Прыжки в высоту с разбега
Прыжки в высоту с разбега — вид легкой атлетики, характеризующийся кратковременными мышечными усилиями «взрывного» характера, имеющий много разновидностей (способов).
Способы прыжка в высоту:
- «перешагивание» (рис. 2.20),
- «волна» (рис. 2.21),
- «перекат» (рис. 2.22),
- «перекидной» (рис. 2.23)
- «фосбери-флоп» (рис. 2.24).
Наиболее простым и менее результативным является способ прыжка «перешагивание», именно он и изучается школьниками в общеобразовательной школе (см. табл. 2.3). Наиболее эффективными способами прыжков являются «перекидной» и «фосбери-флоп».
Независимо от способа преодоления планки прыжок в высоту состоит из разбега, отталкивания, перехода через планку и приземления. Современная техника прыжка в высоту характеризуется рациональным использованием большой скорости разбега, мощным отталкиванием, которое носит характер реактивно-махового толчка, и переходом планки с как можно более низким расположением ОЦМ тела спортсмена.
Разбег в прыжках в высоту составляет обычно 7—9 беговых шагов (11 — 14 м). Угол разбега по отношению к планке зависит от способа прыжка. При «перешагивании» и «перекате» он равен 35—45°, при «перекидном» — 25—35° и при прыжке «волной» — 75—90°. Разбег в прыжке способом «фосбери-флоп» выполняется по дуге: начиная его под углом 70—90°, прыгун в конце разбега как бы забегает боком к планке, уменьшая угол до 25—30°. Разбег можно выполнять с места или подхода, когда прыгун делает несколько ускоряющих шагов и затем, попав стопой на контрольную отметку, начинает бег. Первая половина разбега не отличается от обычного ускоренного бега. Во второй части разбега прыгун готовится к отталкиванию. Предпоследний шаг в разбеге самый длинный, последний более короткий. Уменьшение последнего шага позволяет прыгуну быстро продвинуть тело на толчковую ногу, вывести таз вперед и свести до минимума потерю скорости разбега. Для разметки разбега обычно делают две отсечки: одну — в начале разбега, другую — на третьем шаге от места отталкивания. Успех в отталкивании во многом зависит от скорости и ритма разбега.
Рис. 2.20. Основы техники прыжка в высоту способом «перешагивание»
Рис. 2.21. Основы техники прыжка в высоту способом «волна»
Рис. 2.22. Основы техники прыжка в высоту способом «перекат»
Рис. 2.23. Основы техники прыжка в высоту способом «перекидной»
Рис. 2.24. Основы техники прыжка в высоту способом «фосбери-флон»
Отталкивание начинается с момента касания грунта толчковой ногой. Однако очень важное значение имеет предпоследний шаг разбега. В момент постановки маховой ноги на опору прыгун сгибает ее и подает колено вперед. Одновременно с продвижением вперед на сильно согнутой маховой ноге и переходом ее с пятки на переднюю часть стопы туловище принимает вертикальное положение, таз опережает ось плеч, а толчковая нога обгоняет линию таза. Маховая нога активно разгибается, изменяя направление движения ОЦМ тела вперед-вверх, руки через стороны отводятся назад. Толчковая нога ставится на опору с пятки почти выпрямленной.
После амортизационного сгибания ноги в коленном суставе и перехода с пятки на всю стопу начинается ее ускоренное разгибание. Действию сил толчка, направленных по вертикали, способствует также разгибание туловища и мах свободной ногой и руками вверх. Маховая нога может быть как согнутой, так и выпрямленной. Хорошая подвижность в тазобедренном суставе позволяет выполнить более широкий мах почти полностью выпрямленной ногой. К моменту отрыва от опоры толчковая нога и туловище выпрямлены, маховая нога поднята, колено на уровне груди.
Дальнейшие действия прыгуна зависят от избранного способа прыжка. В прыжке способом «перекидной» правая рука (в случае, если толчковая нога левая) движется более энергично и с большей амплитудой. Прыгун переносит через планку правую руку, опуская за ней также плечо и голову. Для усиления продольного вращения маховая нога вытягивается вдоль планки, а толчковая подтягивается к телу. Когда маховая нога окажется за планкой с опущенным вниз носком, прыгун поворачивает таз по продольной оси и одновременно отводит согнутую толчковую ногу коленом в сторону-вверх, как бы перекатываясь через планку. Уходу от планки способствует нырок головой и верхней частью туловища за планку в продольном направлении. Приземление в перекидном способе прыжка осложняется продолжающимся после преодоления планки вращением тела по продольной и поперечной осям. Поэтому прыгун должен погасить скорость этого вращения и постараться мягко приземлиться на руки и маховую ногу, перекатываясь через плечо и правый бок.
В последнее время все большее распространение получает способ прыжка в высоту «фосбери-флои». Бесспорное преимущество этого способа заключается в возможности большего использования горизонтальной скорости для вертикального подъема тела, нежели в прыжках другими способами. Данному способу прыжка уделяется недостаточное внимание в школьной программе физического воспитания, верится, что он еще займет достойное место в обучении школьников. От прыгуна здесь не требуется сложной координационной перестройки движений от разбега к толчку, взлету и переходу планки. Разбег в этом способе выполняется по дуге (с забеганием) и начинается под углом 75—90° к планке. По технике и ритму он напоминает разбег прыжка в длину. На последних шагах опускание ОЦМ и подседание на маховой ноге отсутствуют. Толчок выполняется боком к планке и выставленной вперед дальней от планки ногой. В связи с этим отталкивание происходит с большой быстротой, чему способствует короткий резкий мах сильно согнутой в колене свободной ногой. Полученный при дугообразном разбеге и толчке вращательный момент позволяет прыгуну во время взлета повернуться спиной к планке. Вслед за этим он как бы ложится спиной на планку, прогибаясь над ней в пояснице. Как только таз оказывается над планкой, прыгун сгибает тело в тазобедренных суставах, одновременно выпрямляя ноги в коленных суставах и подтягивая их к себе. Приземление происходит на округлую спину.
Обучение технике прыжка в высоту с разбега
Основные задачи обучения:
- ознакомить с техникой изучаемого прыжка;
- обучить технике:
- отталкивания;
- разбега в сочетании с отталкиванием;
- перехода через планку и приземлению;
- обучить прыжку в полной координации и совершенствовать в условиях соревновательной обстановки.
Задачи и последовательность обучения технике различных способов прыжков в высоту в основном одинаковы и основываются на соблюдении основных педагогических закономерностей: от простого к сложному, от легкого к трудному, от известного к неизвестному, от главного к второстепенному. Изменяются только средства при решении отдельных задач, обусловленные особенностями каждого вида прыжка. В связи с этим методика обучения прыжкам в высоту раскрывается отдельно с учетом возрастных особенностей школьников.
Простейшие элементы прыжков в виде подпрыгиваний и спрыгивапий включаются в уроки физической культуры школьников уже в 1—3-м классе. В 5—8-м классах дети овладевают способом прыжка «перешагивание», в старших классах — «перекидной» и «фосбери-флоп».
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.