Тема «Спряжение глагола». 5 класс.
Цели:
· Общеобразовательная: научить определять спряжение глагола; различать написание окончаний глаголов 1-го и 2-го спряжений.
· Развивающая: развивать навык грамотного письма; умение пользоваться обучаемыми программами «Фраза» и «Репетитор».
· Воспитательная: воспитывать чувство взаимопомощи и взаимоподдержки, умение сотрудничать.
Оборудование:
· Компьютер MAK OS
· Мультимедийный проектор
· Интерактивная доска
· Платформа макбуков (12)
· Программы «Фраза» и «Репетитор»
· Мониторинг-листы (22 шт.)
Ход урока.
1) Вступительное слово учителя:
Весь мир и мы в нем находимся в движении, в действии. Нам приходится как-то называть эти действия.
Вопрос: Какая часть речи поможет нам в этом? (глагол)
Мы все встречаем глаголы в устной речи и почти не обращаем на них внимания, но при письме сталкиваемся с определенными трудностями написания окончаний.
Вопрос: Что может помочь верно выбрать гласную в окончании глаголов? (определение спряжения)
2) Запись темы урока.
Сообщение цели урока.
3) Презентация «Спряжение глагола» 1, 2 слайд – план урока.
4) Сейчас мы с помощью (имя докладчика) вспомним то, что уже знаем о спряжении.
Ученица делает сообщение о классификации глаголов по спряжениям, сопровождая свой рассказ слайдами презентации.
4) Вопрос: о каких глаголах она не рассказала? (об особом спряжении)
Вопрос: Назовите их. (дать, есть)
5) Попробуем вместе использовать полученную информацию на практике.
Внимание! На партах лежат мониторинг-листы, в которых вы будете фиксировать результаты работы вашей пары.
Учитель вы водит на интерактивную доску программу «Репетитор», объясняя учащимся, работающим на макбуках алгоритм поиска задания.:
· Запустить программу.
· Закладка «Орфография»
· Закладка «Сомнительные буквы»
· «Безударные гласные»
· «Безударные гласные в окончаниях глаголов.
1. задание. : Рассортировать глаголы по спряжениям.
Параллельно с работой на местах в парах (по очереди) на интерактивной доске выполняют задание 2 ученика.
Макбуки |
Доска |
Выполнить сортировку глаголов по спряжениям.
Работу контролирует компьютер и сосед по парте.
Результат занести в мониторинг-лист(верно-неверно) |
Выполнить сортировку глаголов по спряжениям.
Работу оценивает учитель |
Усложняем условия определения спряжения.
Алгоритм:
· Словарь
· Спряжение глаголов
· Спряжение глаголов
· Задание №2
Макбуки |
Доска |
Определить спряжение глаголов. По 5 примеров
Работу контролирует компьютер и сосед по парте.
Результат занести в мониторинг-лист (верно-неверно) |
1 ученик Определить спряжение глаголов 10 примеров
Работу оценивает учитель |
Задание 2
Следующая работа связана со способностью выбрать из списка глаголов те, которые относятся к 1 спряжению.
Макбуки |
Доска |
Выбрать глаголы 1-го спряжения 1вариант ( 5 заданий) Работу контролирует компьютер и сосед по парте.
Результат занести в мониторинг-лист (верно-неверно) |
1 ученик
Выбрать глаголы 1-го спряжения ( 5 заданий)
Работу оценивает учитель |
Задание 3
Следующая работа связана со способностью выбрать из списка глаголов те, которые относятся к 2 спряжению.
Макбуки |
Доска |
Выбрать глаголы 2-го спряжения 2вариант ( 5 заданий) Работу контролирует компьютер и сосед по парте.
Результат занести в мониторинг-лист (верно-неверно) |
1 ученик
Выбрать глаголы 2-го спряжения ( 5 заданий)
Работу оценивает учитель |
6) Мы получили большую нагрузку на глаза, поэтому необходимо сделать небольшой перерыв. (Физкультминутка : гимнастика для глаз, двигательные упражнения)
7) Гораздо труднее ориентироваться в связном тексте. Предлагаю вам отрывок из стихотворения А. Барто.
Интеактивная доска: Поиск глаголов по тексту и определение их спряжения. 1. Прочитать выразительно. 2. О ком идет речь? 3. Почему пес грустный? 4. Чему он обрадовался? 5. К какому стилю речи можно отнести текст? 6. К какому типу речи? |
Он был один в саду пустом, Он на террасе лёг, Он целый час лежал пластом, Он не хотел махать хвостом, Он даже есть не мог. Ребята вспомнили о нем – Вернулись с полпути. Они войти хотели в дом, Но он не дал войти. Он им навстречу, на крыльцо, Он всех подряд лизал в лицо… (А. Барто).
|
На местах |
У доски |
Выбрать 7 любых глаголов, определить их спряжение.
Самопроверка |
Вынести отдельно все глаголы, определить их спряжение (14 глаголов)
Проверка учителя |
7) Вопрос: Напомните: для чего мы определяли спряжения? (Чтобы верно писать гласные в личных окончаниях глаголов)
Какие гласные пишутся в личных окончаниях?
(1 спряжение – е, 2 спряжение - и)
А во множественном числе?
(1 – ут/ют, 2 – ат/ят)
8) Перед вами мини-тест с пословицами, в которых пропущены буквы. Укажите вариант в соответствии с заданием.
На местах |
У доски |
Выписать в тетрадь цифру и слово верного варианта.
Взаимопроверка |
Вставить буквы, выбрать верный вариант.
Выберите верный вариант.
1) Выберите вариант с буквой Е. 1. Быль за сказкой не угон…тся. 2. Друга за деньги не куп…шь. 3. Какое слово произнесешь, такое и в ответ услыш…шь 4. Дитя не плач…т, мать не разумеет. 2) Выберите вариант с буквой Е. 1. Язык – стяг, дружину вод…т. 2. Хорошее дело само свет…тся. 3. Родительское слово мимо не молв…тся. 4. Правда в огне не горит и в воде не тон…т 3) Выберите вариант с буквой И. 1. Снегу наду…т, хлеба прибуд…т 2. Время все леч…т. 3. Насильно мил не буд…шь. 4. От правды не спряч…шься.
Проверка учителя |
9) Мы приобрели достаточный багаж знаний, чтобы попробовать свои силы в более сложном задании.
Работа с макбуками. Открыть программу «Фраза»
· Ввести имя
· 5 класс
· Тема 25
На местах |
У доски |
Работа по вариантам: 1 вариант № 246 2 вариант № 247.
Оценку ставить компьютер, они заносятся в мониторинг-лист. |
Выведен тест «Личные окончания глаголов».
У доски работают по очереди 6 учащихся. Оценку ставит учитель. |
Тест на доске.
Укажите варианты с буквой Е.
1 2 3
1. он стро…т 1. он пиш…т 1. он пол…т
2. он клее…т 2. он вылет…т 2. он высп…тся
3. он леле…т 3. он бре…т 3. он выруч…т
4. сам зате…т 4. он дыш…т 4. он ве…т
5. он обид…т 5. он кол…т 5. он раска…тся
4 5 6
1. он вын…т 1. он гон…т 1. он держ…т
2. он зовис…т 2. он ре..т 2. он мол…тся
3. он ненавид…т 3. он мысл…т 3. он слыш…т
4. он собира…т 4. ему каж…тся 4. он стел…т
5. он счита…т 5. он терп…т 5. он вид…т
10) Вернемся к нашей презентации.
Слайд «Проверь себя»: ответить на поставленные вопросы.
Домашнее задание: 1) исследовать учебник п. 118, 119.
2)Сопоставить с записями опорной тетради.
3) Из учебника литературы по тексту «Игорь-робинзон» подобрать 6 словосочетаний с глаголами 1 и 2 спряжения.
4) Составить 1 предложение с глаголом 1 спряжения. 1 предложение с глаголом 2 спряжения.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.