ПРЯМОЕ И ПЕРЕНОСНОЕ ЗНАЧЕНИЕ СЛОВ.
Оценка 5

ПРЯМОЕ И ПЕРЕНОСНОЕ ЗНАЧЕНИЕ СЛОВ.

Оценка 5
doc
23.02.2021
ПРЯМОЕ И ПЕРЕНОСНОЕ ЗНАЧЕНИЕ СЛОВ.
Документ Microsoft Word (2).doc

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе в соответствии с требованиями ФГОС.

Ф.И.О. учителя

  Амангулова Альфия Делимхановна

Предмет

  Русский язык

Класс

  5

Автор УМК

  .Т. А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и  др. Москва. « Просвещение

Тема урока

  ПРЯМОЕ И ПЕРЕНОСНОЕ ЗНАЧЕНИЕ СЛОВ.

Тип урока

   Урок открытия нового знания с использованием ИКТ

Технология

  Технология проблемно- развивающего обучения.

Предметные цели урока:

Ознакомление обучающихся  с прямым и переносным значением слов.

Осмысление, что данные значения могут иметь одни и те же слова.

Усвоение различных переходов значения на основе сходства по цвету, весу, теплу, качеству.

Применение полученных знаний при работе с текстом.

Метапредметные цели урока:

Познавательные УУД: умение работать со справочной литературой, видеть, обозначать проблему, находить пути её решения;

Регулятивные: умение ставить цели, планировать свою работу, проводить самопроверку и давать самооценку своей деятельности;

Коммуникативные: умение работать в группе, осуществлять сбор и поиск информации, владеть разными формами речи;

Личностные: воспитание ответственности, уважения ко всем участникам образовательного процесса, привитие обучающимся интереса к урокам русского языка, стремление к речевому самосовершенствованию, воспитание чувства любви и уважения к своим близким.

Планируемые результаты: учащиеся научатся различать прямое и переносное значение слов, находить слова с данными значениями  в тексте; объяснять языковые явления.

Оборудование:

ПК, мультимедийный проектор;

презентация;

раздаточные материалы; шкала рефлексии;

лист самооценки.

Структура урока:

  • Самоопределение к деятельности.
  • Актуализация знаний.
  • Постановка учебной задачи.
  • Усвоение новых знаний
  • Первичное закрепление изученного материала.
  • Физминутка.
  • Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу
  • Включение нового знания в систему знаний и повторение
  • Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия).
  • Домашнее задание.

Этапы урока

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

1.Самоопределение к деятельности.

( 2 мин).

Создать благоприятный психологический настрой на работу

Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей. Минутка приятных воспоминаний.
Учитель предлагает поздороваться друг с другом  глазами, улыбнитесь друг другу

Подарим друг другу улыбку и у вас будет отличное настроение.

 Да и в любом деле главное - доброе начало.

Приветствуют учителя, оценивают готовность рабочего места

Личностные УУД:  формирование  эмоционального настроя на урок.

Регулятивные УУД:

 самоконтроль.

Познавательные: самоопределение, прогноз учебной деятельности

Коммуникативные: готовность к учебному сотрудничеству с учителем и сверстниками.

2. Актуализация  знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

Повторение изученного

(4 мин)

Повторение изученного материала, необходимого для выявления затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

Проводит опрос по предыдущей теме. (Слайд №1). Вопрос по итогам опроса:  

-Почему я начала урок именно с такого опроса? Что мы вспомнили7

 Правильно! Молодцы!

А как вы понимаете данную пословицу?

(Слайд 2)

Сравните ваши выводы (Слайд 3).

И в доказательство ваших слов прочитайте  отрывки из известных стихотворений.

(Слайды 4, 5)

Согласны ли вы с этими строчками?

 Ученики отвечают на вопросы.

 ученики формулируют ответ на вопрос учителя, делают вывод о том, что слово может согреть, растопить душу  помочь человеку.

Слова бывают разные и они могут обидеть, а могут и наоборот, помочь.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстником.

Познавательные: логические- анализ объектов с целью выделения признаков; расширение лексического запаса.

3. Постановка  учебной задачи

Постановка проблемного вопроса

(10 мин)

Обеспечение мотивации учения

Слово учителя о Дне Матери в России.

(Слайд 6)

Согласны ли вы с этим?

И сегодня, продолжая изучать  раздел

 « Лексика», мне бы хотелось поговорить о маме. И наш урок я бы назвала « Золотая мама». Тема – загадка?

(Слайд 7)

Раскрыть эту тему и сформулировать цели  урока поможет стихотворение « Золотая мама». Послушайте его. Читает стихотворение.

А теперь возьмите этот текст (на партах) и ответьте на вопросы:

Сколько раз встречается слово « золотой» в тексте?(6)

Сформулируйте лексическое значение слова «золотой» в каждом случае.

Проверьте себя. (Слайд 8)

Занесите свой результат в лист самооценки.

Беседа с учащимися:

Что вы можете сказать про слово «золотой»? Какое это слово?

Заглянем в словарь С.И. Ожегова, узнаем, сколько значений у данного слова.

(Слайд 10).

Какое из данных значений основное?

С какими из этих значений мы встретились в стихотворении « Золотая мама».

Обратите внимание, что 2,3,4 значения слова даны под пометой перен.

И мне хочется задать вопрос, какова тема нашего урока? О чем мы сегодня будем говорить?

Запись темы урока « Прямое и переносное значение слова».

(Слайд 11)

Ученики читают материал, представленный на слайде, отвечают на поставленный вопрос.

Ученики внимательно слушают стихотворение.

Читают текст повторно, подчеркивая ССЧ со словом «золотой»:

Золотая мама, золотое сердце, золотая голова, золотые руки, золотой человек, формулируют их лексическое значение.

Проверяют полученные результаты, отмечают свои  в листы самооценки.

Это слово многозначное.

Основное - цвет золота – 1 значение.

Мы будем говорить о значениях – прямых и переносных.

Записывают тему урока.

Регулятивные: постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств ее реализации.

Коммуникативные: постановка вопросов и их обсуждение.

Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели; логические - формулирование проблемы.

Личностные: установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

4. Усвоение новых знаний.

(5мин)

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного воспроизведения детьми  темы;

-С чего же мы начнем «открытие новых знаний?»  С беседы (Слайд 12).

Ученики проверяют свои выводы

( Слайд 13).

 

Учащиеся внимательно читают определения, предложенные им, читают правило на стр. 140 учебника.

( Слайд 12,13)

Коммуникативные: постановка вопросов, инициативное сотрудничество.

Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели;

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.

5. Первичное закрепление изученного материала

(8 мин)

Установление правильности и осознанности изучения темы;

построение и фиксация нового знания. Первичное закрепление.

Предлагает учащимся прочитать  текст

 « Легенды о материнском сердце».

(Слайд 15).

Ответьте на вопросы – (Слайд 16).

Проверьте свои выводы. (Слайд 17).

Занесите свой результат в лист самооценки.

Молодцы! Вы грамотно справились с заданием.

Читают текст, выполняют задания, сверяют с результаты.

Проверяют результат  и корректируют ошибки

Заносят свои результаты в лист самооценки.

Регулятивные: действия  моделирования, выполняющие функции отображения учебного материала; формирования обобщенных знаний.

Познавательные: умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, рефлексия способов и условий действия; планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата. Коммуникативные: управление поведением партнера, коррекция, оценка действий партнера; владение умениями совместной  деятельности и координации деятельности с другими  её участниками

6. Физ.минутка

( 1,5 мин).

 

Мы славно потрудились и можем немного отдохнуть

. А поможет нам необычный гость, забежавший на минутку.9 ( суперфизминутка- videouroki.net)

Выполняют упражнения.

Подготовка к следующему этапу урока.

Личностные: установка на здоровый образ жизни и ее реализация на уроке; создание доброжелательного настроения

7. Самостоятельная работа с самопроверкой ..

Организация первичного контроля

(4 мин.)

Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий, а также выявление недостатков в знаниях и способах действий, установление причин выявленных недостатков;

- А сейчас, ребята, придумайте продолжение истории.

 Напишите 3-4 предложения, включив слова с переносным значением.

Предлагает ответить на вопрос:

- Запишите ССЧ, в которых есть слова с переносным значением (на слух).

А хотите узнать, как заканчивается эта легенда у автора? Зачитывает окончание легенды.

Работа по  написанию продолжения легенды.

3 человека зачитывают свои варианты окончания этой истории.

Внимательно слушают учащихся, выписывая на слух ССЧ со словами в переносном значении.

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

Познавательные: действия  моделирования, выполняющие функции отображения учебного материала; формирования обобщенных знаний.

8.Включение нового знания в систему знаний и повторение

(7  мин)

Применение нового знания в ходе фронтальной работы

Беседа с учащимися

( Слайд 18).

Воспитание чувства любви к близким – это идея, о которой говорится в Легенде Сухомлинского

Далее учитель предлагает обучающимся выполнить задание в парах по вариантам- учащиеся 1 варианта выписывают слова с прямым значением, 2 вариант – с переносным

Поменяйтесь тетрадкой  с соседом, проверьте работу и оцените её.

Если в работе есть ошибки, попробуйте разобраться в них и выяснить причину.

Поставьте оценку в лист самооценивания.

Учащиеся отвечают на вопросы, делают выводы, объясняя, чему учит нас Легенда.

Работа в парах с последующей взаимопроверкой (Слайд 20).

Проверяют по эталону, выставляют отметку по критериям.

Личностные: самоопределение.

Коммуникативные: владение умениями совместной деятельности и координации деятельности с другими её участниками. : уметь слушать и понимать речь ; умение с достаточной полнотой   и точностью выражать свои мысли;

Регулятивные: оценка-осознание уровня и качества усвоения; контроль

9. Рефлексия

(2 мин)

Соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке,

качественная оценка работы класса и отдельных обучаемых.

- Вернемся к началу нашего урока.

- Достигли ли мы с вами поставленных целей?

- Ответили ли вы на проблемный вопрос? Какое новое знание вы для себя сегодня открыли?

- Где можно применить эти знания?

-Что вы можете сказать о нашей сегодняшней работе? (пользуемся памяткой  «Рефлексия»)

Отвечают на вопросы учителя.

Составляют внутреннюю речь.

Используют клише для рефлексии. (приложение5)

Оценивают свою работу

Познавательные: рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Личностные: самооценка, адекватное понимание успеха или неуспеха в УД.

Коммуникативные: уметь слушать и понимать речь ; умение с достаточной полнотой   и точностью выражать свои мысли;

9. Информация о домашнем задании

 (1,5мин)

Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

1.У кого остался вопрос по теме урока, тот выполняет упр 340 из параграфа 61.

2.кто научился различать значения слов, тот скажет себе: «Я работал хорошо» и выполнит упр. 337

3. Кто научился различать значения слов и может объяснить тему товарищу, скажет себе  «Молодец!» и составит 3 теста с выбором ответа по теме.

-Ребята, вы хорошо сегодня работали  на уроке, справились со всеми заданиями. Не забудьте в тетради вложить ваши Листы самооценки и сдать мне. Я надеюсь, что выставлю вам очень хорошие оценки. Я благодарю вас за урок!

Записывают домашнее задание. Подают дневники для оценки учителю.

Личностные УУД: адекватная мотивация учебной деятельности.

Регулятивные УУД: понимать и принимать учебную цель и задачу.

 

 

 

 

Приложение к уроку:

Раздаточный материал

 Золотая мама.                                                                                        Золотая мама.

У мамы сердце золотое                                                                     У мамы сердце золотое

И золотая голова,                                                                               И золотая голова,

 И руки мамы золотые,                                                                       И руки мамы золотые,

И спорятся ее дела.                                                                            И спорятся ее дела.

И папа маму называет:                                                                      И папа маму называет:

Ты человек наш золотой!                                                              - Ты человек наш золотой!

Сестричка только вот вздыхает:                                                       Сестричка только вот вздыхает:

Ведь золото – металл такой,                                                         - Ведь золото – металл такой,

Колечко, правда, есть на пальце,                                                      Колечко, правда, есть на пальце,

Но руки вовсе не блестят,                                                                 Но руки вовсе не блестят,

А на лице у глаз морщинки,                                                             А на лице у глаз морщинки.

Не золотые – штучек пять…                                                            Не золотые – штучек пять…

И нет на сердце золотого,                                                                 И нет на сердце золотого.

А сердце… так оно внутри,                                                              А сердце…так оно внутри,

Оно в груди у мамы бьется,                                                             Оно в груди у мамы бьется,

Попробуй, пробу разгляди!                                                              Попробуй, пробу разгляди!

     

 

                                                                     

Легенда.

      Был у матери единственный сын. Женился он на девушке ослепительной красоты. Но сердце у молодой жены было черное, а характер тяжелый. Говорит она мужу: «Пересели мать в сарай, пусть не ходит в хату». Боялась мать холодных глаз снохи. Только по ночам выходила она из темного сарая. Но и этого было мало красавице. Вот она и говорит мужу: «Если не хочешь потерять меня, вынь из груди сердце и принеси его». Не дрогнуло сердце сыновье, околдовала его красота жены. Сын повел мать к реке и убил. Пошел обратно, а сердце положил на ладонь. Споткнулся он о камень, упал, ударился. А горячее сердце упало окровавленное на утес и прошептало: «Сыночек золотой, не больно ли ты ушиб колено? Присядь, отдохни!»                                 (по В.А.Сухомлинскому.) 

      Задания:

  1. Подчеркните в тексте словосочетания с переносным значением.
  2. Над каждым словосочетанием поставьте цифру, соответствующую переходу значения на основе сходства: 1) цвета; 2) веса; 3) тепла; 4) высокое качество металла; 5) действия людей приписываются неживым предметам.                                                                                                                                                                                                                  

                                                                          Легенда.

      Был у матери единственный сын. Женился он на девушке ослепительной красоты. Но сердце у молодой жены было черное, а характер тяжелый. Говорит она мужу: «Пересели мать в сарай, пусть не ходит в хату». Боялась мать холодных глаз снохи. Только по ночам выходила она из темного сарая. Но и этого было мало красавице. Вот она и говорит мужу: «Если не хочешь потерять меня, вынь из груди сердце и принеси его». Не дрогнуло сердце сыновье, околдовала его красота жены. Сын повел мать к реке и убил. Пошел обратно, а сердце положил на ладонь. Споткнулся он о камень, упал, ударился. А горячее сердце упало окровавленное на утес и прошептало: «Сыночек золотой, не больно ли ты ушиб колено? Присядь, отдохни!»                                 (по В.А.Сухомлинскому.) 

      Задания:

  1. Подчеркните в тексте словосочетания с переносным значением.
  2. Над каждым словосочетанием поставьте цифру, соответствующую переходу значения на основе сходства: 1) цвета; 2) веса; 3) тепла; 4) высокое качество металла; 5) действия людей приписываются неживым предметам.                                                                                                                                                                                                                  

Шкала рефлексии

 

 ?

 Узнал, что существуют различные лексические значения. Но не научился до конца различать их, остался вопрос по теме урока. Поставлю знак вопроса.

 

    !

 Научился различать значения. Я скажу себе: « Я работал хорошо!»

 ! ! ! 

Научился различать прямые и переносные значения  слова, и могу объяснить тему товарищу, скажу себе: «Молодец!»

 Лист самооценивания.

Беседа   по

вопросам

Соответствие

Запись на слух

Распределение по группам

Оценка учителя

Итоговая оценка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Технологическая карта урока русского языка в 5 классе в соответствии с требованиями

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе в соответствии с требованиями

Этапы урока Задачи этапа Деятельность учителя

Этапы урока Задачи этапа Деятельность учителя

Слайды 4, 5) Согласны ли вы с этими строчками?

Слайды 4, 5) Согласны ли вы с этими строчками?

Слайд 8) Занесите свой результат в лист самооценки

Слайд 8) Занесите свой результат в лист самооценки

Усвоение новых знаний. (5мин)

Усвоение новых знаний. (5мин)

Самостоятельная работа с самопроверкой

Самостоятельная работа с самопроверкой

Поставьте оценку в лист самооценивания

Поставьте оценку в лист самооценивания

Информация о домашнем задании (1,5мин)

Информация о домашнем задании (1,5мин)

Легенда. Был у матери единственный сын

Легенда. Был у матери единственный сын
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.02.2021