Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад « Медвежонок» город Тамбов
Доклад на тему: « Использование информационно – коммуникативных технологий в музыкальном развитии дошкольников».
Подготовила:
Кудрявцева Ирина Александровна,
музыкальный руководитель
Информационно-компьютерные технологии (ИКТ) прочно вошли в современную действительность. Стремительно развивающаяся научно-техническая революция стала основой глобального процесса информатизации во всех сферах деятельности. Развитие общества диктует необходимость использования новейших технологий и в системе образования. Актуальность использования информационных технологий обусловлена социальной потребностью в повышении качества воспитания, обучения детей дошкольного возраста, практической потребностью в использовании в дошкольных образовательных учреждениях современных компьютерных программ.
В федеральном законе «Об образовании в РФ» говорится о необходимости «…создание условий для ведения экспериментальной и инновационной деятельности в сфере образования, связанной с внедрением в образовательную практику новых информационных технологий, форм и методов обучения и направленной на более полную реализацию права на образование ..»
На современном этапе дошкольного образования, музыкальный руководитель должен владеть элементарной компьютерной грамотностью, уметь находить необходимую информацию в Интернете, составлять презентации, слайд – шоу, интерактивные игры по всем разделам музыкальной деятельности, постоянно повышать свою профессиональную компетентность, стать для ребёнка проводником в мир новых информационных технологий музыкального образования.
Использование современных информационных технологий делает процесс обучения и воспитания ярким, запоминающимся, интересным для детей дошкольного возраста, повышает мотивацию ребёнка к освоению новых знаний, актуализирует познавательный интерес, формирует эмоционально положительное отношение к окружающему миру. Все вышеперечисленное позволяет органично и дозировано включать ИКТ в процесс музыкального воспитания в детском саду.
ИКТ применяю в различных формах и видах музыкального воспитания:
1. В процессе НОД;
2. В театрализованной деятельности;
3. В праздниках и развлечениях;
4. В проектной деятельности;
5. В музыкальной гостиной;
6. В викторинах и квест -играх;
7. В виртуальных экскурсиях (музей, театр, концерт и т.д).
В процессе НОД:
Использование ИКТ технологий в процессе НОД помогает настроить детей на музыкальное занятие, внести сюрпризный момент, у детей развиваются эмоции, чувство эмпатии, лучше запоминается музыкальный материал, активизируются все психические процессы.
Так, в разделе «Слушание музыки» можно использовать мультимедийные презентации, которые позволяют обогатить процесс эмоционально-образного познания, вызывают желание неоднократно слушать музыкальное произведение, помогают надолго запомнить предложенное для слушания музыкальное произведение, зрительное восприятие изучаемых объектов позволяет быстрее и глубже воспринимать излагаемый материал.
Презентации незаменимы при знакомстве детей с творчеством композиторов, а так же видами оркестров (струнные, духовые, народные…).
В этом случае яркие портреты, фотографии привлекают внимание детей, развивают познавательную деятельность, разнообразят впечатления детей.
Раздел «Пение» тоже предполагает использование информационно-коммуникационных технологий. Так, условием чистого интонирования, выразительного пения является развитая дикция, понимание смысла слов, музыкального образа песни, поэтому используем картотеки электронных иллюстраций и презентаций к различным песням, и упражнениям для голоса.
В работе над «Музыкально – ритмическими движениями» , так же имеет место использование информационно – коммуникативных технологий.
Качественному исполнению танцевальных композиций способствует просмотр специальных видеороликов.
Видео – сопровождение танцевальных композиций дополняет танцевальный образ, делает его понятным и более ярким.
В «Игре на музыкальных инструментах» можно использовать видео -ролики как для знакомства с разнообразием музыкальных инструментов, так и в качестве видео – подсказки к игре в оркестре
Театрализованная деятельность, праздники, развлечения, викторины:
-применение мультимедийного оборудования позволяют очень быстро менять декорации, а если расположить проектор за экраном, появляется возможность для создания теневого театра. Мультимедийное сопровождение к песне, танцу, оркестру очень гармонично вписываются в любой утренник.
Проектно-исследовательская деятельность в детском саду помогает объединить всех участников образовательного процесса для выполнения творческих заданий и поиска решений по данной проблеме, в детях «метод проекта» развивает самостоятельность, ответственность, творческую инициативу, умение работать в команде, формирует предпосылки права выбора, поисковой деятельности, интеллектуального развития
Таким образом, использование средств информационных технологий позволит сделать процесс обучения и развития ребёнка достаточно эффективным, откроет новые возможности музыкального образования не только для самого ребёнка, но и для музыкального руководителя.
Список литературы:
1. Беляков Е.В. «Понятие ИКТ и их роль в образовательном процессе» http://belyk5.narod.ru/;
2. Горвиц, Ю, Поздняк Л. Кому работать с компьютером в детском саду // Дошкольное воспитание. – 1991. - № 5;
3. Новосёлова, С.Л. «Компьютерный мир дошкольника» //Новая школа. – 1997. - № 3.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.