" Составление рассказа по картине "Зима пришла"
с использованием опорных схем
Программное содержание:
образовательные области «Познание», «Художественное творчество», «Коммуникация», «Художественная литература»
- Учить детей составлять описательные рассказы о людях, животных, времени года, используя план-схему.
- Правильно строить предложения; четко проговаривать слова.
- Формировать умение связно, последовательно описывать изображение на картине.
- Воспитывать интерес к составлению рассказов по картине.
Словарная работа:
Ввести в активный словарь детей слова:
Вьюга, снегопад, ясный день, заснеженный, пернатые друзья
Оборудование:
- картина «Зима наступила», тёмный фон, белая, серебристая бумага, веточки, ножницы.
- схема для составления описательных рассказов.
Предшествующая работа:- Беседы о зиме - Игра «загадки о зиме» - Наблюдение
- Заучивание поговорок и пословиц о зиме -Чтение сказки
«Зимовье»
Ход занятия:
В. Дети послушайте
Как по небу с севера Плыла лебедь серая.
Плыла лебедь сытая, Вниз кидала, сыпала,
На поля – озерушки Белый пух да перышки. (Снег).
В. Когда это бывает. Ответы детей
В. Правильно это зимой. Какие изменения приносит с собой зима? Как меняется жизнь людей с приходом зимы? Скажите дети, какие трудности животные испытывают зимой?
Ответы детей.
В. Молодцы. Правильно, снег «укрыл» всю землю и животным тяжело найти себе корм, некоторые звери легли в спячку, такие как медведь, еж.
А как зима повлияла на жизнь птиц?
В. Правильна, есть птицы, которые улетели в теплые края, а есть птицы, которые перебираются жить ближе к человеческому жилью.
Сейчас я хочу предложить вам рассмотреть картину про людей и птиц. (Выставляется картина «Зима пришла») дети рассматривают картину. Я вам буду задавать вопросы, вам нужно отвечать полным предложением.
Кого вы видите на картине; Что делают люди; Каких птиц вы узнали на картине;
Как их можно назвать, одним словом; Что делают птицы.
загадку, и В. Как вы думаете, для чего люди кормят птиц?
- Чем могут люди накормить птиц? А что вы еще видите?
- Ребята как можно охарактеризовать их поступок. Что вы чувствуете, глядя на этих заботливых людей. Ответы детей.
В. А вы заботитесь о природе, животных, птицах. Что вы для этого делаете.
Ответы детей.
В. Молодцы! Вы у меня очень добрые и заботливые. Дети, а какое время года мы видим на картине.
В. Как вы догадались, что это зима, и какой день нарисовал художник.
В. Еще такой день, когда на улице нет ветра, и не идет снег можно назвать ясный, а когда идет снег и дует ветер, то часто говорят – вьюжный, пасмурный.
В. Вот художник назвал эту картину «Зима пришла», а можно её назвать по-другому? Давайте мы придумаем название картине.
Физкультминутка «Вороны»
подумайте, когда это бывает.
Вот под елкою зеленой
Скачут весело вороны: Кар – кар – кар!
Целый день они кричали,
Спать ребятам не давали: Кар – кар – кар!
Только к ночи умолкают,
И все вместе засыпают. Кар – кар – кар!
В. Молодцы.
А сейчас послушайте рассказ, который я составила:
«Был ясный, зимний день. В заснеженном парке, деревья стояли, словно в серебре. Дедушка с внучкой пошли на улицу. Из дома они прихватили кормушку, сделанную своими руками, для птиц и повесели ее в парке на дерево, насыпали зерно и хлебные крошки, чтобы птички могли кушать. Маленькие воробушки прилетели к кормушке и стали клевать еду. На асфальте дети рассыпали зерно для голубей. Голуби дружно принялись за работу. Так люди помогают своим пернатым друзьям пережить лютые морозные дни».
В. А теперь пришло время для составления рассказа. Вам нужно зарисовать схему рассказа, для того чтобы не забыть его пока слушаете других ребят.
В своем рассказе используйте слова, которые вы говорили о картине.
( Дети составляют схемы, опираясь на картину).
Дети, опираясь на схему, составляют рассказ.
В. Ребята, чей рассказ вам больше понравился? Чем? Какие слова понравились больше всего?
Дети анализируют составленные рассказы.
А теперь представим, что в этом красивом зимнем парке наступила ночь. Все деревья укатанные снегом в темноте, смотрятся как звезды на ночном небе.
Я предлагаю вам создать такой парк. На столе у вас есть всё необходимое для работы. Посмотрите внимательно и выберите тот материал, который на ваш взгляд подходит для создания нашего ночного парка.
Каждый сделает свое дерево (предложить детям приклеить только ствол, а ветви частично, что создаст эффект объема). Звучит музыка «мммм»
Мы поставим все работы рядом, и у нас получится настоящий ночной парк со сказочными, волшебными деревьями.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.