Тема. Правописание гласных в суффиксах глаголов -ова- (-ева-); -ыва-(-ива-)
Цели урока.
Образовательные: формировать навык правописания и употребления глаголов с суффиксами –ова-(-ева-), -ыва-(-ива-), научиться писать без ошибок глаголы с указанными суффиксами; Развивающие: способствовать обогащению речи учащихся глаголами с суффиксами –ова-(-ева-), -ыва-(-ива-); продолжать формировать умение работать с толковым и фразеологическим словарями; развивать внимание и наблюдательность, умение сравнивать и строить рассуждение-объяснение. Воспитательные: способствовать воспитанию отношений товарищества и взаимопомощи, интереса к предмету.
Ход урока
1.Слово учителя
2.Повторение. Словообразовательная разминка.
*Образовать однокоренные слова с корнем – един- (единица, единство, объединить, единственный… ). Составить устно простое предложение со словом единство, объединить. (Сила коллектива в его единстве.)
- Какие части слова служат для образования новых слов?
- Какая приставка поможет нам завершить действие?
УЧИЛ – ВЫУЧИЛ?
-Какой суффикс поможет мальчику привести себя в порядок?
умываетСЯ, расчесываетСЯ, одеваетСЯ. Как называются такие глаголы? (возвратные)
3.Словарная диктовка
Объединил, построил, увидел, услышал, развеял, растаял, подклеил, затеял, возненавидел, обидел.
-Каким общим орфографическим правилом объединены эти глаголы?
-Какими общими грамматическими признаками объединены слова? (время, вид, число, род)
4.Объяснение нового материала. Постановка проблемы.
- Какая орфографическая проблема возникла в данных глаголах? В какой морфеме?
ДОКЛАД?ВАТЬ
КОМАНД?ВАТЬ
НАСТА?ВАТЬ
ГОР?ВАТЬ
- Мы убедились, что при написании этих суффиксах глаголов необходимо выбрать гласную букву. И целью нашего сегодняшнего урока является (Слайд 2) – познакомиться с правилом и научиться без ошибок, писать глаголы с указанными суффиксами (Слайд 3).
Должно существовать правило, которое поможет нам сделать выбор. Знакомство с правилом. (Слайд 4).
5.Составим опорную схему в рабочих тетрадях (Слайд 5).
- Какие функции мы должны выполнять для того, чтобы правильно писать эти суффиксы глаголов?
Составление инструкции для применения правила (Слайд 6).
6. Применение алгоритма.
- «Пропускаем через алгоритм записанные нами глаголы, вставляя пропущенные буквы» (Слайд 7).
- Почему мы в каждом случае говорим о двух суффиксах? (О, Ы – употребляются после твердых согласных. И, Е – употребляются после мягких согласных).
- Ребята, мы с вами рассмотрели правило, объяснили его, а сейчас, пожалуйста, послушайте сказку.
7. Грамматическая сказка.
Жили-были в русской грамматике суффиксы –ова, -ева, -ыва, -ива. Честно трудились, образовывали глаголы. Но вели себя при этом по-разному. Суффиксы –ыва- и –ива- были очень преданными. Они никогда не покидали глагольные формы и не доверяли свое место другим суффиксам (Слайд 8). Злые языки, правда, говорили. Что дело не в преданности – просто буквам Ы, И тяжело ходить, всю жизнь они ходят с палочками и уйти из суффиксов не могут. Так или иначе, но суффиксы –ыва- и –ива- всегда оставались верными, постоянно присутствуя в глагольных формах. А вот суффиксы – ова-, -ева- таким постоянством не отличались и уступали свое место суффиксам –у-, -ю, оставаясь только в некоторых формах (Слайд 9). Так их теперь различают. Если суффикс не покидает свое место, это –ыва- и –ива-, а если стремится убежать, как колобок, то это суффикс с «круглыми» буквами – О,Е. Сказка– ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок. Какой нам урок дает эта сказка? Еще раз сформулируем правило.
8.Закрепление нового материала.
Работа по алгоритму (Слайд 10).
- Это задания не очень сложные. Суффиксы даны, вам только нужно объяснить: почему такой суффикс пишется в глаголах. Далее задания будут усложняться.
9. Тренировочные упражнения.
Объяснить смысл пословиц. Определить суффикс глагола, произведя по алгоритму. Обозначьте орфограмму. (1 пословица каждому ученику).
- Не та хозяйка, которая разговаривает, а та, которая щи наваривает.
- Враг хотел пировать, а пришлось горевать.
- Кто не умеет выполнять, не должен приказывать.
- Всякий трус любит о храбрости беседовать.
- Новых друзей наживай, а старых не теряй.
10. Д./з
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.