Когда стоит начинать учить ребёнка читать?
Оценка 4.8

Когда стоит начинать учить ребёнка читать?

Оценка 4.8
чтение +1
07.05.2020
Когда стоит начинать учить ребёнка читать?

Вопрос времени начала обучению чтению волнует родителей чуть ли не с рождения малыша. Он становится более актуальным, когда ребенок осваивает речь. Но прежде, чем бежать за букварем в книжный магазин, стоит задать себе несколько вопросов.

Первый вопрос: Почему именно сейчас я хочу научить ребенка читать? Вот типичные ответы родителей:

  • Ребенка надо учить всему по максимуму, чтобы он вырос интересным человеком.
  • Нужно использовать время с умом.
  • Естественная тяга ребенка к познанию мира должна использоваться, ведь знания впитываются им как губка.
  • В школе будет проще, если ребенок будет уже читать.
  • При раннем развитии обучение чтению является обязательным условием.

Второй вопрос: какова практическая польза для ребенка от обучения чтению?

Обучение чтению требует огромных затрат времени и сил. Если навык в дальнейшем не будет подкрепляться, то зачем тогда расходовать энергию. Складывание букв и слогов в слова не является полноценным чтением, ведь смысл прочитанного нужно понимать и осознавать.

Ребёнок читает

Если у ребенка накопилось достаточно много житейского опыта, то он сумеет понять смысл прочитанных слов, ведь они будут иметь для него значение.

Под чтением следует понимать одновременно результат и процесс, что включает в себя:

  • Словарный запас.
  • Особенности личности ребенка.
  • Эмоциональное, мыслительное и чувственное развитие.
  • Отношения с родителями.
  • Образ самого себя.
  • Детское отношение к книгам.

У каждого ребенка процесс чтения (обучение) и результат (понятие прочитанного) происходит по-разному, поэтому не следует искать какие-то нормы. У каждого свой темп развития, и это нормально.

Как узнать о готовности ребенка к чтению?

Для адекватной оценки готовности ребенка читать следует составить представление об уровне развития ряда умений и познавательных процессов. Предлагаем вам ответить на вопросы. Если большинство ответов будет положительным, то можно приступать к обучению вне зависимости от возраста ребенка.

Готовность ребёнка к чтению

Познавательное развитие:

  • Называет ли ребенок почти все буквы алфавита?
  • Умеет ли ребенок ориентироваться в пространстве, знает ли, где находится лево/право, середина/края и пр.
  • Способен ли ребенок догадаться о концовке несложной истории?
  • Понимает ли ребенок простую классификацию, например, вещи, которые катятся и не катятся.
  • Способен ли ребенок к удержанию в памяти и выполнению трех указаний взрослого?

Жизненный опыт

  • Сумеет ли ребенок объяснить назначение холодильника, пылесоса, телефона?
  • Бывает ли ребенок с взрослыми в магазине, музеях, зоопарке, театрах?
  • Посещает ли ребенок библиотеки, книжные магазины?

Языковое развитие

  • Читаете ли вы регулярно книги и рассказываете ли вы истории ребенку?
  • Способен ли ребенок к правильному и точному названию окружающих его предметов?
  • Обладает ли он способностью участвовать в общем разговоре, домашних спектаклях?
  • Легко ли он отвечает на вопросы взрослых?
  • Насколько он владеет правилами грамматики?
  • Четко ли он выговаривает слова?
  • Правильно ли он употребляет предлоги (под, над, около)?

Эмоциональное развитие и общение

  • Умеет ли ребенок соблюдать очередность?
  • Насколько он легко переключается при изменениях в установленном режиме?
  • Бодр и весел ребенок дома и в гостях?
  • Выполняет ли он задания самостоятельно, соревнуется ли при выполнении заданий с другими детьми?
  • Умеет ли слушать других, не перебивая?

Девочка слушает сказку

Физическое развитие

  • Сидит ли спокойно ребенок в течение 10 минут?
  • Выглядит ли ребенок сытым, увлеченным, отдохнувшим и здоровым?
  • Насколько скоординированы и развиты у него моторные навыки, к которым относятся спуск/подъем по лестнице, игра с мячом, прыжки?

Зрительные способности

  • Способен ли ребенок к различению букв и коротких слов по написанию (например, кот/год, в/ф)?
  • Развита ли у него способность к идентификации похожих и непохожих предметов?
  • Знает ли ребенок, как пишется его имя и несколько коротких названий предметов?
  • Умеет ли ребенок запоминать картинки?
  • Умеет ли он раскладывать по порядку серию картинок?
  • Способен ли он складывать пазлы из 8-12 частей?
  • Умеет ли он прослеживать связи и формулировать основную мысль на знакомые темы?

Девочка складывает пазл

Слуховые способности

  • Умеет ли ребенок рифмовать слова?
  • Повторяет ли он буквы и цифры за взрослыми?
  • Способен ли к повторению сразу нескольких слов/цифр?
  • Может ли он рассказать историю, которую только что услышал, с сохранением главной мысли и последовательности действий?

Отношение к книгам

  • Любит ли ребенок сам листать книги?
  • Спрашивает ли он о печатных знаках, словах?
  • Нравится ли ему слушать чтение вслух?

Почему возникают сложности с обучением чтению: как их преодолеть?

Каждому родителю хочется, чтобы ребенок читал бегло, понимая смысл содержимого. Но порой этого не происходит даже ко второму классу. Почему?

В состав навыка чтения входят скорость чтение, которая состоит из темпа, количества слов в минуту, плавности, пауз, способа чтения (слогового, по словам). Сначала ребенок читает по слогам, потом учиться произношению коротких слов целиком, затем – практически всему слову слитно, а потом – слитному чтению целого слова и группы слов. На осознание прочитанного оказывает воздействие круг интересов, уровень развития речи, запас знаний, наблюдательность.

Мальчик читает

Сложности в овладении навыком чтения объясняются:

  • Низким уровнем развития памяти и внимания.
  • Небольшим полем зрения.
  • Нарушенной артикуляцией.
  • Недостатком речевого развития, бедным словарным запасом, недоразвитостью фонематического слуха.
  • Нарушением пространственного восприятия.

Для преодоления нарушений рекомендуется выполнять специальные упражнения, которые помогут научиться читать бегло и осознанно.

Тренировка артикуляции

При недостаточной подвижности артикуляционного аппарата наблюдается рассогласованность в работе губ, языка и нижней челюсти. Для решения проблемы используется артикуляционная гимнастика, произношение скороговорок и чистоговорок.

Тренировка артикуляции

Расширение поля зрения

Чем поле зрения шире, тем более высокой становится скорость чтения. Рекомендуется находить на стене точку, смотреть на нее и рассказывать, какие предметы есть по бокам от нее.

Развитие памяти и внимания

Можно воспользоваться упражнениями в виде лабиринтов, перепутавшихся линий. Попробуйте игры со спичками, запоминание картинок и т.п.

Развитие речи и слуха

Рекомендуется развивать словарный запас, побольше читать вслух, предлагать пересказывать тексты, составлять последовательные рассказы. Особое внимание следует уделять развитию фонематического слуха, например, при звуке «Д» ребенок должен хлопать в ладоши.

Отлично работают графические диктанты, когда нужно двигаться по заданной траектории.

Очень важным в процессе обучения является выражение похвалы и поощрения. Каждое занятия для ребенка должно быть интересным, проводиться в виде игры. Это будет способствовать развитию ситуации успеха, что положительно скажется на результатах обучения.

Читайте также другие статьи по теме: