Технологическая карта урока русского языка в 5 классе в соответствии с требованиями ФГОС.
Ф.И.О. учителя |
Амангулова Альфия Делимхановна |
Предмет |
Русский язык |
Класс |
5 |
Автор УМК |
.Т. А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др. Москва. « Просвещение |
Тема урока |
ПРЯМОЕ И ПЕРЕНОСНОЕ ЗНАЧЕНИЕ СЛОВ. |
Тип урока |
Урок открытия нового знания с использованием ИКТ |
Технология |
Технология проблемно- развивающего обучения. |
Предметные цели урока:
Ознакомление обучающихся с прямым и переносным значением слов.
Осмысление, что данные значения могут иметь одни и те же слова.
Усвоение различных переходов значения на основе сходства по цвету, весу, теплу, качеству.
Применение полученных знаний при работе с текстом.
Метапредметные цели урока:
Познавательные УУД: умение работать со справочной литературой, видеть, обозначать проблему, находить пути её решения;
Регулятивные: умение ставить цели, планировать свою работу, проводить самопроверку и давать самооценку своей деятельности;
Коммуникативные: умение работать в группе, осуществлять сбор и поиск информации, владеть разными формами речи;
Личностные: воспитание ответственности, уважения ко всем участникам образовательного процесса, привитие обучающимся интереса к урокам русского языка, стремление к речевому самосовершенствованию, воспитание чувства любви и уважения к своим близким.
Планируемые результаты: учащиеся научатся различать прямое и переносное значение слов, находить слова с данными значениями в тексте; объяснять языковые явления.
Оборудование:
ПК, мультимедийный проектор;
презентация;
раздаточные материалы; шкала рефлексии;
лист самооценки.
Структура урока:
Этапы урока |
Задачи этапа |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
УУД |
1.Самоопределение к деятельности. ( 2 мин). |
Создать благоприятный психологический настрой на работу |
Приветствие, проверка подготовленности к
учебному занятию, организация внимания детей. Минутка
приятных воспоминаний. Подарим друг другу улыбку и у вас будет отличное настроение. Да и в любом деле главное - доброе начало. |
Приветствуют учителя, оценивают готовность рабочего места |
Личностные УУД: формирование эмоционального настроя на урок. Регулятивные УУД: самоконтроль. Познавательные: самоопределение, прогноз учебной деятельности Коммуникативные: готовность к учебному сотрудничеству с учителем и сверстниками. |
2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. Повторение изученного (4 мин) |
Повторение изученного материала, необходимого для выявления затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося. |
Проводит опрос по предыдущей теме. (Слайд №1). Вопрос по итогам опроса: -Почему я начала урок именно с такого опроса? Что мы вспомнили7 Правильно! Молодцы! А как вы понимаете данную пословицу? (Слайд 2) Сравните ваши выводы (Слайд 3). И в доказательство ваших слов прочитайте отрывки из известных стихотворений. (Слайды 4, 5) Согласны ли вы с этими строчками? |
Ученики отвечают на вопросы. ученики формулируют ответ на вопрос учителя, делают вывод о том, что слово может согреть, растопить душу помочь человеку. Слова бывают разные и они могут обидеть, а могут и наоборот, помочь. |
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстником. Познавательные: логические- анализ объектов с целью выделения признаков; расширение лексического запаса. |
3. Постановка учебной задачи Постановка проблемного вопроса (10 мин) |
Обеспечение мотивации учения |
Слово учителя о Дне Матери в России. (Слайд 6) Согласны ли вы с этим? И сегодня, продолжая изучать раздел « Лексика», мне бы хотелось поговорить о маме. И наш урок я бы назвала « Золотая мама». Тема – загадка? (Слайд 7) Раскрыть эту тему и сформулировать цели урока поможет стихотворение « Золотая мама». Послушайте его. Читает стихотворение. А теперь возьмите этот текст (на партах) и ответьте на вопросы: Сколько раз встречается слово « золотой» в тексте?(6) Сформулируйте лексическое значение слова «золотой» в каждом случае. Проверьте себя. (Слайд 8) Занесите свой результат в лист самооценки. Беседа с учащимися: Что вы можете сказать про слово «золотой»? Какое это слово? Заглянем в словарь С.И. Ожегова, узнаем, сколько значений у данного слова. (Слайд 10). Какое из данных значений основное? С какими из этих значений мы встретились в стихотворении « Золотая мама». Обратите внимание, что 2,3,4 значения слова даны под пометой перен. И мне хочется задать вопрос, какова тема нашего урока? О чем мы сегодня будем говорить? Запись темы урока « Прямое и переносное значение слова». (Слайд 11) |
Ученики читают материал, представленный на слайде, отвечают на поставленный вопрос. Ученики внимательно слушают стихотворение. Читают текст повторно, подчеркивая ССЧ со словом «золотой»: Золотая мама, золотое сердце, золотая голова, золотые руки, золотой человек, формулируют их лексическое значение. Проверяют полученные результаты, отмечают свои в листы самооценки. Это слово многозначное. Основное - цвет золота – 1 значение. Мы будем говорить о значениях – прямых и переносных. Записывают тему урока. |
Регулятивные: постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств ее реализации. Коммуникативные: постановка вопросов и их обсуждение. Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели; логические - формулирование проблемы. Личностные: установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. |
4. Усвоение новых знаний. (5мин) |
Обеспечение восприятия, осмысления и первичного воспроизведения детьми темы; |
-С чего же мы начнем «открытие новых знаний?» С беседы (Слайд 12). Ученики проверяют свои выводы ( Слайд 13).
|
Учащиеся внимательно читают определения, предложенные им, читают правило на стр. 140 учебника. ( Слайд 12,13) |
Коммуникативные: постановка вопросов, инициативное сотрудничество. Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели; Регулятивные: контроль, оценка, коррекция. |
5. Первичное закрепление изученного материала (8 мин) |
Установление правильности и осознанности изучения темы; построение и фиксация нового знания. Первичное закрепление. |
Предлагает учащимся прочитать текст « Легенды о материнском сердце». (Слайд 15). Ответьте на вопросы – (Слайд 16). Проверьте свои выводы. (Слайд 17). Занесите свой результат в лист самооценки. Молодцы! Вы грамотно справились с заданием. |
Читают текст, выполняют задания, сверяют с результаты. Проверяют результат и корректируют ошибки Заносят свои результаты в лист самооценки. |
Регулятивные: действия моделирования, выполняющие функции отображения учебного материала; формирования обобщенных знаний. Познавательные: умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, рефлексия способов и условий действия; планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата. Коммуникативные: управление поведением партнера, коррекция, оценка действий партнера; владение умениями совместной деятельности и координации деятельности с другими её участниками |
6. Физ.минутка ( 1,5 мин). |
|
Мы славно потрудились и можем немного отдохнуть . А поможет нам необычный гость, забежавший на минутку.9 ( суперфизминутка- videouroki.net) |
Выполняют упражнения. Подготовка к следующему этапу урока. |
Личностные: установка на здоровый образ жизни и ее реализация на уроке; создание доброжелательного настроения |
7. Самостоятельная работа с самопроверкой .. Организация первичного контроля (4 мин.) |
Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий, а также выявление недостатков в знаниях и способах действий, установление причин выявленных недостатков; |
- А сейчас, ребята, придумайте продолжение истории. Напишите 3-4 предложения, включив слова с переносным значением. Предлагает ответить на вопрос: - Запишите ССЧ, в которых есть слова с переносным значением (на слух). А хотите узнать, как заканчивается эта легенда у автора? Зачитывает окончание легенды. |
Работа по написанию продолжения легенды. 3 человека зачитывают свои варианты окончания этой истории. Внимательно слушают учащихся, выписывая на слух ССЧ со словами в переносном значении. |
Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; Познавательные: действия моделирования, выполняющие функции отображения учебного материала; формирования обобщенных знаний. |
8.Включение нового знания в систему знаний и повторение (7 мин) |
Применение нового знания в ходе фронтальной работы |
Беседа с учащимися ( Слайд 18). Воспитание чувства любви к близким – это идея, о которой говорится в Легенде Сухомлинского Далее учитель предлагает обучающимся выполнить задание в парах по вариантам- учащиеся 1 варианта выписывают слова с прямым значением, 2 вариант – с переносным Поменяйтесь тетрадкой с соседом, проверьте работу и оцените её. Если в работе есть ошибки, попробуйте разобраться в них и выяснить причину. Поставьте оценку в лист самооценивания. |
Учащиеся отвечают на вопросы, делают выводы, объясняя, чему учит нас Легенда. Работа в парах с последующей взаимопроверкой (Слайд 20). Проверяют по эталону, выставляют отметку по критериям. |
Личностные: самоопределение. Коммуникативные: владение умениями совместной деятельности и координации деятельности с другими её участниками. : уметь слушать и понимать речь ; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; Регулятивные: оценка-осознание уровня и качества усвоения; контроль |
9. Рефлексия (2 мин) |
Соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, качественная оценка работы класса и отдельных обучаемых. |
- Вернемся к началу нашего урока. - Достигли ли мы с вами поставленных целей? - Ответили ли вы на проблемный вопрос? Какое новое знание вы для себя сегодня открыли? - Где можно применить эти знания? -Что вы можете сказать о нашей сегодняшней работе? (пользуемся памяткой «Рефлексия») |
Отвечают на вопросы учителя. Составляют внутреннюю речь. Используют клише для рефлексии. (приложение5) Оценивают свою работу |
Познавательные: рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Личностные: самооценка, адекватное понимание успеха или неуспеха в УД. Коммуникативные: уметь слушать и понимать речь ; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; |
9. Информация о домашнем задании (1,5мин) |
Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. |
1.У кого остался вопрос по теме урока, тот выполняет упр 340 из параграфа 61. 2.кто научился различать значения слов, тот скажет себе: «Я работал хорошо» и выполнит упр. 337 3. Кто научился различать значения слов и может объяснить тему товарищу, скажет себе «Молодец!» и составит 3 теста с выбором ответа по теме. -Ребята, вы хорошо сегодня работали на уроке, справились со всеми заданиями. Не забудьте в тетради вложить ваши Листы самооценки и сдать мне. Я надеюсь, что выставлю вам очень хорошие оценки. Я благодарю вас за урок! |
Записывают домашнее задание. Подают дневники для оценки учителю. |
Личностные УУД: адекватная мотивация учебной деятельности. Регулятивные УУД: понимать и принимать учебную цель и задачу. |
Приложение к уроку:
Раздаточный материал
Золотая мама. Золотая мама.
У мамы сердце золотое У мамы сердце золотое
И золотая голова, И золотая голова,
И руки мамы золотые, И руки мамы золотые,
И спорятся ее дела. И спорятся ее дела.
И папа маму называет: И папа маму называет:
Ты человек наш золотой! - Ты человек наш золотой!
Сестричка только вот вздыхает: Сестричка только вот вздыхает:
Ведь золото – металл такой, - Ведь золото – металл такой,
Колечко, правда, есть на пальце, Колечко, правда, есть на пальце,
Но руки вовсе не блестят, Но руки вовсе не блестят,
А на лице у глаз морщинки, А на лице у глаз морщинки.
Не золотые – штучек пять… Не золотые – штучек пять…
И нет на сердце золотого, И нет на сердце золотого.
А сердце… так оно внутри, А сердце…так оно внутри,
Оно в груди у мамы бьется, Оно в груди у мамы бьется,
Попробуй, пробу разгляди! Попробуй, пробу разгляди!
Легенда.
Был у матери единственный сын. Женился он на девушке ослепительной красоты. Но сердце у молодой жены было черное, а характер тяжелый. Говорит она мужу: «Пересели мать в сарай, пусть не ходит в хату». Боялась мать холодных глаз снохи. Только по ночам выходила она из темного сарая. Но и этого было мало красавице. Вот она и говорит мужу: «Если не хочешь потерять меня, вынь из груди сердце и принеси его». Не дрогнуло сердце сыновье, околдовала его красота жены. Сын повел мать к реке и убил. Пошел обратно, а сердце положил на ладонь. Споткнулся он о камень, упал, ударился. А горячее сердце упало окровавленное на утес и прошептало: «Сыночек золотой, не больно ли ты ушиб колено? Присядь, отдохни!» (по В.А.Сухомлинскому.)
Задания:
Легенда.
Был у матери единственный сын. Женился он на девушке ослепительной красоты. Но сердце у молодой жены было черное, а характер тяжелый. Говорит она мужу: «Пересели мать в сарай, пусть не ходит в хату». Боялась мать холодных глаз снохи. Только по ночам выходила она из темного сарая. Но и этого было мало красавице. Вот она и говорит мужу: «Если не хочешь потерять меня, вынь из груди сердце и принеси его». Не дрогнуло сердце сыновье, околдовала его красота жены. Сын повел мать к реке и убил. Пошел обратно, а сердце положил на ладонь. Споткнулся он о камень, упал, ударился. А горячее сердце упало окровавленное на утес и прошептало: «Сыночек золотой, не больно ли ты ушиб колено? Присядь, отдохни!» (по В.А.Сухомлинскому.)
Задания:
Шкала рефлексии
? |
Узнал, что существуют различные лексические значения. Но не научился до конца различать их, остался вопрос по теме урока. Поставлю знак вопроса. |
! |
Научился различать значения. Я скажу себе: « Я работал хорошо!» |
! ! ! |
Научился различать прямые и переносные значения слова, и могу объяснить тему товарищу, скажу себе: «Молодец!» |
Лист самооценивания.
Беседа по вопросам |
Соответствие |
Запись на слух |
Распределение по группам |
Оценка учителя |
Итоговая оценка |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.