Конспект урока в 6 классе по теме " Отрицательные местоимения"
Оценка 4.9

Конспект урока в 6 классе по теме " Отрицательные местоимения"

Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
русский язык
5 кл—6 кл
15.12.2022
Конспект урока в 6 классе  по теме " Отрицательные местоимения"
Конспект урока в 6 классе по теме " Отрицательные местоимения"
Разработка урока русского языка в 6 классе.doc

Разработка урока русского языка в 6 классе

Тема «Закрепление по теме «Отрицательные местоимения».

Цель урока:

·                                 закрепить навыки правописания отрицательных местоимений

·                                 отработать практические навыки и умения различать слитное и раздельное написание не и ни в отрицательных местоимениях

·                                 продолжить развитие умения делать самостоятельные выводы, высказываться на грамматическую тему, формулировать свои суждения, выделять главное

·                                 продолжить работу по развитию речи

Тип урока: урок закрепления знаний, совершенствования умений и навыков; второй урок по теме «Не и НИ в отрицательных местоимениях».

Учащиеся должны

знать образование отрицательных местоимений и их изменение;

уметь распознавать приставки НЕ и НИ в отрицательных местоимениях, правильно писать отрицательные местоимения с предлогами;

повторить разряды ранее изученных местоимений и орфограммы, с ними связанные, а также правила НЕ с существительными, прилагательными, глаголами

Планируемый результат: учащиеся должны научиться писать слова с изученной орфограммой и объяснять выбор написания НЕ и НИ в отрицательных местоимениях.

План урока

1 Организационный момент (1 мин)

2 Основная часть (40 мин)

3 Рефлексия (3мин)

4 Домашнее задание (1 мин)

Ход урока

1.Организационный момент.

Приветствие, оформление тетрадей.

Запишите сегодняшнее число, классная работа.

2.Актуализация знаний. Устный опрос.

Ребята, вы уже изучили на прошлом уроке отрицательные местоимения, а сегодня мы повторять и закреплять пройденный материал.

-Скажите, какие местоимения называются отрицательными?

-Что они выражают?(выражают отсутствие чего-либо)

- Как образуются?(от вопросительных с помощью не- и ни-)

-Как изменяются? (по падежам)

- В чем особенность местоимений некого и нечего? (не имеют И.п.)

Хорошо, вы сказали, что отрицательные местоимения образуются с помощью приставок не- и ни-. Что же необходимо знать, чтобы выбрать нужную приставку? (правило №45) Примеры

 

3.Работа по теме.

а) Проверочная работа (игра)

На ваших партах у каждого лежит по две карточки - с приставкой- не- и приставкой- ни-. Я буду читать отрицательные местоимения, а вы поднимать нужную карточку в зависимости от того, какая в этом местоимении приставка.


Не верил никому, верить некому, не знать никого, знать некого, не шумело ничего, шуметь нечего, ничему не удивляться, удивляться нечему, никто не успокоит, успокоить некого.

Сделаем вывод. Когда в отрицательных местоимениях пишется -не-, а когда

 -ни-.

Под ударением в отрицательных местоимениях -не -, а без ударения -ни-.



б)Бывают ли случаи, когда эти приставки -не- и -ни- пишут раздельно с местоимением? От чего это зависит? (приставки -не- и -ни- пишутся с местоимение раздельно, если между ними стоит предлог)

На доске написаны отрицательные местоимения, в скобках записаны предлоги и глаголы в начальной форме. Раскройте скобки и составьте словосочетания. Форму глагола можно менять.

Никого (у; не, просить) – ни у кого не просил

Некого (в; верить) – не в кого верить

Никому (к; не, обратиться) – ни к кому не обратился

Нечем (над; думать) – не над чем думать

Ничем (перед; не, остановиться) – ни перед чем не остановится

Ничто (на; не, надеяться) – ни на что не надеется

Таким образом, слитное или раздельное написание зависит от предлога. Отрицательные местоимения с приставками не- и ни- пишутся раздельно, если между ними стоит предлог.



в) Выборочный диктант.

Сейчас я вам прочитаю отрывок из сказки. Вы по ходу моего чтения будете в два столбика выписывать отрицательные местоимения. В первый (левый) столбик местоимения, которые пишутся в одно слово, во второй (правый) - отрицательные местоимения, которые пишутся в три слова.

Сказка.

В некотором царстве, в некотором государстве жили – были Некто и Нечто. Не было у них ничего, даже собственного дома. Никаких инструментов, чтобы построить дом. И соседей- то у них не было. Не к кому было обратиться, не с кем посоветоваться. Нечем было им заняться. А ведь скучен день до вечера, коли делать нечего.

И не осталось у них никаких сил. Не на кого было им рассчитывать. Ни за что они не хотели оставаться здесь. И пошли

Некто и Нечто искать свое счастье. Они решили: « Мы ни перед чем не остановимся пока не найдем себе друга и дело!»



(Два ученика у доски пишут то, что они выписали, остальные карандашом объясняют условия выбора не- и ни-).

В одно слово в три слова

не было ничего не к кому обратиться

никаких инструментов не с кем посоветоваться

нечем заняться не на кого рассчитывать

делать нечего ни за что не останавливаться

ни перед чем не остановимся



Проверка на слайде.

Дополнительные вопросы.

-А еще какие знакомые местоимения вам встретились?

(Некто, нечто, в некотором царстве ( в некотором государстве) – это неопределенные местоимения)

-Правильно. Сделаем вывод из этого задания, когда же отрицательные местоимения пишутся в одно слово, когда в три?

(Если между отрицательным местоимением и -не- и -ни- стоит предлог, то тогда отрицательные местоимение пишется в три слова. А если нет предлога, то пишется в одно слово).



г) Раскрыть скобки.

- Петя решил до самого города (не, ни) (за) что (не) покидать своего поста.

- (Не, ни) (о) каком знакомстве (не, ни) чего было и думать.

- (Не, ни) кто ему на это (не, ни) чего (не) ответил.

 

д) Самостоятельная работа.

Упражнение 472.

Взаимопроверка.

4.Рефлексия.

Сегодня мы повторяли правописание отрицательных местоимений.

- Что мы сегодня закрепили?

- Какое правило вы будете приметь при выборе гласных Е и И в приставках отрицательных местоимений?

- От чего зависит выбор слитного или раздельного написания приставок в отрицательных местоимениях?

5. Оценки за урок.

6. Домашнее задание.



 


Разработка урока русского языка в 6 классе

Разработка урока русского языка в 6 классе

На ваших партах у каждого лежит по две карточки - с приставкой - не- и приставкой - ни -

На ваших партах у каждого лежит по две карточки - с приставкой - не- и приставкой - ни -

Два ученика у доски пишут то, что они выписали, остальные карандашом объясняют условия выбора не- и ни-)

Два ученика у доски пишут то, что они выписали, остальные карандашом объясняют условия выбора не- и ни-)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.12.2022