Унисон

  • docx
  • 16.03.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Тема 6.docx

Унисон в хоровом пении имеет историческое значение. Хоровое исполнительство в своей первоначальной форме организовалось именно через унисонное пение. Для европейской хоровой культуры (до IX в.) было характерно унисонное или октавное хоровое пение без разделения хора на партии. Когда унисонное пение художественно окрепло, профессионально оформилось и стало привлекательным для слушательской аудитории, появились ранние формы двух-, трех- и многоголосия. Принципы деления хора на голоса, равно как и состав хора, эволюционировали вместе с развитием вокально-хоровых жанров. Таким образом, в историческом развитии ансамблевого пения (от унисонного пения к многоголосному) видятся и частные предпосылки современной хормейстерской работы — последовательность в овладении навыками многоголосного пения через унисонное пение.

Унисон в хоре — основная забота хормейстера. Пение чистых унисонов всегда сопряжено с правильным звукообразованием, певческим дыханием, единой вокальной манерой, дающими в итоге сочетаемый тембр различных голосов — смешанный, хоровой тембр. На начальном этапе работы над унисоном хормейстер определяет качественное состояние каждого певца: способность к интонационному ансамблированию, внимательное отношение к любой ноте, поющейся в унисон. Когда хоровой коллектив уже отобран и певцы определены по хоровым партиям, создается серьезная база для систематической, последовательно выстроенной работы. В этот начальный период решается наиболее существенная задача — установление в хоре чистого унисонного звучания. Не секрет, что именно работа над унисоном в хоре сопровождает весь репетиционный процесс, и не только в начинающем коллективе, но и в хоре опытном, сложившемся, имеющем профессиональную выучку.

С другой стороны, дирижеру важно уметь предугадать перспективность вокально-слухового развития детей. Интонационная восприимчивость хористов на раннем этапе их становления бывает разной и воспитывается долго. Итак, не следует преждевременно переходить к этапу работы с многоголосными произведениями, не закрепив ориентированность певцов в твердом унисонном звучании. Это самое главное условие в хоровой работе начального периода. Ранний переход хора на многоголосное пение влечет за собой дополнительные проблемы как для хормейстера, так и собственно для хора. При этом теряется Основные вопросыомерность слухового воспитания певцов, вызывается известного рода «неряшливость» интонации, что в итоге создает трудности хорового строя и ансамблирования.

Естественно стремление многих коллективов и их руководителей освоить многоголосное пение. Однако на практике хоровой коллектив не всегда способен качественно проявить себя в исполнении многоголосных сочинений. Многоголосие такого хора представляет собой чаще всего «разноголосие» с призвуками «соседних тонов». Это происходит обычно по вине руководителя: произведение оказывается сложным для хора, навыков и умений для того, чтобы пение многозвучных сочетаний было чистым, у коллектива еще нет.

Воспитание унисонного пения способствует зарождению хорового ансамбля (в том числе его отдельного вида — частного ансамбля) и хорового строя и должно начинаться с твердого правила: в примарной зоне на простых попевках, насчитывающих один-два звука, вначале следует достичь интонационного единства и затем закрепить его. Чрезвычайно важно при этом научить певца слышать свой голос в сочетании с голосами других певцов. В данной ситуации весьма желательна поддержка на инструменте (фортепиано, скрипке) или голосом хормейстера. Любопытно отметить, что многие учителя пения и регенты дореволюционной России проводили хоровые спевки, сопровождая пение собственной игрой на скрипке. Это неудивительно, так как скрипка наиболее близка человеческому голосу; поющие, прислушиваясь к звучанию инструмента, имеют возможность имитировать интонацию, манеру звуковедения и тонкость штрихов.

Процесс закрепления интонационного единства может быть длительным по времени и зависит от интонационно-слуховых данных певцов. Среди рекомендаций, касающихся создания хорового ансамбля, выделим высказывание А. А. Егорова: «Работа над освоением частного ансамбля заключается в том, чтобы сначала предложить спеть звук отдельно одному голосу, потом одновременно двум и выровнять их на одной (унисонной) звучности. Затем к этим двум голосам присоединяется третий голос и также выравнивается в звуке с первыми двумя. В результате должно образоваться небольшое ансамблевое звено, которое и будет служить началом построения ансамбля во всей партии». Сведение правильно интонирующих голосов к унисонному звучанию — основная задача, стоящая перед коллективом и руководителем. Возможно, что вначале будет непросто достичь интонационного единства (причины мы указывали, напомним, что одна из них — различные вокально-слуховые данные детей), однако работа должна проводиться постоянно и последовательно. Руководитель обязан внимательно следить за развитием и закреплением навыков унисонного пения. На качество унисона влияют самые разнообразные факторы, прежде всего неоднородность певческих тембров. Сложить в едином стройном звучании голоса, обладающие различными тембровыми свойствами, — порой неразрешимая задача. Например, голоса светлого легкого тембра не сливаются с темноокрашенными голосами, глубокими по наполнению, не сочетаются и голоса с противоположной вокально-позиционной настройкой, т.е. звучащие в различных резонаторных полостях.

Серьезные проблемы в создании чистого унисона возникают в том случае, когда певцы хора поют звуком разной плотности, «широким» и «узким», «полетным» и «не полетным», а также сиплым звуком. Поэтому желательно добиваться единства в звукообразовании, общей вокальной манеры. Заметим, что перечисленные качества звука не являются достоинствами голоса и, следовательно, в ансамблевом пении не могут рассматриваться как дополняющие друг друга. Хормейстеру следует научиться различать певческие голоса, способные сливаться и тем самым создавать тембр хоровой партии уникальной красочности, и голоса, не имеющие такой способности.

 

Пение в унисон — означает одновременное исполнение с кем-то ноты одинаковой высоты.

МНОГОГОЛОСИЕ - склад музыки, основанный на одновременном сочетании неск. голосов. В многоголосии различают полифонию и гомофонию.

 

Два метода работы над многоголосием.

Все методики хорового обучения и  системы развития музыкально- певческих способностей изначально предполагают подготовку певцов к многоголосному пению. Многоголосное пение, стройное и слаженное, является высшей художественно- исполнительской формой в хоровом искусстве. Чередование красивых по звучности гармонических сочетаний, красота которых обусловлена благородством человеческих тембров,- собственно, и вызывает эстетическое удовлетворение, является конечной художественной целью в творческом процессе.

Работа над многоголосием должна вестись последовательно и систематично. Это напрямую зависит от правильно  выбранных методических приемов.

Повышение уровня хоровой культуры в школе невозможно без широкого внедрения многоголосия. Первый этап работы в этом направлении- овладение двухголосием. Это касается не только школьных хоров, но и классного пения.

Далеко не всякое двухголосное пение  в равной мере легко для детей. Вопрос, с какого вида голосоведения, параллельного или противоположного, следует начинать двухголосное пение  в школе, является спорным.

Одни считают, что наиболее простыми, легкими для усвоения являются песни  с параллельным движением голосов  в терцию, и, следовательно, с них  и нужно начинать двухголосное пение  в школе.

Другие же считают пение с  параллельным движением голосов  в терцию на первом этапе трудным  для детей. Они рекомендуют использовать песни с самостоятельным (часто  противоположным) движением голосов, считая, что эти песни легче  и быстрее усваиваются детьми.

 Развитие навыков многоголосия на основе параллельного движения голосов.

 В своей методической работе  «Методика пения» А.Н.Карасев  говорил, что «Для усвоения  пения в два голоса учащийся  должен развить в себе, если  еще не имеет, способность при  пении одного звука в то  же время воображать другой  звук на терцию выше или  ниже». Переходя непосредственно  к освоению двухголосного пения,  он намечает следующий порядок  работы: «Учитель разделяет класс  на две партии и предлагает  одной партии петь до, а другой после этой партии ноту ми, и наоборот. Затем предлагается пропеть эти ноты одновременно, назначив одной петь ноту до, а другой- ми. Пропетые ноты повторяются обеими партиями несколько раз. Учитель предлагает во время пения своей ноты вслушиваться в звук ноты другой партии. Урок заканчивается пением в два голоса песнопений, которые поются на одной ноте».

Итак, нужно стараться развивать  у детей способность различать  слухом во время пения два музыкальных  звука и при пении в два  голоса уметь брать предназначенный  звук, не сбиваясь на другой, но и не теряя его из слуха, чтобы соображаясь  со звуком другого голоса, верно петь свой.

Развитие навыков пения двухголосия необходимо осваивать путем упражнений исключительно на параллельном движении голосов терцию. А для развития самостоятельности в двухголосном пении также весьма полезно использовать форму канона -с параллельным движением голосов в терцию.

Вторым этапом работы над двухголосием является уход от паралелльного голосоведения.

Этапы работы над двухголосием:

1.Начинать подготовку к двухголосному  пению нужно с пения «благозвучных»  интервалов( консонансов) и различного рода упражнений ( терции, квинты, сексты, октавы).

2.Располагать песенный материал  следует обязательно в порядке  постепенной трудности , выбирая для начала самые простые песни.

3.Наиболее простыми, легкими для  усвоения являются песни с  параллельным движением голосов  в терцию; с них надлежит начинать  двухголосное пение в школе.

4.Песни с противоположным, самостоятельным  ведением голосов являются более трудными, и изучение их следует отнести на более позднее время.

5.Для развития самостоятельности  в пении на два голоса необходимо  использовать форму канона.

При параллельном движении голосов  мелодии сходны по своим переходам, одинаковы по регистрам, дающим одинаковый тембр, и трудность же заключается  только в пении начального интервала, следовательно такой метод работы является наиболее простым для освоения двухголосия.

В песнях же с противоположным движением  голосов учащиеся  (если только они  не поют по принципу «пой и не слушай другой голос») должны преодолеть ряд  трудностей: усвоить две различные  по характеру и интервалике мелодии , преодоление различных регистров, из которых каждый дает свой тембр. Поэтому песни этой категории считаются более трудными, и изучение их надо поставить во вторую очередь. К этой же категории относятся и каноны.

Развитие навыков многоголосия на основе самостоятельного движения голосов.

 При пении песен с параллельным движением голосов в терцию главной трудностью является не только умение пропеть начальный интервал, а в умении правильно пропеть партию второго голоса, удержать ее до конца, не сбиваясь на первый голос. Практика показывает, что, несмотря на основательное знание партии второго голоса и правильное, чистое пропевание начального интервала, все же при соединении двух партий дети очень часто переходят со второго голоса на первый.

Трудности пения же с самостоятельным  движением голосов могут быть преодолены при условии последовательного подбора песенного материала, начиная с самого легкого, эпизодического двухголосия с относительно узким расположением голосов и постепенного усложнения песен.

Практика показала, что детям  нетрудно выучить несложные мелодические фразы, удержать их в памяти и спеть твердо и уверенно. Поэтому, двухголосное пение лучше начинать с песен, в которых имеется самостоятельное движение голосов. Это народное по своему характеру голосоведение отличается богатством мелодического содержания каждого голоса и, безусловно, легче и быстрее усваивается детьми.

Нужно помнить, что при пении  на два голоса одной из важнейших  задач является выработка у учащихся самостоятельности ,сущность которой заключается в четком проведении своей партии при одновременном звучании другой.

Следовательно, необходимо с первых же шагов обучения всеми способами  развивать у детей самостоятельность  в пении.

Самостоятельность голосоведения  устраняет главную трудность  первого этапа двухголосного  пения- частые переходы нижнего голоса на партию ведущего- верхнего.

Двухголосие усваивается детьми легко, если они хорошо подготовлены к этому.

1.Прежде всего необходимо научить детей чисто, стройно петь в один голос, добиться слитного звучания голосов. Только чистый унисон дает стройное звучание. Это фундамент, на котором строится двухголосное пение, да и не только двухголосное, но и многоголосное хоровое пение.

2.Научить детей петь без сопровождения,  ибо такое пение является наиболее  действенным средством для развития  и совершенствования слуха детей,  оно воспитывает навыки точного  интонирования, способствует укреплению  строя , развивает самостоятельность в пении, повышает внимание и выразительность исполнения.

3.Необходимо развить у детей  музыкальную восприимчивость, то  есть умение слушать и слышать,  сознательно воспринимать песенный  материал. Для этого нужно научить  детей разбираться в характере  движения мелодии песни, в строении  музыкальных фраз, находить встречающиеся  повторения, подмечать изменения  в мелодическом и ритмическом  рисунке музыкальных фраз, находить  различия в их окончаниях и  т.д.

Следует отметить, что хорошо развитая музыкальная восприимчивость у детей способствует более успешному освоению двухголосно пения. Большую помощь может оказать знание детьми нотной записи и пение по нотам.

4.Научить детей петь, чисто интонируя:

а) мажорный звукоряд в восходящем и нисходящем движении (с названием  нот). Освоение звукоряда должно идти постепенно, по тетрахордам. Сначала  изучается верхний тетрахорд, так  как это более удобно для детей  и настраивает их голоса на высокую  позицию звучания; затем изучается  нижний тетрахорд. После этого следует  соединение тетрахордов. При  пении  звукоряда необходимо направлять внимание детей на полутоновые и тоновые  переходы, как на узкие и более  широкие расстояния между звуками.

б)мажорное трезвучие. Сначала пропевается звукоряд из пяти нот (пентахорд). Затем он пропевается с выделением звуков, входящих в трезвучие . После чего уже поется трезвучие без промежуточных звуков.

Пропевание мажорного звукоряда и трезвучия явится ладотональной настройкой к песне.

В)Диатонические интервалы в пределах квинты. Они познаются детьми на основе слуховых восприятий и наглядно - по нотам. Запись на доске, несомненно, будет способствовать закреплению знаний интервалов у детей.

Нужно помнить, что на первом этапе  работы над двухголосием возможно только освоение мажорного звукоряда и мажорного трезвучия. Следует считать большим достижением, если дети правильно, чисто будут петь мажорный звукоряд и трезвучие. Освоение минорного звукоряда и минорного трезвучия следует отнести на более позднее время.

Также, стоит пропевать тетрахорды и пентахорды без названия нот, а на слоги «ма», «ми», «до» и  т.д.

Существует различный порядок  слухового и вокально- зрительного освоения интервалов. Одни начинают с секунд, другие- с кварт, третьи- с квинт и т.д. Целесообразнее начинать с изучения секунд. Поступенные  ходы чаще других встречаются в песнях, они более знакомы детям и по песням, и на основе звукоряда. Следовательно, секунды будут легче усваиваться детьми, с них и нужно начинать. За секундами должны следовать большие терции , чистые квинты и кварты.

Изучение , точнее сказать, практическое знакомство с интервалами должно проводиться на знакомых детям песенных примерах. Для этой цели нужно выбирать такие песни, в которых было бы ярко выражено нужное сочетание звуков, нужная последовательность интервалов. Однако, в этих песнях могут быть и другие , еще не изученные ходы. В таких случаях нужно следить за тем, чтобы детям было легко петь их по слуху.

5.Научить  детей слышать и петь простые созвучия , сначала б3 и ч5, затем ч4.

Необходимо  с первых же шагов  обучения приучать детей внимательно  прислушиваться к пению друг друга, слушать другую партию и и подстраиваться к ней в нужном звучании.

Для подготовки детей к двухголосному  пению нельзя ограничиваться изучением  отдельных созвучий (интервалов). Необходимо проработать с ними ряд упражнений, которые расширили бы круг слуховых ощущений, навыков. Однако, не  следует перегружать урок пением упражнений . Надо  поддерживать у детей интерес к занятиям, воспитывать в них активное слушание и восприятие.

На первой стадии работы нужно с  большой осторожностью подойти  к выбору песенного материала. Репертуар  будет являться решающим фактором в  деле успешного освоения двухголосия ;  поэтому песенный материал должен быть подобран в порядке постепенной трудности- от самого легкого к более трудному. Необходимо также не забывать его воспитательного значения.

С  музыкальной стороны песни  должны отвечать следующим требованиям:

1)по форме- крайне  сжатые, лаконичные (не более одного периода) ;

2)по мелодии- яркие, выразительные, напевные;

3)по ритму- весьма простые (чередование не более 2-3 длительностей);

4)голосоведение- ясное, естественное и, желательно,  самостоятельное; склад диатонический;

5)диапазон голосовых партий  не должен превышать октавы.

Наиболее полезными, отвечающими  основным требованиям учебно- воспитательной работы с детьми являются народные песни, обладающие высокими художественными достоинствами, совершенством и сжатостью музыкальной формы, глубокой выразительностью и напевностью мелодии, естественностью голосоведения и особенно диатоническим складом,- вот почему они легко усваиваются детьми.

При двухголосном пении особое внимание учитель должен обратить на характер и строение второго голоса. Необходимо убедить детей в том, что оба  голоса являются равноценными и интересными. На первом этапе работы нужно подбирать  такие песни, где второй голос  представлял бы вполне самостоятельную, законченную и в музыкальном  отношении интересную мелодию. Или же могут быть взяты такие песни, где второй голос является ведущим.

Но главной задачей является всемерное воспитание в детях  сознательного отношения к двухголосному  пению, привитие навыка слушать и  слышать друг друга, различать и  воспринимать две мелодические линии  как части художественного целого.

Прежде чем приступить к разучиванию  песни с классом, учитель должен сам предварительно сделать музыкальный  анализ песни, определить характер, средства музыкальной выразительности (лад, ритм, размер, структура мелодии) , проанализировать содержание литературного текста, его связь с музыкой, отметить наиболее трудные для произношения слова, вскрыть возможные интонационные трудные места, установить общий темп песни, моменты дыхания и динамические оттенки.

Все это необходимо для правильного  понимания и исполнения песни.

Часто разучивание песни проходит в следующем порядке:

1)краткое вступительное слово,  где учитель сообщает детям  название песни, кто сочинил  ее (народ, имена авторов- поэта и композитора). В зависимости от характера песни может возникнуть необходимость сказать несколько слов о ее содержании. Пояснения должны быть очень кратки и образны, тогда они достигнут своей цели.

2)исполнение песни учителем- оно должно быть выразительным, впечатляющим, должно создавать яркий художественный образ.

Учитель должен спеть выразительно как первый, так и второй голос. Вначале исполняется та партия, где  проходит основная мелодия.

3)беседа с детьми о песне- имеет большое воспитательное и образовательное значение. После прослушивания песни у детей может возникнуть желание высказать свои впечатления о содержании ее, о характере мелодии, о движении голосов и их соотношении, о динамических и темповых оттенках и т.д.

4)чтение литературного текста- он должен быть прочитан учителем с большой выразительностью. Слова выражают идею, они как бы раскрывают смысл песни. Объяснение непонятных слов и стилистических особенностей должно быть заранее продумано и дано детям в кратких и понятных выражениях. Текст дети должны читать негромко, ясно и отчетливо выговаривая слова.

5)разучивание песни- обычно начинается с повторного исполнения ее учителем с целью восстановить в памяти детей художественный образ песни.

Далее следует разучивание песни  по фразам или по предложениям. Учитель  пропевает фразу- дети внимательно слушают, а затем сами поют данный отрезок песни. Перед началом пения необходимо интонационно чисто выстроить первый звук. Выученные детьми фразы соединяются в предложения, предложения- в периоды. После того как голоса будут в отдельности хорошо выучены, учитель переходит к их соединению.

При разучивании песни необходимо широко использовать  нотную запись. Имея перед собой ноты, дети более  осознанно подойдут к разучиванию  песни. Слушая исполнение руководителя, они могут следить по нотам  за движением мелодической линии, за развитием мелодии, за движением  отдельных голосов и их взаимосвязью.

Пусть дети не всегда смогут вполне самостоятельно читать ноты, но, безусловно, нотная запись значительно облегчит пение на два  голоса, и процесс разучивания  песни будет более активным, интересным и более успешным.

Основная трудность заключается  в чистом интонировании без сопровождения.

Нужно помнить, что при двухголосном пении особенно важны два условия:

1)чистота строя;

2)самостоятельность, сущность которой  заключается в умении правильно  спеть свою партию при одновременном  звучании другой.