Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
« Детский сад № 65»
Сообщение на тему:
« Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с художественной литературой»
Подготовила:
Воспитатель
МБДОУ «Детский сад № 65»
Новикова Елена Михайловна.
Дзержинск 2023 г.
1 слайд
Добрый день, разрешите представить вам опыт работы на тему: «Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с художественной литературой»».
2 слайд
Актуальность
Проблема экологического воспитания и образования – одна из самых актуальных на сегодняшний день.
Именно в дошкольном возрасте закладываются основы экологической культуры.
Очень важно с детства формировать представление детей о том, что человек нуждается в экологически чистой окружающей среде, а природа в свою очередь нуждается в заботе и защите человека.
Дошкольники общаются с природой в разное время года – и когда вокруг пушистый белый снег и когда зацветают сады. Чем раньше начинается формирование основ экологической культуры, тем выше в дальнейшем ее уровень.
Научить видеть и понимать красоту родной природы, бережно относиться ко всему живому, передать определенные знания в области экологии – главные задачи экологического воспитания.
Экологическое образование детей дошкольного возраста через ознакомление с художественной литературой» является одним из направлений воспитательно-образовательной деятельности дошкольников.
Это важное средство всестороннего развития ребенка, формирования системы знаний о природе и воспитания осознанного отношения к ней.
Чтение художественного произведения развивает у детей познавательный интерес, наблюдательность, помогает осознать общую экологическую картину мира.
На мой взгляд, познавательный интерес к окружающему и эмоциональную насыщенность, я могла реализовать в экологическом воспитании, в процессе общения с природой: ведь экология – простор для детской деятельности .
3 слайд
Наш детский сад работает по программе «Образовательная программа дошкольного образования Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 65»
Для решения задач по формированию Экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с художественной литературой используется учебно-методический комплект, представленный на слайде.
4 слайд
Экологическое воспитание предлагает решение ряда воспитательно-образовательных задач, определённых программой.
Цели и задачи представлены на слайде
Цель и задачи
Цель:
Сформировать у детей интерес к экологической культуре, и эмоционально – положительного отношения к природе через ознакомление с художественной литературой.
Задачи:
- Формировать у детей основы экологической культуры в процессе ознакомления с миром природы через практическую деятельность с живыми объектами, наблюдения, исследовательскую работу и работу с дидактическим материалом.
- Учить детей видеть красоту родной природы в художественных произведениях, реагировать на поэтическое слово
- Развивать познавательный интерес к природе, смысловое восприятие прочитанного, побуждать задавать вопросы о прочитанном.
- Разнообразить предметно-развивающую среду в группе по экологическому воспитанию.
Работа с родителями
- Помочь родителям осознать ценность чтения детям книг как средства экологического образования и воспитания дошкольников.
- Обогатить опыт родителей в вопросах организации семейного чтения и воспитания читательской культуры детей.
- Привлекать семьи воспитанников к участию в мероприятиях, организованных для успешной работы в данном направлении.
Анкетирование, консультации, индивидуальные и групповые беседы, оформление наглядной информации.
5 слайд
На основании этих пособий был разработан перспективный план.
Фрагмент перспективного плана представлен на слайде.
День недели |
Режим |
Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей |
Организация развивающей среды для самостоятельной |
Сотрудничество с родителями |
Тема: «Осень» |
Утро |
Беседа «Чем мне нравится осень?» Систематизировать знания детей об осени; воспитывать эстетическое отношение к окружающему. Д/и «Осень или весна?» - расширение знаний детей о времени года. Настольно-печатные игры по сезонам года. |
Картина Е.Левитана «Золотая осень»; Картины из серии «Что перепутал художник?» Выставку книг «Времена года», «Рассказы о природе». |
Погулять с ребенком по городу, парку, акцентируя внимание ребенка на красках осени; Повторять пословицы и поговорки об осени. |
|
ООД
|
1. Ознакомление с природой в детском саду. Тема: « Кроет уж лист золотой влажную землю в лесу» Цель: расширять представления детей об осенних изменениях в природе в сентябре, октябре, ноябре. Учить замечать предметы осени. Воспитывать бережное отношение к природе. Формировать желание отражать красоту осеннего пейзажа в продуктивных видах деятельности. Развивать творчество и инициативу. 2. Художественно- эстетическое развитие. Рисование. Тема: «Ветка рябины» Цель: Формировать умение передавать характерные особенности натуры, форму частей , строение веток и листьев, их цвет. Закреплять умение красиво располагать изображение на листе. |
Проектор. Презентация «Осень в рисунках детей» Аудиозаписи « Звуки природы» Листы бумаги. Акварель. Кисти.
|
|
|
Прогулка |
Тема: «Уж небо осенью дышало » Цель: Расширять и уточнять представления детей о природных явлениях осенью, развивать умение брать на себя роли в соответствии с сюжетом игры. П/И «Воробьи и кошки» Цель: закреплять название овощей, формировать навыки ДА, воспитывать ловкость, активность. |
Карточки с изображением неба в разные сезоны. Коробка для листьев. |
|
|
Вечер |
Чтение сказки Н.Сладкова «Осень на пороге». Цель: Дать представление о том, как птицы готовятся к приходу осени. Учить слушать сказки. Учить поддерживать беседу, высказывать свою точку зрения Учить эмоционально воспринимать литературное произведение и выражать свое отношение к персонажам рассказа. « Загадки о птицах» Цель: воспитывать уважение к ответам товарищей. Д/и «С какого дерева листок». Цель - закрепить названия деревьев. |
Иллюстрации к прочтению сказки Н.Сладкова «Осень на пороге». Иллюстрации к теме « Загадки о птицах» Д/и «С какого дерева листок». |
|
|
6 слайд
В своей работе по экологическому воспитанию использую различные формы, методы и приемы, учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей это интегрированные занятия, циклы наблюдений, целевые прогулки.
В процессе ознакомления с природой широко использую художественное слово.
В свою работу с детьми включаю выразительные художественные произведения, отражающие красоту и особенности русской природы.
7 слайд
В утренние часы я вовлекаю детей в совместную деятельность, которая приобретает разную форму и организацию. Использую разнообразные дидактические игры «С какого дерева листок»; « Природные явления»; «На птичьем дворе»; «Съедобное – несъедобное»; «Назови правильно»;« В городе, водоёме»; « Назови одним словом»
Дидактический материал, вызывает у детей большой интерес, желание действовать.
8 слайд
В сентябре мною была проведена начальная диагностика по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста (в соответствии с планируемыми результатами освоения программы )
В диагностике принимали участие 23 ребёнка. По результатам данной диагностики было выявлено:
точка роста была у 70 % это 16 детей, в стадии становления у 30% - это 8 детей, и стадия формирования 0% - это ни одного ребёнка.
9 слайд
В нашей группе был создан книжный уголок «Уроки добра», в который собраны произведения таких детских писателей, как: М. Пришвина, Вера Чаплина, Мария Сухорукова, Б. Заходер, Б. Житков. В.М Гаршин; З.Александрова;
И. Токманов; Ф.Ф Фет; А.С Пушкин и др.
В процессе чтения художественной литературы дошкольники учатся анализировать, рассуждать, рассказывать, запоминать. Так, например, маленьким детям трудно запомнить такие слова, как «стебель», «чешуйки», «плавники» и др., а с помощью художественного слова (сказок, потешек, стихотворений) дети легко и быстро их запоминают. Например: «Кролики» З.Александрова, «Где спит рыбка» И. Токманова. Произведения художественной литературы усиливают радостное настроение детей, развивают любознательность.
10 слайд
При работе с художественными текстами стараюсь подбирать книги с яркими иллюстрациями, где бы можно было почувствовать красоту, дать элементарные знания о природе, воспитать бережное отношение к ней.
На прогулке совмещали заучивание нового стихотворения с наблюдениями.
Так, прежде, чем учить с детьми стихотворение Сергея Есенина "Белая береза", мы несколько раз на подходили к березке, рассматривали ее, сравнивали несколько берез и видели, что нет ни одной одинаковой белоствольной красавицы - все они разные. Каждая березка по-своему прекрасна.
11 слайд
Например, после наблюдения за листопадом, дети с большим интересом слушали стихотворение «Листопад» -И.Бунина, что усилило впечатление от непосредственного наблюдения, помогло детям лучше понять и запомнить красоту этого явления.
12 сдайд
Прочитала детям рассказ В. Сухомлинского "Почему плачет синичка?", рассказы Г. Скребицкого. Художественная литература и наблюдения служат могучим средством в экологическом воспитании детей и способствуют формированию первых понятий о единстве человека и природы, помогают развить творческое воображение, фантазию. Затем на занятии мы рассматривали иллюстрации с птицами и зарисовывали.
13 сдайд
Так после заучивания стихотворения «Покормите птиц зимой» дети с родителями проявили большую активность в акции «Наши пернатые друзья». Были изготовлены и развешены на участке самые разные кормушки, сделанные с большой любовью и старанием.
14 слайд
Использую в работе с детьми такой вид фольклора, как загадки, пословицы. Они играют большую роль в ознакомлении детей с природой. Они развивают у детей догадливость, сообразительность.
В нашей группе есть уголок природы где мы с детьми ухаживаем за комнатными растениями, поливаем, рыхлим землю , протираем листочки. У детей появляется познавательный интерес к художественной литературе экологической направленности, желание выполнять трудовые обязанности в уголке природы, потребность заботится об окружающей среде.
15 слайд
Художественная литература обладает большим потенциалом для интеллектуального и эмоционального развития личности, дети искренне доверяют сказке, а значит с ее помощью легче развивать и воспитывать дошкольников. Благодаря сказке ребенок познает окружающий мир, узнаёт много нового и интересного о явлениях природы, о растениях, о свойствах разных предметов.
В нашей группе есть уголок Познавательно – исследовательской деятельности.
Метод экспериментирования - один из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира используемый в работе с детьми дошкольного возраста.
Эксперимент – способ познания природы, заключающийся в изучении природных явлений в специально созданных условиях. Процесс детского экспериментирования можно эффективно сочетать с процессом ознакомления со сказками, как один из эффективных вариантов развития познавательной активности детей дошкольного возраста.
Например на основе русских народных сказок: «Пузырь, соломинка и лапоть»
Мы с детьми испытываем предметы из разных материалов на плавучесть (лист бумаги, металлическая пластина, кусочек ткани и кусок дерева). Дети наблюдают, что тонет сразу, а что по мере намокания, что не тонет вообще.
Делаем вывод, что лучше всего сделать плот из дерева, так как оно не тонет.
16 слайд
Или например в сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» дети разбирали ситуацию, как поднять воду со дна колодца. Дети кладут камешки в «колодец» до тех пор, пока уровень воды не дойдёт до краёв, делают вывод: камешки, заполняя ёмкость, выталкивают воду.
17 слайд
Пример на основе авторских сказок:
Сказка «Золотой ключик или Приключения Буратино» подводит к идее использования магнитов из ларца, которые обладают свойством притягивания металлических предметов. С помощью магнитов дети находят металлический мусор и ключ от сундука Карабаса-Барабаса на дне поддона, наполненного сухим песком, подтверждая свойство магнита притягивать металлические предметы.
Таким образом, мы убеждены, что сказка позволяет раздвинуть границы реального мира, и побуждает каждого ребёнка к деятельности. Ребёнок становится не просто слушателем, а активным участником поисково-исследовательской деятельности.
16 слайд
Свои впечатления от общения с природой дети отражали в продуктивной деятельности. В рисунках, лепке, аппликации. Проведены выставки детских работ по темам: « Осенний листопад»; « Бережём природу»; «Овощи с огорода»; «Будь природе другом».
17 слайд
Так как большую роль в развитии познавательной активности у детей играют родители, то мы старались привлекать к работе и их. В работе с родителями мы используем разнообразные формы:
-помимо традиционных - консультаций (таких как: «Экологическое воспитание ребёнка в семье», «Развитие познавательных интересов в процессе ознакомления с природой» « Правила поведения в природе» « Экологические игры с ребёнком»);
- привлекали родителей к оформлению выставки творческих работ родителей и детей с использованием природного материала.
18 слайд
Результат показал, что у детей произошли значительные позитивные изменения. Отмечено расширение и углубление интереса к животному и растительному миру. Дети стали более эмоционально восприимчивы и отзывчивы к явлениям, происходящим в живой и неживой природе, более наблюдательны, научились сопереживать в различных ситуациях, выражать доброжелательность по отношению к объектам природы. Кроме того, у детей появился интерес к чтению художественной литературы. Родители стали больше уделять внимания семейному чтению. Таким образом, на своем опыте пришла к выводу, что художественная литература оказывает огромное значение в экологическом воспитании детей дошкольного возраста.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.