. Правописание гласных в суффиксах глаголов -ова- (-ева-); -ыва-(-ива-)

  • doc
  • 26.05.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Конспект-открытого-урока-по-русскому-языку-в-6.doc

 

 

Тема. Правописание гласных в суффиксах глаголов -ова-                                                                     (-ева-); -ыва-(-ива-)

Цели урока.

Образовательные: формировать навык правописания и употребления глаголов с суффиксами –ова-(-ева-), -ыва-(-ива-), научиться писать без ошибок глаголы с указанными суффиксами;                                                                                                                      Развивающие: способствовать обогащению речи учащихся глаголами с суффиксами –ова-(-ева-), -ыва-(-ива-); продолжать формировать умение работать с толковым и фразеологическим словарями; развивать внимание и наблюдательность, умение сравнивать и строить рассуждение-объяснение.                                                         Воспитательные: способствовать воспитанию отношений товарищества и взаимопомощи, интереса к предмету.

Ход урока

1.Слово учителя

2.Повторение. Словообразовательная разминка.

*Образовать однокоренные слова с корнем – един- (единица, единство, объединить, единственный… ). Составить устно простое предложение со словом единство, объединить. (Сила коллектива в его единстве.)

- Какие части слова служат для образования новых слов?

- Какая приставка поможет нам завершить действие?

УЧИЛ – ВЫУЧИЛ?

-Какой суффикс поможет мальчику привести себя в порядок?

умываетСЯ, расчесываетСЯ, одеваетСЯ. Как называются такие глаголы? (возвратные)

3.Словарная диктовка

Объединил, построил, увидел, услышал, развеял, растаял, подклеил, затеял, возненавидел, обидел. 

-Каким общим орфографическим правилом объединены эти глаголы?

-Какими общими грамматическими признаками объединены слова? (время, вид, число, род)

4.Объяснение нового материала. Постановка проблемы.

- Какая орфографическая проблема возникла в данных глаголах? В какой морфеме?

ДОКЛАД?ВАТЬ                                                                   

КОМАНД?ВАТЬ

НАСТА?ВАТЬ

ГОР?ВАТЬ

- Мы убедились, что при написании этих суффиксах глаголов необходимо выбрать гласную букву. И целью нашего сегодняшнего урока является (Слайд 2) – познакомиться с правилом и научиться без ошибок, писать глаголы с указанными суффиксами (Слайд 3).

Должно существовать правило, которое поможет нам сделать выбор. Знакомство с правилом. (Слайд 4).

5.Составим опорную схему в рабочих тетрадях (Слайд 5).

- Какие функции мы должны выполнять для того, чтобы правильно писать эти суффиксы глаголов?

Составление инструкции для применения правила (Слайд 6).

6. Применение алгоритма.

- «Пропускаем через алгоритм записанные нами глаголы, вставляя пропущенные буквы» (Слайд 7).

- Почему мы в каждом случае говорим о двух суффиксах? (О, Ы – употребляются после твердых согласных. И, Е – употребляются после мягких согласных).

- Ребята, мы с вами рассмотрели правило, объяснили его, а сейчас, пожалуйста, послушайте сказку.

7. Грамматическая сказка.

Жили-были в русской грамматике суффиксы –ова, -ева, -ыва, -ива. Честно трудились, образовывали глаголы. Но вели себя при этом по-разному. Суффиксы –ыва- и –ива- были очень преданными. Они никогда не покидали глагольные формы и не доверяли свое место другим суффиксам (Слайд 8). Злые языки, правда, говорили. Что дело не в преданности – просто буквам Ы, И тяжело ходить, всю жизнь они ходят с палочками и уйти из суффиксов не могут. Так или иначе, но суффиксы –ыва- и –ива- всегда оставались верными, постоянно присутствуя в глагольных формах. А вот суффиксы – ова-, -ева- таким постоянством не отличались и уступали свое место суффиксам –у-, -ю, оставаясь только в некоторых формах (Слайд 9). Так их теперь  различают. Если суффикс не покидает свое место, это –ыва- и –ива-, а если стремится убежать, как колобок, то это суффикс с «круглыми» буквами – О,Е.  Сказка– ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок. Какой нам урок дает эта сказка? Еще раз сформулируем правило.

8.Закрепление нового материала.

Работа по алгоритму (Слайд 10).

- Это задания не очень сложные. Суффиксы даны, вам только нужно объяснить: почему такой суффикс пишется в глаголах. Далее задания будут усложняться.

9. Тренировочные упражнения.

Объяснить смысл пословиц. Определить суффикс глагола, произведя по алгоритму. Обозначьте орфограмму. (1 пословица каждому ученику).

- Не та хозяйка, которая разговаривает, а та, которая щи наваривает.

- Враг хотел пировать, а пришлось горевать.

- Кто не умеет выполнять, не должен приказывать.

- Всякий трус любит о храбрости беседовать.

- Новых друзей наживай, а старых не теряй.

10. Д./з