Тема: « Национальные традиции в культуре народа»
Эскиз одежды по мотивам национальных костюмов.
Цель: - углубить знания о характерных особенностях костюмов
разных народов;
- значении орнамента в украшении одежды;
- расположении орнаментальных композиций в ансамбле
костюма;
- связь традиций в развитии современной одежды.
Оборудование: Национальные костюмы разных народов,
Орнаменты, узоры разных народов,
Музыкальные инструменты, барельеф С.Есенина,
Фонограмма – Белорусской народной песни
«Перепелочка»,
Украинская песня «Ревете стогне
Днипр широкий»,
Русская песня на стихи С.Есенина.
1 Сообщение темы и целей урока.
2 Беседа
Народное искусство разных народов позволяет судить о том, что его национальный характер определяется через связь с природой, с историей народа, об этом свидетельствуют народные жилища, музыка, костюм, орнамент. У каждого народа они свои.
-- Давайте посмотрим на костюмы разных национальностей.
-- Какие национальные костюмы вы видите?
-- Можем ли мы по костюму определить национальность человека?
(по головному убору, по орнаменту, узору и т.д.)
Хорошо!
Невольно хочется прочитать отрывок Бориса Дубровина орнамент
ОРНАМЕНТ
На вид орнамент неприметен,
Но он столетия живет,
Не зря его на белом свете
Народ издревле бережет.
Быть может, нитками зигзаги
В узоры вытканы не зря.
И мы с тобою видим
Знаки Славянского календаря.
Борис Дубровин
--Вот вы сказали по орнаменту, по узору. Давайте вспомним какие
орнаменты вы знаете?
( геометрический, растительный, зооморфный …)
Ответ учащихся:
1- геометрический, растительный
2– зооморфный
3- геральдический
-- Давайте рассмотрим орнамент, узор разных народов и здесь
мы можем увидеть растительный орнамент, геометрический,
зооморфный …)
Скажите чем отличается орнамент от узора?
(орнамент – это узор , построенный на чередовании, а узор
один рисунок).
-- Где можно применить орнамент и узор?
( на рукавах, воротнике, низ подола, на фартуке и т.д.)
- Какие главные части женского народного костюма изображены ( вы знаете)?
(Сарафан, душегрея, рубаха, головной убор - корона, кокошник, венец.)
- О чем может рассказать нам русский народный костюм, его орнаменты?
Русский костюм: Анимация
Ответ ученика:
- Как перекликаются украшения женского русского костюма и мифологии?
(Верхняя часть одежды связана с небом и светом, их символы - солнце и вода.
Подол сарафана и рубаха украшены узорами и символами земли, а пояс - символ подземного мира.
Крестьянка, одетая в полный праздничный наряд - костюм, как бы являла собой образ мира.
3 Словарная работа.
На уроке мы узнали историю русского костюма, давайте запишем в словари не знакомые вам слова
( кичка, понева, …)
-- А что вы можете сказать о украинском костюме
Украинский костюм:
Ответ ученика:
-- Давайте послушаем историю Белорусского костюма
Ответ ученика:
-- Связь традиции в развитии русского костюма ?
Известный в России и за рубежом художник-модельер Вячеслав Зайцев, комментируя истоки, вдохновившие его на создание коллекции одежды, говорил:
«Моя тема возникла под влиянием нашей природы, фольклора, нестареющего прекрасного русского искусства. Древняя культура и удивительная гармония, соответствующая русскому духу, который пронизывает все произведения, созданные руками народа, помогли мне освободиться от влияния французских модельеров»
-- Посмотрите на представленные здесь рисунки моделей одежды в
Русском стиле, и ответьте на следующие вопросы:
-- что можно сказать?
Ответ ученика:
(В наши дни художники-модельеры все чаще обращаются к народным традициям. Они не копируют национальный костюм, а берут от него богатство, однообразие орнаментальных мотивов выразительность геометрического строя.)
-- Какие элементы народного костюма использовали создатели современных моделей?
Ответ ученика:
( элементы русского народного костюма становятся образцами для разнообразных моделей во всем мире. Это и русские дамские сапожки, и головной платок, и шапка-ушанка).
-- А какой вид орнамента украшает эту одежду? -
(Орнамент связан с поверхностью, которую он украшает и зрительно организует. Он является частью декорируемого предмета и отражает художественный стиль своего времени).
-- Гармоничны ли подбор цветов?
Ответ ученика:
(В них гармонично подобраны цвета; элементы народного костюма очень органично вписаны в современность).
Ребята вы наверное обратили внимание на иллюстрации музыкальных инструментов.
-- Давайте представим музыку некоторых народов похожа на
русскую. Близко всего к русской музыке Украина и Белоруссия.
-- Сейчас мы послушаем вариацию на Белорусскую народную песню «Перепелочка» - в исполнении цимбалы (народный инструмент …)
Ответ ученика:
Звучит музыка
-- А теперь послушаем Украинскую песню в исполнении хора и коппелы – бандуристов
ревете СТОГНЕ ДНЕПР ШИРОКИЙ
-Как вы переведете на русский?
( ревет и стонет Днепр широкий)
Бандура – Украинский народный инструмент ________нам дополнит ?-
Звучит музыка
-- Вы наверно обратили внимание на барельеф С.Есенина
С. Есенин родился 21 сентября 189 г., Рязанской губернии.
-- Послушаем русскую песню на слова С.Есенина.
Звучит музыка
Мы с вами прослушали 3 произведения , что общего?
( протяжность, легко запоминающая, похожа интонацией, танцевальная).
Ответ учеников:
Знаете что такое орнамент, где его применяют.
-- Скажите каких национальных костюмов нет?
(Украины, Белоруссии, Русского костюма).
4 Практическая работа.
Вот сегодня мы с вами на уроке сделаем не достающих костюмов и построим хоровод дружбы.
Я предлагаю класс разделить на 3 группы, выступить в роли модельеров и совместно создать эскиз русского , белорусского и украинского костюмов.
1 группа: -- выполнит работу в коллаже (работа с тканью)
2 группа: -- выполнит работу из цветной бумаге
3 группа: -- выполнит работу гуашью
Этапы работы:
-- выбрать вариант костюма;
-- построить общую форму костюма;
-- наметить места украшений и орнамента;
-- определить колорит (цвет) костюма.
5 итог урока.
-- Просмотр работ.
-- Какой вид костюма вы выбрали?
Каждая группа сказала по поговорке, пословице и построили хоровод дружбы.
1 группа: Украина – На Украине человек подчинялся этикету,
костюм стилю эпохи.
«Одна одежда – и мир, и в пир, и по надворью».
2 группа: Белоруссия – В России и Белоруссии жизнь людей
связана с лесом. Костюм как произведение
искусства, всегда отражая определенный
этап развития культуры.
«Одежда луче новая, а друг старый».
3 группа: Русский – Мудрей сохранился для нас русский костюм.
художники изучают его, изображают
персонажей сказок в старинной русской
одежде. А был костюм очень красив!
посмотри же на него! А это мужской.
«Молодец в кафтане, девка в сарафане».
Разгадывание кроссворда.
1. Украшение из сочетания геометрических, растительных элементов. (Орнамент).
2. русская женская одежда, род платья без рукавов. ( Сарафан).
3. Мужская рубашка, застегивающаяся сбоку. (Косоворотка).
4. Цвет, символизирующий мужское начало. (Красный).
5. И птица, и головной убор. (Сорока).
6. Северный женский головной убор в виде разукрашенного щитка надо лбом. (Кокошник).
7. Так в песнях называли женщину. (Лебедушка).
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.