ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ. Тема. « Детство, опаленное войной». Цель. Пробудить интерес к истории нашей Родины, воспитать гордость за героическое прошлое. Форма. Патриотический час. Возраст. 12 – 17 лет. Воспитатель. Игнатова А.В. Ход мероприятия. Звучит фонограмма.
Дети войны – и веет холодом,
Дети войны – пахнет голодом,
Дети войны – и дыбом волосы:
На челках детских седые волосы
Земля омыта слезами детскими,
Детьми советскими и не советскими.
Какая разница, где был под немцами,
В Дахау, Лициде или Освенциме?
Их кровь алеет на пальцах маками
Травка поникла, где дети плакали
Дети войны - боль отчаяния
И сколько надо им, минут молчания?..
Воспитатель. Сегодня, мы поговорим о подвиге таких же девчонок и мальчишек, как вы. О таких же, как вы детях, которые в грозные годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов вставали в шеренге бойцов – рядом с отцами, матерями, старшими братьями и сестрами. О военном подвиге, о трудовом подвиге, о том, как дети вместе со взрослыми приближали Победу, как они не жалея сил, не жалея своей жизни боролись за родную землю. О том, как они побеждали страх и голод, холод и усталость. О том, какие испытания выпали на их долю.
Ведущий 1: О чем мечтают больше всего люди? Все добрые люди хотят на Земле мира, чтобы никогда на нашей планете не свистели пули, не разрывались снаряды, а от этих пуль и снарядов не гибли дети и все живое на Земле. Вспомним сегодня то страшное явление, которое зовётся коротко «война». Сколько помнят себя люди - столько они воюют между собой. Трудно сказать, сколько времени человечество жило в «абсолютном мире» - видно, совсем немного. Воевали между собой первобытные племена, воевали древние государства. В Средние века более ста лет продолжалась война, названная Столетней. Войн на земле было много, да и сейчас они не прекращаются. Мы вспомним о войне, которая не зря зовётся Великой. Сколько горя она принесла, сколько унесла человеческих жизней разных народов. В те годы весь шар земной был в тревоге. Но больше всего досталось детям. Сколько мужества и героизма они проявили, встав вровень с взрослыми на защиту нашей страны. Дети принимали участие в сражениях, воевали и в партизанских отрядах, и в тылу врага. Многие погибли.
Ведущий 1:
Война вручила людям похоронки.
Скрипела ось обугленной земли.
Худющие мальчишки и девчонки,
Мы помогали взрослым как могли.
Мы ведрами домой таскали воду
И на зиму кололи кучу дров.
Работали — не через пень-колоду,
А вкалывали так, что будь здоров.
Как беженцев обоз, тянулось время,
Шум эшелонов замирал вдали,
А нам хотелось, чтобы поскорее
Отцы домой Победу принесли.
Голодные, мечтали мы, бывало.
Забившись в пыльный угол чердака,
Что наедимся хлеба до отвала
И что напьемся вдоволь молока!
Ведущий 1: Мальчишки и девчонки страшных военных лет не играли в войну. Они жили по суровым военным законам.
Ведущий 2: 22 июня 1941 год.
Ведущий 1: Утро. Щебечут птицы и распускаются цветы. Тепло и солнечно. Просыпаются дети и взрослые. Звучит их радостный смех. Мирная жизнь. И вдруг… Страшное сообщение по радио. Война! Фашисты напали на нашу страну.
Ранним солнечным утром в июне,
В час, когда пробуждалась страна,
Прозвучало впервые для юных
Это страшное слово « война».
Ведущий 2: «Мама, что это такое – война? Какое-то страшное и непонятное слово?» - спрашивали маленькие дети. А матери прижимали их к груди и плакали.
Ведущий 1: Что такое война?
Это взрывы, гранаты.
Что такое война?
Это раны и кровь.
Что такое война?
Это в битве солдаты,
Это подвиг людей
И к Отчизне любовь.
Я войны не хочу,
Я живу и учусь,
Я маму люблю,
Я «спасибо» скажу
Тем, кто мир защищал,
Кто страну отстоял.
Ведущий 2: Дети в 1941 году тоже не хотели войны. Они хотели учиться, хотели быть рядом с мамой и папой. Война и дети - это очень страшное сочетание слов. Война обрушилась на детей, так же как и на взрослых: бомбами, голодом, разлуками, смертью.
«Дети концлагерей»
Во время своих агрессивных походов фашистский вермахт не щадил даже детей. И уже никогда не будет установлено количество детей, уничтоженных или умерших в концлагерях. От них остались лишь горы маленьких ботинок и игрушек.
Первые дети попали в лагерь уже в июне
1939 года. Это были дети цыган, которые вместе с матерями прибыли транспортом
из австрийской земли, среди них - двух- и трехлетние. С детьми в лагерь бросали
и еврейских матерей. После начала второй мировой войны матери с детьми
прибывали из стран, подвергшихся фашистской оккупации, - сначала из Польши,
Австрии и Чехословакии, потом - из Голландии, Бельгии, Франции и Югославии.
Часто мать умирала, и ребенок оставался один. Чтобы избавиться от лишенных
матерей детей, их транспортом отсылали в Бернбург или Освенцим. Там их
уничтожали в газовых камерах...
10 июня 1942 года банды СС сровняли с землей деревню Лидице в Чехословакии.
Мужчин расстреляли, большинство детей отправили в «детские приюты», где их
уничтожили. Около двухсот женщин, девушек и маленьких детей - четыре поколения
- в начале июля прибыли в Равенсбрюк. Самой старой женщине - прабабушке - было
девяносто два года.
Для лагерного начальства дети были ненужным балластом. О них имелись особые
предписания. Никто из них не смел, покидать блок; появляться на Лагерштрассе
они могли лишь в сопровождении блоковых или тубовых. Лагерное начальство
полагало, что детям достаточно свежего воздуха, пока они стоят на утренних и
вечерних аппелях. Им не разрешалось иметь игрушек, они должны были тихо сидеть
в углу в дневном помещении. Запрещалось чему-либо обучать детей. Если
надзирательница видела плачущего ребенка, она била его и запирала на несколько
часов в темную кладовку. Если при этом была мать, то надзирательница избивала и
ее, грубо крича: «Лучше следи за своим ублюдком!».
Плакать детям запрещалось, а смеяться они разучились. Для детей не было ни одежды, ни обуви. Одежда заключенных была для них слишком велика, но ее не разрешалось переделывать. Дети в этой одежде выглядели особенно жалкими. Не по размеру огромные деревянные башмаки они постоянно теряли, за что также следовало наказание.
Если осиротевшее маленькое существо
привязывалось к какой-нибудь узнице, она считала себя его лагерной матерью -
заботилась о нем, воспитывала его и защищала. Их отношения были не менее
сердечные, чем между родными матерью и ребенком. И если ребенка посылали на
смерть в газовую камеру, то отчаяние его лагерной матери, сохранившей ему жизнь
своими жертвами и лишениями, не знало границ. Ведь многих женщин и матерей
поддерживало именно сознание, что они должны заботиться о ребенке. И когда их
лишали ребенка - лишали смысла жизни.
Все женщины блока чувствовали себя ответственными за детей. Днем, когда родные
и лагерные матери были на работе, за детьми присматривали дежурные. А дети
охотно помогали им. Как велика была радость ребенка, когда ему позволяли «помочь»
принести хлеб! Игрушки детям были запрещены. Но как мало нужно ребенку для
игры! Его игрушками были пуговицы, камешки, пустые спичечные коробки, цветные
ниточки, катушки из-под ниток. Оструганный кусок дерева был особенно дорог. Но
все игрушки нужно было прятать, ребенок мог играть лишь тайком, иначе
надзирательница отбирала даже эти примитивные игрушки.
В своих играх дети подражают миру взрослых. Сегодня они играют в
«дочки-матери», в «детский сад», в «школу». Дети войны тоже играли, но в их
играх было то, что они видели в окружавшем их страшном мире взрослых: селекция
для газовых камер или стояние на аппеле, смерть. Как только их предупреждали,
что идет надзирательница, они прятали игрушки в карманы и убегали в свой угол.
Детей школьного возраста тайно обучали чтению, письму и арифметике. Учебников,
конечно, не было, но узницы и тут находили выход. Из картона или оберточной
бумага, которая выбрасывалась при выдаче посылок, вырезали буквы и цифры,
сшивали тетради. Лишенные всякого общения с внешним миром, дети не имели
представления о самых простых вещах. При обучении нужно было проявлять большое
терпение. По вырезанным картинкам из иллюстрированных журналов, которые изредка
попадали в лагерь с вновь прибывшими и отбирались у них при поступлении, объясняли
им, что такое трамвай, город, горы или море. Дети были понятливы и учились с
большим интересом.
Рассказ о праздновании дней рождения в семье звучал для них как сказка. Они не знали, как выглядит обычный дом, комната или кухня. Они не знали иной посуды, кроме коричневых жестяных мисок, а ярко разрисованной чашке дивились бы как чуду.
Дети не знали животных. В лагерях они,
правда, знакомились с кровожадными собаками. Большая лошадь, которая вывозила
очистки и потому часто стояла перед кухней, казалась им огромным чудовищем.
Вшей и крыс они боялись. Птиц, пролетавших над лагерем, провожали внимательным
взглядом. А когда детям рассказывали сказки и там встречались звери, то
приходилось их подробно описывать. Дети не знали и фруктов. Они вертели в
ручонках круглые розоватые плоды, не зная, что с ними делать. Наконец угощавшая
разрезала яблоки и сунула каждому по кусочку в рот. Они осторожно стали жевать,
потом их глазёнки засияли от необычного лакомства. Из цветов они видели только
несколько анютиных глазок.
С самой большой заботой мы относились к старшим девочкам. Уже с двенадцати лет их посылали работать на производство. От непосильного труда большинство из них заболевали туберкулезом и многие умирали. Товарищи пытались устроить этих девочек на более легкую работу, но это не всегда удавалось. Если мы видели, что девочка слишком слаба для работы на производстве, то мы говорили об этом с коммунистками, которые в управлении лагеря вели списки заключенных, и они уменьшали ее возраст. Мальчиков еще до исполнения им двенадцати лет безжалостно отрывали от матерей и посылали на работу в мужской лагерь.
(фильм про концлагерь)
Ведущий 1: «Привезли в концлагерь. Там мы увидели: на соломе сидят детки, а по ним ползают вши. Каждое утро стучал железный засов, входили смеющийся офицер и красивая женщина, она по-русски нам говорила: «Кто хочет каши, быстро становитесь по двое в ряд. Поведём вас кормить...». Они шутили, смеялись, а дети спотыкались, толкались, каши хотели все. « Надо только 25 человек, - пересчитывала женщина - Не ссорьтесь, подождите до завтра.»
Я сначала верила, вместе со всеми бежала, толкалась, а потом стала бояться: «Почему не возвращаются те, которых уводят кормить кашей?». Садилась под самую железную дверь при входе, и, когда нас уже было мало, женщина все равно меня не замечала. Она всегда стояла и считала ко мне спиной. Как долго это продолжалось, не скажу. Детская память неточная, она запоминает только страх или только хорошее. Слышим однажды шум, крик, стрельбу. Стучит железный засов — в барак к нам врываются родные солдаты с криком: «Детушки!». Солдаты берут нас на плечи, на руки по несколько человек. Целуют, обнимают и плачут, что мы такие легкие, что у нас одни косточки. Выносят на улицу, и мы видим чёрную трубу крематория. Несколько недель нас лечили, кормили. Когда мы окрепли, повезли в ту сторону, откуда восходит солнце. Домой...»
Ведущий 1: Во время Второй мировой войны всего в мире погибло 13 миллионов детей.
Рассказы о героях (сопровождаются показом слайдов)
Валя Зенкина Брестская крепость первой приняла на себя удар врага. Рвались бомбы, снаряды, рушились стены, гибли люди и в крепости, и в городе Бресте. С первых минут ушёл в бой Валин отец. Ушёл и не вернулся, погиб героем, как многие защитники Брестской крепости. А Валю фашисты заставили под огнём пробираться в крепость, чтобы передать её защитникам требование сдаться в плен. Валя в крепость пробралась, рассказала о зверствах фашистов, объяснила, какие у них орудия, указала место их расположения и осталась помогать нашим бойцам. Она перевязывала раненых, собирала патроны и подносила их бойцам. В крепости не хватало воды, её делили по глотку. Пить хотелось мучительно, но Валя снова и снова отказывалась от своего глотка: вода нужна раненым. Когда командование Брестской крепости приняло решение вывести детей и женщин из-под огня, переправить на другой берег реки Мухавец - иной возможности спасти их жизнь не было, - маленькая санитарка Валя Зенкина просила оставить её с бойцами. Но приказ есть приказ, и тогда она поклялась продолжить борьбу с врагом до полной победы. И Валя клятву сдержала. Разные испытания выпали на её долю. Но она выдержала. Выстояла. И свою борьбу продолжила уже в партизанском отряде. Воевала смело, наравне с взрослыми. За отвагу и мужество орденом Красной Звезды наградила Родина свою юную дочь.
Марат Казей – партизан-разведчик, немало полезных сведений добыл он. В очередной разведке он попал в окружение фашистов, дождался, пока кольцо сомкнётся, и взорвал себя вместе с врагами. Марат был разведчиком штаба партизанской бригады им. К. К. Рокоссовского. Ходил в разведку, как в одиночку, так и с группой. Участвовал в рейдах. Подрывал эшелоны. За бой в январе 1943 года, когда, раненый, он поднял своих товарищей в атаку и пробился сквозь вражеское кольцо, Марат получил медаль «За отвагу» и «За боевые заслуги». 11 мая 1944-го года, возвращаясь с задания, Марат и командир разведки наткнулись на немцев. Командира убили сразу, Марат, отстреливаясь, залег в ложбинке. Уходить в чистом поле было некуда, да и возможности не было - Марат был тяжело ранен. Пока были патроны, держал оборону, а когда магазин опустел, взял в руки свое последнее оружие - две гранаты, которые с пояса не снимал. Одну бросил в немцев, а вторую оставил. Когда немцы подошли совсем близко, взорвал себя вместе с врагами. Звание Героя Советского Союза Марату Казею было присвоено в 1965 году, через 21 год после гибели. В Минске герою установлен памятник, изображающий юношу за мгновение до геройской смерти.
Лёня Голиков. Он был, школьником. Жил в деревне, в Новгородской области. В 1941 году стал партизаном, ходил в разведку, вместе с товарищами взрывал вражеские склады, мосты. Лёня подбил гранатой легковой автомобиль, в котором ехал фашистский генерал Рихард Виртц. Генерал бросился бежать, но Леня метким выстрелом уложил захватчика, забрал портфель с ценными документами и доставил в партизанский лагерь. В декабре 1942 года партизанский отряд был окружен немцами. После жестоких боев удалось прорвать окружение, в строю осталось 50 человек. Продовольствие и боеприпасы заканчивались. Ночью в январе 43 года к деревне Остро - Лука вышли 27 партизан. Заняли три хаты, разведка не заметила гарнизона немцев, располагающихся поблизости. Под утро, отбиваясь, пришлось отходить к лесу. В том бою погиб весь штаб бригады и Леня Голиков. За героический подвиг в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками и особые заслуги в организации партизанского движения Леня Голиков был награжден посмертно званием Героя Советского Союза.
Свой героический путь борьбы с фашистами Витя Хоменко прошёл в подпольной организации "Николаевский центр". В школе по немецкому у Вити было "отлично", и подпольщики поручили пионеру устроиться в офицерскую столовую. Быстрого, смышленого мальчишку офицеры стали посылать с поручениями, а вскоре и вовсе сделали посыльным при штабе. Им и в голову не могло прийти, что самые секретные пакеты первыми читали подпольщики на явке. Витя получил задание перейти линию фронта, чтобы установить связь с Москвой. 5 декабря 1942 года были схвачены фашистами и казнены десять подпольщиков. Среди них два мальчика - Шура Кобер и Витя Хоменко. Они жили героями и погибли как герои. Орденом Отечественной войны 1 степени - посмертно - наградила Родина своего бесстрашного сына. Имя Вити Хоменко носит школа, в которой он учился.
Кто теперь скажет, сколько среди них было русских ребят, сколько белорусских, польских или французских? Погибали дети – граждане МИРА.
БАЛЛАДА О ДЕТЯХ ВОЙНЫ.
Мы дети войны. Нам с пелёнок досталось познать беспределы невзгод.
Был голод. Был холод. Ночами не спалось. От гари чернел небосвод.
От взрывов и плача земля содрогалась. Не знали мы детских забав.
А сколько отрочеству горя досталось… Девчонки, солдатками став,
Просились на фронт и без страха сражались, держа налегке автомат.
Победа руками девчонок ковалась. Их воля не знала преград.
Ночами стояли на вахтах заводов. Им был по плечу всякий труд.
Красу их девичью щадила природа. И не было праздных минут.
Влюблялись они. Их мальчишки любили. Была их любовь родником.
Из чаши любви чистоту они пили. Глаза зажигались огнём.
Нутром оставались они недотроги. И рвались их души в полёт.
Их гнали фашисты по пыльным дорогам. И в рабство везли их, как скот.
Кому-то из плена бежать удавалось. И даже по несколько раз.
Как зрелые воины, дети сражались. Кто шёл в партизаны из нас.
Себе прибавляли мальчишечки годы, чтоб их отправляли на фронт.
И не было это влиянием моды. Кому-то родным стал завод.
Станки малолетки, как крепости брали, на цыпочки встав во весь рост.
И навыки взрослых они обретали. Со всех одинаков был спрос.
Исхожено много дорог километров. Истрачено нервов и сил.
Им выли вдогонку сирены и ветры. Фашист их, как зверя, травил.
Кровь брали фашисты из тоненьких венок, спасая немецких солдат.
Мишенью детишки стояли у стенок. Злодейства вершился обряд.
А в голод спасала лишь корочка хлеба, очистки картофеля, жмых.
И падали бомбы на головы с неба, не всех, оставляя в живых.
Им, детям войны, много горя досталось. Победа наградой была.
И летопись лет страшных в память вписалась. Боль отклик у Эха нашла.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.