Саморегуляция — это не встроенный чип в голове ребенка, нужны условия, чтобы «программа» заработала. Есть как минимум 3 способа, чтобы научить школьника управлять своим мышлением.
Чаще давайте возможность ребятам на своих уроках работать в паре или в мини-группах. Работа двух-трех учеников над общим проектом создает условия, в которых ребенок учится:
— быть внимательным к другому;
— слышать одноклассника;
— отказываться от необоснованных возражений и неконструктивной критики ради результата.
Этот способ развивает терпение, толерантность к мнению другого и эмпатию (эмпатия в педагогической деятельности).
Практикуйте с классом «круглые столы», где вместе с ними обсуждайте оценки, темы или отдельные задачи, которые вызывают трудности, личные стратегии в образовании. В беседах проговорите как общие, так и частные вопросы:
— отношение к оценкам: если не стоит на них зацикливаться, тогда — что важно;
— что такое образовательная стратегия, зачем она нужна школьнику;
— какие материалы помогут освоить предмет и как он пригодится в жизни;
— что делать, если не получается решить задачу.
Трата времени на обсуждения не пройдет бесследно:
— снизит тревожность учеников;
— поможет преодолеть страх совершить ошибку и начать воспринимать их как точку роста;
— повысит уверенность ребенка в себя;
— и что еще важное — увеличит доверие к учителю.
Интеллектуальные, подвижные, ролевые игры помогают, с одной стороны, переключить внимание и отвлечься от сложных задач, с другой — мобилизовать ресурсы. И первое, и второе понадобится школьнику в учебе и в жизни, чтобы уметь чередовать отдых с деятельностью, расслабление с концентрацией.
Читайте также другие статьи по теме:
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.