Тема: « Методические рекомендации по подготовке и написанию сценария художественно-массового мероприятия».
Пояснительная записка
Данные методические рекомендации предназначены в помощь педагогам-организаторам. Они позволяют наиболее грамотно, эффективно, рационально разработать сценарий художественно – массового мероприятия любого вида.
В рекомендациях дается пояснение основных определений, относящихся к сценарию. Подробно раскрываются основные этапы работы над сценарием, дается образец оформления сценария, проводится образец пояснительной записки сценария, где рассматриваются следующие вопросы:
· Сценарий
· тема и идея
· Форма мероприятия
· сценарный ход
· кульминация и финал
Сценарий – это подробная литературная разработка содержания художественно массового мероприятия, в которой в строгой последовательности излагаются отдельные элементы действия, раскрывается тема, показаны авторские переходы от одной части действия к другой; выявляются примерное направление всех публицистических выступлений, вносятся используемые художественные произведения или отрывки из них.
Основные этапы работы над сценарием художественно-массового мероприятия.
1.Определение темы и идеи
Эти два понятия тесно связаны, их часто подменяют одно другим, что отрицательно сказывается на сценариях.
Понятие «тема» имеет два значения. В широком смысле «тема» рассматривается как общий характер события без конкретизации отдельных составляющих его частей. Такое определение общей темы замысла сценария непосредственно вытекает из ситуации, которая требует реализации в конкретном художественно – массовом мероприятии, например «Слава воде на суше и везде!» или «Весёлый карандаш». Но создать замысел мероприятия при таком широком понимании темы практически невозможно, т.к. получится общий разговор вообще о воде или карандаше.
Суть сценария и заключается в конкретизации общей темы сценария, нахождении, отборе и ярком освещении в ней автором проблемного аспекта, волнующего конкретный коллектив.
Так, например, праздничный концерт, посвященный открытию лагерной смены, имевший одну общую тему «Лету дружное - ура!», будет по - разному конкретизирован в том или ином замысле. В одном случае –«Природа празднования летнего отдыха» - речь пойдет о долгожданных каникулах, об отдыхе, играх, и веселье и тд. В другом –«Открытие смены в летнем оздоровительном лагере» мы будем говорить о замечательном лагере, предстоящих весёлых мероприятиях, о традициях и …..Каждая тема конкретизируется местным материалом. Основные герои мероприятия - это представители конкретного учебного коллектива.
Следовательно, создавая замысел, тему сценария мы определяем проблему дня. В центре ее всегда находится человек или группа людей являющихся коллективом, общественно значимым героем, связанным с интересами аудитории намечаемого мероприятия.
Определение темы и осмысление ее как проблемы помогает правильно сформулировать идею – основную мысль, главный вывод содержания замысла, оценку отображаемых событий, явлений. Если тема сценария понимается как проблема, то идея – это пути ее решения.
Не случайно идея очень часто становится названием мероприятия
Например: «День Нептуна». Мы видим из этих названия, что решение проблемы автор замысла должен искать в героях: Морской Царь, русалки, водяной и тд.
Верная идея дает точную реализацию цели мероприятия.
Идея – это вывод, а к выводу надо органично подвести всем содержанием замысла сценария.
Обосновывая замысел, сценарист должен учитывать, что мероприятие рассчитано на конкретную аудиторию, поэтому рекомендуется учитывать социальные, профессиональные, образовательные и возрастные особенности аудитории. Это облегчит конкретизацию идеи сценария с учетом интересов и целей участников, а значит, и подбор реального материала, являющегося основой содержания сценария, разнообразные приемы активизации (зная психологию аудитории, легче выбрать наиболее действенный прием) и выбор удачной формы мероприятия.
Форма мероприятия – это его структура, образуемая на основе организации материала и аудитории. Выбор формы, а затем жанра в первую очередь соотносится с замыслом и целью мероприятия. Например, такая форма работы, как концерт, или праздник имеет множество жанровых разновидностей (концерты тематические, посвященный знаменательным и календарным датам, концерты сольные или творческого коллектива и тд.).
Праздник же может быть в форме театрализованного представления.
Театрализованное представление как форма организации молодёжного культурного досуга может включать и объединять различные виды художественного творчества – театрально-драматического, музыкального, танцевального, инструментального, поэтического, циркового и др. Разновидности театрализованного представления: инсценировка, мини-театрализация и пр.
На практике многие организаторы массовых мероприятий игнорируют разработку сюжета, тем самым обедняя сценарий, превращая его в план выступлений участников тех или иных событий, перемежаемых концертны-ми номерами. Помочь в этом должен сценарный ход, цементирующий действие в его логическом развитии, определяющий степень эмоционального воздействия каждого эпизода. Идеальным является использование в сценарии одного хода, связывающего все эпизоды действия.
Вот несколько типов сценарных ходов:
Построение материала на основе той или иной формы может быть следующим:
а) публицистическим – репортаж, очерк, интервью, фельетон, хроника событий;
б) спортивно-игровым – викторина, лотерея, конкурс, дискотека;
в) фольклорным – обряд, легенда, сказка.
Высшей эмоциональной точкой в развитии основного действия является кульминация. Кульминация в массовых формах работы часто перерастает в финал, который несет особую смысловую нагрузку, ибо подает идею в концентрированном виде. Финал поэтому должен превращаться в общее коллективное действие, окончательно разрушающее деление аудитории на зрителей и участников. Финалом, заключительным мощным аккордом, может стать хоровое исполнение песен, запуск шаров, шествие.
Титульный лист отражает:
полное название учреждения;
название программы;
форма программы (игровая, театральное представление и т.д.);
адресность (для…);
фамилия, имя, отчество автора, должность(полностью);
город, год создания
Пояснительная записка:
Актуальность выбранной темы (кратко);
Идея (основная мысль автора);
Цели и задачи;
Особенности реализации программы: (место проведения, временные рамки, количество участников); подготовительные мероприятия (задания для участников программы); необходимое оборудование; особенности художественного, музыкального оформления (реквизит, костюмы и т.д.).
Литературный сценарий включает:
Название программы;
Действующие лица;
Полный текст ведущих, описание игр, конкурсов, песен и т.д. (вопросы и ответы викторин могут быть внесены в приложение);
Ремарки в тексте раскрывают особенности характеров героев, происходящее действие, музыкальное оформление, художественные номера и т.д.;
Имена персонажей печатаются в левой части текста, выделяются и не сливаются с основным текстом.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.