Как не перестараться в вопросах раннего развития ребенка?
Оценка 4.8

Как не перестараться в вопросах раннего развития ребенка?

Оценка 4.8
воспитание +1
02.05.2020
Как не перестараться в вопросах раннего развития ребенка?

На просторах интернета часто можно встретить ресурсы, где родители делятся историями о том, как они стремятся обучить своих детей чтению и письму, начиная чуть ли с новорожденного возраста. Предлагаем вам познакомиться с полезной информацией, которая поможет вернуть в нормальное русло родительские намерения и избавиться от ненужной амбициозности в отношении детей. Важное значение имеет знание детской физиологии и психологии, что позволит правильно определить оптимальный возраст для начала обучения.

Чтение

Кажется невероятным, что уже в 1,5-2 года ребенок может оказаться способным выучить алфавит. Как показывает практика, это реально. При этом следует учитывать, что всему свое время. Учиться чтению стоит тогда, когда у ребенка наблюдается четкость речи. Самые известные педагоги, в число которых входят Зайцев и Никитины, утверждают, что наиболее ранний возраст для обучения чтению – это 3 года. Подавляющее большинство детей начинают развито разговаривать к 3-4 годам, а в 1-2 года таких детей единицы и они являются исключением.

Ребёнок с книгой

Важный момент: началом обучения является изучение букв, а не само чтение. До формирования абстрактного мышления у детей наблюдается тяга к изучению букв и слов. Но надо понимать, что это происходит с помощью эффекта визуального запоминания, а не осознанного понимания и восприятия.

Физиология четко говорит о том, что до достижения трехлетнего возраста у детей отсутствует абстрактное мышление, поэтому понять, что значит «А» и «Б» им не представляется возможным. Родители должны понимать, что не надо стараться научить ребенка чему-то, если он не хочет. Ведь если малыш не готов к ходьбе, то никто его не будет заставлять ходить.

До трех лет обучение чтению идет за счет памяти, а затем – с помощью абстрактного мышления. Если у ребенка отсутствует интерес к чтению или пока просто не получается, то ни в коем случае не надо его заставлять. В противном случае может возникнуть стойкое отвращение к чтению и учебе. Нужно понять, что стремление читать появится только после 4-5 лет, а то и позже.

мама учит читать

Обратите внимание, что затягивать с обучением чтению не стоит. Исследования доказали, что легче всего идет процесс у детей 5-6 лет, а у 7-8-летних детей уже могут наблюдаться сложности. Этим и объясняется требование школ по умению чтения по слогам для поступающих в первый класс детей.

Согласитесь, что ничего страшного не произойдет, если ребенок научиться читать в 4-5 лет, а не в 2 года. Вы же не станете его любить меньше. Если ребенок тычет в книжку пальчиком, то это не является свидетельством его стремления научиться читать. Ему пока просто интересно тыкать всё!

Представьте, что двухлетний ребенок будет трогать микроскоп. Это же не станет поводом для вас научить его астрономии или микробиологии.

Это говорит о том, что очень важно своевременно развивать ребенка, а не акцентировать внимание на раннем развитии. Надо осознавать детские возрастные особенности, но помнить, что у каждого малыша свой темп развития. Не стоит равняться на читающую 3-летнюю соседку, даже если ваш ребенок только начал говорить предложениями. Все действительно разные! Аналогично не стоит и родителям девочки гордиться ее ранним чтением, ведь во многом это не их заслуга, а особенность развития самого ребенка.

Чтение с ребёноком

Следует заниматься расстановкой правильных приоритетов. Если речь идет только об «обучении», то это говорит об амбициозности родителей. Когда родители акцентируют внимание на расширении познавательной активности, стимулируют получение новых знаний ребенком, то это уже более конструктивный подход.

Основное отличие в подходах к обучению чтению заключается в том, кому принадлежит инициатива познания. Если ребенок сам просит научить читать, любит пересчитывать игрушки, то это говорит о наличии у него тяги к познанию. Вот ее и следует удовлетворять по максимуму. Когда ребенок в 2 года сидит над азбукой по маминой указке, то сценарий навязан родителями и ничего хорошего для крохи он не сулит. У ребенка должно оставаться право заниматься тем, что ему действительно нравится в настоящий момент.

Можно провести аналогию со школьниками: если ребенок гуманитарий, то ему будет сложно и неинтересно заниматься в физико-математическом классе. Но как осознать, что ему интересно в дошкольном возрасте? Тут надо внимательно наблюдать за природными склонностями ребенка.

Раннее развитие

Письмо

Любой специалист, цель которого не вытянуть из вас деньги, однозначно скажет, что до 7-летнего возраста не рекомендуется заниматься обучением письму. Можно только научить, и то если ребенок хочет, печатным буквам. Упор следует делать на подготовку руки, что заключается в прорисовывании необходимых для будущего письма элементов.

Если у родителей нет соответствующего образования, то письмом настоятельно не рекомендуется заниматься дома. Если ребенок научился неправильно писать, то переучить его будет очень сложно.

До наступления шестилетнего возраста строение кисти и ее мускулатура совершенно не готовы к высоким нагрузкам. Когда человек рисует и пишет, то задействуются различные мышечные группы. Для детей свойственно поэтапное освоение рисования. Сначала они рисуют «от плеча», потом – «от локтя» с размашистыми движениями, причем детям требуется много пространства. Неудивительно, что такой популярностью пользуются стены. В качестве альтернативы выступает детский мольберт, который даст много пространства юному художнику.

Учится писать

К старшему дошкольному возрасту появляются точечные движения, но до 7 лет детям свойственно рисование кистью, а не пальцами. Когда ребенок пишет печатными буквами, то там используется совершенно другая моторика. Для письма письменными буквами требуется, чтобы полностью развились все мышцы кисти. Этому способствует лепка, вырезание, раскрашивание, поэтому стоит заниматься с детьми именно этими активностями.

Для учителей важно, чтобы ребенок научился слитному письму, а красота почерка имеет второстепенное значение. Правда, так происходит, к сожалению, не всегда.

Родителям стоит помнить, что обучение чтению и письму – это сложный и ответственный процесс, индивидуальный для каждого. Тут не существует норм, на которые следует ориентироваться, поэтому акцент должен быть сделан на развитие именно вашего ребенка в соответствии с его возрастными, физиологическими и психологическими особенностями. Учитывайте желания ребенка, его возможности и устремления, а собственные амбиции стоит оставить при себе.

Читайте также другие статьи по теме:

02.05.2020