Конспект открытого урока русского языка, проведенного в
10 классе , учителем Самедовой Ларой Вагифовной 6 марта 2019 года.
Тема урока: « Правописание н - нн в суффиксах прилагательных, отглагольных прилагательных и причастий».
Цель:
Обучающая цель:
1.Обобщить , систематизировать и расширить знания по теме «Правописание н-нн в суффиксах прилагательных, отглагольных прилагательных и причастий». 2.Закрепить умение написания –н-нн- в суффиксах прилагательных, отглагольных прилагательных и причастий.
Развивающая цель:
1.Развивать логическое мышление учащихся, их аналитические способности: сравнивать, сопоставлять, делать выводы по теме. 2.Обучать правильной монологической речи учащихся.
Воспитывающая цель:
1.Воспитывать у учащихся чувство языка, внимание к происходящим в языке процессам через исследовательскую работу с текстом. 2.Воспитывать умение слушать отвечающих.
Оформление доски:
Словарная работа:
Посаженый отец
Названый брат
Прощеное воскресенье
Ход урока.
'1.'Организационный момент
'2.'Проверка домашнего задания:
1.Готовятся отвечать за доской 3 ученицы, необходимо записать примеры для монологического ответа.
2.Монологический ответ одного учащегося «Правописание –н- нн- в суффиксах прилагательных»
3.Работа в паре (теория, собственные примеры) «Правописание –н- нн- в суффиксах отглагольных прилагательных и причастий»
Проверка д/з письменного :
Учащийся выписывает в две колонки слова из упражнения № 234 –н-, -нн- (выделяет суффиксы, комментирует трудные случаи написания)
I столбик:
Кожаный
Звериных
Серебряный
Граненый
Кожаных
II столбик:
Деревянный
Чугунный
Каминными
Каменное
Старинный
Туманной
На сафьянных корешках
3. Работа с классом
1.Работа «Корректор»
Задание: найдите ошибки в рассуждениях.
Ответы:
Фасованные продукты пишется с –нн-, т.к. глагол фасовать сов. вида. 1.Слово серебряный не пишется нн, т.к. это не исключение. 2.Непрошеный посетитель пишется с н, отглагольное прилагательное
2.Устные монологические ответы учащихся
Рецензия на ответы учащихся. Рецензия на работу в парах.
Проверка домашней работы.
Оценка после урока за работу.
Запишите домашнее задание :
№ 292, №293 (по заданию на выбор) (дифференцированное, по выбору учащихся );
3.Словарная работа.
Что означают слова :
названый брат, посаженый отец, прощеное воскресенье
(работа со словарем )
В. Даль «Толковый словарь живого великорусского языка»,
словарь Т.Ф. Ефремовой «Новый словарь русского языка»
4.Выбери правильно.
Проверим, на практике наши знания по теме «Н и НН в суффиксах отглагольных прилагательных и причастий»:
Задание: сгруппировать в два столбика –н-,-нн-:
Беше_ый порыв ветра, броше_ое слово, златокова_ый , испече_ый хлеб, некова_ый конь,нагруже_ая повозка, посаже_ый отец, проще_ое воскресенье, еще не чеса_ый, гладкокраше_ая ткань, топле_ое в горшке молоко, купле_ый, незва_ые гости, свежемороже_ая рыба, свежезамороже_ая рыба, посаже_ое дерево.
Проверка: сначала зачитать с объяснениями правописания.
Обращение к эпиграфу :
Как вы понимаете содержание эпиграфа?
Задание:
-запишите в тетрадь высказывание писателя, - объясните постановку знаков препинания и правописание суффиксов прилагательных и причастий.
Правильный текст: Подлинный писатель - это человек , всегда деятельный, пытливый, лишенный той маститости , солидности и сознания своей роли непререкаемого «поучителя жизни», что в старые времена считалось непременной принадлежностью людей, посвященных в литературу. К.Г.Паустовский.
6.Работа с текстом.
Места, по которым они проезжали, не могли назваться живописными. Поля, все поля тянулись вплоть до самого небосклона, то слегка вздымаясь, от опускаясь снова; кое-где виднелись небольшие леса, и, усеянные редким и низким кустарником, вились овраги, напоминая глазу их собственное изображение на старинных планах екатерининского времени. Попадались и речки с обрытыми берегами, и крошечные пруды с худыми плотинами, и деревеньки с низкими избенками под темными, часто до половины растрепанными крышами, и покривившиеся молотильные сарайчики с плетенными из хвороста стенами и зевающими воротищами возле опустелых гумен, и церкви, то кирпичные с отвалившеюся штукатуркой, то деревянные, с наклонившимися крестами и разоренными кладбищами.
Задание:
1.Ребята , фрагмент какого произведения перед нами? (И.С.Тургенев «Отцы и дети»)
2.Выразит прочитать отрывок из романа.
3.Определите тему, основную мысль текста. Чьими глазами мы видим отнюдь не живописную картину? (пейзаж ,который увидели герои произведения Тургенева Базаров, отец и сын Кирсановы ; пейзаж показан глазами Аркадия Кирсанова.)
4.Определите стиль текста, докажите свое мнение . (Художественный стиль, потому что передает отношение к окружающему, рисует словами картину , в данном случае, автор изображает пейзаж . Задача Тургенева нарисовать живую картину окружающей действительности , используя изобразительно-выразительные средства)
5.Укажите средства художественной выразительности, которые используются автором (Эпитеты, метафора. Назвать их)
Добавление учителя: Ребята, иногда автором используются ряды однородных членов в тексте . Это становится средством художественной выразительности , необходимое для создания художественного эффекта. Давайте найдем их в тексте.
6.К какому типу речи относится фрагмент из романа «Отцы и дети»?
(описание, т.к. перед нами словесное изображение явления действительности путем перечисления его характерных признаков. В данном тексте это пейзаж, изображение внешний вид деревеньки)
7.Какова роль пейзажа в контексте всего произведения?. (Положение пореформенной крестьянской России, русской деревни читатель видит глазами молодого человека, который болеет душой за свою страну и ощущает необходимость перемен.)
Вывод : И.С. Тургенев как писатель – реалист воспроизводит жизненную правду в романе, описывая жизнь крестьян после реформы 1862 года , обращая внимание читателей на разоренность и убогость деревень простых людей.
8.Выпишите словосочетания со словами, в которых пропущены буквы Н или НН.
7. Рефлексия:
Подведем итог нашего урока.
Что сегодня мы повторили?
Что нового для себя узнали?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.