Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными
Оценка 4.7

Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными

Оценка 4.7
Карточки-задания +2
doc
русский язык
9 кл—11 кл
04.04.2020
Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными
Данная разработка предназначена для комплексного повторения сведений по теме «Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными». В указанных выше материалах представлен конспект для учителя (внесены необходимые правки и отмечены верные ответы), дана индивидуальная карточка для учащихся (необходимо провести подробный анализ предложений, вставить пропущенные буквы и знаки препинания). Для эффективного проведения занятия нужно распечатать листы (по количеству учащихся в классе). Материал можно использовать и для работы на уроке, и для дальнейшей подготовки к контрольному тестированию. Задания были апробированы в старших классах с углубленным изучением русского языка и литературы. Желаем успеха!
Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными.doc

Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными

Карточка для учителя

Основные виды СПП с несколькими придаточными

1. Сложноподчинённые предложения с последовательным подчинением. Первое придаточное относится к главному предложению (придаточное первой степи), второе придаточное относится к этому придаточному (придаточное второй степени) и т.д.

[ Виктор попросился в забойщики ], ( потому что он слышал ), ( что это самая почётная профессия на шахте ). [  ], ( потому что     ), ( что  ).

 

! При последовательном подчинении рядом могут оказаться союзы что и когда, так что и хотя, потому что и если  и др., запятая в этом случае между союзами (!) ставится.

[ Она сказала ему ], (что, ( если он болен ), надо лечиться ). [  ], (что, (если ),    ).  

Запятая не ставится в том случае, если далее идёт вторая часть союза – то или  так.

[ Она сказала ему ], (что ( если он болен ), то надо лечиться ). [  ], (что (если ), то  ).  

 

2. Сложноподчинённые предложения с параллельным подчинением. Придаточные относятся к одному общему для них главному предложению и являются разными по значению (друг с другом придаточные не связаны).

( Когда мы пришли ), [отец показал мне окуней и плотиц], ( которых он выудил без меня ). (когда   ), [    ], (которых  ).

 

3. Сложноподчинённые предложения с однородным подчинением придаточных. Придаточные относятся к общему для них главному предложению и являются одинаковыми по значению (однородными). Запятые при этих придаточных ставятся так же, как при однородных членах.

[Мы отправились в поход], (когда кончился дождь), (выглянуло солнце), (запели птицы). [   ], (когда   ), (       ), (      ).

[Слышно было],( как в саду шагал садовник ) и ( как скрипела его тачка ). [   ],(как ) и (как ).

 

Вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания. Составьте схемы предложений. Определите виды СПП с несколькими придаточными.

1. Синцов долго не мог узнать ни у кого узнать, когда же подойдёт тот поезд на Минск, с которым ему предстояло отправляться.

2. Когда фигура Серёжи показалась в окне, он ему показалось что кто-то теперь увидит и схватит его.

3. Кучер Трофим, наклоняясь к переднему окну, сказал моему отцу, что дорога стала тяжела, что нам не доехать засветло до села, что мы запоздаем.

4. Снова, после долгих лет разлуки, я увидел этот огромный сад, в котором мелькнуло несколько счастливых лет моего детства и который много раз снился мне.

5. Медведь так полюбил Никиту, что, когда он уходил, зверь тревожно нюхал воздух.

6. Пока свободою горим, пока сердца для чести живы, мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы.

7. В Пензенской области есть место, где родился писатель и где прошли годы юности.

8. Однажды, когда гуляющий ветер уносил шапки и прятались птицы, рухнула старая сосна, стоящая на краю поляны.

9. Мне нравится, что дом построен на горе, что к нему ведёт каменистая дорожка и что видны крыши соседних построек.

10. Я подумал, что если в сию решительную минуту не переспорю старка, то уже впоследствии мне трудно будет освобождаться от его опеки.

11. Я заметил, что куда ни придёшь, увидишь что-нибудь замечательное.

12. Я зачитался до того, что когда услыхал звон колокольчика на парадном крыльце, то не сразу понял, кто звонит и зачем.

13. Мои спутники знали, что если нет проливного дождя, то выступление не отменяется.

14. Когда бричка выехала со двора, он оглянулся назад и увидел, что Собакевич стоял на крыльце и, как казалось, приглядывался, желая узнать, куда гость поедет.

 

 

Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными

Карточка для учащихся

Основные виды СПП с несколькими придаточными

1. Сложноподчинённые предложения с последовательным подчинением. Первое придаточное относится к главному предложению (придаточное первой степи), второе придаточное относится к этому придаточному (придаточное второй степени) и т.д.

[ Виктор попросился в забойщики ], ( потому что он слышал ), ( что это самая почётная профессия на шахте ). [  ], ( потому что     ), ( что  ).

 

! При последовательном подчинении рядом могут оказаться союзы что и когда, так что и хотя, потому что и если  и др., запятая в этом случае между союзами (!) ставится.

[ Она сказала ему ], (что, ( если он болен ), надо лечиться ). [  ], (что, (если ),    ).  

Запятая не ставится в том случае, если далее идёт вторая часть союза – то или  так.

[ Она сказала ему ], (что ( если он болен ), то надо лечиться ). [  ], (что (если ), то  ).  

 

2. Сложноподчинённые предложения с параллельным подчинением. Придаточные относятся к одному общему для них главному предложению и являются разными по значению (друг с другом придаточные не связаны).

( Когда мы пришли ), [отец показал мне окуней и плотиц], ( которых он выудил без меня ). (когда   ), [    ], (которых  ).

 

3. Сложноподчинённые предложения с однородным подчинением придаточных. Придаточные относятся к общему для них главному предложению и являются одинаковыми по значению (однородными). Запятые при этих придаточных ставятся так же, как при однородных членах.

[Мы отправились в поход], (когда кончился дождь), (выглянуло солнце), (запели птицы). [   ], (когда   ), (       ), (      ).

[Слышно было],( как в саду шагал садовник ) и ( как скрипела его тачка ). [   ],(как ) и (как ).

 

Вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания. Составьте схемы предложений. Определите виды СПП с несколькими придаточными.

1. Синцов долго (не)мог (н_)(у)кого узнать когда(же) подойдёт  тот поезд на Минск с которым ему предстояло отправлят_ся.

2. Когда фигура Серёжи возникла в окне ему  показалось что кто(то) теперь увид_т и схват_т его.

3. Кучер Трофим  накл_няясь к переднему окну сказал моему отцу что дорога стала тяжела что нам (не) доехать (за)светло до села  что мы зап_здаем.

4. Снова, после долгих лет разлуки, я увидел этот огромный сад в котором м_лькнуло н_сколько счастливых лет моего детства и который много раз снился мне.

5. Медведь так полюбил Никиту   что  когда он уходил   зверь тревожно нюхал воздух.

6. Пока свободою горим пока сердца для чести живы мой друг отчизне посв_тим души прекрасные порывы.

7. В Пензенской области есть место где родился писатель и где прошли годы юн_ости.

8. Однажды  когда гуляющий ветер уносил шапки и прятались птицы  рухнула старая сосна стоящ_я на краю поляны.

9. Мне нравит_ся  что дом постро__н на горе  что к нему ведёт каменистая дорожка и что видны крыши соседних построек.

10. Я подумал  что если в сию решительную минуту не переспорю старка  то уже (в)последствии_ мне трудно будет освобождат_ся от его опеки.

11. Я заметил что куда н_  придёшь  увидишь что(нибудь) замечательное.

12. Я зач_тался до того что когда услыхал звон колокольчика на парадном крыльце то (не)сразу понял кто звонит и (за)чем.

13. Мои спутники знали что если нет проливного дождя  то выступление (не)отменяется.

14. Когда бричка выехала со двора  он оглянулся (на)зад и увидел  что Собакевич стоял на крыльце и  как казалось  приглядывался  желая узнать   куда гость поедет.

 

 


Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными

Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными

Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными

Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.04.2020