучат весьма
отвратительно. Не радуют звуком и худшие преобразователи
Crystal, Philips.
На более дорогих платах можно встретить преобразователи
AKM, Wolfson, BurrBrown – их наличие говорит о хорошем
потенциале продукта. Конечно, у каждого производителя есть
свои топовые и дешевые чипы – но эти две марки в
производстве откровенного ширпотреба замечены пока не
были.
Очень широка линейка преобразователей Crystal: кроме
упомянутых убогих компания делает ЦАПы для
профессиональных и супердорогих устройств, устанавливаемых
на картах ценой более $1000.
Таким образом, наш лозунг таков: «скажи мне какой у тебяЦАП – и я скажу тебе кто ты!». Именно поэтому, например, все
заявления о суперзвучании карты Creative Audigy по сравнению
с ее предшественником SB Live! опровергались изучением
маркировки на DAчипе. Маркировка говорила о
преобразователе Sigmatel отнюдь не топовой серии. Опять
пожадничали поставить чтонибудь получше... А вот в Audigy2
красуется достаточно серьезный чип от Crystal – отсюда и
гораздо более качественный звук последней карты Creative.
Что касается записи звука – здесь все в точности так же, только
вместо ЦАПа работает АЦП – аналогоцифровой
преобразователь.
Будет неверным утверждать, что ЦАП – единственное звено,
ответственное за качество звука. Условия может испортить
дешевая схемотехника на плате, вносящая помехи, шумы и
искажения в аналоговый сигнал, а также драйверы и DSP
процессор платы. Например, в большинстве мультимедийных
плат существует огрех, связанный со стандартом AC’97,
устанавливающим основную частоту дискретизации звука
равной 48кГц. При этом большинство звукового материала
записано в частоте 44кГц – так как самым популярным
аудионосителем звука до сих пор является компактдиск.
Поэтому при прослушивании любой звук конвертируется
драйверами или DSPчипом в формат 48кГц, что вносит
достаточно серьезные искажения в звучание.Думаю, теории уже хватит – пора перейти к конкретным
экземплярам.
К делу
Итак, на разделочном столе лежит четыре звуковых карты –
четыре ярких представителя различных классов, каждая со
уникальными возможностями и особенностями. Наша задача –
разобраться наконец, что же творится на рынке современного
компьютерного аудио.
MAudio Revolution 7.1
Выходы: 4 аналоговых стереовыхода (minijack), 1 цифровой
выход S/PDIF (RCA, «тюльпан»)
Входы: 1 стерео линейный, 1 моно микрофонный (minijack)
Воспроизведение: до 24бит/192кГц
Воспроизведение: до 24бит/96кГцПоддержка технологий 3Dзвука: DirectSound 3D, EAX 1.0/2.0,
Sensaura, 7.1 surround
Цена: $115
MAudio – известное имя в сфере профессионального аудио, и
Revolution 7.1 – первая мультимедийная звуковая плата этого
производителя. В чем же ее отличия от более серьезных
продуктов?
По сути, в мелочах. Вопервых, все аналоговые разъемы
выполнены на «миниджеках», что облегчает подключение
компьютерных колонок, недорогих гарнитур и наушников. Во
вторых, плата оснащена микрофонным входом, что бывает либо
на дешевых, либо на очень дорогих устройствах. Втретьих,
драйверы и возможности карты заточены под работу с 3D
звуком в играх: поддерживаются технологии Sensaura и EAX.
Что касается спецификации 7.1 – пока это скорее роскошь, и
реально записей (фильмов), использующих схему объемного
звука 7.1 почти нет. Впрочем, при расчете эффектов в играх
используются все 8 каналов.
Гораздо интереснее узнать, что же малютке Revolution
досталось в наследство от своих втрое дорогих
профессиональных братьев.
Вопервых, карта построена на звуковом чипе VIA Envy24HT,последней модификации процессора Envy24, установленного на
огромном количестве профессиональных плат разных
производителей. Процессор позволяет работать с цифровым
аудио в форматах до 24бит/192кГц и количеством выходных
каналов до 8, что и задействовано платой. Еще одним
следствием использования столь серьезного чипа становится
полноценная работа платы в профессиональных
аудиоприложениях – прилагаются драйвера ASIO 2.0 (их
использует ПО, построенное на технологии VST – Cubase,
Samplitude и т.п.). За счет этого высокие задержки, корторыми
славятся все мультимейдиные карты, Revolution не грозят.
Ну и последнее – наличие качественных преобразователей
AKM. Карта построена на двух DAC’ах: недорогом 6
канальном AK4355 и продвинутом стереоЦАП AK4381. Первый
используется для вывода звука на surroundканалы, второй
заведует основным стеревыходом. Таким образом, качество
звука основного канала выше остальных; это значит, что
Revolution в качестве многоканальной платы вывода
непригоден.
Преобразователь АЦП – AKM AK5380, также не топовый, но
достаточно приличный. Записывать с помощью Revolution
можно – например, оцифровывать аналоговые записи,
подключать внешние плееры и т.п.Резюме: Revolution – прекрасная плата для качественного
прослушивания музыки и просмотра DVD, обладающая
высоким качеством звука, имеющая бескомпромисные
возможности для работы с профессиональным аудиософтом.
Audiotrak Maya44 MKII
Выходы: 2 аналоговых стереовыхода (1/4 Jack), 2 цифровой
выхода S/PDIF: RCA, оптический
Входы: 2 стерео линейных (1/4 Jack), микрофонный
предусилитель
Воспроизведение: до 24бит/96кГц
Воспроизведение: до 24бит/96кГц
Поддержка технологий 3Dзвука: нет
Цена: $139
Audiotrak – это подразделение известной в профессиональных
кругах компании ESI, выпускающей дорогие аудиоинтерфейсы,
профессиональные мониторы и т.п. Audiotrak занимается
производством бюджетных профессиональных имультимедийных звуковых плат. Maya44 MKII – это топовый
продукт профессиональной линейки компании. Разница в цене с
MAudio Revolution – минимальная, а вот возможности и
предназначение плат совершенно разные.
Итак, Maya44 MKII рассчитана прежде всего на музыкантов.
Соответственно, задачи плата решает следующие: качественно
воспроизводить и записывать аудио, работать в
профессиональном звукозаписывающем ПО.
На карте вместо миниджеков напаяны разъемы стереоTRS – в
народе «большие джеки». Обычно на профессиональных
устройствах эти разъемы монофонические – то есть по одной
«дырке» на каждый канал. Здесь же каждый разъем
стереофонический. С одной стороны, удобно – можно
напрямую подключать профессиональные наушники без
переходников на миниджек, с другой – подключение, например,
усилителя или активных АС придется проводить как раз с
помощью переходника.
Плата построена на том же процессоре, что и Revolution
Envy24HT, вернее, специальной «урезанной» версии,
обладающей меньшим количеством выходных каналов. Все
плюсы на месте: полноценная работа с профессиональным ПО с
помощью ASIO 2.0, низкие задержки. Признак
профессиональной карты – в системе Maya44 MKII видится какнесколько устройств, каждое из которых является одним из
входов/выходов карты. Т.е. вы можете посылать звуковые
потоки с разных программ напрямую на разные выходы. Еще
одна интересная особенность – функция DirectWire,
позволяющая соединять любые виртуальные входы и выходы
друг с другом на программном уровне – без какихлибо потерь
в качестве сигнала.
Например, чтобы записать звук из WinAmp в секвенсор Cubase
вы должны соединить выходы WDM (стандартный
аудиодрайверы Windows) со входом ASIO. Таким образом
можно, например, записать запрещенные к редактированию и
копированию файлы WMA, не потеряв ни бита качества
исходного файла.
На Maya44 MKII установлены не самые дорогие
преобразователи Wolfson, дающие, тем не менее, очень чистый
без искажений звук, недоступный мультимедийным звуковым
платам. Карта более чем пригодна для начального уровня
профессиональной записи и воспроизведения звука.
Резюме: Учитывая цену, Audiotrak Maya44 MKII является
лучшим решением для начинающего музыканта.
MAudio Firewire 410Выходы: 8 аналоговых моновыходов (1/4 Jack), два выхода на
наушники (1/4 Jack), 2 цифровой выхода S/PDIF: RCA,
оптический
Входы: 2 моно линейных (1/4 Jack), 2 моно микрофонных, 2
цифровых S/PDIF: RCA, оптический, MIDI 1x1
Воспроизведение: до 24бит/192кГц
Воспроизведение: до 24бит/96кГц
Поддержка технологий 3Dзвука: 7.1 surround
Цена: $475
Еще один продукт компании MAudio – на этот раз из совсем
другого сектора и ценовой категории. Firewire 410 – это, как
ясно из названия, внешний аудиоинтерфейс, подключающийся к
компьютеру с помощью Firewire. О плюсах такого подключения
мы уже говорили: отсутствие наводок от начинки системного
блока PC, удобство коммутации (не надо каждый раз лезть к
задней панели компьютера), а также – мобильность, т.е.
возможность использования устройства как портативной студии
при наличии рядом любого компьютера: PC, ноутбука, Mac’а.
Интерфейс спроектирован с учетом профессиональных нужд,так как и ориентирован в первую очередь на профи. Здесь уже
все повзрослому: аналоговые разъемы – монофонические, в
виде «большого джека» и микрофонных XLR. Наличествуют
цифровые входы и выходы разных типов – коаксикальный,
оптический, а также MIDIинтерфейс для подключения
внешних синтезаторов, MIDIклавиатур и прочего подобного
зверья. Самое главное – наличие двух
микрофонных/инструментальных предусилителей,
позволяющих подключать любые профессиональные
микрофоны, в отличие от подавляющего большинства
лишенных этой возможности плат. Очень удобно и наличие двух
выходов на наушники: каждый – с собственным регулятором
уровня. Одни «уши» берет себе звукорежиссер, вторые – сам
исполнитель, и во время записи одновременно слышат что у них
получается. Кстати, наличие 8 аналоговых выходов позволяет
использовать Firewire 410 для построения 7.1системы.
Что касается программной части – с дровами Firewire 410 с
ходу разберется только профессионал. Контрольная панель
предусматривает широкие возможности роутинга
(перенаправления) сигналов с любых входов на любые выходы
карты, создание шин, в которые собираются аудиопотоки от
различного ПО, и т.п. На интерфейсе предусмотрена
специальная ручка, на которую можно назначать самые
различные параметры: от регулировки общей громкости до
управления уровнем звука отдельной программы.А теперь – внимание. Интерфейс Firewire410 построен на тех
же ЦАП/АЦП, что и его почти вчетверо более дешевый друг
Revolution 7.1: основной стереовыход – AKM AK4381,
остальные выходы – 6канальный AK4355, вход – АЦП AKM
AK5380. О чем это говорит – о «ширпотребности» Firewire 410
или о серьезности Revolution 7.1? Скорее, о втором. Впрочем,
звучание плат нельзя назвать одинаковым: при тех же
преобразователях измеренные параметры Firewire 410
несколько лучше оных у Revolution: вероятно, за счет лучшей
схемотехники, отсутствия помех PC, профессионально
заточенных драйверах и т.п. Разницу почуствует, впрочем,
толоько обладатель высококлассной акустики стоимостью
сильно за $500.
Резюме: Firewire410 – идеальное, хоть и недешевое, решение
для портативной и серьезной домашней студии, обладающее
всеми средствами для полноценной профессиональной записи.
Echo IndigoВыходы: 1 аналоговый стереовыход (миниджек), 1 выход на
наушники (миниджек)
Входы: нет
Воспроизведение: до 24бит/96кГц
Воспроизведение: нет
Поддержка технологий 3Dзвука: нет
Цена: $135
И напоследок – самый нетривиальный продукт: PCMCIA
звуковая плата, т.е. аудиоинтерфейс исключительно для
ноутбуков. Карта создана для тех, кто не желает
довольствоваться как правило отвратным встроенным аудио
обычного ноутбука. Вообще, Echo Indigo – первое звено целой
линейки PCMCIAплат, среди которых Indigo DJ (имеет два
независимых выхода) и Indigo IO (один вход, один выход).
Соответственно, «просто» Indigo позволяет только выводить
один канал аудио, DJверсия создана для DJев, использующих
ноутбук вместо вертушек/CDплееров (два выхода позволятподключить ноут к нормальному DJпульту), Indigo IO – для
тех, кому нужна высококачественная запись.
Серия Indigo создана еще одной известной в профикругах
компанией Echo на основе своей популярнейшей PCIплаты
Echo Mia ($250), служившей эталоном по качеству звучания для
своего ценового диапазона. В Indigo установлены те же
конвертеры и тот же 24разрядный DSP Motorola. При этом
Indigo значительно, почти вдвое, дешевле своего прародителя.
Одной из фишек карт Echo является наличие 8 виртуальных
входов – система видит Echo как 8 устройств, на каждое из
которых можно подавать сигнал независимо. Сигналы
микшируются аппаратно с помощью DSPпроцессора платы, за
счет чего можно получать высокое качество звучания –
аппаратное микширование зачастую лучше программного.
Резюме: Indigo – самое удобное и недорогое решение, чтобы
превратить свой ноутбук в HiFi проигрыватель.
Выводы
Наиболее внимательным читателям все уже ясно. Ценовой
диапазон плат с высококачественным звучанием очень широк;
приемлемые решения начинаются со $100. Студийные картыстоимостью в районе $500 зачастую используют те же элементы,
что и в несколько раз более дешевые бюджетные решения от тех
же производителей, даря покупателям недорогих устройств
серьезное звучание. По этой же закономерности, топовые
продукты производителей ширпотреба мало чем отличаются от
их lowend продуктов.
В любом случае, чтобы уловить разницу нужны качественные
акустические системы или наушники – рекомендуем обратиться
в сторону недорогого HiFi или бюджетных профессиональных
мониторных АС, либо просто хорошей пары наушников.