Уважаемые студенты, ознакомьтесь с темой урока : «Соотношение проектирования и исследования»
Дисциалина « Основы проектной деятельности»
Содержательная часть предполагает:
1. Обьем конспекта составляет от 2 до 3 страниц, формат А4, размер шрифта 12, междустрочный интервал полуторный, выслать korotkova_61@bk.ru 10.11.2021
Тема: «Соотношение проектирования и исследования
Слово «проект» (в буквальном переводе с латинского -- «брошенный вперед») толкуется в словарях как «план, замысел, текст или чертеж чего-либо, предваряющий его создание». Это толкование получило свое дальнейшее развитие: «Проект - прототип, прообраз какого-либо объекта, вида деятельности и т.п., а проектирование превращается в процесс создания проекта»;
Учебный проект с точки зрения учащегося -- это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности -- найденный способ решения проблемы - носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.
Ученическое проектирование - это процесс работы над учебным проектом, процесс достижения намеченного результата в виде конкретного «продукта» (проекта).
Учебный проект( с точки зрения учителя): а)это и задание для учащихся, сформулированное в виде проблемы, и их целенаправленная деятельность, и форма организации взаимодействия учащихся с учителем и учащихся между собой, и результат деятельности как найденный ими способ решения проблемы проекта; б) это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования.
Метод проектов - это совместная деятельность учителя и учащихся, направленная на поиск решения возникшей проблемы, проблемной ситуации. Метод проектов - это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.
Исследовательская деятельность обучающихся -- деятельность , связанная с решением обучащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением (в отличие от практикума, служащего для иллюстрации тех или иных законов природы) и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере, нормированную исходя из принятых в науке традиций: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы. Любое исследование, неважно, в какой области естественных или гуманитарных наук оно выполняется, имеет подобную структуру. Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения.
Проектная деятельность обучающихся -- совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта) и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.
Проектно-исследовательская деятельность -- деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов. Является организационной рамкой исследования.
Соотношение проектирования и исследования
Проектирование: разработка и создание прообраза объекта или его определенного состояния; решение практической проблемы ;подготовка конкретного варианта изменения элементов среды |
Исследование: процесс поиска неизвестного; получение нового знания; создание нового интеллектуального продукта; не предполагает создание заранее планируемого объекта |
Наиболее популярные формы проектов среди учащихся: учебный проект, социальный проект, экологический проект, информационный проект, обзорный проект, видеофильм, электронный буклет, рекламный ролик, сценарий мероприятия, учебная предметная презентация, сценарий изменения территории или элемента среды и т.д. |
Наиболее популярные формы исследований среди учащихся: научно-исследовательская работа, учебное исследование, экспедиция, краеведческие исследования, экологический поход, реферат, социологические исследования, иллюстрированный доклад, учебная предметная презентация, научая статья, научный отчет, рецензия и т.д. |
Структура проекта
Понимание проекта как структурированного информационного объекта, подчиняющегося логическим суждениям и формальным правилам, является основой профессиональных методов управления проектом.
Структура проекта (англ. Project Structure) – это основные его части (элементы), необходимые и достаточные для эффективного осуществления процесса управления проектом.
Построение структурных моделей проекта осуществляется по определенным принципам и методам. Для выявления и осознания целей, состава и содержания проекта, организации планирования и контроля процессов его осуществления необходимо определить и построить структуру работ проекта, используя методы декомпозиции.
Структура декомпозиции работ (англ. Work Breakdown Structure – WBS) является графическим представлением проекта, т. е. совокупностью взаимосвязанных элементов проекта различных степеней детализации. Количество уровней детализации зависит от класса и сложности проекта, а также от разработчиков и исполнителей.
Принятая структура проекта с выделенной в ней иерархией устойчивых элементов образует основу информационного языка проекта, на котором общаются все его участники и ведется документирование.
В зависимости от вида проекта разрабатываются и используются различные структурные модели. Наиболее существенные из них показаны на рисунке 1.
Рисунок 1. Структура проекта
Дерево целей и результатов (cтроится в соответствии с основным назначением проекта).
Бюджет проекта (строится на основе расчета потребности в финансовых ресурсах).
Матрица распределения работ во времени и по исполнителям (строится в соответствии с директивным временем реализации проекта и набором возможных исполнителей).
Сетевая модель проекта (строится на основе логической очередности выполнения работ проекта и алгоритмов разработки сетевых моделей).
Матрица распределения и минимизации рисков (указывает возможные риски и способы их минимизации).
График обеспечения ресурсами (структурная модель ресурсов, требуемых для выполнения работ).
График финансирования проекта (указывает сумму средств, необходимых для реализации проекта в определенный промежуток времени).
Матрица распределения ответственности (строится на основе матрицы распределения работ по исполнителям).
Структурная декомпозиция контрактов (строится на основе матрицы распределения работ по исполнителям).
Структурная модель организации проекта (представляет декомпозицию организационной структуры проекта).
3. Типология проектов
Для типологии проектов предлагаются следующие типологические признаки:
1. Доминирующая в проекте деятельность: исследовательская, поисковая, творческая, ролевая, прикладная (практико-ориентированная), ознакомительно-ориентировочная, пр. (исследовательский проект, игровой, практико-ориентированный, творческий);
2. Предметно-содержательная область: моно проект (в рамках одной области знания); межпредметный проект.
3. Характер координации проекта: непосредственный (жесткий, гибкий), скрытый (неявный, имитирующий участника проекта, характерно для телекоммуникационных проектов).
4. Продолжительность проекта.
Типология проектов
· Предметно-содержательная область. Проекты:
- моно-проект (в рамках одной области знания),
- межпредметный проект.
· Характер контактов:
- внутри школьный;
- региональный;
- международный.
· Количество участников проекта:
- индивидуальные,
- парные,
- групповые.
В общепринятой классификации выделяются типы проектов по особенностям финансирования:
1.Инвестиционные
2. Спонсорские
3. Кредитные
4.Бюджетные
5.Благотворительные
В зависимости от масштаба выделяют:1 Микропроекты 2Малые проекты 3Мегапроеты
Микропроект - форма представления индивидуальной инициативы получившей признание окружающих
Малые - не предусматривают большого числа потребителей и не требуют значительного финансирования. Направлены на решение локальных проблем. Инициируются определенным кругом лиц.
Мега проекты - целевые программы, состоящие из взаимных проектов.
По сроку реализации:
1.Краткосрочные 2 года
2.Среднеср 3-5 лет
3.Долгоср.10-15 лет
Домашнее задание:
1. Описать предметно-содержательную областьпроекта
2. Тезисно отразить 5-6 ключевых положений рабты этапов разработки проекта
Основные источники
Стегний, В. Н. Социальное прогнозирование и проектирование : учебник для вузов / В. Н. Стегний. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 182 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-07184-9. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/473066 (дата обращения: 08.11.2021).
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.