Вопрос времени начала обучению чтению волнует родителей чуть ли не с рождения малыша. Он становится более актуальным, когда ребенок осваивает речь. Но прежде, чем бежать за букварем в книжный магазин, стоит задать себе несколько вопросов.
Первый вопрос: Почему именно сейчас я хочу научить ребенка читать? Вот типичные ответы родителей:
Второй вопрос: какова практическая польза для ребенка от обучения чтению?
Обучение чтению требует огромных затрат времени и сил. Если навык в дальнейшем не будет подкрепляться, то зачем тогда расходовать энергию. Складывание букв и слогов в слова не является полноценным чтением, ведь смысл прочитанного нужно понимать и осознавать.
Если у ребенка накопилось достаточно много житейского опыта, то он сумеет понять смысл прочитанных слов, ведь они будут иметь для него значение.
Под чтением следует понимать одновременно результат и процесс, что включает в себя:
У каждого ребенка процесс чтения (обучение) и результат (понятие прочитанного) происходит по-разному, поэтому не следует искать какие-то нормы. У каждого свой темп развития, и это нормально.
Для адекватной оценки готовности ребенка читать следует составить представление об уровне развития ряда умений и познавательных процессов. Предлагаем вам ответить на вопросы. Если большинство ответов будет положительным, то можно приступать к обучению вне зависимости от возраста ребенка.
Познавательное развитие:
Жизненный опыт
Языковое развитие
Эмоциональное развитие и общение
Физическое развитие
Зрительные способности
Слуховые способности
Отношение к книгам
Каждому родителю хочется, чтобы ребенок читал бегло, понимая смысл содержимого. Но порой этого не происходит даже ко второму классу. Почему?
В состав навыка чтения входят скорость чтение, которая состоит из темпа, количества слов в минуту, плавности, пауз, способа чтения (слогового, по словам). Сначала ребенок читает по слогам, потом учиться произношению коротких слов целиком, затем – практически всему слову слитно, а потом – слитному чтению целого слова и группы слов. На осознание прочитанного оказывает воздействие круг интересов, уровень развития речи, запас знаний, наблюдательность.
Сложности в овладении навыком чтения объясняются:
Для преодоления нарушений рекомендуется выполнять специальные упражнения, которые помогут научиться читать бегло и осознанно.
Тренировка артикуляции
При недостаточной подвижности артикуляционного аппарата наблюдается рассогласованность в работе губ, языка и нижней челюсти. Для решения проблемы используется артикуляционная гимнастика, произношение скороговорок и чистоговорок.
Расширение поля зрения
Чем поле зрения шире, тем более высокой становится скорость чтения. Рекомендуется находить на стене точку, смотреть на нее и рассказывать, какие предметы есть по бокам от нее.
Развитие памяти и внимания
Можно воспользоваться упражнениями в виде лабиринтов, перепутавшихся линий. Попробуйте игры со спичками, запоминание картинок и т.п.
Развитие речи и слуха
Рекомендуется развивать словарный запас, побольше читать вслух, предлагать пересказывать тексты, составлять последовательные рассказы. Особое внимание следует уделять развитию фонематического слуха, например, при звуке «Д» ребенок должен хлопать в ладоши.
Отлично работают графические диктанты, когда нужно двигаться по заданной траектории.
Очень важным в процессе обучения является выражение похвалы и поощрения. Каждое занятия для ребенка должно быть интересным, проводиться в виде игры. Это будет способствовать развитию ситуации успеха, что положительно скажется на результатах обучения.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.