Известно: дошкольники, слушая
музыку, различную по художественным достоинствам, «заражаются» отношением к ней
взрослых. Поэтому именно от выбора музыкальных произведений педагогов и родителей
будет зависеть успешность формирования основ музыкальной культуры у
детей дошкольного возраста. Одни и те же навыки и умения дети могут приобретать
на различном по своему художественному уровню репертуаре. Неудачный выбор
взрослым произведения дезориентирует ребенка в представлениях о красоте музыки,
ценностных эталонах искусства. Общая культура человека и музыкальная
формируется с самого раннего возраста: ребенок приучается к музыкальным
звукам и осваивает «язык» музыки, ее «речь» еще задолго до рождения. Опыт
восприятия произведений «разных эпох и стилей» (Б.В. Асафьев) способствует
формированию предпочтений, вкусов, оценок ребенка. Экспериментальная
педагогическая работа в детских садах, наблюдения практики свидетельствуют:
педагог достигает поразительных результатов в плане музыкально-творческого и
общего развития детей, при условии использования гибких методов и форм
организации музыкальной деятельности, если создает благоприятные условия для
самовыражения ребёнка на основе чувств и положительной оценки музыкального
произведения.
Музыкальные произведения разных эпох, доступные дошкольникам
по эмоциональному содержанию и продолжительности звучания, можно сгруппировать
по следующим темам: «Музыка выражает чувства, настроения, характер людей»,
«Марш, танец, песня», «Музыка рассказывает о птицах и животных», « Музыка и
природа», «Сказка в музыке», «Музыкальные инструменты», - раскрывающим
содержание музыки, ее связь с жизнью (принцип тематизма).
Во всех возрастных группах темы изучаются на новом репертуаре с возвратом
к знакомому, что способствует закреплению представлений о музыке, накоплению
впечатлений (концентрический принцип) - движение по спирали обеспечивает
музыкальное и общее развитие.
Чтобы заинтересовать ребенка музыкой, развивать его мышление,
воображение, необходимо побуждать его к сравнениям, высказываниям. Поэтому
репертуар подобран для каждой темы в контрастных сопоставлениях (принцип
контрастных сопоставлений).
Классическая музыка предоставляет педагогу широкое поле
деятельности. Во-первых, как сказано выше, он может по-разному объединять
слушание музыки, пение, музыкально-ритмические движения, игру на детских
музыкальных инструментах. Это позволяет варьировать структуру, избегать
шаблонов, побуждает к творчеству - принцип синкретизма, слитности различных
видов деятельности. Во-вторых, применять разработанные конспекты - для всех
возрастных групп и по всем темам - вариативно, гибко, творчески. В-третьих,
менять возрастные границы рекомендуемого репертуара по своему усмотрению (конечно,
сочетая доступность эмоционального содержания музыки с жизненным опытом детей).
Но педагогу предоставляется возможность самостоятельно определять время
прохождения каждой темы или, при необходимости, менять их последовательность,
т.е. «забегать вперед и возвращаться назад» -принцип адаптивности, гибкости.
Наконец, принципы - тематический, концентрический, контрастных сопоставлений,
синкретизма, адаптивности - облегчают планирование работы на перспективу
ближнюю и дальнюю, помогают ориентироваться в логике усложнения репертуара,
отбирать его по своему усмотрению.
Однако, как мы знаем, успех работы - в нашем
случае это успех формирования основ музыкальной культуры - определяется не
только содержанием программы, но и формами организации деятельности и методами
обучения. Чтобы обучение носило развивающий характер, а не вело к муштре и
натаскиванию, методы формирования основ музыкальной культуры должны побуждать
детей к творчеству, к активной деятельности. В этой связи педагог добивается -
постоянно - того, чтобы действия детей соответствовали звучащей музыке,
уподоблялись меняющемуся характеру произведения через движения, слово, выбор
тембра инструмента и т.д. Метод этот - уподобление характеру музыки -
способствует развитию эмоциональной отзывчивости на музыку, побуждает к
осмыслению ее выразительных средств в активной творческой деятельности.
В раннем и младшем дошкольном возрасте, когда
дети еще не могут сами выразительно двигаться, высказываться о характере
произведения, им, естественно, необходима помощь. Так, педагог может тихо, по
ходу звучания произведения, облегчая его усвоение не только интонацией, но и
мимикой, пояснять: «Какая нежная, ласковая музыка» (словесное уподобление
характеру музыки). При этом он уподобляет звучанию музыки и свою мимику
(мимическое уподобление), и интонацию голоса (интонационное уподобление). Может
нежно прикоснуться к руке малыша (тактильное уподобление), побудить его
выразить характер звучания музыкально-ритмическими движениями, ритмопластикой
(двигательное, ритмопластическое уподобление). Важно помочь детям выбрать
инструменты, чтобы с помощью оркестровки передать смену настроений в
произведении (темброво-инструментальное уподобление). Малыши лучше воспринимают
мелодию «с голоса»; следовательно, можно негромко подпевать мелодию во время
звучания произведения, «выводить» ее на голос (вокальное уподобление характеру
музыки). Этот метод способствует и тому, что дети сами начинают напевать
полюбившиеся и запомнившиеся им мелодии. У музыкального руководителя есть возможность
сочетать разные виды уподоблений - словесное, мимическое, интонационное,
вокальное, тактильное и пр. Тем самым он учит детей высказываться о характере
музыки, согласовывать действия соответственно смене частей музыкального
произведения. Иными словами, педагог развивает эмоциональную отзывчивость,
осознанное восприятие музыки.
Уже младшие дошкольники могут воплощать в рисовании свои музыкальные
впечатления (полихудожественное уподобление). Например, передавая смену
характера музыки («Фея зимы» из балета С. Прокофьева «Золушка»), воспроизводить
с помощью тычковых кисточек на тонированной голубой бумаге белые линии или
точки; в средней группе - «рисовать музыку» цветными пятнами (цветовое
уподобление), применяя разные техники для создания образа, близкого
музыкальному. В старшей группе дети все более самостоятельно решают
поставленные перед ними задачи. Их творчество проявляется в процессе развития
умения слышать музыку, согласовывать свои действия с ее постоянно меняющимся
характером. Так постепенно накапливается опыт восприятия музыкальной классики,
так появляются любимые произведения, предпочтения, формируются основы
музыкальной культуры.
Решению этих задач в немалой степени способствуют
формы организации музыкальной деятельности - тематические занятия. Они могут
быть сюжетными, со свободной, вариативной структурой: это и праздники, и
развлечения, которые проводятся в виде музыкальных игр-сказок на репертуаре
программы «Музыкальные шедевры»; это и звучание классической музыки в повседневной
жизни детского сада, и познавательные развлечения, которые проводят в виде
бесед о композиторах на основе аудиопособий (И.С. Бах, С. Рахманинов. Ф.
Шуберт, Д. Шостакович); это и знакомство с различными инструментами
симфонического оркестра (см.: пособие «Беседы о музыкальных инструментах»), и
просмотр кукольного спектакля, сопровождаемого музыкой.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.