Итоговая конференция «Взаимосвязи организмов и окружающей среды»
Тема урока: Итоговая конференция «Взаимосвязи организмов и окружающей среды» Цель урока: закрепить сформированные знания о взаимоотношениях живых организмов с окружающей средой в игровой форме.
Задачи урока: образовательные – определить уровень усвоения учебного материала о связи живых организмов с окружающей средой, о взаимоотношениях живых организмов между собой;
развивающие – продолжить формировать умение анализировать, умение излагать материал и делать выводы, работать с кроссвордами, слушать своего собеседника, развивать логическое мышление, продолжить развивать познавательный интерес к предмету – биология;
воспитывающие – продолжить формировать материалистический взгляд на живую природу, воспитывать уважение к выступающему, чувства ответственности перед товарищами по команде, самостоятельности.
Тип урока: урок повторения и обобщения знаний
Оборудование: ноутбук, проектор, экран, классная доска, карточки с заданиями
Ход урока.
I. Организационный момент.
Эпиграф к уроку « Считай несчастным тот день или тот час, в который ты не усвоил ничего нового и ничего не прибавил к своему образованию.».
II. Повторение и обобщение изученного материала.
На сегодняшнем уроке мы должны повторить и обобщить материал по теме «Взаимосвязь организмов и окружающей среды».
- Жизнь любого живого существа не возможна без других. Его благополучие зависит от многих видов, которые так или иначе на него воздействуют. Все многообразие отношений между организмами, возникающее в биогеоценозе, осуществляется на базе пищевых, пространственно-территориальных связей. Связи эти чрезвычайно разнообразны.
- Могут ли живые организмы существовать обособленно, без окружающей среды? (Нет. Живые организмы неразрывно связаны с окружающей их средой обитания.). Действительно, животные и растения, грибы и бактерии существуют не сами по себе, а в тесном взаимодействии друг с другом и с окружающей средой.
Компоненты среды, прямо или косвенно воздействуют на организмы.
- Наиболее важными в природе являются пищевые (трофические) связи. Они поддерживают жизнь организмов. Каждый вид, размножаясь, не только обеспечивает свое существование, но и служит источником энергии для других. Одни виды потребляют живую пищу, другие – остатки растений или мертвых животных, или помет, или растворы органических веществ. Формы трофических связей многообразны: хищничество, паразитиз
Задание № 2. Определить тип взаимоотношений между живыми организмами.
Догадайтесь, о каком взаимодействии идёт речь в этих стихотворениях и загадках? 1. На севере снежном песец обитает, Пушистую шубку его всякий узнает.
Родней он приходится рыжей лисице, Но писем не пишет он хитрой сестрице. (Лиса – песец, конкуренция)
Слайд № 1
2. Стой, плотва и караси! И пощады не проси: Я – хозяйка здесь в пруду, На охоту я иду.
(Щука – плотва и караси, хищничество)
Слайд № 2
3. Домовитая хозяйка
Полетает над лужайкой,
Похлопочет над цветком – Он поделится медком.
(Цветок – пчела, симбиоз)
Слайд № 3
4. Дела с гигиеной у Барсика плохи: Кусают и мучают котика блохи.
(Блохи – кошка, паразитизм)
Слайд № 4 5. Кто по дереву стучит? Отчего кора летит?
Приглядитесь - ка кругом:
Это дятел строит дом. Скоро в нём после отделки Новоселье справит белка.
( Дятел – белка, комменсализм, квартирантство)
Слайд № 5 6. Я – рыба-прилипала, С акулой я дружу. Приклеюсь к её телу И мчусь, куда хочу.
(Рыба-прилипала – акула, комменсализм, нахлебничество)
Слайд № 6
7. На одной ноге в болоте Замираю на охоте И ловлю в кругу подружек Зазевавшихся лягушек.
(Цапля – лягушка, хищничество)
8. Муравьёв тепло встречая Под высоким сосняком, Мы всегда их угощаем Очень вкусным молочком. (Тля – муравей, симбиоз)
9. Кровь попить у детворы Любят летом комары,
Потому, что кровососы - Надоеды – пискуны.
(Комар – человек, эксплуатация, паразитизм) 10. Однажды на ужин испробовать волк Вдруг захотел червяка.
- Тьфу… Гадость какая! Он завопил.
- Посижу на диете пока.
(Волк – дождевой червь, нейтрализм)
Слад № 7
11.Удивительное дело – Как дружны зелёный с белым!
Друг за друга отвечают И друг друга выручают. Свыклась водоросль с грибком Да с развесистым дубком. Зацепились на коре, У забора, на стене. (Лишайник, симбиоз)
Задание № 4. «Азбука народной мудрости».
Объясните экологический смысл пословиц.
Мужик березу рубит, а щепа по грибам да ягодам бьет.
Лиса с зайцем дружно не живут.
Ты посей рожь – васильки сами взойдут.
Воробей под стреху, а сова на ловлю.
Коли тесно, так и курица курицу с насеста сталкивает. На то и щука в море, чтоб карась не дремал.
Что называется биоценозом?
Задание № 5. Решите экологические задачи.
1. В степных районах проводилось истребление сусликов путем разбрасывания отравленной приманки. Помимо сусликов гибли лисицы, не евшие эту приманку. В чем причина?
2. В нашей стране стали усиленно уничтожать выдру как вредителя рыбоводства? Однако это повлекло за собой вспышку заболеваний и массовую гибель рыбы. Как это объяснить?
3. При массовом отстреле хищных птиц (филинов, ястребов) численность куропаток и тетеревов снижается; при уничтожении волков снижается численность оленей. Чем это можно объяснить?
Задание № 6. Перечислите типы взаимоотношений в биогеоценозе.
«Терминологическая мозаика»;
Сформулируйте определения каждого типа взаимоотношений
Конкуренция – взаимодействие организмов, приводящее к взаимному подавлению обоих (организмы соперничают друг с другом за одни и те же ресурсы внешней среды: пищевые ресурсы, убежище, свет и т. д.).
Хищничество - взаимодействие организмов, при котором одни уничтожают и поедают других. Паразитизм - взаимодействие организмов, при котором один организм используют другой как среду обитания и источник пищи, угнетая последнего. Мутуализм – взаимовыгодное взаимодействие организмов.
Комменсализм - взаимодействие организмов, при котором один из них получает пользу, не нанося ущерб другому.
Нахлебничество – потребление остатков пищи хозяина,
Квартирантство – использование одними видами других: их тел или жилищ.
Нейтрализм – совместное обитание организмов, непосредственно не взаимодействующих между собой (безразличные отношения).
Симбиоз – тесное взаимовыгодное сожительство разных видов
Примеры , которые приводят дети
Конкуренция: сосна - берёза, олень европейский - лось, полевая мышь – хомяк обыкновенный;
Хищничество: волк – заяц, сова – мышь, росянка - комар;
Паразитизм: тля - щавель, вирус гриппа – человек, гриб-трутовик – берёза;
Симбиоз: клевер – азотофиксирующие бактерии; осина – подосиновик, тля – рыжий муравей;
Нахлебничество: шакал-лев, корова – жук-навозник;
Квартирантство: морские черви – двустворчатые моллюски; Нейтрализм: белка – лось, стрекоза – муравей, волк - воробей.
III Закрепление
Работа по карточкам: (индивидуальная)
Карточка 1 Выбрать один правильный ответ.
1. Какой из перечисленных факторов относят к абиотическим?
1. Выборочная вырубка леса
2. Соленость грунтовых вод
3. Многообразие птиц в лесу
4. Образование торфяных болот
2.Ограничивающим фактором роста численности популяции серебристого карася в пруду является
1. Размножение зеленых водорослей
2. Ловля рыбы на удочку
3. Количество хищников и паразитов
4. Содержание кислорода в воде
3. Какая из приведенных пищевых цепей составлена правильно?
1) пеночка-трещотка - жук-листоед — растение- ястреб
2) жук-листоед —растение - пеночка-трещотка- ястреб
3) пеночка-трещотка - ястреб -растение - жук-листоед
4) растение - жук-листоед пеночка-трещотка- ястреб 4). Биогеоценоз— это совокупность взаимосвязанных
1) организмов одного вида
2) животных одной популяции
3) компонентов живой и неживой природы
4) совместно обитающих организмов разных видов
5) Из перечисленных животных в двух средах жизни обитает
1) кашалот
2) майский жук
3) крот
4) дождевой червь
6) Из каких компонентов состоит биоценоз?
1) организмов одного вида
2) растений одной популяции
3) совместно обитающих организмов разных видов
4) совокупности компонентов живой и неживой природы
7) Что из перечисленного является примером природного сообщества?
1) березы и ели в лесу 3) отдельная береза в лесу
2) крона березы 4) березовая роща 8) Волки в биоценозе регулируют численность
1) Белок
2) сов
3) зайцев
4) медведей
9).Пример нейтрализма 1). Краб и актиния
2) мицелий грибов и корни деревьев
3) белка и синица
4) акула и рыба лоцман
10). Прямые пищевые связи между организмами, при которых одни организмы
1) поедают другие организмы, -
2) - паразитизм
3) - симбиоз
4) - конкуренция
5) - хищничество
11). Взаимоотношения, возникающие между видами со сходными экологическими потребностями, -
1).- хищничество
2) - конкуренция
3).- симбиоз
4)- паразитизм
12)Межвидовые отношения, при которых одни организмы живут за счет других, питаясь кровью, тканями или переваренной пищей хозяев, используя их многократно,- 1) - паразитизм
2)- хищничество
3) - конкуренция 4) - симбиоз
13 Тип межвидовых отношений, при котором оба организма получают взаимную пользу,-
1)- хищничество
2)- конкуренция
3) - симбиоз
4) – паразитизм
14).Биоценоз – это совокупность взаимосвязанных
1).– организмов одного вида
2) – компонентов живой и неживой природы
3)– совместно обитающих организмов разных видов
4)– растений разных видов
Работа в группах
Карточка 1. При массовом отстреле хищных птиц (филинов, ястребов) численность куропаток и тетеревов снижается; при уничтожении волков снижается численность оленей. Чем это можно объяснить? (хищник оказывает регулирующее воздействие на популяцию жертвы, уничтожая больных и ослабленных особей. При уменьшении численности популяции хищников происходит уменьшение численности популяции жертвы).
Карточка 2 Найдите и исправьте ошибки в тексте.
Взаимоотношения рака-отшельника и актинии относятся к квартиранству.
Примером паразитизма является взаимоотношения клубеньковых бактерий и бобовых растений.
Микориза – это взаимовыгодные отношения грибов и деревьев.
Среди растений не бывает паразитов. Все хищники имеют узкую специализацию в питании.
Каннибализм – поедание особей своего вида.
Карточка 3. Найдите ошибки в тексте.
Взаимоотношения рака-отшельника и актинии относятся к квартиранству.
Примером паразитизма является взаимоотношения клубеньковых бактерий и бобовых растений.
Микориза – это взаимовыгодные отношения грибов и деревьев.
Среди растений не бывает паразитов. Все хищники имеют узкую специализацию в питании. Каннибализм – поедание особей своего вида.
Подведение итогов урока.
IV.Рефлексия
Какую тему проходили?
Какой вывод можно сделать?
Что понравилось на уроке?
Что вызвало затруднение?
Что можно сделать, что бы ликвидировать пробелы в знаниях?
Кто доволен своей работой на уроке?
V .Домашнее задание. Повторить параграфы 39, 40. Составить крссворд по теме
«Взаимосвязь организмов и окружающей среды».
Конкуренция — это любое взаимодействие между популяциями двух (или более) видов, которое неблагоприятно сказывается на их росте и выживании.
В общем смысле слово «конкуренция» означает сталкивание, соперничество, соревнование.
Конкуренция чрезвычайно широко распространена в природе.
Конкурентное взаимодействие может касаться пространства, пищи, света, зависимости от хищников и других врагов, подверженности болезням и действию различных экологических факторов. Внутривидовая конкуренция — это борьба за одни и те же ресурсы, происходящая между особями одного и того же вида.
Это важный фактор саморегулирования популяций.
Птицы одного вида конкурируют за места гнездования.
Самцы многих видов млекопитающих (например, оленей) в период размножения вступают друг с другом в борьбу за возможность обзавестись семьей.
Конкуренция за полового партнера может выражаться в песенных состязаниях и в демонстрации брачного наряда.
Рис. Самец нерки в брачном наряде (внизу) Рис. Утки мандаринки
Межвидовая кокуренция — соперничество за одни и те же ресурсы, происходящее между особями разных видов.
Примеры межвидовой конкуренции многочисленны. И волки, и лисы охотятся на зайцев, поэтому между этими хищниками возникает конкуренция за пищу. Это не значит, что они непосредственно вступают в борьбу друг с другом, но успех одного означает неуспех другого.
. Межвидовая конкуренция за пищу
Также в качестве примера можно привести конкуренцию растений в лесу за свет. Вследствие этого возникает ярусность и листовая мозаика.
Хищничество — такой тип взаимоотношения популяций, при котором представители одного вида поедают (уничтожают) представителей другого.
Хищник обычно сам ловит и умерщвляет свою жертву, после чего съедает её полностью или частично. Поэтому для хищников характерно охотничье поведение. волки и лоси. Кошки и мыши. Львы и зебры. Рыси и зайцы.
"Хищник — жертва"
Хищничество широко распространено в природе как среди животных, так и среди растений. Примеры:
насекомоядные растения; лев, поедающий антилопу и т.д.
Хищничество: австралийский пеликан жук-плавунец с добычей
Но кроме хищников-охотников существует ещё и большая группа хищников-собирателей, способ питания которых заключается в простом поиске и сборе добычи
Симбиоз
Мутуализм — крайняя форма симбиоза, при которой животные не могут существовать друг без друга.
Например, некоторые тропические растения, благодаря очень длинному трубчатому венчику могут опыляться птицами только с очень длинным клювом. Часто в процессе эволюции форма клюва у опылителя становится сходной с формой трубки венчика цветка.
Желтобрюхая нектарница
Самец малахитовой нектарницы сосущий нектар из растения . Дотягиваясь до цветка, птица касается грудью тычинок и пестиков. Вырост цветка, на котором сидит птица, повидимому, образовался в ходе коэволюции с опылителями: он служит насестом для птиц, потребляющих нектар и осуществляющих при этом опыление.
- Протокооперация выгодна для обоих сторон, но не обязательна. Примером могут служить отношения рыбок семейства губановых и мурен, которых они очищают от паразитов.
Паразитизм — тип взаимоотношений, при котором представители одного вида используют питательные вещества или ткани особей другого вида, а также его самого в качестве временного или постоянного местообитания. Паразитизм:
• облигатный (постоянный): паразит не может жить без хозяина (гельминты, вши, чесоточные зудни);
• факультативный (временный): свободноживущий паразит временно использует организм хозяина
(блохи, комары, пиявки, миноги и др.). По месту обитания:
• эктопаразиты: на поверхности организма (вши, блохи);
• эндопаразиты: внутри организма (в коже, кишечнике и т.п.)
Например, миноги нападают на треску, лососей, корюшку, осетров и других крупных рыб и даже на китов. Присосавшись к жертве минога питается соками ее тела в течение нескольких дней, даже недель. Многие рыбы погибают от нанесенных ею многочисленных ран.
Клептопаразитизм — присвоение чужой пищи.
Обычно, это явление связано с существованием одного вида за счет другого и распространено среди морских птиц, где жертвы вынуждены переносить свой улов на дальнее расстояние, прежде чем скормить его птенцам. И в этом случае клептопаразитизм вполне объясним — такая энергосберегающая стратегия способствует выживанию вида.
Внутривидовой клептопаразитизм встречается в некоторых популяциях львов, где самки охотятся, а самцы присоединяются к трапезе самок. Тоже происходит у некоторых видов пауков.
Гнездовой паразитизм — тип клептопаразитизма, которым пользуются некоторые птицы, рыбы и насекомые, заключающийся в манипуляции и использовании другого животного-хозяина для выращивания потомства животного-паразита.
Гнездовой паразитизм: белая трясогузка выкармливает птенца кукушки
Сверхпаразитизм — паразитирование одного паразита (сверхпаразит) в другом.
Широко распространен у перепончатокрылых насекомых среди наездников. Однако сверхпаразитизм встречается и в других группах животных. Некоторые трематоды живут в ракообразных — эктопаразитах морских рыб. Обнаружен также как минимум один вирус, поражающий другие вирусы.
Паразитизм
Внешне омела имеет вид вечнозеленого пышно цветущего куста, располагающегося на ветвях или кроне хозяина. Какие деревья чаще всего поражаются этим паразитом?
Гнездовой паразитизм
Это также внешние животные-паразиты. Примеры их «нахлебнической» деятельности – питание кровью. На теле человека или животных они не обитают, но паразитируют, используя в качестве пищи кровь (эктопаразитизм)
Слайд № 5
Квартирантство — использование одними видами других (их тел или их жилищ) в качестве убежища или жилища.
взаимоотношения между растениями и дуплогнёздниками. Те из птиц и зверей, которые заселяют уже существующие дупла, тем самым не наносят деревьям вреда, но и не приносят пользы.
В тропических лесах широко распространены эпифиты — растения, поселяющиеся на стволах и ветвях других растений. Переместившись на деревья, они поднялись от сумерек к свету.
Никакого урона деревьям они не наносят, а воду и питательные вещества получают из атмосферы.
Нахлебничество
Слайд № 7
Нейтрализм
В природе истинный нейтрализм очень редок, поскольку между всеми видами возможны опосредованные (косвенные) взаимодействия, эффекта которых мы не видим просто в силу неполноты наших знаний.
Определить тип взаимоотношений
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.