Районная учебно-исследовательская конференция
«Старт в науку»
Направление Краеведение
Жизнь людей Курострова в годы Великой Отечественной войны в тылу для Победы
Исследовательская работа
Выполнена ученицей 11 класса
муниципального бюджетного
образовательного учреждения
«Ломоносовская средняя школа
имени М.В.Ломоносова»
Холмогорского района
Фалилеевой Софьей Александровной,
Научный руководитель - учитель
муниципального бюджетного
образовательного учреждения
«Ломоносовская средняя школа
имени М.В.Ломоносова»
Холмогорского района
Степаненко Татьяна Владимировна
с. Холмогоры, 2014г.
|
Оглавление: |
|
|
Введение |
3-4 |
|
Глава I. Теоретическая часть: |
|
1 |
День Победы глазами детей |
5 |
2 |
Жизнь и труд людей на острове в годы Великой Отечественной войны (экскурс в историю) |
5-6 |
3 |
История Ломоносовского аэродрома |
7 |
4 |
Современное состояние памяти о павших героях, ветеранах, тружениках тыла |
7-8 |
5 |
Мы помним их поимённо |
8 |
|
Глава II. Практическая часть: |
|
1 |
Краткое описание дел, выполняющих в настоящее время жителями и школьниками села |
9 |
2 |
Тестирование |
9 |
|
Заключение |
10 |
|
Список литературы |
11 |
|
Приложения |
|
|
А Стихи Р.Рождественского. Рисунок капонира. |
12 |
|
Б Жизнь и труд людей на острове в годы Великой Отечественной войны (Из архивных материалов музея ) |
13 |
|
В |
14 |
|
Мультимедийное сопровождение |
|
Введение
Я, Фалилеева Софья Александровна, учащаяся Ломоносовской школы, представляю сегодня вашему вниманию проектно-исследовательскую работу с мультимедийным сопровождением. Начну своё выступление словами стихотворения Роберта Рождественского: (Приложение А, рис.1, слайд 2)
Для меня моей любимой малой родиной стала Ломоносовская земля. Исследуя свой остров, научилась видеть каждый раз новое, интересоваться жизнью селян, уважать их, приглядываясь к историческому прошлому и вынося уроки, кажется, стала больше понимать про людей. А, посещая в своё время кружок, связанный с краеведением [12], много прочитала интересной литературы [1-7,10,13], из которой узнала, как развивалось наше село и как жили люди. Меня очень заинтересовала статья П. Г. Карамышева: «Пять лет войны на острове». Прочитала на одном дыхании. Узнала из статьи, что здесь, на этом небольшом острове, среди воды, в годы Великой Отечественной войны, была жизнь, но необыкновенно - тяжёлая, жизнь в тылу для Победы. (слайд 3) Прочитала о том (слайд 3), что когда 22 июня 1941 года Германия вероломно напала на нашу страну, в селе, что расположено на Курострове, не было радио, но весть об этом событии дошла до населения в этот же день. В домах колхозников начался рёв и стон. Мужчины засобирались на фронт. В ночь на 23 июня многие уже получили повестки явиться в военкомат для отправки на фронт. Деревня стала жить напряжённой страшной жизнью. На многих работах вместо мужчин стали работать женщины. Как никогда прежде, почувствовалось единство, сплочённость, дружба всего населения.
В музее есть зал, в котором расположены картины о страшных событиях; в архиве хранятся и бережно сохраняются письма с фронта (выставка «Письма с фронта»).
Мне очень хотелось разобраться и понять: «Что за люди жили на нашем острове в те страшные годы для страны, какой вклад внесли в дело приближения всеобщей Победы, каких трудов им всё это стоило. Хотелось самой понять, самой разобраться и рассказать всем нашим ребятам-одноклассникам и малышам для того, чтобы они могли гордиться своими прадедами, могли сохранить историю о них, смогли уберечь мир от возмутителей спокойствия».
…Поэтому я считаю (слайд 4), что выбранная мною тема, актуальна.
Целью (слайд 5) данной работы является изучение жизни населения в годы ВО войны в тылу для Победы;
Объектом (слайд 5) проектно-исследовательской работы является память о жизни и подвиге населения в годы войны.
Базой исследования (слайд 6)являются: музей М.В.Ломоносова, библиотека МБОУ «Ломоносовской средней школы», беседы с тружениками села, братская могила лётчиков.
Предметом (слайд 7), моей работы является жизнь и труд людей в годы войны в тылу для Победы (воспоминания очевидцев).
Для достижения поставленной цели необходимо было решить ряд
задач:
1.Изучить литературу по данной теме, через которую ознакомиться с жизнью населения в годы войны и узнать, действительно ли люди острова внесли посильный вклад в труд в тылу для Победы.
2.Познакомиться с живущими ветеранами, тружениками тыла;
3.Выявить проблемы современного состояния обелисков и памятников на территории острова;
4.Познакомиться с тем, как жители села чтят память героев.
Гипотезой исследования (слайд 8), является мое утверждение, что жители села внесли посильный вклад в тылу в приближение Победы и память о погибших сохраняется на территории Курострова .
Методы исследования: изучение литературы [1-13]; посещение ветеранов, тружеников тыла; посещение классных часов средней школы, обелиска павшим героям, братской могилы лётчиков; беседы с работниками музея, с ветеранами, тружениками тыла; проведение тестирования среди населения, изучение материалов кружка «Основы стихосложения», клуба «Письмецо».
Глава 1. Теоретическая часть:
1.День Победы глазами детей
«…День Победы – это радостный и горький праздник. Да он и не может быть иным! Потому что не бывает безоблачной радости, радости без слёз и печали. В эти дни, когда оживает природа, мы чувствуем, как прекрасна жизнь! Как дорога она нам! И понимаем, что мы живём благодаря всем, кто воевал, погибал, выживал в тех адских условиях, когда казалось, невозможно было выжить…» (Из сочинения учащейся 9 класса Осиповой Галины, уроженки села Ломоносово, 2011 год. Архивные материалы клуба «Письмецо»)
2. Жизнь и труд людей на острове в годы Великой Отечественной войны.
Я договорилась с Вишняковой Натальей Константиновной, дочерью очевидца того времени и, она разрешила побеседовать мне с её отцом. Сейчас он сильно пожилой человек. Он почти не видит и не слышит, у него уже нет ног. Но он имеет замечательную память, Память о людях. Как он интересно рассказывает о тех далёких годах. Во время наших встреч, мне казалось, что я переносилась туда, в то время на острове и… мне показалось, что с людьми, о которых он говорил, как будто я с ними знакома. Мне было настолько приятно о них слушать, говорить.
Из статьи Павла Григорьевича Карамышева той же старенькой газеты, с которой началось моё путешествие в эту тему, узнала, что с того времени, как началась война, потянулась тяжёлая пятилетняя жизнь. Детям в возрасте 7 лет приходилось «таскать» на руках маленьких братьев и сестёр, заниматься по дому. «Маму направили выполнять трудповинность (на сплав леса в Пермилово, Плесецк, Боброво, Усть - Пинегу), а дети были предоставлены сами себе» - из воспоминаний труженицы тыла.- «Мамы приезжали только раз в месяц помыться в бане. Зимы были холодные, в 1941 году особенно была суровая зима – до 40 градусов и больше. У тех, в чьих подворьях оставались ещё поросята и овцы, приходилось кормить (пока был корм). Поросят рождалось по четырнадцать – пятнадцать, а дети маленькие (не старше 10 лет) ухаживали. Нас в деревне было около тринадцати человек, потом дали одну бабушку, которая следила за нами. Ей было уже к 80-ти годам. Ввиду холода у нас поросят и овец забирали на мясо, сыр и масло, с маслозавода отправляли тоже на войну. В конце 1942 года – начале 1943 года привезли в Ухтострово переселенцев из Литвы, Украины, цыгане приехали табором. У нас не было своих взрослых, только подростки. Они сеяли, сами молотили ячмень, рожь, а меня часто привязывали к лошади, и так боронила целый день, пока не отвяжут. После этого было трудно ходить, а привязывали , потому что маленькая и падала, когда поле боронили. Но кусочек хлеба нам давали на четверых, это было летом. Зима была холодная, и все литовцы быстро уехали, но оставили нам две лошади пахать землю на всё Ухтострово. Летом садили, сеяли, молотили, собирали колоски, всё отправляли на фронт» а нам совсем нечего было есть. Тяжело было, очень».
В селе Ломоносово работал лазарет (медпункт). А располагался он в доме, где живут Никитины. А на месте здания косторезной школы стоял дом, в котором располагался штаб полка, этот дом сгорел в 1954-55 годах. Ну, а в здании музея располагался клуб, а сам музей располагался в пристройке.
Была на острове установлена и радиостанция, показывали даже кино.
Из бесед с тружениками тыла, мы узнали, что время для жителей села правда было тяжелейшим, как и для всей страны. Дети всё время спрашивали у лётчиков: «Когда закончится война?», а лётчики им отвечали: «Потерпите детки, добъём фрицев и ваши отцы и братья вернутся домой».
Когда летели самолёты над домами, люди очень боялись. Гружёные тяжеловесы неслись так, что даже дома дрожали. Пожилые вспоминают, рассказывая мне, что днём ходили на аэродром, а вечером уходили на пески, где у них были вырыты глубокие ямы глубиной три метра и шириной три метра и закрыты ивой. Они забирались туда всей деревней, разводили костёр и в таком дыму засыпали до утра, а утром опять шли домой. Самолёты мыли каждый день, делились на несколько человек. Лётчики тогда подарили им лодку ездить за реку летом. А ещё один сломанный самолёт был оставлен на острове Ломоносово - Ухтострово. Правда, с перестройкой весь самолёт разобрали, оставался один хвост (и тот на сегодняшний день украли).
В августе месяце на трудовые военные работы в Кемь мобилизовали многих девушек из косторезной артели. Ушли на трудработы и некоторые молодые комсомольцы.
Когда мы с руководителем ходили к труженице тыла Кавадеевой Антонине Степановне, она нам рассказала, как они, будучи ещё не совсем взрослыми, трудились на полях, собирая колоски и кислушки (щавель). Как мечтали об обычном для нас теперь продукте - хлебе. Но что меня поразило. Они после такого тяжёлого дня, забирались на печку с керосиновой лампой, учили уроки, то есть готовили домашнее задание. Изучая архивные материалы [1,2] музея, беседуя с тружениками тыла и очевидцами, сделала несколько выводов по вышеизложенному материалу (Приложение Б, сл. 10 -12).
3. История Ломоносовского аэродрома
Итак, мне удалось узнать, что в июле месяце 1941 года около ельника стал работать военный аэродром, самолёты доставляли на Куростров на баржах, разгружали их женщины. Зимой местных жителей отправляли очищать аэродром от снега лопатами вручную. Самолёты прилетели осенью 1941 года. Вначале это был один полк. Затем 2 полка морской и земной авиации. На аэродром ходили только по пропускам. Сюда прибывали английские и американские самолёты, которые здесь собирали и отправляли на фронт. Осенью 1942 года на фронт улетела вся воинская часть. Остался только БАО (батальон авиационного обслуживания). Сюда прибыли новые авиационные полки бомбардировщиков и истребителей. Отсюда улетали морские истребители на северный фронт, отсюда шли бомбардировщики – бомбить немецкие объекты. На острове стояли орденоносный 121 авиаполк, 87 и многие другие. Военные жили в деревне на квартирах или занимали пустые дома, ещё в землянках на берегу, в ельнике.
Главной маскировкой аэродрома были пасшиеся коровы колхоза, их выгоняли на луг для маскировки, а сами самолёты прятали в капонирах (приложение А, рис. 2, слайд 12). Ведь немецкие разведчики так и не обнаружили этот аэродром – пастбище. В той самой газете, о которой я говорила вначале, я узнала, что «…когда совсем было невмоготу, с осени протоптали дорогу к лётчикам через реку Северную Двину. Там были самолёты сильно грязные (даже чёрные). Жители помогали лётчикам, особенно чистить звёзды на самолёте и номера. За это они давали банки из - под мясных консервов, и мы были рады. Нас было много, около тридцати человек. Нам дали медвежью шкуру с шерстью, мы обрезали шерсть, поделили поровну между ребятами и сварили суп».
4. Современное состояние памяти о павших героях, ветеранах, тружениках тыла
Люди, те самые, которые работали, очищая аэродром, и те, которые трудились в лазарете и те, что ушли потом в Кемь, все они в памяти народной (слайд 13). Я это почувствовала, когда разговаривала с людьми, ветеранами и тружениками тыла; когда увидела, насколько бережно хранят в музее письма с фронта, газетные вырезки того времени; когда разговаривала с главой администрации МО «Ломоносовское» Хаймусовым Александром Николаевичем, который показал мне табличку (сл. 16), изготовленную для братской могилы погибших лётчиков, а также рассказал о том, что собрано силами селян 7000 рублей денег и выделено из средств на развитие 20000 руб. на восстановление нового памятника героям. И, побывав в очередной раз, у обелиска, смотря на фамилии, что там начертаны , уже теперь, с большей силой понимаю, что «…это нужно не мёртвым, это надо живым». Надо для того, чтобы сохранять и приумножать, отвоёванный мир прадедами для нас. Надо для понимания случившегося и уже недопустимости для своих детей и внуков; надо, чтобы небо было голубым, а солнце ярким; надо, чтобы сердце от утрат не плакало; надо, чтобы школы работали и сады расцветали. Надо! Рассматривая, перечитывая районную газету «Холмогорская жизнь», увидела статьи, в которых рассказывается, как живут сейчас ветераны войны и труда, о их жизнедеятельности в те давние годы; рассказывается о том, какая помощь ветеранам оказывается. Пересмотрела за 2013 год 30 номеров газет, просто взяла их пачку. Что увидела? Из 30 номеров увидела 21 статью о том, о чём описывала выше. Каждый, кто умеет читать, значит, видели эти статьи, а значит, и помнят этих людей. По фотографиям, помещённым в газетах, узнают их.
6. Мы помним их поимённо
В 1942 году, 23 июля погиб парашютист во время обучения. – Дектярёв Иван Иванович. Ещё одна трагедия произошла 25 июля 1944 года - за рекой разбился самолёт. Погиб лётчик-истребитель, младший лейтенант Николай Алексеевич Уваров, г.р.1923. Причина неизвестна, но по разговорам мне стало понятно, что плохо смонтирован, отделился хвост и самолёт потерял равновесие. Хоронили на Ломоносовском кладбище 26 июля 1944 года. По рассказам деда Константина Вениаминовича Вишнякова, лейтенант был интересным молодым человеком, компанейским парнем, любил шутить…А когда его самолёт разбился, Константин Вениаминович сам ездил на лошади за реку за ним…
В честь ушедших на фронт с острова и не вернувшихся из боя, в 1967 году в селе был воздвигнут обелиск, во время открытия которого материю было предложено снять маме Кавадеевой Антонины Степановны, так как их семья больше всех пострадала.
Первым в списках погибших занесено имя Героя Советского Союза Галушина Прокопия Ивановича, который родился 19 июля 1925 года в деревне Бушково. 18 марта 1945 года Прокопий совершил свой бессмертный подвиг: со связкой противотанковых гранат он бросился под гусеницы самоходного орудия «фернинад». Указом президиума Верховного Совета СССР от 29 июня 1945 года гвардии рядовому П.И.Галушину посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.Сохранилось в музее письмо Прокопия своим родным, написанное 9 марта 1943 года из Саратовской области г.Маркс часть №201.
И в память о людях, живших и боровшихся, мы живём и трудимся, учимся.
Глава 2. Практическая часть:
1. Краткое описание дел, выполняющих жителями и школьниками села
Я задумалась, а что делаем мы, нынешнее поколение для того, чтобы память об этом подвиге жила, как сохраняем то, что отвоёвано в годы страшной войны? Посетила и я братскую могилу лётчиков и решила, что обязательно надо ещё больше в школе рассказывать о героях, о труде людей в тылу, об аэродроме, ребятам показывать и само место аэродрома, и эту братскую могилу. Как было приятно видеть малышей, которые вооружились граблями и, взяв в руки скромные букетики цветов, пошли на эту могилку, пошли и решили: надо за ней ухаживать … Надо каждому вносить посильный вклад в сохранение памяти об этих людях и тогда, возможно, войны прекратятся…Вот, что я увидела (сл.14-17). Следят за чистотой у обелисков; участвуют в митингах на 9 мая; читают стихи на конкурсах о героях войны; читают книги; выполняют рисунки; школьники посещают ветеранов, помогают им, чем могут.
2.Тестирование
Столько всего прочитав , изучив, рассмотрев, хотелось ещё узнать мнение жителей села и учащихся нашей школы разного возраста о взгляде на современное состояние памяти о труде павших героев, ветеранов, тружеников тыла, услышать, как и что люди думают об этом, а не только я. Придумала провести тестирование и, составив вопросы анкеты, начала опрос и маленьких, и больших. Все отвечали по – разному (сл. 18, прил. В, рис. 1). Бланки, которые были подготовлены, пришлось увеличивать, потому что равнодушных не было. К кому бы я не обращалась, все отвечали, как думали... А потом я всё просмотрела, подвела итоги и выполнила диаграммы (прил.В, рис. 1, сл.18, щ.2), при помощи которых нарисовалась общая картина мыслей. Все в один голос твердили, что память о погибших нужна. И условия для сохранения памяти о людях, боровшихся за Победу, есть. И про ельник знают, и про чистку снега, и про БАО, значит не зря в библиотеках бережно сохраняются книги о войне; не зря учителя на классных часах ведут беседы и показывают презентации о тех бедах, что свалились на грудь страны в 1941-1945 годах; не зря существует музей.
Заключение
Изучая историю военного положения на острове, я не раз убеждалась в том, что только русские люди могли всё это преодолеть.
Здесь был создан аэродром для выполнения долга перед Родиной.
Люди, пережившие то страшное время, привнесли большой вклад к приближению победной весны. И очень приятно видеть, что на нашем острове люди не равнодушны к своему прошлому.
Проводя исследования по выбранной теме, я увидела, почувствовала, осознала, что о жизни людей в годы войны знают школьники, взрослые, память о трудных днях и тяжёлом труде жива, жива от того, что учителя проводят классные часы, водят на экскурсии по селу и в музей; сотрудники музея готовят беседы , сохраняют экспонаты; администрация села заботится о ветеранах, о тружениках тыла
Рассматривая, анализируя, подводя итоги столько всего про военное время, про тружеников тыла, рядом с которыми проходит моя жизнь, я узнала, как труден, необычайно тяжёл, но необходим и важен был их труд в тылу. Поняла, что если мы, все вместе будем не только помнить, но и прилагать усилия по сохранению памятников, обелисков, помнить о тех тяжёлых днях в годы войны, о том непосильном труде, что пришлось взвалить на свои плечи жителям острова, наша память будет жить и мир будет сохраняться!
Надо для понимания случившегося и уже недопустимости для своих детей и внуков; надо, чтобы небо было голубым, а солнце ярким; надо, чтобы сердце от утрат не плакало; надо, чтобы школы работали и сады расцветали. Надо!
Хочется закончить своё выступление словами из сочинения ученицы нашей школы, воспитанницы клуба «Письмецо» (сл.19, прил. В, рис. 2): «…Победа ушла в прошлое. Но мы, грядущее поколение, будем помнить об этом, чтобы не повторилось то самое страшное время. Будем хранить память о наших дедах и прадедах, о героях, отстоявших мир. Ведь «Не зная прошлого не построить будущего»- сказал когда – то Александр Невский…»
(Из архива клуба «Письмецо» МБОУ «Ломоносовской средней школы имени М.В.Ломоносова»)
Список литературы
1. Архивные материалы: Дневник бывшего директора музея Сидоровой
2. Архивные материалы: Музейные вырезки и копии документов о летчиках.
3. Волков Ф.Д. "За кулисами второй мировой войны" М.:Мысль, 1985-304с
4. Воробьёв Иван Алексеевич (26.08.21) // Великая Отечественная война 1941-1945: Энцикл.- М, 1985.- С. 176.
5. Воробьёв Иван Алексеевич (26.08.21) // Герои Советского Союза: Краткий биогр. слов. - М, 1987.- Т.1.- С. 287.
6. «Вставай страна огромная» автор вступительной статьи примеч. В.С. Хелемендик - М.:Сов.Россия, 1985 -480.
7. Золотые звезды северян. Северо-западное книжное изд-во 1971г. 287с.
8. Купечатов Ю.Н. Северяне - победе: Воспоминания ветеранов ВОВ - Архангельск кн. изд-во. 1975-1980
9. Купечатов Ю.Н. Огненные мины 1972 с.143
10. Ребров М. Мужество, отвага, мастерство // Люди бессмертного подвига: Очерки о дважды, трижды и четырежды Героях Советского Союза. - 4-е изд. испр. и доп. - М, 1975.- Кн.1.- С. 210-219.
11. Материалы клуба «Письмецо», «Основы стихосложения» МБОУ «Ломоносовская СОШ им. М.В. Ломоносова
12. Холмогорская жизнь/газета за 2013 год (30 номеров)
13. Интернет –ресурсы: Материал из SouLibre. Через века, через года, — помните! О тех, кто уже не придёт никогда, — помните! Не плачьте! В горле сдержи́те стоны, горькие стоны. soulibre.ru›Реквием…Помните…века…Рождественский)
Приложение А
Рис.1
Помните! Через века, через года, - помните! О тех, кто уже не придёт никогда, - помните! Не плачьте! В горле сдержите стоны, горькие стоны! Памяти павших будьте достойны! Вечно достойны! Хлебом и песней, мечтой и стихами, жизнью достойной, Каждой секундой, каждым дыханьем, будьте достойны! (Реквием. Роберт Рождественский)
|
Рис. 2
Рисунок «Капонира», выполненный сотрудником музея М.В.Ломоносово Шабышевой Анастасией Дмитриевной, 2012 год
|
Приложение Б
Жизнь и труд людей на острове в годы Великой Отечественной войны (Из архивных материалов музея )
1. В годы войны у ельника находился аэродром. На аэродром прибывали английские и американские самолёты, которые здесь собирали и отправляли на фронт. Самолёты находились в замаскированных земляных капонирах.
2. Детям в возрасте 7 лет приходилось «таскать» на руках маленьких братьев и сестёр, заниматься по дому.
3. 3 Женщин направляли выполнять трудповинность (на сплав леса в Пермилово, Плесецк, Боброво, Усть – Пинегу)
4. Подростки сеяли, сами молотили ячмень, рожь, а самых маленьких бывало привязывали к лошади, и так боронили целый день, пока не отвяжут. После этого было трудно ходить, а привязывали , потому что маленькие и падали, когда поле боронили. Летом садили, сеяли, молотили, собирали колоски, всё отправляли на фронт
5. В селе Ломоносово работал лазарет (медпункт).
6. В здании музея располагался клуб, а сам музей располагался в пристройке.
7. Была на острове установлена и радиостанция, показывали даже кино.
8. В августе месяце на трудовые военные работы в Кемь мобилизовали многих девушек из косторезной артели. Ушли на трудработы и некоторые молодые комсомольцы.
9. Дети после такого тяжёлого дня, забирались на печку с керосиновой лампой, учили уроки, то есть готовили домашнее задание.
Приложение В
Рис. 1
«…Победа ушла в прошлое. Но мы, грядущее поколение, будем помнить об этом, чтобы не повторилось то самое страшное время. Будем хранить память о наших дедах и прадедах, о героях, отстоявших мир. Ведь «Не зная прошлого не построить будущего»- сказал когда – то Александр Невский…»
(Из сочинения - письма Степаненко Елизаветы. Архивные материалы Клуба «Письмецо»,май 2010г)
Рис. 2
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.