" Эта удивительная почва"

  • pdf
  • 05.02.2023
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Scan 2.pdf

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида «Солнышко» с.Берёзовка Первомайского района Алтайского края

Опытно-экспериментальная деятельность в подготовительной к школе группе

Тема: «Эта удивительная почва»

Воспитатель: Загайная ОН.

2021 год

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Удивительная почва» в подготовительной группе.

Цели:

 Продолжать знакомить дате с почвой.

 Закреплять умения сравнивать сухую и влахаую почву.  Выделить некоторые свойства песка и глины.

о Выяснить, что в почве есть для жизни живых организмов. Развивать смекалку наблюдательность.

 Воспитание интереса к неживой природе.

Материал:

 Комочки сухой почвы.

*         Емкости с песком, глиной, водой.

 Белый лист бумаги, палочки, лупы.

 Свечка, стеклышко, сковородка.

Таблица ”Почва”.

Иллюстрации подземных жителей.

*         Демонстрационный материал для показа сказки Н. Рыжовой ”Как Медведь пень потерял“

Активизация словаря: почва, труха.

Ход занятия:

В. — Отгадайте загадку:

Меня бьют, колотят,

Ворочают, режут -

Я все терпло

И всем добром плачу. Д.- Земля.

В. — Сегодня на занятии мы будем говорить о почве.

В. — Нашу обычную землю называют волшебной, как вы думаете почему?

Д.- Земля корми» и поит растения.

Д.- Земля нас кормит.

В. — Как она нас кормит?

Ответы детей.

В.- Как радует нас земля?

Д.- Цветами, зеленой травой.

В. — Верхний слой земли, который гштает и кормит растения, называется почвой. Она везде разная. В одном месте в ней много песка. Такую почву называют песчаной. В другом месте больше глины. В. -Как называется такая почва?

Д.- Глинистая-

В. - Почву богатую на перегной называют чернозем, потому что она черного

(темного) цвета. Торф тоже богат перегноем, его привозят на больших самосвалах и разбрасывают по огородам и клумбам, чтобы лучше росли растения.

В. — Посмотрим таблицу ”Почва в разрезе".

В.- Какого цвета верхний слой земли?

Д.- Темного.

В. — Это плодородный слой земли. В.- Какого цвета следующий слой земли?

Д.- Желтого.

В.- Как вы думаете, что это?

Д.- Песок.

В. Дальше мы видим изображение подземных вод.

В. — Каким цветом изображена вода?

Д.- Голубым.

В.- Потом идет слой глины. Каким цветом изображена глина?

Д. — Рыжим.

В.- На таблице еще изображены те, кто в земле живут.

В.- Кто живет в земле?           

Д. — Червяки, кроты, жуки.

В. Отправимся в путешествие в подземное царство. Расскажите по картинке, что мы можем увидеть под землей.

Ответы детей.

Физкультминутка.

Вырос красивый цветок на поляне, Утром весенним раскрыл лепестки.

Всем лепесткам красоту и сиянье Дружно дают под землей корешки.

А теперь будем червячками.

Под землей червяк ползет, Делает он узкий ход, Чтоб в подземном царстве Лучше всем жилось, Чтоб в подземном царстве

Лучше всем рослсь.

(Слова стихотворения сопровождаются движениями.)

В.- Жители поземного царства прислали нам очень ценный подарок — мешочек волшебной земли. Я дам каждому из вас немножко этой земли. Мы поближе познакомимся с землей — матушкой. Но прежде всего нам надо надеть фартуки и вспомнить правила поведения в лаборатории.

Воспитатель дает каждому ребенку по два комочка земли, расютадывая ее на белые листы.

Опыт         Что спрятано в комочке?

В. — Один комочек пусть лежит не тронутым. Другой комочек осторож«о потрогайте.

В. — Какая земля в комочке?

Д.- Сухая, черная.

В.- Посмотрите на комочек через увеличительное стекло.

В.- Скажите, что вы увидели?

Д.- В комочке есть трещинки. В. — Осторожно раскрошите комочек земли. Посмотрите через лупу, что спряталось в вашем комочке? Д.- Кореппщ, камешки и т. д. Опыт № 2. В земле есть воздух.

В.- А воздух в земле есть или нет?

Ответы детей.

В.- Проверим ваши ответы экспериментально. Возьмите в руки комочек земли, так чтобы он не рассыпался, и осторожно опустите его в баночку с водой.

В. — Что вы наблюдаете?

Д.- Из комочка побежали маленькие пузырьки.

Д. — Это воздух поднимается из воды.

В. — Где же был воздух?

Д. — Воздух был в комочке земли.

В. — Да, воздух был внутри комочка между песчшжами. Вода вытеснила его. Воздух всплыл, так как он легче воды и смешался с окружающим нас воздухом.

В.- Кто оказался прав, те, кто говорили, что в земле нет воздуха или те, кто говорили, что воздух есть? Д. — В земле есть воздух.

Опыт № З. Есть ли в почве вода?

В.- Только что мы убедились, что в почве есть воздух. А вода в почве есть или нет? Ответы детей.

В. — Предлагаю и эти ваши ответы проверить с помощью опыта. В.- В чистую сухую сковородку я положила, что?

Д — Комочек почвы.

В. — Я зажгу свечку, и буду держать сковородку с почвой на огне.

В. — Что происходит с почвой? Д. — Она согревается.

В. — Подержу над сковородкой чистое сухое стеклышко.

Через некоторое время показываю стеклышко детям. В. — Что произошло со стеклышком?

Д. — Стеклышко запотело.

В. — Подержу стеклышко еще немножко. Что это за капельки появились на стеклышке'? Д. — Это вода.

В. — Сделайте вывод — есть вода в почве или нет?

Д. — Вода есть в почве.

В. — Изменяется ли цвет попы после дождя?

Д. — Изменяется.

В. — Каким становится цвет? Д.- Темным, черным.

Физкујљтминутка.

В. — Про ”Земелошку — чернозем“ есть хоровод. Исполним его.

В. — Рассмотрим через лупу песок. На что похожи песчинки?

Ответы детей.

В. — Похожи ли песчинки друг на друга?

В. — Песчинки лежат отдельно или они между собой склеились?

Д. — Лежат отдельно.

В.- Рассмотрите глину. Видны ли в глине отдельные частички?

Д. - Нет.

В. — Можно ли сказать, что частички глины прилипают друг к другу?

Д. - Можно.

Опыт № 4. Посади ”дерево” в сухую глину, сухой песок.

В. — Возьмите палочку правой рукой, левой рукой придерживайте баночку, чтобы она не опрокинулась. Посадите “дерево” в песок.

Дети выполняют задание.

В. — Вытащите палочку из песка. Посадите ”дерево” в глину.

В. — Во что легче было посадить ”дерево", в глину или песок?


Д. — В глину мы не сумели посадить ”дерево”. Сухая глина твердая, как камень.

В.- В песке палочка легко растолкнула песчинки, ведь они лежат отдельно. А вот частички глины крепко склеены между собой, поэтому вам и не удалось растолкнуть их.

Опыт № 5 .Что лучше пропускает воду песок или глина?

В. — Польем по очереди песок и глину. В. — Где быстрее впиталась вода?

Д. — В песке.

В. — А почему? Кто может объясшпь?

Ответы детей.

В. — Да, это что частички песка не прилипают друг к другу, а частички глины прилипают, а значит плохо, пропускают воду. В. - Какими стали песок и глина после полива?

Д. — Мокрыми.

Опыт .№ 6 . Посадим дерево в мокрый песок и мокрую глину.

Опыт проводится аналогично предыдущему.

В. — Вот почему человек поливает землю, если она сухая, когда сажает растения. Во влажную землю сажать легче.

В. — Иногда мы с вами болеем. А почва может болеть?

Д. — Может.

В. — Что вредно или плохо для нашей земли? Ответы детей.

В. — Во многих сказках идет борьба за ”живую” и ”мертвую” воду. Почву можно назвать живой землей, и она важна не менее чем живая вода. Народ придумал о земле пословицы и поговорки. Назовите их.

Дети называют.

-  Поле труд любит.

-  Кто не сеет, тот не жнет.

-  Земелька черная, а хлеб белый родит.

-  Землю пахать не в бабки играть.

-  Земля любит навоз, а лошадь овес.

-  Земля не уродит — никто не наградит.

В. — Мы сегодня много говорили о почве. А как же она образуется? Я кратко расскажу вам и покажу на фланелографе сказку Натальи Александровны Рыжовой “Как Медведь пень потерял“.

”Шел по лесу медведь. Долго шел, приморился, смотрит — пень перед ним появился. Свеженький такой, ровненький. Видать, кто-то недавно дерево срубил. Обрадовался Медведь, решил маленько на пеньке посидеть. Сидщт Медведь, Машеньку вспоминает, которая не разрешала ему на пенек садиться, все твердила: 'Че садись на пенек, не еж пирожок”. Отдохнул Мишка, поохал, да и отправился домой. А пень так и остался стоять, даже медвещо тяжелому не под силу его развалить.

Медведю-то не под силу, а вот жукам — древоточцам под силу такое дело оказалось- Прослышали про пень жуки разные.

-  Кто, кто в пенечке живет?

Никто не отвечает.

Наползли они отовсюду. И начали пень крошить, квартиры строить.

И стал пень в труху превращаться. А тут еще прослышали про пень гусекпщы да улитки. И те туда же — к пеньку приползли. На пеньке живут, пень жуют. А тут еще на пеньке дружнад семейка опят выросла. Грибы для пня погибель, ведь они тоже пень разрушают. А дырочек-то, дырочек то сколько! И из каждой кто-нибудь нет-нет да и выглянет.

Совсем не похож пень на красавца, который Мишке креслом служил. Вроде был он пень вчера, а сегодня нет его, Исчез пень. Кусочки его жуки растащили, съелв в почву превратили. Мало что от пня осталось.

Медведь к тому времени поседел, постарел. Реже гулять стал, чаще отдыхать присаживаться. Забрел он как-то в знакомые места, о пенечке вспомнил.

Пришел на полянку.

'Как же так? — думает Медведь, - точно помню, был здесь пень, прочный такой, удобный. И куда он подевался? Да, стар я, видно, стал, место перепутал. Пойду еще где-нибудь пенек поищу".

Старый Медведь, мудрый, но так ничего и не понял. А вы поняли?“ В. — Объясните Медведю, куда пропал пень.

Ответы детей.

Итог