« Изучение родословной семьи, как средство сплочения семьи и воспитание гражданственности»
Оценка 4.6

« Изучение родословной семьи, как средство сплочения семьи и воспитание гражданственности»

Оценка 4.6
Семинары
doc
воспитательная работа
9 кл—11 кл
21.05.2020
« Изучение родословной семьи, как средство сплочения семьи и воспитание гражданственности»
Сегодня, в начале третьего тысячелетия, наука о родстве переживает в России своё возрождение. Изучением истории своей семьи, рода, фамилии могут заниматься люди разных возрастов. Если вы хоть раз задавали себе вопрос: Кто я? Кто мои предки? Где и откуда мои корни? Ответить на эти вопросы поможет генеалогия, если вы будете её изучать.
выступление на семинаре.doc

Выступление на семинаре

  «Ветви фамильного древа. Проект Жизни»

Тема: « Изучение родословной семьи, как средство сплочения семьи и воспитание гражданственности»

                                                                                         Зайцева Н.Г.МБОУ СОШ с.Луговское

     Почувствуй стык времён плечами

Ведь ты всего лишь знак кольца

                                                                                                      В цепи, которой нет начала

                                                                                                                И не предвидится конца!

                                                                                                           Сумей расслышать это эхо,

                                                                                                     Глубинным нервом ощутить,

                                                                                                       Чтоб, не плутая, дальше ехать,

                                                                                                       Чтоб не вслепую дальше жить.

С. Викулов

Семья – это слово много значит для каждого человека. В этом слове – покой и счастье, история и судьба, в нём смысл жизни. Среди человеческих чувств одно из самых добрых – чувство любви к своей семье, её прошлому, своим корням. Знание своих корней, знание прошлого своей семьи необходимо каждому человеку. Когда мы начинаем это понимать, тогда и приходит осознание важности изучения истории своей страны.

В посланиях Президента России Федеральному собранию Российской Федерации было подчеркнуто: «Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности – это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность… и общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории».

В процессе преподавания в школе приходится сталкиваться со следующими проблемами:

  • Недостаточно сформирован у учащихся интерес к истории малой родины.
  • Незнание учащимися истории собственной семьи.

К сожалению, в России фамильная память очень короткая. Некоторые учащиеся не знают даже имен, отчеств, а порой и фамилии своих бабушек и дедушек, девичью фамилию матери. Однако хорошо знают и охотно рассказывают родословную своей собаки или кошки.

В.О. Ключевский сказал: «Изучая дедов, узнаём внуков, то есть, изучая предков, узнаём самих себя». Систематизировать семейную информацию - это не только интересно, но и полезно. Ведь таким образом мы обобщаем весь родовой опыт, обнаруживаем некоторые закономерности, передающиеся из поколения в поколение. Именно они помогут нам понять силу и слабость своего рода, укрепляя при этом родственные связи.

    Генеалогия — наука о родственных связях

В России первые указания по генеалогии относятся к 15в., а в 16в. появились первые родословные росписи, заключающие списки членов одного или нескольких родов. В 1682г. была учреждена Палата родословных дел, в которой в конце 17в. была составлена «Бархатная книга» - роспись наиболее знатных родов России. В те времена право на владение имуществом передавалось по прямой, отцовской линии. Из-за чего в обществе знатных родов возникла необходимость вести семейные списки с указанием фамилий от предков к потомкам, чтобы доказать право человека на наследство. Так появились первые генеалогические схемы (родословные древа) российских династий.

Современная генеалогия – не просто набор имен и дат; в нее включается и биография человека, и его личностные характеристики. После массовых перемещений населения, войн, репрессий и утери семейных архивов, у большинства наших соотечественников порвалась связующая нить поколений, утерялись здоровые семейные и родовые традиции. В связи с этим работа по восстановлению родословной несет важное нравственное значение.

 Сегодня, в начале третьего тысячелетия, наука о родстве переживает в России своё возрождение. Изучением истории своей семьи, рода, фамилии могут заниматься люди разных возрастов. Если вы хоть раз задавали себе вопрос: Кто я? Кто мои предки? Где и откуда мои корни? Ответить на эти вопросы поможет генеалогия, если вы будете её изучать. Прав был поэт 19 века А.С.Пушкин, записав однажды: “ Неуважение к предкам есть первый признак дикости и безнравственности”.  Мы с вами не хотим быть дикарями и Иванами, которые не помнят своего родства? Нужно научиться изучать, исследовать свой род, семью, сохранять родовую память.  Нужно понять, что мы звено в непрерывной цепи, протянутой из прошлого в будущее. Если мы сегодня здесь, значит, существовало звено нашего предка и 19 веке, и 18веке, и ранее. И это очень интересно и познавательно.

История рода, семьи - это не отвлечённое понятие, а жизнь конкретных людей, отраженная в документах. В каждой семье есть семейный архив, где хранятся те или иные документы, свидетельства о рождении, аттестаты об окончании школы, справки, удостоверения о наградах, публикации и, конечно, фотографии. Знайте, что эти документы- ваши помощники, они о многом могут вам поведать.  Бережно и очень внимательно относитесь к старым фотографиям, особенно к тем, которые находятся в рамках.

 Итак, изучен семейный архив, можно и нужно находить сведения о своём роде в государственных архивах. В архив пишут запрос по специальному образцу.

 Архивы – основные хранилища исторической и генеалогической информации. Обращайтесь в государственные архивы за помощью.

Современный исследователь не может обойтись без Интернета. Очень много информации на сайте: www. vgd.ru Всероссийское генеалогическое древо. Сайт  в настоящее время является одним из наиболее посещаемых. Многие с его помощью находят родственников, однофамильцев. Кроме того, сайт содержит историческую и справочную информацию. Сайт www.genealogia.ru постоянно обновляет генеалогическую базу данных.

Французский историк Шарль Мартен сделал интересные подсчеты: у каждого из нас с вами один отец и мать, 2 деда и 2 бабушки,4 прабабушки и 4 прадедушки, значит 16 прапра. В 10 колене рода у каждого из нас по принципу геометрической прогрессии 1024 предка. Поэтому в родоведении разработана общая методика составления родословных таблиц. Выделяется два главных вида: восходящее и нисходящее родословие.

В восходящем родословии начинают с определенного человека, затем идут по восходящим ступеням или коленам к отцу, деду, прадеду и т.д., от известного к неизвестному. Запись надо начать с себя, себя считают первым поколением, своих родителей вторым и так далее. Если в восходящих поколениях записывают только прямые предки мужчины, такая таблица называется Мужское восходящее родословие и выглядит как линия, поскольку в каждом поколении показан только один предок мужского пола.

Если эту схему дополнить именами жен сестер, братьев, то она будет смешанной восходящей. Составление родословной лучше всего начинать сразу со смешанной восходящей таблицы и вносить в неё всех членов семьи. Этот вид родословной обычно начинают составлять по памяти живых членов рода, не обращаясь в архивы. По ней сразу видно, какие вопросы у вас возникают. (Приложение№ )

В нисходящем родословии начинают с самого отдаленного из известных предков и постепенно переходят к потомкам. Мужское нисходящее родословие указывает все потомство родоначальника, произошедшее только от мужчин, с указанием имени их супругов. Смешанное нисходящее родословие показывает все потомство данного родоначальника, независимо от пола.

Родословие можно оформить в виде древа. В восходящем стволом обозначен человек, от которого оно строится, разветвлением – его родители, ветвями помельче – дедушки и бабушки и т.д. Издалека их не различишь, но в основании нисходящего родоначальник, а в кроне – потомки. (Приложение№)

В Западной Европе имели обыкновение раскрашивать свои родословные дерева: мужчин, имеющих потомство, писали на желтом фоне, не имеющих детей – на красном, замужних женщин – на лиловом, девушек – на синем. Всех живых рисовали на зеленом фоне, мужчин – на более темном, женщин – на более светлом. Мужские имена писали в прямоугольниках или ромбах, женские – на кружках или овалах. Но это не правило, в России так делали редко. Применяют такую схему в старших классах при решении задач по генетике. (приложение№ )

Родословная таблица – это то же самое, но безо всяких вольностей и украшательства. Каждое поколение расположено строго на одной горизонтали. Старшинство лиц в каждом поколении идет слева направо. Восходящую таблицу начертить более-менее легко, нисходящую трудно, мешает разное число имен в каждом поколении и потомков у каждого человека. Сейчас в составлении родословной таблицы помогают компьютерные программы. Существуют и другие способы оформления родства, например, поколенная роспись.

Поколенная роспись – это нисходящая родословная, которая указывает основные сведения о человеке по поколениям. Номер поколения обозначают римской цифрой посередине листа. В начале первый строки пишут порядковый номер по родословный таблицы, затем указывают порядковый номер отца. В поколенных росписях такие слова как родился, женился, умер и другие заменяют условными знаками. (Приложение№)

Восстановление семейной истории очень увлекательное занятие, ты почувствуешь себя детективом, летописцем, писателем, художником, фотографом.

Таким образом, через работу с семейным архивом, работой с родословным деревом складывается интерес учащихся к истории России, своего края, своей семьи, формируется чувство гражданственности, патриотизма. При составлении родословной ученики активно общаются со своими родными и близкими, сотрудничают с ними. Вспоминают традиции своей семьи, ее историческое прошлое, гордятся своими родственниками.

Исследовательская работа формирует познавательные и коммуникативные компетенции у детей: умения записывать воспоминания родственников, правильно задавать вопросы, беседовать, работать со словарями, с печатными документами, письмами, фотографиями, семейными реликвиями.

Процветающее, стабильное общество - это общество, вдох­новляемое общенациональной идеей: религией, любовью к Оте­честву, стремлением дать каждому гражданину высокий мате­риальный достаток и т. д. Изучая историю народов, мы в первую очередь должны знать свою историю, историю своей семьи, своих предков. Ав­торы учебного пособия «Путешествие в историю» Е. В. Саплина, А. И. Саплин считают, что необходимо заложить интерес к истории не как к науке, а как ко всепроникающему началу, ко­торое вокруг нас, показать, что история - это ключ к культуре любых эпох, история вокруг нас, в домах, которые нас окружа­ют, в предметах быта, в названиях улиц, на которых мы живем.

Таким образом, в результате работы над родословной с це­лью формирования у учащихся национального самосознания возрастает мотивация к изучению истории Отечества, успешно осваиваются приемы поисково-исследовательской работы, ук­репляется взаимопонимание в семье. Наконец, она дает возможность испытать ни с чем не сравнимый восторг от сде­ланного в истории своей семьи открытия.

Без уважения к собственной истории, к делам и традициям старших поколений невозможно вырастить морально здоровую молодёжь. Без возрождения национальной гордости, национального достоинства невозможно вдохновить людей на высокие дела. И поэтому  главная задача, которую я ставлю перед собой в воспитательной работе с классом, – развитие нравственного сознания, воспитание чувства патриотизма, любви к Земле как родному дому, к людям, живущим рядом, возрождению духовной культуры, обычаев, традиций, знание и почитание святоотеческих мест России и нашей малой Родины, осознание себя причастными к созиданию и укреплению государства Российского.

Поэтому одной из важных тем на классных часах и во внеклассной работе с детьми является тема семьи: “Под крышей дома моего”, “Традиции моей семьи”, “Профессии моих родителей”, “Что такое Домострой?”, “Семейный альбом”, “Реликвия в нашем доме””, “Земля – кормилица”, “Родимые матушка и батюшка”, “Дом родной”, “Негасимый огонь”, “Красно солнышко”, “Хлеб наш насущный”. Такие занятия способствуют воспитанию любви к Родине, почитание всего того, что дорого было нашим предкам.

На протяжении многих лет мои ученики принимают участие в различных конкурсах, научно-практических конференциях, семинарах. Вот некоторые результаты нашей деятельности:

1. «Традиции и обряды казахского народа»

2. «Известные люди -мои земляки»

3. «Национальные обряды»

4 «Пионерская дружина школы»

5. «Мой сельский край, он сердцу дорог»

6. «История Луговской школы» и т.д .(см Приложение)

 

Мудрость Пушкинских строк бесспорна : “Уважение к прошлому – вот черта, отличающая образованность от дикости”.

Приложение

 

 

 

 

Межмуниципальная научно- практическая конференция»Земля моя, не устану тобой гордиться!»

IVмежрегиональная научно- практическая конференция школьников «Народы Поволжья: история,образование,культура»

   Победитель Сараев Д  научно- практическая конференция «Народы Поволжья»

                 Выступление Хамицевич А  на конференции «Народы Поволжья» 2 место

                  Муниципальный конкурс «Народы Поволжья « 1 место Сараев Д

 

 

 

 

  III межрегиональный конкурс «Народы Поволжья» 2 место

 

 

 


Выступление на семинаре «Ветви фамильного древа

Выступление на семинаре «Ветви фамильного древа

К сожалению, в России фамильная память очень короткая

К сожалению, в России фамильная память очень короткая

Знайте, что эти документы- ваши помощники, они о многом могут вам поведать

Знайте, что эти документы- ваши помощники, они о многом могут вам поведать

Родословие можно оформить в виде древа

Родословие можно оформить в виде древа

Изучая историю народов, мы в первую очередь должны знать свою историю, историю своей семьи, своих предков

Изучая историю народов, мы в первую очередь должны знать свою историю, историю своей семьи, своих предков

Мой сельский край, он сердцу дорог» 6

Мой сельский край, он сердцу дорог» 6

IV межрегиональная научно- практическая конференция школьников «Народы

IV межрегиональная научно- практическая конференция школьников «Народы

Выступление Хамицевич А на конференции «Народы

Выступление Хамицевич А на конференции «Народы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.05.2020