" Обряды, обычаи, традиции коренных народов Иркутской области.!
Оценка 4.9

" Обряды, обычаи, традиции коренных народов Иркутской области.!

Оценка 4.9
Научно-исследовательская работа
docx
география +1
5 кл—9 кл
22.12.2022
" Обряды, обычаи, традиции коренных народов Иркутской области.!
История и культура тесно связаны друг с другом и отношением людей к прошлому, настоящему и будущему. Изучение современного развития российского общества требует знания его истории. Оценки прошлого, настоящего и будущего формируют культурно-историческую ориентацию общества и его личностей.
проект.docx

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Г.ИРКУТСКА СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ №14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Проектно-исследовательская работа

 

Тема: «Обряды, обычаи, традиции коренных народов Иркутской области»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнили: Толстоухов Егор

Хачатрян Давид

Стацевич Варвара

Супличенко Иван

Соклаков Родион

Винокурова Арина

 

Руководитель: Черемисина Наталья Степановна,

Коноплёва Ольга Юрьевна

 

 

 

 

 

 

 

Иркутск 2022г.

 

Оглавление

Введение…………………………………………………………………3

 

Глава I Теоретические основы исследования

 

1.1 Коренные народы Иркутской области……………………………5

 

1.2 Обычаи, традиции, праздники коренных народов………………12

 

 

 

Глава II Практическая основа исследования

 

2.1 Мастер-класс по изготовлению поделки к празднику Белого месяца «Сагаалган». Бурятские куклы «Ехор»………………………………17

 

Заключение……………………………………………………………..22

 

Список литературы……………………………………………………23

 

 


 

Введение

В нашем мире наций очень много,

И культура их всегда в цене.

Так пускай обычаи продлятся

На родимой Матушке Земле.

Пусть культура бережно хранится

Будут благосклонны небеса

К каждой из нетронутых традиций,

Что несут горячие сердца.

 

 История и культура тесно связаны друг с другом и отношением людей к прошлому, настоящему и будущему. Изучение современного развития российского общества требует знания его истории. Оценки прошлого, настоящего и будущего формируют культурно-историческую ориентацию общества и его личностей.

     В настоящее время идет борьба за возврат  к прошлым установкам в оценке культурно-исторического развития нашего общества. И в этой борьбе большое место занимает отношение к прошлой истории и к культурному наследию; оно во многом определяет наше будущее. В этом и смысл, и необходимость глубокого изучения истории общества и его культуры.

     Прошлое - это не просто то, что было, это часть настоящего. Углубление понимания роли прошлого для современности важно потому, что оно лежит в основе социальной памяти, формирующей культурно-историческое самосознание.

Выбирая тему проекта, мы задумались:

-  Надо ли  сохранять и доносить до новых поколений известные сведения о  предках, их культуре, образе жизни?

И решили, что надо! Ведь это наша история, которую мы должны знать и передавать свои знания следующим поколениям. Поэтому можно сказать, что такие исследования всегда были и будут актуальными. История и знания о своей Родине никогда не будут неактуальными.

Наш любимый  Иркутск с каждым днем становится выше, краше,  богаче. Мы, молодежь, очень  любим свой город и мечтаем в будущем  участвовать в его строительстве и развитии.

А как же все начиналось? Этот вопрос интересует многих! Что было раньше на месте Иркутска и области? Кто были первые жители этих мест? Мы решили разузнать, исследовать,  удостовериться, уточнить !

Цель нашей работы: найти,  изучить и донести до слушателей информацию о коренных народах Иркутской области, их обычаях и традициях.

Задачи, которые мы перед собой поставили:

1.Поиск информации о коренных народах Иркутской области

2.Познакомиться с их традициями, праздниками

3.Выявить общие черты культур

4.Подготовка и проведение Мастер-класса по изготовлению поделки к празднику Белого месяца «Сагаалган» Бурятские куклы «Ехор»

 

Наш проект поможет решить проблему, связанную с потерей интереса к истории, культуре народов своего родного края. Хочется, чтобы мы все знали и уважали традиции коренных народов Иркутской области.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I Теоретические основы исследования

1.1 Коренные народы Иркутской области

О современной жизни народов  мы кое-что знаем, поэтому распределили роли по поиску  информации о коренных жителях Сибирского края - бурятах, эвенках, тофаларах и самых древних - курыканах. 

 

Сейчас в Иркутской области проживает более 80 тыс. бурят, что составляет 3% общего населения. Эвенки и тофалары относятся к малым народам, их численность около 2 тыс. человек. Буряты живут вокруг озера Байкал, а также южнее и восточнее него. Эвенки расселились по северным территориям Иркутской области и Красноярского края. Тофалары проживают в Нижнеудинском районе Иркутской области.

 

В Прибайкалье человек появился в древнекаменном веке,  примерно 25 тысяч лет назад на территории Усть - Ордынского Бурятского автономного округа.   Древние поселения  найдены так же  в Боханском и  Осинском районах, в Мальте, Бурети, в долинах рек Куды и Ангары, на Лене, на  острове  Ольхон.

 О жизни предков рассказывают сохранившиеся стоянки, погребе­ния, наскальные рисунки. 

 Природа Прибайкалья в давние  времена напоминала северную тундру, в которой обитали стада мамонтов, носорогов, северных оленей.  Охота на этих животных, а значит  наличие большого запаса пищи, позволяли людям оставаться долго на одном месте.  Не кочевать. Они строили жилища из камня, дерева,  шкур и костей животных. Из костей, камня и дерева  изготавливали так же орудия труда. 

                 

 Древние жители Прибайкалья - КУРЫКАНЫ.

Они вели полуоседлый образ жизни. Основное занятие – скотоводство, которое давало им  больше животных продуктов, чем охота и рыбалка. Курыканы разводили  коз, быков,  превосходных коней и даже верблюдов. Занимались звероловством. Умели приручать и одомашнивать диких животных.

Для повышения продуктивности своих пастбищ курыканы первыми в Восточной Сибири применили искусственное орошение сенокосных угодий.

Так же они сеяли пшеницу, просо, коноплю.  Собирали съедобные растения.

 

 Есть сведения, что для заготовки корней  растений  они применяли железные лопатки  с деревянной рукояткой.

-Откуда у древних жителей железные лопатки?

Мы узнали, что курыканы для своего времени были высокоразвитым народом. Владели разными ремеслами. Но главным из них было кузнечное искусство. Древние металлурги - курыканы плавили  руду. Из железа и чугуна  изготавливали  ножи, лопаты, наконечники стрел и копий, стремена,  серпы, жернова, другие предметы быта и украшения. 

  Курыканы поддерживали широкие политические и культурные связи с другими народами Байкальского региона, Южной Сибири и Центральной Азии. 

 Со временем из-за войны с древнетюркским племенем  они вынуждены были уйти в леса и на территорию нынешней Якутии. Из этих групп сложились впоследствии якут­ская и тунгуская (эвенкийская) народности.  А на их территорию пришли монголы,  кидане,  тюрки. Начался процесс складывания  единого бурятского этноса, сохранившего в своей памяти высокую культуру предков, а во внешнем облике монголоидные черты.

                  

    БУРЯТЫ на территории Иркутской области.

Буряты составляли большую часть населения.  Первоначально они назывались  баргуты – «лесные люди». Впоследствии  это слово превратилось в слово  «буряты». Буряты вели полукочевой образ жизни, занимались разведением крупного рогатого скота, овец, коз, лошадей; охотой на коз, медведей и пушных зверей.

В среде бурят строго соблюдались  вековые традиции:

·         Если скотовод резал живность, то на свежатину приглашались все ближайшие соседи.

·         Охотники часть своей добычи  относили соседу, если тот не мог придти к нему на угощение.

·         Буряты славятся своим гостеприимством и почитают нищих, которым  щедро  раздают  подаяние.  Не обделяют и заезжих гостей, выделяя им, при необходимости и стол, и дом.

                        

ЭВЕНКИ на территории  Иркутской области.

Согласно переписи 2002 года,  в России живет около 35 тысяч эвенков, из низ в Иркутской области примерно 1400 человек. Несмотря на малочисленность и ассимиляцию в русскую культурную среду, этому народу удалось сохранить свою самобытность.

 Эвенки произошли от смешения племен Восточной Сибири с пришедшими из Забайкалья тунгусами. И назывались раньше тунгусами. Численность эвенкийского населения была неболь­шая. Они вели кочевой образ жизни, жили родами.

 Эвенки - это народ храбрый, веселый и добрый. Они  всегда отличались выносливостью,  могли  и могут ориентироваться на необжитой местности. Очень наблюдательны.

 С древних времен эвенки охотились на оленей, лося, кабаргу и медведя, занимались пушной охотой, разводили лошадей и оленей или же занимались рыболовством. Все эти занятия давали им все необходимое для жизни.

 Русские с иркутскими эвенками впервые  встретились в конце XVI века. Они  учились у эвенков охоте и секретам выживания в суровых условиях севера, эвенки же позаимствовали у русских некоторые технологии производства предметов быта.

  Эвенки – это народ, который поклоняется Духам. Есть дух тайги, дух воды, дух огня и т.д.  Особенно почтенно  они относятся к огню. По обычаям  нельзя в огонь плевать, кидать острые предметы, кости от животных и рыбы,  ругаться рядом с огнем. Нельзя класть одно полено. Кладут не менее трех.   Если переходишь в новое жилище,  обязательно нужно взять золу из старого очага. По поверьям эвенков,  огонь обладает сверхестественной силой и является хранителем семейного благополучия:  умеет читать мысли людей, предугадывать события.

 Народ этой этнической группы считает, что к Духам нужно относиться почтительно: одаривать их подарками (повязывают разноцветные лоскутки, ленты на деревья, кормят огонь, бросая в него кусочки мяса, брызгая кровью, жиром.).   Духи в свою очередь одаривают за почтение богатой добычей рыбы, оленя, сохатого.  Дают здоровье, удачу, изгоняют болезни, несчастья.

 На каждом празднике совершаются обряды изгнания, окуривания, очищения. Окуривание проводит самая уважаемая эвенкийская женщина из старейшин - сэнгкирэ при помощи жира и дыма священного можжевельника.  После окуривания все проходят через расщепленное дерево (чичипкан)

 

Эвенки проповедуют шаманство (слово «шаман» — тунгусское). Шаман - посредник между людьми и духами, в образе зверя или своего духа - предка он совершает полеты по мирам Вселенной, стремясь вылечить от болезней, найти пропавшее, узнать будущее, обеспечить хороший приплод зверей, помочь рождению ребенка или проводить в мир мертвых душу усопшего. Для этой цели у него есть духи - помощники,  фигурки которых вырезают из дерева, изготавливают из железа и меха.

 К медведю самое трепетное у эвенков отношение. По поверьям эвенков – это прародитель.                   

( Сказка о девочке и медведе)

 Жил в давние времена охотник. Была у него дочка. Была его помощницей. Однажды девочка потерялась. Отец ее долго искал. Но так и не нашел он дочку. Однажды всем стойбищем искали.. Видят, вдалеке что-то огромное, черное. «Я такого не видел»,  - говорит отец. Стали стрелять и попали в этот предмет. Подошли, видят:  какой-то зверь. Стали обдирать шкуру,  на шее  шкура никак не режется.. Глянули, а  там металлическое украшение. Охотник узнал ожерелье своей дочери.

-Это же моя дочь! - воскликнул он. 
Так появился медведь. Раньше медведь был девочкой.


На подобных сказаниях строилась вся культура эвенков.

 

Есть  у эвенков Медвежий праздник, который устраивается по случаю добычи медведя.  Сопровождается песнями, танцами, играми и продолжается до вечера.

 

Раньше эвенки - охотники использовали амулеты, изготовленные из медвежьих и беличьих лапок, из носов соболей. В эвенкийских семьях имелись хранители очага - обереги в виде куклы Сэвэк,  которые освящались окуриванием жира.  Обереги Сэвэк наряжали в красивую одежду. Их нельзя было показывать посторонним.  Хранила их женщина. Когда мужчина уходил на охоту, она доставала Сэвэк и просила ее об удаче на охоте.

 Так же, как у бурят  у них есть обычай (Нимат) делиться с сородичами  добытым мясом, рыбой. Одинокие женщины, больные старики никогда не остаются без пропитания.

 Этот обычай основан на доброте, взаимовыручке, взаимопомощи.

 

    ТОФАЛАРЫ на территории Иркутской области.

  Самой малочисленной коренной народностью Иркутской области считаются  тофалары. Меньше 700 представителей.  Они называют себя тофы, тохы,  что означает  попросту «человек», «горный житель». Тофы  населяют горные таежные районы  Восточных   Саян - Тофаларию, что расположена на территории Нижнеудинского района в бассейнах рек Бирюса,  Гутара, Ия, Уда. 

 В старинных китайских летописях рассказывается, что тюркское племя тофов делилось на 5 родов. Они  были подчинены общеплеменному вождю «олукбану»-«Великой голове». Во главе каждого рода стоял старейшина. Один из  родов называли «черные гуси» - карагасы. Со временем  все племя  стало называться карагасами. И именовалось так до  1934 г

По происхождению, языку и многим элементам культуры карагасы – тофы близки к тувинцам, проживающим в Тоджинском районе.

 Основу традиционного хозяйства тофаларов составляют охота и оленеводство. Олени используются для верховой езды и перевозки грузов-вьюков, дают  молоко.  Охотой занимаются не только мужчины, но и женщины. Объекты промысла - белка, соболь, выдра, лось, марал, косуля.

  Тофы - прекрасные следопыты! И собиратели целебных трав. Умение читать книгу тайги передается из поколения в поколение. 

 Хотя тофалары в настоящее время живут в поселках со школами, больницами, культурно-просветительными учреждениями, в лечении предпочтение отдают травам, пьют зеленый чай и только кипяченую воду (сырую не пьют).

  В советское время обучение в школах велось только на русском языке,  поэтому родным языком сейчас владеют только 2% тофаларов.

  В прошлом тофалары вели кочевой образ жизни. Жили в чумах. (Конусный каркас из жердей, зимой покрытый шкурами, летом берестой, который легко можно было разобрать и перевезти с места на место). Во время колхозного строительства тофалары принудительно осели, им пришлось перестраивать ведение хозяйства. Для них были построены 3 села: Адыгжер, Нерха и Верхняя Гутара, в коих они и сейчас проживают. Это как раз то место, куда, как поется в известной песне, «только самолетом можно долететь». А связаться - по рации.

   Впоследствии колхозы преобразовались в зверосовхозы.

Сегодня от оленеводства и пушной охоты тофалары перешли к земледелию, разведению скота и собирательству кедрового ореха. Добыча ореха и индивидуальная промысловая деятельность - основной доход многих тофаларских семей. И еще - гуманитарная помощь продуктами питания.

  Несмотря на упадок традиционного хозяйства и кризис этнического развития, тофалары сохраняют свои  обычаи и традиции, передавая из поколения в поколения  легенды, сказки и песни.

Это   православный народ.   Но у них сохранились традиционные верования в духов, хозяев гор,  тайги.

 

 

 

 

1.2 Обычаи, традиции, праздники коренных народов

 

Культура коренных народов выражена в старинных верованиях, обрядах и праздниках.

БУРЯТЫ

Одна из древнейших традиций – гостевание,  когда собираются  гости  и  обходят близлежащие  улусы. Угощаются, пляшут, поют. Обычно это происходит летом во время религиозного праздника – Тайлагана. 

Жизнь бурята - скотовода не была однообразной. Развлекались они, устраивая хоровое пение, танцы, игры. Игры, в основном, были выражением охотничьих традиций:

«Хурайн наадан» (тетеревиный танец);

«Баабгайн наадан» (медвежья игра);

 «Шагай наадан» (игра в косточки)

Исполнители старались, как можно точнее воспроизвести движения, повадки и голоса изображаемых животных.

Как у всех народов, у бурят есть лирические песни и народные танцы.

Шаманизм до сих пор исповедуется  многими  бурятами,  а такие  традиционные  бурятские праздники,  как Сагаалган и  Сурхарбан  отмечаются на областном уровне и не только бурятами – на гуляния в честь праздников приглашаются представители всех национальностей.     Сагаалган – праздник Белого месяца, восточный Новый год начинается с первого весеннего новолуния.  Наступает рано утром, сразу с восходом солнца.

Среди традиционных бурятских блюд, которые ставят на праздничный стол, белые блюда: молоко, творог, саламат и все белые кушанья. Белый цвет у бурят символизирует благополучие, чистоту помыслов, здоровье, процветание. Усадить гостя на  войлок белого цвета – значит оказать ему почести. 

В обычаях бурят существует интересное правило — «правило достаточности»,  которое не соблюдается только в Сагаалган.
Правило достаточности очень простое:  не бери больше, чем тебе нужно; не ешь больше, чем нужно для того, чтобы насытиться.  И только в период празднования Белого месяца правило достаточности принято нарушать и попросту объедаться.

В этот праздник обязательно исполняется древний танец Ёхор, символизирующий круг во времени и пространстве. (НЕСКОНЧАЕМО)

Главное во встрече Сагаалгана - это избавление от обид, злости и зависти. Белый месяц встречают с чистой душой и, свободным от негативных эмоций, сердцем.

Сурхарбан - «три игры мужей».

  Празднуется он в начале лета раз в год, в воскресенье. - Слово «сурхарбан» означает дословно «стрельба в сур».  Сур – это мишень, сделанная из колышка, который обмотан кожаным ремнем и воткнут в землю.  Слово «харбан» переводится как «состязание». Первоначально задачей  праздника было почитание духов Земли, но позже он стал своеобразным военным смотром, на котором отбирали наилучших воинов.    На празднование съезжалось огромное количество людей, каждый род выставлял наилучших своих борцов (баторов),  метких стрелков (мэргэнов), самых ловких наездников и самых быстрых жеребцов.  Стрельба из лука была самым главным видом боевого искусства бурят, поэтому на празднике именно в этом состязании каждый стремился показать наилучший результат. Самым зрелищным была борьба.  А третьим видом состязаний были конные скачки. Детей с малолетства учили стрелять из лука, ездить верхом и заниматься борьбой.

Традиции  и обычаи бурят учат миролюбию, терпению, семейственности, а самое главное, принятию мира таким, каков он есть, позитивному образу мышления: они в первую очередь благодарят за то, что есть, а не сетуют о том, чего нет.    

ЭВЕНКИ

Больдер- традиционный национальный праздник эвенков.

 

Больдер проводится один раз в два года. Он демонстрирует многоликую самобытную народную культуру эвенков России. В этот праздник эвенки показывают различные обряды: национальный обряд, обряд благополучия, обряд поклонения.

Так же Больдер сопровождается проведением спортивных соревнований и концертом художественных коллективов. Обычно в праздник показывается театрализованное представление, которое опирается на древнюю легенду. Вкратце говорится о том, что прародителем эвенков был медведь, который давным-давно похитил девушку. Девушка слыла очень доброй и почитала всех зверей. Удача пришла к эвенкам только тогда, когда они стали обожествлять природу.

ТОФАЛАРЫ

Национальный фольклорный праздник тофаларов- Аргамчи-Ыры.

Проводится каждое лето. Программа праздника предусматривает этнографический конкурс, смотр фольклорных коллективов, спортивное состязание. Если раньше спортивное состязание включало в себя бега на оленях, то сейчас на бегах используют лошадей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II Практическая основа исследования

2.1. Мастер-класс по изготовлению поделки к празднику Белого месяца «Сагаалган» Бурятские куклы «Ехор»

 

 

Сагаалган относится к тем праздникам, который отмечается не во всех уголках нашей Родины. Поэтому многие люди мало знакомы с праздником Белого месяца и не знают, что он является символом обновления человека и природы, открытости и чистоты помыслов, надежды и добрых ожиданий.

«Ехор»- бурятский национальный танец. А так же еще и называют кукол, которых изготавливают для этого праздника.

Мы предлагаем вашему вниманию мастер-класс по изготовлению бурятской  куклы из соленого теста. Преимущество солёного теста заключается в том, что с ним удобно работать, данный материал абсолютно безвреден и поделки из него порадуют Вас несколько лет.

Как приготовить такую поделку мы вам сейчас продемонстрируем.

 

1.Для начала работы нужно замесить тесто:

 

 1,5 стакана муки

 0,5 стакана соли «Экстра»

 0,5 стакана холодной воды

 Вымешать тесто (Тесто не должно липнуть к рукам или рассыпаться)

 

 

 

 

 

 

 

2. Скатать 4 шарика разного размера

 

 

3. Из большого комочка сделать тело (конус); второй комочек у нас будет голова; третий комочек поделить пополам, скатать два конуса это руки; от четвертого комочка отщипнуть маленький кусочек это будет конус шапки, из остального слепить шапку (форма тарелочки)

 

 

4. Соединяем детали (чтобы части тела держались место соединения смачиваем водой)

 

 

 

5. Слепив кукол принимаемся за подставку в форме круга. Выравниваем кроя подставки при помощи тарелки

 

6. Сушим все в духовом шкафу при температуре 75-100 градусов в течении часа.

 

7. После сушки красим кукол гуашью разного цвета. Также рисуем глаза, рот, волосы при помощи красок

 

 

 

8. При помощи трафарета наносим бурятский узор в центре подставки, раскрашиваем

 

9. Готовых высохших кукол расставляем на подставку, предварительно смочив низ куклы.

 

 

 

Вот так легко и просто каждый может изготовить таких кукол самостоятельно!!!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                    Заключение      

Сегодня Иркутская область считается самой плотно заселенной и этнически богатой  областью Восточной Сибири. По самым скромным подсчетам на ее территории проживает около 136 национальностей, большинство из которых переселились на территорию области из других областей страны и даже из соседних стран. Индустриализация прибайкальских территорий привела к тому, что коренное население постепенно исчезает- лишь буряты смогли приспособиться к современной городской и сельской жизни.

   Национальные праздники у коренных народов имеют свои особенности, но их сближает то, что все они связаны с почитанием своих предков, обращены к давним верованиям. А так же важным у всех этих народов считается особое почитание природы.

   Вместе с исчезновением малых народов может исчезнуть и их культура. Поэтому государство принимает меры к сохранению народных традиций- выделяет денежные средства на мероприятия по созданию письменности для тофаларов, передачи земли в собственность местным племенам, проведение старинных праздников.

В наших планах продолжить работу по изучению развития Иркутской области, начиная с 17 века, когда на Сибирскую землю пришли русские.

-  Надо ли  сохранять и доносить до новых поколений известные сведения о  предках, их культуре, образе жизни?   Вот мы и ответили  на свой вопрос   и   считаем:

-Надо!   Следующие поколения должны знать и любить свою малую родину,   беречь и сохранять природу. Быть достойными своих отцов и дедов,  активно участвовать в развитии родной Иркутской области.

Ну а наш мастер-класс поможет привлечь внимание к культуре коренных народов, которые проживают рядом с нами.

 

 

Список литературы

 

1.    Бабуева В.Д. Мир традиций бурят. - Улан-Удэ: Издательство «Улзы», 2001.- 142с.

2.    Басаева К. Д. Традиционное бурятское жилище и его членение // Этническая история и культурно-бытовые традиции в Бурятии. - Улан-Удэ, 2004.

3.    Басимов В.Н. Избранники духов. М.: Политиздат, 1994. 121 с.

4.    Батуева И.Б. История развития хозяйства Байкальских бурят /И.Б.Батуева.-Улан-Удэ: ИПК ВСГАКИ,1999.-251с.

5.    Беликов В.В. Эвенки Бурятии: история и современность. Улан-Удэ, 2004. 210 с.

6.    Галданова Г.С. Сагаалган древний народный праздник монголов и бурят.- В кн.: Искусство и культура Монголии и Центральной Азии. Ч.1. М., 1999, 298 с.

7.    Герасимова К.М. Традиционная культура бурят: Уч. пособие. - Улан-Удэ: Бэлиг, 2000. - 144 с.

8.    Мазин А.И. Традиционные верования и обряды эвенков: Новосибирск: Наука,1999. 78 с.

9.    Манжигеев И.А. Бурятский ёхор. - Улан-Удэ: Бурят кн. изд-во, 2005. - 36 с.

10.                Михайлов Т.М. Бурятский шаманизм. - Новосибирск: 1997.

11.                Тиваненко А.В. Материальная культура и искусство народов Прибайкалья. Улан-Удэ, 2002,185 с.

12.                Абаев Н.В., Герасимова К.М., Железнов А.И. и др. Экологические традиции в культуре народов Центральной Азии. Новосибирск: Наука, 2002, 315 с.

13.                Обряды в традиционной культуре бурят // Отв. ред. Т.Д. Скрынникова. - М.: Вост. лит., 2002. - 222 с.

14.                Русский фольклор Сибири. Исследования и материалы. Новосибирск: Наука, 1981. 103 с.

15.                www.ecoethics.ru

16.                www.baikalwave.eu.org


 

Скачано с www.znanio.ru

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

Иркутск 2022г. Оглавление

Иркутск 2022г. Оглавление

Введение В нашем мире наций очень много,

Введение В нашем мире наций очень много,

Наш любимый Иркутск с каждым днем становится выше, краше, богаче

Наш любимый Иркутск с каждым днем становится выше, краше, богаче

Глава I Теоретические основы исследования 1

Глава I Теоретические основы исследования 1

Не кочевать. Они строили жилища из камня, дерева, шкур и костей животных

Не кочевать. Они строили жилища из камня, дерева, шкур и костей животных

БУРЯТЫ на территории Иркутской области

БУРЯТЫ на территории Иркутской области

Эвенки - э то народ храбрый, веселый и добрый

Эвенки - э то народ храбрый, веселый и добрый

Эвенки проповедуют шаманство (слово «шаман» — тунгусское)

Эвенки проповедуют шаманство (слово «шаман» — тунгусское)

Хранила их женщина. Когда мужчина уходил на охоту, она доставала

Хранила их женщина. Когда мужчина уходил на охоту, она доставала

Хотя тофалары в настоящее время живут в поселках со школами, больницами, культурно-просветительными учреждениями, в лечении предпочтение отдают травам, пьют зеленый чай и только кипяченую воду…

Хотя тофалары в настоящее время живут в поселках со школами, больницами, культурно-просветительными учреждениями, в лечении предпочтение отдают травам, пьют зеленый чай и только кипяченую воду…

Обычаи, традиции, праздники коренных народов

Обычаи, традиции, праздники коренных народов

Среди традиционных бурятских блюд , которые ставят на праздничный стол, белые блюда: молоко, творог, саламат и все белые кушанья

Среди традиционных бурятских блюд , которые ставят на праздничный стол, белые блюда: молоко, творог, саламат и все белые кушанья

Празднуется он в начале лета раз в год, в воскресенье

Празднуется он в начале лета раз в год, в воскресенье

Больдер проводится один раз в два года

Больдер проводится один раз в два года

Проводится каждое лето. Программа праздника предусматривает этнографический конкурс, смотр фольклорных коллективов, спортивное состязание

Проводится каждое лето. Программа праздника предусматривает этнографический конкурс, смотр фольклорных коллективов, спортивное состязание

Глава II Практическая основа исследования 2

Глава II Практическая основа исследования 2

Скатать 4 шарика разного размера 3

Скатать 4 шарика разного размера 3

Слепив кукол принимаемся за подставку в форме круга

Слепив кукол принимаемся за подставку в форме круга

При помощи трафарета наносим бурятский узор в центре подставки, раскрашиваем 9

При помощи трафарета наносим бурятский узор в центре подставки, раскрашиваем 9

Вот так легко и просто каждый может изготовить таких кукол самостоятельно!!!

Вот так легко и просто каждый может изготовить таких кукол самостоятельно!!!

Заключение Сегодня Иркутская область считается самой плотно заселенной и этнически богатой областью

Заключение Сегодня Иркутская область считается самой плотно заселенной и этнически богатой областью

Список литературы 1.

Список литературы 1.

Обряды в традиционной культуре бурят //

Обряды в традиционной культуре бурят //
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.12.2022