§ 2. Особенности научных школ и моделей менеджмента
Как наука менеджмент стал формироваться в начале XX в. И как относительно молодая наука она находится в стадии своего формирования.
За рубежом существуют различные теории и научные школы, в которых за основу берутся конкретные концепции менеджмента.
В частности, существуют школы классического управления и научного. Их теоретическую базу составляют соответственно труды Ф. У. Тейлора и А. Файоля.
Школа научного управления Тейлора ориентирована на объект управления (совершенствование организации труда рабочих, повышение его производительности за счет усиления интенсификации).
Классическая школа А. Файоля нацелена на улучшение сферы управления за счет более четкого разделения труда, строгого закрепления функциональных обязанностей, использования конкретных принципов в работе, формирования рациональных организационных управленческих структур.
Школа человеческих отношений и человеческого поведения. В ней внимание уделяется гуманизации отношений между предпринимателями и рабочими, созданию благоприятного социально-психологического климата, установлению межличностных отношений в группах и коллективе в целом, исключающих конфликтные ситуации.
Эмпирическая школа нацелена на изучение опыта известных менеджеров отечественных и зарубежных фирм (см. Форд "Моя жизнь"; Ли Якокка "Карьера менеджера" и др.).
Операционная школа. В ней предлагается детальное изучение процедуры выполнения управленческих функций, разделяя их на отдельные виды работ, элементы, операции*
Новая и количественная школы преследуют цели внедрения в практику менеджмента методов точных наук.
Школа социальных систем ориентирована на создание интегрированной системы управления, увязывающей различные подходы к решению проблем управления.
В современном менеджменте в связи с усложнением процесса управления выделяются такие его направления, как стратегический, финансовый, информационный, управление персоналом, инновационный и другие, научная разработка которых активно осуществляется. В мировой практике сложились различные модели управления, что обусловлено влиянием ряда факторов, и прежде всего национальными особенностями конкретной страны (табл. 2). (Можно выделить ТРИ НАПРАВЛЕНИЯ подхода к менеджменту: КЛАССИЧЕСКИЙ - традиционный, ЗАПАДНЫЙ - американский и ВОСТОЧНЫЙ - японский менеджмент.Факткоры, определяющие два из них приведены ниже
|
|
|
|
|
|
Основные направления западного подхода к управлению ( США ) |
Основные направления восточного подхода к управлению (Япония) |
||||
1. Краткосрочный договор |
1. Пожизненный найм |
||||
2. Быстрая оценка |
2. Постепенная медленая оценка, продвижения |
||||
3. Специализированная деятельность |
3. Неспециализированная деятельности |
||||
4. Формальный количественный контроль |
4. Неформальные, тонкие механизмы контроля |
||||
5. Индивидуальное принятие решений |
5. Коллективное принятие решений |
||||
6. Второстепенное значение человеческого фактора |
6. Повышенное внимание к человеческому фактору в управлении |
||||
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.