" Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с художественной литературой"
Оценка 4.8

" Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с художественной литературой"

Оценка 4.8
Занимательные материалы
docx
окружающий мир
20.10.2023
" Экологическое воспитание детей старшего  дошкольного возраста через ознакомление с художественной литературой"
Экологическое образование детей дошкольного возраста через ознакомление с художественной литературой» является одним из направлений воспитательно-образовательной деятельности дошкольников.
Собщение из опыта работы.docx

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

« Детский сад № 65»

 

 

 

 

 

                                                                                       Сообщение на тему:

« Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с художественной литературой»

 

 

 

 

 

Подготовила:

Воспитатель

МБДОУ «Детский сад № 65»

Новикова Елена Михайловна.

 

 

 

Дзержинск 2023 г.

 

1 слайд

Добрый день, разрешите представить вам опыт работы на тему: «Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с художественной литературой»».

 

2 слайд                                         

Актуальность

Проблема экологического воспитания и образования – одна из самых актуальных на сегодняшний день.

Именно в дошкольном возрасте закладываются основы экологической культуры.

Очень важно с детства формировать представление детей о том, что человек нуждается в экологически чистой окружающей среде, а природа в свою очередь нуждается в заботе и защите человека. 

Дошкольники общаются с природой в разное время года – и когда вокруг пушистый белый снег и когда зацветают сады. Чем раньше начинается формирование основ экологической культуры, тем выше в дальнейшем ее уровень.

 Научить видеть и понимать красоту родной природы, бережно относиться ко всему живому, передать определенные знания в области экологии – главные задачи экологического воспитания.

Экологическое образование детей дошкольного возраста через ознакомление с художественной литературой» является одним из направлений воспитательно-образовательной деятельности дошкольников.

Это важное средство всестороннего развития ребенка, формирования системы знаний о природе и воспитания осознанного отношения к ней.

Чтение художественного произведения развивает у детей познавательный интерес, наблюдательность, помогает осознать общую экологическую картину мира.

На мой взгляд, познавательный интерес к окружающему и эмоциональную насыщенность, я могла реализовать в экологическом воспитании, в процессе общения с природой: ведь экология – простор для детской деятельности .

 

3 слайд

Наш детский сад работает по программе «Образовательная программа дошкольного образования Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 65»

Для решения задач по формированию Экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с художественной литературой используется учебно-методический комплект, представленный на слайде.

 

4 слайд  

 

   Экологическое воспитание предлагает решение ряда воспитательно-образовательных задач, определённых программой.

Цели и задачи представлены на слайде

Цель и задачи

Цель:

Сформировать у детей интерес к экологической культуре, и эмоционально – положительного отношения к природе через ознакомление с художественной литературой.

Задачи:

- Формировать у детей основы экологической культуры в процессе ознакомления с миром природы через практическую деятельность с живыми объектами, наблюдения, исследовательскую работу и работу с дидактическим материалом.

- Учить детей видеть красоту родной природы в художественных произведениях, реагировать на поэтическое слово

- Развивать познавательный интерес к природе, смысловое восприятие прочитанного, побуждать задавать вопросы о прочитанном.

- Разнообразить предметно-развивающую среду в группе по экологическому воспитанию.

Работа с родителями

- Помочь родителям осознать ценность чтения детям книг как средства экологического образования и воспитания дошкольников.

- Обогатить опыт родителей в вопросах организации семейного чтения и воспитания читательской культуры детей.

- Привлекать семьи воспитанников к участию в мероприятиях, организованных для успешной работы в данном направлении.

Анкетирование, консультации, индивидуальные и групповые беседы, оформление наглядной информации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5 слайд

 

На основании этих пособий был разработан перспективный план.

Фрагмент перспективного плана представлен на слайде.

 

День недели

Режим

Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей

Организация развивающей среды для самостоятельной

Сотрудничество с родителями

Тема:

«Осень»

Утро

 Беседа «Чем мне нравится осень?» Систематизировать знания детей об осени; воспитывать эстетическое отношение к окружающему.

Д/и «Осень или весна?» - расширение знаний детей о времени года.

Настольно-печатные игры по сезонам года.

Картина Е.Левитана «Золотая осень»;

Картины из серии «Что перепутал художник?»

Выставку книг «Времена года», «Рассказы о природе».

Погулять с ребенком по городу, парку, акцентируя внимание ребенка на красках осени;

Повторять пословицы и поговорки об осени.

 

ООД

 

 

 

 

 

1. Ознакомление с природой в детском саду.

Тема: « Кроет уж лист золотой влажную землю в лесу»

Цель: расширять представления детей об осенних изменениях в природе в сентябре, октябре, ноябре. Учить замечать предметы осени.  Воспитывать бережное отношение к природе. Формировать желание отражать красоту осеннего пейзажа в продуктивных видах деятельности. Развивать творчество и инициативу.

2. Художественно- эстетическое развитие.

Рисование.

Тема: «Ветка рябины»

Цель: Формировать умение передавать характерные особенности натуры, форму частей , строение веток и листьев, их цвет. Закреплять умение красиво располагать изображение на листе.

Проектор. Презентация «Осень в рисунках детей» Аудиозаписи « Звуки природы» Листы бумаги. Акварель. Кисти.

 

 

 

 

 

 

 

Прогулка

Тема: «Уж небо осенью дышало » Цель: Расширять и уточнять представления детей о природных явлениях осенью, развивать умение брать на себя роли в соответствии с сюжетом игры. П/И  «Воробьи и кошки» Цель: закреплять название овощей, формировать навыки ДА, воспитывать ловкость, активность.

Карточки с изображением неба в разные сезоны. Коробка для листьев.

 

 

Вечер

Чтение сказки Н.Сладкова «Осень на пороге». Цель: Дать представление о том, как птицы готовятся к приходу осени. Учить слушать сказки. Учить поддерживать беседу, высказывать свою точку зрения

Учить эмоционально воспринимать литературное произведение и выражать свое отношение к персонажам рассказа.

« Загадки о птицах» Цель: воспитывать уважение к ответам товарищей.

Д/и «С какого дерева листок». Цель - закрепить названия деревьев.

Иллюстрации к прочтению сказки Н.Сладкова «Осень на пороге». Иллюстрации к теме « Загадки о птицах» Д/и «С какого дерева листок».    

 

 

 

6 слайд

В своей работе по экологическому воспитанию использую различные формы, методы и приемы, учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей это интегрированные занятия, циклы наблюдений, целевые прогулки.

В процессе ознакомления с природой широко использую художественное слово.

В свою работу с детьми включаю выразительные художественные произведения, отражающие красоту и особенности русской природы.

7 слайд

В утренние часы я вовлекаю детей в совместную деятельность, которая приобретает разную форму и организацию. Использую разнообразные дидактические игры «С какого дерева листок»; « Природные явления»; «На птичьем дворе»; «Съедобное – несъедобное»; «Назови правильно»;« В городе, водоёме»; « Назови одним словом»

Дидактический материал,  вызывает  у детей большой интерес, желание действовать.

 

8 слайд

В сентябре мною была проведена начальная диагностика по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста (в соответствии с планируемыми результатами освоения программы )

В диагностике принимали участие 23 ребёнка. По результатам данной   диагностики было выявлено:

точка роста была у 70 % это 16 детей, в стадии становления у 30% -  это 8 детей, и стадия формирования 0% - это ни одного ребёнка.

9 слайд

В нашей группе был создан книжный уголок «Уроки добра», в который собраны произведения таких детских писателей, как: М. Пришвина, Вера Чаплина, Мария Сухорукова,  Б. Заходер,  Б. Житков. В.М Гаршин; З.Александрова;

И. Токманов; Ф.Ф Фет; А.С Пушкин и др.

В процессе чтения художественной литературы дошкольники учатся анализировать, рассуждать, рассказывать, запоминать. Так, например, маленьким детям трудно запомнить такие слова, как «стебель», «чешуйки», «плавники» и др., а с помощью художественного слова (сказок, потешек, стихотворений) дети легко и быстро их запоминают. Например: «Кролики» З.Александрова, «Где спит рыбка» И. Токманова. Произведения художественной литературы усиливают радостное настроение детей, развивают любознательность.

10 слайд

При работе с художественными текстами стараюсь подбирать книги с яркими иллюстрациями, где бы можно было почувствовать красоту, дать элементарные знания о природе, воспитать бережное отношение к ней.

На прогулке совмещали заучивание нового стихотворения с наблюдениями.

Так, прежде, чем учить с детьми стихотворение Сергея Есенина "Белая береза", мы несколько раз на  подходили к березке, рассматривали ее, сравнивали несколько берез и видели, что нет ни одной одинаковой белоствольной красавицы - все они разные. Каждая березка по-своему прекрасна.

11 слайд

Например, после наблюдения за листопадом, дети с большим интересом слушали стихотворение «Листопад» -И.Бунина, что усилило впечатление от непосредственного наблюдения, помогло детям лучше понять и запомнить красоту этого явления.

 

12 сдайд

Прочитала детям рассказ В. Сухомлинского "Почему плачет синичка?", рассказы Г. Скребицкого. Художественная литература и наблюдения служат могучим средством в экологическом воспитании детей и способствуют формированию первых понятий о единстве человека и природы, помогают развить творческое воображение, фантазию. Затем на занятии мы рассматривали иллюстрации с птицами  и зарисовывали.

13 сдайд

Так после заучивания стихотворения «Покормите птиц зимой» дети с родителями проявили большую активность в акции «Наши пернатые друзья». Были изготовлены и развешены на участке самые разные кормушки, сделанные с большой любовью и старанием.

14 слайд

 Использую в работе с детьми такой вид фольклора, как загадки, пословицы. Они играют большую роль в ознакомлении детей с природой. Они развивают у детей догадливость, сообразительность.

В нашей группе есть уголок природы где мы с детьми ухаживаем за комнатными растениями, поливаем, рыхлим землю , протираем листочки. У детей появляется познавательный интерес к художественной литературе экологической направленности, желание выполнять трудовые обязанности в уголке природы, потребность заботится об окружающей среде.

15 слайд

Художественная литература обладает большим потенциалом для интеллектуального и эмоционального развития личности, дети искренне доверяют сказке, а значит с ее помощью легче развивать и воспитывать дошкольников. Благодаря сказке ребенок познает окружающий мир, узнаёт много нового и интересного о явлениях природы, о растениях, о свойствах разных предметов.

В нашей группе есть уголок Познавательно – исследовательской деятельности.

Метод экспериментирования - один из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира используемый в работе с детьми  дошкольного возраста.

Эксперимент – способ познания природы, заключающийся в изучении природных явлений в специально созданных условиях.  Процесс детского экспериментирования можно эффективно  сочетать с процессом ознакомления со  сказками, как один из  эффективных  вариантов развития познавательной активности детей дошкольного возраста.

Например на основе русских народных сказок: «Пузырь, соломинка и лапоть»

Мы с детьми испытываем предметы из разных материалов на плавучесть (лист бумаги, металлическая пластина, кусочек ткани и кусок дерева). Дети наблюдают, что тонет сразу, а что по мере намокания, что не тонет вообще.

Делаем вывод, что лучше всего сделать плот из дерева, так как оно не тонет.

16 слайд

Или например  в сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» дети разбирали ситуацию, как поднять воду со дна колодца. Дети кладут камешки в «колодец» до тех пор, пока уровень воды не дойдёт до краёв, делают вывод: камешки, заполняя ёмкость, выталкивают воду.

17 слайд

Пример на основе авторских сказок:

Сказка «Золотой ключик или Приключения Буратино» подводит к идее использования магнитов из ларца, которые обладают свойством притягивания металлических предметов. С помощью магнитов дети находят металлический мусор и ключ от сундука Карабаса-Барабаса на дне поддона, наполненного сухим песком, подтверждая свойство магнита притягивать металлические предметы.

Таким образом, мы убеждены, что сказка позволяет раздвинуть границы реального мира, и побуждает каждого ребёнка к деятельности. Ребёнок становится не просто слушателем, а активным участником поисково-исследовательской деятельности.

16 слайд

Свои впечатления от общения с природой дети отражали в продуктивной деятельности. В рисунках, лепке, аппликации. Проведены выставки детских работ по темам: « Осенний листопад»; « Бережём природу»; «Овощи с огорода»; «Будь природе другом».

17 слайд

Так как большую роль в развитии познавательной активности у детей играют родители, то мы старались привлекать к работе и их. В работе с родителями мы используем разнообразные формы:

-помимо традиционных - консультаций (таких как: «Экологическое воспитание ребёнка в семье», «Развитие познавательных интересов в процессе ознакомления с природой» « Правила поведения в природе» « Экологические игры с ребёнком»);

- привлекали родителей к оформлению выставки творческих работ родителей и детей с использованием природного материала.

18 слайд

Результат показал, что у детей произошли значительные позитивные изменения. Отмечено расширение и углубление интереса к животному и растительному миру.  Дети стали более эмоционально восприимчивы и отзывчивы к явлениям, происходящим в живой и неживой природе, более наблюдательны, научились сопереживать в различных ситуациях, выражать доброжелательность по отношению к объектам природы. Кроме того, у детей появился интерес к чтению художественной литературы. Родители стали больше уделять внимания семейному чтению. Таким образом, на своем опыте  пришла к выводу, что художественная литература оказывает огромное значение в экологическом воспитании детей дошкольного возраста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «

Добрый день, разрешите представить вам опыт работы на тему: «

Добрый день, разрешите представить вам опыт работы на тему: «

Экологическое воспитание предлагает решение ряда воспитательно-образовательных задач, определённых программой

Экологическое воспитание предлагает решение ряда воспитательно-образовательных задач, определённых программой

На основании этих пособий был разработан перспективный план

На основании этих пособий был разработан перспективный план

ООД 1. Ознакомление с природой в детском саду

ООД 1. Ознакомление с природой в детском саду

В утренние часы я вовлекаю детей в совместную деятельность, которая приобретает разную форму и организацию

В утренние часы я вовлекаю детей в совместную деятельность, которая приобретает разную форму и организацию

Например, после наблюдения за листопадом, дети с большим интересом слушали стихотворение «Листопад» -И

Например, после наблюдения за листопадом, дети с большим интересом слушали стихотворение «Листопад» -И

Эксперимент – способ познания природы, заключающийся в изучении природных явлений в специально созданных условиях

Эксперимент – способ познания природы, заключающийся в изучении природных явлений в специально созданных условиях

Экологическое воспитание ребёнка в семье», «Развитие познавательных интересов в процессе ознакомления с природой» «

Экологическое воспитание ребёнка в семье», «Развитие познавательных интересов в процессе ознакомления с природой» «

" Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с художественной литературой"

" Экологическое воспитание детей старшего  дошкольного возраста через ознакомление с художественной литературой"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.10.2023