« Национальные традиции в культуре народа» Эскиз одежды по мотивам национальных костюмов.

  • Разработки уроков
  • doc
  • 24.08.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

«Моя тема возникла под влиянием нашей природы, фольклора, нестареющего прекрасного русского искусства. Древняя культура и удивительная гармония, соответствующая русскому духу, который пронизывает все произведения, созданные руками народа, помогли мне освободиться от влияния французских модельеров» -- Посмотрите на представленные здесь рисунки моделей одежды в Русском стиле, и ответьте на следующие вопросы: -- что можно сказать? «Моя тема возникла под влиянием нашей природы, фольклора, нестареющего прекрасного русского искусства. Древняя культура и удивительная гармония, соответствующая русскому духу, который пронизывает все произведения, созданные руками народа, помогли мне освободиться от влияния французских модельеров» -- Посмотрите на представленные здесь рисунки моделей одежды в Русском стиле, и ответьте на следующие вопросы: -- что можно сказать?
Иконка файла материала Урок национальный костюм 7 кл..doc

 

 

Тема: « Национальные традиции в культуре народа»

                   Эскиз одежды по мотивам национальных костюмов.

 

Цель: - углубить знания о характерных особенностях костюмов

              разных народов;

          -  значении орнамента в украшении одежды;

          -  расположении орнаментальных композиций в ансамбле

             костюма;

          -  связь традиций в развитии современной одежды.

 

Оборудование: Национальные костюмы разных народов,

                           Орнаменты, узоры разных народов,

                           Музыкальные инструменты, барельеф С.Есенина,

                           Фонограмма – Белорусской народной песни

                                                    «Перепелочка»,

                                                    Украинская песня «Ревете стогне

                                                    Днипр широкий»,

                                                    Русская песня на стихи С.Есенина.

 

1 Сообщение темы и целей урока.

 

2 Беседа

       Народное искусство разных народов позволяет судить о том, что его национальный характер определяется через связь с природой, с историей народа, об этом свидетельствуют народные жилища, музыка, костюм, орнамент. У каждого народа они свои.

-- Давайте посмотрим на костюмы разных национальностей.

-- Какие национальные костюмы вы видите?

-- Можем ли мы по костюму определить национальность человека?

   (по головному убору, по орнаменту, узору и т.д.)

Хорошо!

Невольно хочется прочитать отрывок Бориса Дубровина орнамент

 

                                                           ОРНАМЕНТ

                                            На вид орнамент неприметен,

                                            Но он столетия живет,

                                            Не зря его на белом свете

                                            Народ издревле бережет.

                                            Быть может, нитками зигзаги

                                            В узоры вытканы не зря.

                                            И мы с тобою видим

                                            Знаки Славянского календаря.

                                                                                                                               Борис Дубровин

 

--Вот вы сказали по орнаменту, по узору. Давайте вспомним какие

  орнаменты вы знаете?

  ( геометрический, растительный, зооморфный …)

Ответ учащихся:

  1- геометрический, растительный

  2– зооморфный

  3- геральдический

 

-- Давайте рассмотрим орнамент, узор разных народов и здесь

    мы можем увидеть растительный орнамент, геометрический,

    зооморфный …)

 

    Скажите чем отличается орнамент от узора?

    (орнамент – это узор , построенный на чередовании, а узор

     один рисунок).

 

-- Где можно применить орнамент и узор?

   ( на рукавах, воротнике, низ подола, на фартуке и т.д.)

 

- Какие главные части женского народного костюма изображены ( вы знаете)?

 

     (Сарафан, душегрея, рубаха, головной убор - корона, кокошник, венец.)

 

  - О чем может рассказать нам русский народный костюм, его орнаменты?

Русский костюм:  Анимация

 

   Ответ ученика: 

 

 

  - Как перекликаются украшения женского русского костюма и мифологии?

 

    (Верхняя часть одежды связана с небом и светом, их символы - солнце и вода.

     Подол сарафана и рубаха украшены узорами и символами земли, а пояс - символ подземного мира.

 Крестьянка, одетая в полный праздничный наряд - костюм, как бы являла собой образ мира.

 

3 Словарная работа.

 

На уроке мы узнали историю русского костюма, давайте запишем в словари не знакомые вам слова

( кичка, понева, …)

 

 

-- А что вы можете сказать о украинском костюме

Украинский костюм:

 

Ответ ученика: 

 

 

-- Давайте послушаем историю Белорусского костюма

Ответ ученика: 

 

 

-- Связь традиции в развитии русского костюма ?

           Известный в России и за рубежом художник-модельер Вячеслав Зайцев, комментируя истоки, вдохновившие его на создание коллекции одежды, говорил:

          «Моя тема возникла под влиянием нашей природы, фольклора, нестареющего прекрасного русского искусства.  Древняя культура и удивительная гармония, соответствующая русскому духу, который пронизывает все произведения, созданные руками народа, помогли мне освободиться от влияния французских модельеров»

-- Посмотрите на представленные здесь рисунки моделей одежды в

   Русском стиле, и ответьте на следующие вопросы:

 -- что можно сказать?   

 

Ответ ученика: 

 

  (В наши дни художники-модельеры все чаще обращаются к народным традициям. Они не копируют национальный костюм, а берут от него богатство, однообразие орнаментальных мотивов выразительность геометрического строя.)

 

-- Какие элементы народного костюма использовали создатели современных моделей?

 Ответ ученика: 

 

 ( элементы русского народного костюма становятся образцами для разнообразных моделей во всем мире. Это и русские дамские сапожки, и головной платок, и шапка-ушанка).

 

-- А какой вид орнамента украшает эту одежду?  -

                                                          

   (Орнамент связан с поверхностью, которую он украшает и зрительно организует. Он является частью декорируемого предмета и отражает художественный стиль своего времени).

 

-- Гармоничны ли подбор цветов?      

 

Ответ ученика: 

 

    (В них гармонично подобраны цвета; элементы народного костюма очень органично вписаны в современность).

 

Ребята вы наверное обратили внимание на иллюстрации   музыкальных инструментов.

-- Давайте представим музыку некоторых народов похожа на

    русскую.   Близко всего к русской музыке Украина и Белоруссия.

 

-- Сейчас мы послушаем вариацию на Белорусскую народную песню «Перепелочка» - в исполнении цимбалы  (народный инструмент …)

 

Ответ ученика: 

 

                   Звучит музыка

 

-- А теперь послушаем Украинскую песню в исполнении хора и коппелы – бандуристов

 

 ревете СТОГНЕ ДНЕПР ШИРОКИЙ

 

 -Как вы переведете на русский?

  ( ревет и стонет Днепр широкий)

Бандура – Украинский народный инструмент ________нам дополнит ?-

                            Звучит музыка

 

-- Вы наверно обратили внимание на барельеф С.Есенина

    С. Есенин родился 21 сентября 189 г., Рязанской губернии.

-- Послушаем русскую песню на слова С.Есенина.

                           Звучит музыка

 

Мы с вами прослушали 3 произведения , что общего?

( протяжность, легко запоминающая, похожа интонацией, танцевальная).

Ответ учеников: 

 

 

Знаете что такое орнамент, где его применяют.

 

-- Скажите каких национальных костюмов нет?

   (Украины, Белоруссии, Русского костюма).

 

4 Практическая работа.

 

Вот сегодня мы с вами на уроке сделаем не достающих костюмов и построим хоровод дружбы.

 

Я предлагаю класс разделить на 3 группы, выступить в роли модельеров и совместно создать эскиз русского , белорусского и украинского костюмов.

 

1 группа: -- выполнит работу в коллаже (работа с тканью)

2 группа: -- выполнит работу из цветной бумаге

3 группа: -- выполнит работу гуашью

 

Этапы работы:

 

-- выбрать вариант костюма;

-- построить общую форму костюма;

-- наметить места украшений и орнамента;

-- определить колорит (цвет) костюма.

 

5 итог урока.

 

-- Просмотр работ.

-- Какой вид костюма вы выбрали?

Каждая группа сказала по поговорке, пословице и построили хоровод дружбы.

  1 группа: Украина – На Украине человек подчинялся этикету,

                                      костюм стилю эпохи.

                  «Одна одежда – и мир, и в пир, и по надворью».

 

  2 группа: Белоруссия – В России и Белоруссии жизнь людей          

                                          связана с лесом. Костюм как произведение

                                          искусства, всегда отражая определенный

                                          этап развития культуры.

                    «Одежда луче новая, а друг старый».

 

  3 группа: Русский – Мудрей сохранился для нас русский костюм.

                                    художники изучают его, изображают

                                    персонажей сказок в старинной русской

                                    одежде. А был костюм очень красив!

                                    посмотри же на него! А это мужской.

                    «Молодец в кафтане, девка в сарафане».

  

Разгадывание кроссворда.

 

1.     Украшение из сочетания геометрических, растительных элементов. (Орнамент).

2.     русская женская одежда, род платья без рукавов. ( Сарафан).

3.     Мужская рубашка, застегивающаяся сбоку. (Косоворотка).

4.     Цвет, символизирующий мужское начало. (Красный).

5.     И птица, и головной убор. (Сорока).

6.     Северный женский головной убор в виде разукрашенного щитка надо лбом. (Кокошник).

7.     Так в песнях называли женщину. (Лебедушка).