:«Звук[щ]. Буквы Щ, щ. Строчная буква щ.»
Оценка 4.7

:«Звук[щ]. Буквы Щ, щ. Строчная буква щ.»

Оценка 4.7
doc
14.03.2023
:«Звук[щ]. Буквы Щ, щ. Строчная буква щ.»
те. урок в 1 классе.doc

Предмет: Интегрированный урок (Литературное чтение +русский язык)

Класс: 1 класс

 Предмет: Литературное чтение +русский язык

Класс: 1

Программа: УМК «Школа России»

Тема урока: «Звук[щ]. Буквы Щ, щ. Строчная буква щ.»

Тип урока: открытие новых знаний

Цель: познакомить с мягким глухим согласным звуком [щ’], буквами Щ, щ, с правилом написания сочетаний ча-ща, чу-щу.

Задачи:

  • Личностные
    • Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, воспитание любви и уважения к своей Родине.
  • Метапредметные
    • Познавательные: умение осознанно и правильно строить свои сообщения, умение анализировать информацию.
    • Коммуникативные: умение слушать одноклассников, признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь слою, излагать свое мнение и аргументировать собственную точку зрения.
    • Регулятивные: умение принимать и сохранять цель и задачи учебной деятельности, осуществлять поиск средств ее достижения, оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, адекватно воспринимать оценку.
  • Предметные:
    • Обучающиеся познакомятся с мягким глухим согласным звуком [щ’], особенностями  его произнесения, буквой Щ, щ, особенностями написания буквы.
    • Научатся: производить слого-звуковой анализ слова с изучаемым звуком, соотносить звук [щ’] и букву  его обозначающую, опознавать новую букву в словах и текстах,  определять место изученной буквы на «ленте букв», правильно писать слоги ща, щу.
    • Получат возможность научится: сопоставлять по сказкам вымысел и реальность, фантазировать, составлять по иллюстрации связный рассказ.

1.Материально-техническая база: учебник «Азбука» 1 класс под ред. Горецкого В.Г., часть 2,

2. пропись №4,

3.презентация, СМАРТ – доска,  электронное приложение к учебнику,

4.видеофрагмент «Подводная лодка «Щука»,

5.конверты с буквами, листы с текстом.

·    Технологии:

Технологии продуктивного чтения.

Проектные технологии.

Применение информационных-коммуникационных технологий.

Здоровьесберегающие технологии.

 

ХОД УРОКА

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

 

1.Организационный этап

(Слайд 1.)

Здравствуйте!
Прозвенел звонок,
Начинается мы урок!
Что нам пригодится на уроке, а что оставим за дверью!

Внимательность
Смекалка
Небрежность
Дружба

Фантазия
Лень
Трудолюбие
Нетерпеливост

- Почему это важно?

Выскажите свои мысли

Организовывают рабочее место, настраиваются на урок.

При одобрении хлопают в ладоши. 

(Здоровьесберегающие технологии)

 

 

 

 

 

 

Обучающиеся высказывают свои предположения.

(Исследовательская технология)

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К/УУД)

 

 

 

 

 

-осуществлять самоконтроль;

-овладевать умением прогнозировать;(Р/УУД)

- слушать и понимать речь других;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; (К/УУД)

2. Мотивация учебной деятельности учащихся. Актуализация знаний

Догадайтесь, о чем идет речь в этом стихотворении?

Все они тянутся
К песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать.
В темном лесу
Звать и аукать,
Но не желают
Свистеть и ворчать.

(Слайд 2.)

О гласных

Выделять признаки, сравнивать объекты Анализировать, выделять существенное и фиксировать его в знаковых моделях; 

(П/УУД)

 

На улице гласных сегодня большой беспорядок,  они собрались в гости к согласным, но запутались.
Помогите им.

У вас на столах конверты, откройте.

Распределите  гласные буквы в домики – синий и зелёный.

Работайте в паре.

Какие слова (на СМАРТ- доске) помогут нам? (внимательность, дружба)

 

Проверьте, поднимите руку, у кого так же.

 Работа в парах.

Обучающиеся классифицируют предложенные учителем буквы на:

- гласные - смягчающие согласный звук/не смягчающие;

(ПРИЛОЖЕНИЕ 1.)

(Применение нформационно- коммуникационных технологий)

 

Проверка по эталону (слайду)

- правильно называть буквы русского алфавита;

- правильно выделять буквы, обозначающие  гласные и согласные звуки; (П/УУД)

Слушать и понимать речь других; работать в группе, выполнять различные роли.

(К/ УУД)

Определять и проявлять  правила поведения при  сотрудничестве.

 (Л /УУД).

Правильно формулировать собственное мнение.

Как вы думаете, какие гласные пришли  в синий домик и почему?

А, О, У, Ы, Э, т.к. они обозначают твердость согласных.

Умение классифицировать объекты (Логические П/УУД)

-  обосновывать основание для классификации;

- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

- находить ответы на вопросы, используя информацию схем, плакатов; (П/УУД)

- осуществлять самоконтроль;

 (Р/УУД)

Какие гласные пришли  в зеленый  домик?

Я, Ю, Е, И, Ё, т.к. они обозначают мягкость согласных.

Хором читаем все гласные. Согласные Ч и Й  всегда мягкие.

(Исследовательские технологии)

Всегда ли гласные а,о,у,ы,э обозначают твердость предшествующего согласного?

Есть ли согласные, которые с этими буквами читаются мягко?

Назовите их.

Есть ли в русском языке  еще согласные, которые всегда мягкие? 
Выясним это.

3.Постановка цели и задач урока.

Угадайте, кто герой этой сказки.
«Человечек широко-широко разинул рот и оскалил два ряда очень белых острых зубов. Мари всунула ему в рот орех, и –  щёлк! –  человечек разгрыз его, скорлупа упала, и у Мари на ладони очутилось вкусное ядрышко».

(Слайд 3.)

Ответы детей.

«Щелкунчик.»

(Технология продуктивного чтения)

 

Почему его назвали «Щелкунчик»?

Он щёлкал орехи. От слова «щёлк».

 

Щелкунчик, щёлк, щёлкал – какой первый звук в этих словах?

Звук [щ']

 

Кто может сформулировать тему урока?

- Что вы уже знаете об этой букве?

 

- Что еще необходимо узнать?

 

- Для чего все это вам нужно знать?

Звук [щ'], буква которая обозначает этот звук.

- Как буква называется.

 

- Какие звуки обозначает эта буква.

- Как правильно называется, читается.

- Как правильно пишется.

- Как правильно соединяется с другими буквами.

- В каких словах встречается.

(Исследовательские технологии)

-определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- под руководством учителя планировать свою деятельность на уроке;

- определять последовательность

действий на уроке.

(Р/УУД)

- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом (зачем?). (Л/УУД)

Какие цели мы поставим перед собой?

(Слайд4.)

Научимся  распознавать в словах новый звук, букву, научимся читать слоги и слова с новой буквой

(проектные технологии)

Самостоятельное выделение и формулировка познавательной цели (Общеучебн.П/УУД)

 

4. Усвоение новых знаний. Работа со звуком [щ']

Найдите лишний рисунок.  Почему?

 

Чашка. В этом слове нет звука [щ'].

Сравнение. Выведение под понятие, выведение следствия (П/УУД)

- уметь определять, обозначает ли звуки буква щ;

- учиться выяснять значение новых слов; (П/УУД)

 

- овладевать умением  правильного написания буквы ь, соединением данной буквы с другими;

- производить звуко-буквенный анализ слова;

- составлять звуковую схему слова. (П/УУД)

 

- отличать верно выполненное задание от неверного;

- осуществлять самоконтроль;

познавательные:

- ориентироваться в учебнике;

- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

- уметь находить и выделять необходимую информацию; (Р/УУД)

(Слайд 5.)

Найдите слова со звуком [щ?].

 

Щука, ящик, плащ, овощи, щипцы,
щётка.

(Слайд 6.)

Как называется этот вид доспеха? Слайд 7.

 

Щит.

Выложите на столе звуковую модель слова «щит».

Где спрятался звук [щ'] в слове «щит?
Дадим характеристику звуку [щ'].
Звук [щ'] –  гласный или согласный? Докажи.
Звук [щ'] –  звонкий или глухой?
Звук [щ'] –  твердый или мягкий?

 В слове «щит» звук [щ'] стоит в начале слова.
Согласный, не поется.
Глухой. Прикладывают ручки к ушкам и проверяют.
Всегда мягкий.

Звук [щ'] согласный, глухой, мягкий. Верно.

«Звук  [щ']  на письме обозначаем буквой Щ,щ.

 

На расческу Щ похожа. 
Три зубца всего? 
Ну что же!

 

На что ещё похожа буква Щ?

 

(Слайд 8.)

 

 

 

 

 

 

Высказывания учащихся.

(Исследовательские технологии),

(Технология продуктивного чтения)

5. Первичная проверка понимания. Работа с буквами Щ,щ

Из каких элементов состоит буква Щ?

 Ответы детей.
Три прямые, перекладина, хвостик

- уметь сравнивать, называя критерий для сравнения; (П/УУД)

Посмотрите, как пишется печатная буква Щ,

- Кто из вас уже умеет писать букву Щ?

 

 - Уверены, что правильно?

- Можете ли вы высказать свои предположения о ее правильном письме?

 

- Где вы получите информацию о правильном написании буквы щ?

 

- Давайте сравним печатную букву Щ с письменной.

 - Чем они похожи и чем отличаются?

 

- Напишите элементы буквы Щ.

 

- Напишите две буквы Щ. Сравните с образцом, всё ли у вас получилось? Почему не получилось? Что надо исправить?

 

- Какую учебную задачу отрабатывали сейчас?

Вспомним, какие цели ставили на урок?

(Слайд 9.)

 

ФИЗМИНУТКА

А сейчас потренируем свое умение слышать в слове нужный звук. Встаньте.

-  Будем чередовать приседания с хлопками в ладоши ( присели-хлопнули-присели)

-Но выполнить движение можно, только, если в слове, которое я произнесу, есть наш новый звук:

ЩЕЛК,  ЩЕЛКУНЧИК,  ЧЕСТНЫЙ,  ЖИЗНЬ, ЩИПЦЫ,  ЯЩИК,  ПОХОД,  ЩЕКА,  ТУЧА,  ЩУКА,  ПЕЧКА,  ПРОЩАНИЕ,  РОЩА,  ШЕПОТ.

Молодцы! Садитесь.

Дети смотрят, как правильно писать буквы Щ,щ. Используется электронное  приложение к учебнику «Русская азбука». 

(Исследовательские технологии),

 

 

 

Обучающиеся высказывают свои предположения.

 

 

В них одинаковое количество элементов, только в письменной они более округлые.

 

Работа в «Прописи»

с.27 часть 4

 

 

(Здоровьесберегающие технологии)

- каллиграфически правильно писать букву щ;

- каллиграфически правильно писать  сочетания, слова с буквой щ;

 -правильно списывать слова и предложения,

- уметь проверять написанное, сравнивая с образцом. (П/УУД)

- проводить звуко-буквенный анализ слова;

- видеть в слове орфограмму («опасное место»), уметь ее объяснить

- уметь правильно произносить сочетания букв, слова с учетом фонематических норм русского языка. (П/УУД)

  - осуществлять самоконтроль; (Л/УУД)

- ориентироваться в учебнике, тетради; (П/УУД)

  - проводить сравнение, объясняя критерии сравнения

(П/УУД)

- слушать и понимать речь других;

 - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

 - владеть  диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. (К/УУД)

- объяснять лексическое значение слова

 

 

 

 

 

 

 

уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

 - владеть  диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. (К/УУД)

- объяснять лексическое значение слова

уметь правильно произносить сочетания букв, слова с учетом фонематических норм русского языка. (П/УУД)

  - осуществлять самоконтроль; (Л/УУД)

- ориентироваться в учебнике, тетради; (П/УУД)

  - проводить сравнение, объясняя критерии сравнения

(П/УУД)

 

Гласные хотят познакомиться с новой буквой. Познакомим их.

(Слайд 10.)

 

Прибежал веселый А, прочитали дети – …
Прибежал игривый И, прочитали дети – ...
Прибежал звонкий Е, прочитали дети – …
Прибежал забияка Ё, прочитали дети – …
Прибежал упрямый У, прочитали дети – …

 

 

ща
щи
ще
щё
щу

Пришло время для чистоговорки.
Давайте порадуем новый звук и букву, и покажем, как мы научились хорошо читать и четко проговаривать звук [щ?].

 

 

 

 

(Слайд 11.)

Ща-ща-ща – ходит Саша без плаща.
Ще- ще- ще – свекла варится в борще.
Щу- щу- щу –  рот лекарством полощу.
Щи-щи-щи –  очень вкусны были щи.

Потренируемся в написании слогов в прописи.

Слоги читали, писали.

А что ещё надо научиться читать с новой буквой?

А где мы это сможем сделать?

Правильно.

Найдите слова на стр. 63.

Прочитайте их самостоятельно.

Теперь хором.

Читаем слова, выделяя ударный слог.

Слова прочитали!

Молодцы!

 

Что дальше читаем?

А теперь надо научиться писать слова с новой буквой. Где мы это будем делать?

Прочитайте слово: ЩУКА

Обратите внимание на сочетание ЩУ.

Какая гласная пишется в этом слове после буквы Щ?

Почему эта буква не нуждается в букве Ю?

Где мы уже встречали эту орфограмму?

Правильно, буква Щ не дружит с буквами Ю и Я, так же как и Ч.

 

(Слайд 12.)

 

Запишите это слово.

 

 

Прочитайте предложения  на с. 63.

Что это – стихотворение или обычный текст? Почему?

 

Ещё раз прочитайте стихотворение, обратите внимание на знаки в конце каждой строчки.

 

Как нужно прочитать эти строки согласно знакам?

 

Это стихотворение серьёзное или юмористическое?

 

Найдите, и прочитайте слова с буквой Щ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Читают и четко проговаривают слоги.

 

 

Письмо слогов с буквой щ.

 

Слова.

В Азбуке.

(Технология продуктивного чтения)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В Азбуке.

 

 

 

 

При изучении буквы Ч: чу – пиши с буквой у!

 

(Здоровьесберегающие технологии), (Исследовательские технологии).

 

 

 

 

 

Предложения.

 

Это стихотворение.

Юмористическое.

(Технология продуктивного чтения)

ФИЗМИНУТКА

 

А каких рыб вы ещё знаете? Прочитайте слова, найдите названия рыб.

Чтение слов в Азбуке с. 63.

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

 - владеть  диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. (К/УУД)

- объяснять лексическое значение слова

уметь правильно произносить сочетания букв, слова с учетом фонематических норм русского языка. (П/УУД)

  - осуществлять самоконтроль; (Л/УУД)

- ориентироваться в учебнике; (П/УУД)

  - проводить сравнение, объясняя критерии сравнения

(П/УУД)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слушать и понимать речь других; работать в группе, выполнять различные роли.

(К/ УУД)

Определять и проявлять  правила поведения при  сотрудничестве.

 (Л /УУД).

Правильно формулировать собственное мнение.

Щука и лещ – это какие рыбы?

- А какие ещё речных рыб вы знаете?

 

Прочитайте предложение в прописях.

Название какой рыбы вы ещё узнали?

Запишите это предложение.

Пресноводные.

Ёрш и щука – рыбы.

Ёрш.

Работа в прописях, письмо предложения

(Технология продуктивного чтения)

(Слайд 13.)

Я хочу вас познакомить ещё с одной Щукой, но не речной, а океанской и это не рыба, а подводная лодка! И не простая, а героическая! Внимание на экран!

 

 

Больше 75 лет назад наша война была втянута в страшную кровопролитную войну, которая шла 4 года. Мы на уроках уже говорили об этих событиях

Во время Великой Отечественной Войны эти подводные лодки внесли большой вклад в дело победы нашей страны.

 

А теперь работаем в группах.

1 группа – высокий уровень.

Задание: Составить из предложений текст.

Подводная лодка «Щука» вышла в рейд. Она обнаружила противника. Торпеды с подводной лодки уничтожили противника. «Щука» с победой вернулась домой.

 

2 группа – средний уровень.

Задание: из слов составить предложение.

Подводная лодка «Щука» победила в бою.

 

3группа – низкий уровень

Задание: из слова составить другие слова, переставляя буквы.

Подлодка (лодка, клад, пол и тд.)

 

Проверим, что у вас получилось

Просмотр видеофрагмента и подводной лодке «Щука».

С 40 сек до 1мин. 38 сек.

 

Работа в группах.

Обсуждение прочитанного.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

 

(Применение нформационно- коммуникационных технологий)

 

 

 

 

 

(Приложение 3)

 

 

 

 

 

Дифференцированная работа в гр ппах.

(проектные технологии),

(Здоровьесберегающие технологии),

(Исследовательские технологии).

7. Рефлексия учебной деятельности

- На все ли задачи удалось найти ответ?

Проверьте себя.

 

(Слайд 14.)

 Работа в парах

Обучающиеся рассказывают друг другу о приобретенных на уроке знаниях.

Как вы сегодня поработали?

Оцените свою работу, попали ли вы в цель?

Отметьте себя в мишени: если вы сегодня удачно потрудились, всё поняли, научились писать букву Щ, научились читать с ней слоги, слова – то поставьте свой огонёк в центральный круг, если вы что-то пропустили, или не поняли – поставьте огонёк во второй круг.

Учащиеся оценивают свою работу на уроке на доске.

6. Подведение итога урока

Трудолюбие, внимательность, фантазия, смекалка,  дружба помогли вам достичь цели.
Спасибо за урок!

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.(Л/УУД)

- осуществлять самоконтроль;

- давать оценку деятельности на уроке совместно с учителем и одноклассниками;

- выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить;(Р/УУД)

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли (К/УУД)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

 

а

 

о

 

у

 

ы

 

э

 

е

 

ё

 

я

 

ю

 

и

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

 

 

 

 Во время Великой Отечественной войны подводные лодки «Щуки» были самыми многочисленными в советском флоте. Именно этим подлодкам выпала честь открыть боевой счет советских подводников в Великой Отечественной войне. Уже в начале войны североморская лодка «Щука» успешно торпедировала вражеский транспорт. Этот успех был закреплен другими подлодками-североморцами. На их долю в первые годы  войны легла немалая боевая нагрузка. «Щуки» потопили 38 вражеских кораблей  и одну подводную лодку.

Великая Отечественная - под водой           Великая Отечественная - под водой

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 3.

 

1 группа – высокий уровень.

Задание: Составить из предложений текст.

Подводная лодка «Щука» вышла в рейд.

Она обнаружила противника.

Торпеды с подводной лодки уничтожили противника.

«Щука» с победой вернулась домой.

 

2 группа – средний уровень.

Задание: из слов составить предложение.

Подводная лодка «Щука» победила в бою.

 

 

3группа – низкий уровень

Задание: из слова составить другие слова, переставляя буквы.

Подлодка (лодка, клад, пол и тд.)

 


Предмет: Интегрированный урок (Литературное чтение +русский язык)

Предмет: Интегрированный урок (Литературное чтение +русский язык)

Подводная лодка «Щука», 5.конверты с буквами, листы с текстом

Подводная лодка «Щука», 5.конверты с буквами, листы с текстом

Мотивация учебной деятельности учащихся

Мотивация учебной деятельности учащихся

П/УУД) - осуществлять самоконтроль; (Р/УУД)

П/УУД) - осуществлять самоконтроль; (Р/УУД)

Как правильно пишется. - Как правильно соединяется с другими буквами

Как правильно пишется. - Как правильно соединяется с другими буквами

П/УУД) - отличать верно выполненное задание от неверного; - осуществлять самоконтроль; познавательные: - ориентироваться в учебнике; - ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);…

П/УУД) - отличать верно выполненное задание от неверного; - осуществлять самоконтроль; познавательные: - ориентироваться в учебнике; - ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);…

Давайте сравним печатную букву

Давайте сравним печатную букву

К/УУД) - объяснять лексическое значение слова уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; - владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и…

К/УУД) - объяснять лексическое значение слова уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; - владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и…

П/УУД) Гласные хотят познакомиться с новой буквой

П/УУД) Гласные хотят познакомиться с новой буквой

А каких рыб вы ещё знаете? Прочитайте слова, найдите названия рыб

А каких рыб вы ещё знаете? Прочитайте слова, найдите названия рыб

Слушать и понимать речь других; работать в группе, выполнять различные роли

Слушать и понимать речь других; работать в группе, выполнять различные роли

Л/УУД) - осуществлять самоконтроль; - давать оценку деятельности на уроке совместно с учителем и одноклассниками; - выделять и осознавать то, что уже усвоено и что…

Л/УУД) - осуществлять самоконтроль; - давать оценку деятельности на уроке совместно с учителем и одноклассниками; - выделять и осознавать то, что уже усвоено и что…

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. а о у ы э е ё я ю и

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. а о у ы э е ё я ю и

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Во время

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Во время

ПРИЛОЖЕНИЕ 3. 1 группа – высокий уровень

ПРИЛОЖЕНИЕ 3. 1 группа – высокий уровень
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.03.2023