Всякое полевое исследование предполагает участие исследователя в получении им первичной информации. Какую информацию и в каком объеме следует получить, определяется сформулированной целью исследования. Вместе с тем для получения указанной информации используются полевые маркетинговые исследования, которые подразделяются на качественные и количественные исследования. К качественным относятся наблюдения, фокус-группы, глубинные интервью, анализы протоколов, проекционные и физиологические измерения. К количественным - различные виды опроса.
Существуют также различные орудия исследования. При сборе первичных данных можно использовать анкеты или механические устройства. Анкета - самое распространенное орудие исследования при сборе первичных данных. К механическим устройствам можно отнести, например, специальный аппарат, с помощью которого можно определить какой цвет воспринимается глазом лучше всего или аппарат, который фиксирует все включения и выключения телевизора и номера каналов.
План лекции
1. Методы полевых исследований.
Всякое полевое исследование предполагает участие исследователя в получении им первичной
информации. Какую информацию и в каком объеме следует получить, определяется
сформулированной целью исследования. Вместе с тем для получения указанной информации
используются полевые маркетинговые исследования, которые подразделяются на качественные и
количественные исследования. К качественным относятся наблюдения, фокус-группы, глубинные
интервью, анализы протоколов, проекционные и физиологические измерения. К количественным -
различные виды опроса.
Существуют также различные орудия исследования. При сборе первичных данных можно
использовать анкеты или механические устройства. Анкета - самое распространенное орудие
исследования при сборе первичных данных. К механическим устройствам можно отнести, например,
специальный аппарат, с помощью которого можно определить какой цвет воспринимается глазом
лучше всего или аппарат, который фиксирует все включения и выключения телевизора и номера
каналов.
Существуют также различные способы связи с аудиторией, а именно: интервью по телефону,
анкеты, рассылаемые по почте, личные интервью, групповые интервью.
Выбор способа связи с аудиторией зависит от целей, задач исследования. Все эти способы по-
своему хороши.
Рассмотрим три метода полевых маркетинговых исследований - опрос, наблюдение, эксперимент.
Опрос
В последнее время одним из наиболее распространенных способов получения необходимой
информации становится опрос определенного круга людей, имеющих _ непосредственное отношение
к исследуемой проблеме. Провести опрос - это означает выявить существующие позиции
опрашиваемых по некоторому кругу вопросов, относящихся к рассматриваемой проблеме.
Опросы позволяют исследовать относительно широкую область проблем, относящихся к
маркетингу. Главная проблема метода опроса состоит в том, как ограничить цели опроса, которые
определяют стратегию и интерпретацию полученной информации. Тесно с целью опроса связана
проблема определения круга лиц, которые участвуют в опросе (эксперт, торговец, потребитель и
др.). При организации опроса уделяют особое внимание тактике опроса (особенно формулировке
вопросов), формам опроса и методам подбора опрашиваемых лиц.
Для проведения опроса обычно подготавливаются специальные вопросы, а также формулируются
возможные ответы на них. Если подготовленные вопросы в каждом конкретном случае задаются не в
одних и тех же формулировках и опрос принимает форму свободной беседы, то его принято
называть интервьюированием. Если вопросы ставятся в фиксированной форме, то такой опрос
называется анкетированием.
Опросы населения в большинстве случаев проводятся выборочно, так как организация сплошного
опроса весьма трудоемка, а во многих случаях даже невозможна и нецелесообразна.
По частоте проведения обследования бывают двух видов:
* спорадические - опросы отдельных групп потребителей, проводящиеся в случае
необходимости решения конкретной проблемы;
* панельные - многократные опросы одной и той же группы лиц.
Рассмотрим некоторые наиболее распространенные формы опроса.
Анкетирование по телефону. Анкетирование по телефону применяется в тех случаях, когда
необходимо собрать информацию в короткие сроки в широких географических размерах рынка.
Опрос по телефону необходимо вести заранее подготовив вопросы. Характеристиками телефонного
опроса являются низкая себестоимость, быстрота проведения полевых работ, возможность
проведения _исследования на больших выборках, высокая степень стандартизации и небольшой
объем анкеты. Продолжительность - не более 15 минут. Недостатки способа - менее доверительныйконтакт между интервьюером и респондентом, невозможность использования визуальных
материалов, опрашивать можно только тех, у кого есть телефон, беседа должна быть краткой по
времени и не носить слишком личного характера.
Личное интервью (face-to-face). Личное интервью - опрос в форме личной беседы между
интервьюером и респондентом. Личные интервью различаются: по типу респондентов: интервью с
физическими и юридическими лицами, экспертами; по месту проведения: дома, в офисе, в местах
продаж товаров.
Личное интервью является надежным методом изучения потребительских предпочтений. Оно
незаменимо в том случае, когда необходимо представление респонденту значительного объема
наглядной информации.
Основные недостатки личного опроса: высокая стоимость; присутствует влияние интервьюера на
респондентов; требуется большая команда квалифицированных интервьюеров. Основные
достоинства личного опроса: есть возможность продемонстрировать продукт, рекламный модуль,
логотип и другие визуальные материалы; сравнительно легко удерживать внимание респондента в
течение долгого времени (возможно проведение довольно длительного интервью; появляется
возможность слушать живую речь и комментарии респондента, возможность дольше удержать его).
Личное интервью может быть в виде уличного, магазинного, квартирного опроса, ин-холл теста.
При уличном опросе непосредственный контакт интервьюера с респондентом позволяет получать
более достоверную информацию, использовать визуальные материалы и включать в анкету
открытые вопросы. Максимальная продолжительность интервью 20-25 минут.
Магазинный опрос проводится в местах продаж товаров исследуемой категории, что позволяет
легче рекрутировать представителей целевой аудитории. Максимальная продолжительность
интервью 20-25 минут.
Квартирный опрос (в том числе - домашние визиты) позволяет строить выборки, репрезентативные
всему населению города. Возможен большой объем анкеты (продолжительность интервью до 1 часа),
предъявление образцов продукта.
Ин-Холл тест - способ сбора данных, предоставляющий исследователям наибольшие возможности.
Опрос проводится в специально подготовленном помещении, что позволяет использовать различную
аппаратуру, предъявлять респондентам большое количество образцов и т.д.
Фокус-группы. Фокус-группа представляет собой групповое интервью, проводимое модератором в
форме групповой дискуссии по заранее разработанному сценарию с небольшой группой «типичных»
представителей изучаемой части населения, сходных по основным социальным характеристикам.
Фокус-группа проходит в виде группового обсуждения интересующего исследователя вопроса; в
ходе этого обсуждения участники группы, не скованные рамками стандартного интервью, могут
свободно общаться друг с другом и выражать свои чувства и эмоции. Для участия в фокус-группе
отбираются 6-12 человек.
Инициатором проведения маркетингового исследования методом фокус-группы обычно является
организация, заинтересованная в изучении реакции потребителей на производимый ею товар или
услугу.
Фокус-группы применяются в случае, когда необходимо получить подробные данные от
существующих или потенциальных потребителей по поводу их восприятия объекта исследования,
ассоциаций и мнений с ним связанным, а также для моделирования возможного потребительского
поведения.
Почтовый опрос. Метод заключается в рассылке анкет и получении на них ответов по почте.
Почтовый опрос не требует большого штата интервьюеров, но требует профессионального подхода к
созданию выборки. Основные недостатки почтового опроса: низкий процент возврата анкет. Обычно
возврат анкет при почтовом опросе не превышает 30 -50 процентов; «самовыборка» респондентов: в
зависимости от темы опроса в нем могут принять более активное участие либо молодежь, либо
пенсионеры, либо домохозяйки и т.п.
Основные достоинства почтового опроса: дешевизна опроса: почтовый опрос является одним из
самых дешевых методов сбора информации; простота организации опроса: нет необходимости в
подготовке большого штата интервьюеров и контроле за их работой; почтовый опрос позволяет
опросить жителей самых отдаленных регионов, недоступных для проведения телефонных и личных
опросов; время для заполнения анкеты выбирает сам респондент, а значит, он может спокойно
разобраться со всеми сложными вопросами.Наблюдение
Наблюдение в отличие от опроса не зависит от готовности наблюдаемого объекта сообщать
информацию. Оно представляет собой один из способов получения информации для решения
сформулированной проблемы путем непосредственного анализа поведения отдельных людей и
изучения протекающих процессов.
Наблюдение - это процесс открытого или скрытого от наблюдаемого сбора и регистрации событий
или особых моментов, связанных с поведением изучаемого объекта. Предметом наблюдения могут
быть свойства и поведение индивидуумов, вещей, товаров, процессов (изучение потока покупателей,
использования различных приборов, машин и т.д.).
В зависимости от участия исследователя наблюдения бывают соучаствующие (активные) или
простые (не активные). В этих случаях наблюдения могут производиться либо открытым способом,
либо инкогнито. При соучаствующих наблюдениях исследователь «внедряется» в изучаемую среду и
проводит анализ «изнутри». Например, изучая отношение потребителей к товару, исследователь
может сыграть роль продавца и проанализировать отношение покупателей к товару. В случае
простого наблюдения исследователь регистрирует события со стороны. Соучаствующие наблюдения
применяются относительно редко, определенное значение они имеют при исследовании сбыта.
Наиболее часто применяются простые наблюдения, после исследования этим способом значительно
шире. В процессе наблюдения широкое распространение получили технические средства:
видеокамеры, магнитофоны, специальные зеркала и пр.
Такой способ получения информации имеет как свои преимущества так и недостатки по сравнению
с опросом. Преимущества этого метода состоят в том, что он позволяет: получить требуемую
информацию об объекте наблюдения вне зависимости от его желаний; обеспечить более высокую
объективность исследования; учесть состояние окружающей среды; роследить неосознанное
поведение наблюдаемых. Основным недостатком является то, что исследователь не всегда может
правильно истолковать наблюдаемые явления. К тому же трудно обеспечить требуемую
репрезентативность наблюдения.
Эксперимент
Эксперимент является одним из методов получения информации об исследуемом объекте на
основе изучения зависимости одних факторов от других. При этом происходит изменение одного или
нескольких параметров при контролируемой неизменности остальных.
Эксперимент является важнейшим инструментом анализа и тестирования в системе маркетинга.
Главная цель эксперимента - это исследование поведения объекта по динамике его выходных
параметров при изменении входных характеристик, которые могут варьироваться как
экспериментатором (лабораторный), так и окружающей средой (полевой). Например, изменение
структуры покупателей при изменении средств рекламы и цены, или изменения поведения
конкурентов и коммерсантов.
На практике имеют место эксперименты, которые проводятся в форме различных тестов и
классифицируются по различным критериям, таким как место проведения тестирования (рынок,
студия, дом и др.), объект тестирования (продуктовый тест, ценовой тест и др.), личность
тестируемого (актуальный потребитель,
потенциальный потребитель и др.),
продолжительности теста (краткосрочный, продолжительный) и др.
эксперт,
Преимущество эксперимента состоит в том, что он позволяет видеть причинно-следственную связь
изучаемых явлений. Основные недостатки -- проведение эксперимента требует значительных затрат
и не всегда обоснованными являются устанавливаемые исследователем ограничения.
2. Методы исследования низших растений.
К низшим растениям относятся наиболее просто устроенные представители растительного мира. Само
название «низшие» указывает на древность этой группы и на простоту их морфологической организации.
Вегетативное тело низших растений не имеет расчленения на органы (стебель, лист) и представлено
талломом или слоевищем. В этой связи низшие растения называют талломными (Thallobionta или чаще
Thallophyta) в противоположность высшим листостебельным растениям, или кормофитным (Embryobionta,
или чаще Cormophyta). Для низших растений характерно отсутствие сложной внутренней
дифференцировки, у них нет анатомофизиологической системы тканей, как у высших растений. Наконец,
органы полового размножения низших, как правило, одноклеточные (за исключением харовых и некоторыхбурых водорослей), тогда как большинство высших растений имеют преимущественно многоклеточные
архегонии и антеридии.
К низшим растениям относятся бактерии, водоросли, слизевики (миксомицеты), грибы,
лишайники.Водоросли относятся к группе автотрофных организмов. Бактерии (за редким исключением),
миксомицеты и грибы представляют собой гетеротрофные организмы, нуждающиеся в готовом
органическом веществе. Те и другие как бы дополняют друг друга. Водоросли служат основными
образователями органического вещества в водоемах. Разложение органических веществ и их
минерализация осуществляются в результате деятельности гетеротрофных организмов: бактерий и грибов.
Благодаря процессам разложения органических веществ атмосфера пополняется углекислым газом.
Некоторые почвенные бактерии и синезеленые водоросли способны связывать свободный азот
атмосферы. Таким образом, биологический круговорот веществ, совершаемый автотрофными и
гетеротрофными организмами, немыслим без деятельности низших растений.
Велика роль, которую играют низшие растения и в жизни человека. Болезнетворные бактерии и
паразитические формы грибов вызывают заболевания важнейших культурных и дикорастущих растений,
животных и людей. Водоросли, главным образом морские, используют в пищу и как корм для домашних
животных (особенно широко в Японии). Водоросли служат также источниками сырья для получения
удобрений, иода, агарагара. Последний широко применяется в текстильной, бумажной промышленности и
особенно широко в научноисследовательской работе в качестве твердой среды для культивирования
микроорганизмов. Общеизвестно пищевое значение многих шляпочных грибов. Плесневые грибы являются
продуцентами ферментов и ценных медицинских антибиотиков.
По широкому распространению в природе и по численности низшие растения превосходят высшие. По
мере изучения низших растений расширяются рамки их использования и повышается значение их в жизни
человека.
Основные органы высшего растения.Вообще под органом (греч. organon — орудие, инструмент)
понимают часть организма, имеющую определенное строение и выполняющую определенные функции.
Современные растения, особенно покрытосеменные, поражают необыкновенным разнообразием форм.
Однако самые разнообразные органы — стебли и листья деревьев и трав, клубни, колючки, чешуйки и
луковицы — можно рассматривать как видоизменения основных органов.
Идею существования основных органов растений и их видоизменений впервые в конце XVIII в. отчетливо
сформулировал великий поэт и философ, один из основателей научной морфологии растений И.В. Гёте. В
XIX в. ботаники пришли к убеждению, что основными вегетативными органами следует считать стебель,
лист и корень («железная триада» органов). После утверждения в биологии эволюционной теории Ч.
Дарвина (1859) ботаники пытались решить вопрос об эволюционном происхождении этих органов. Однако
единого мнения не было: одни считали, что первичным был стебель, а остальные органы произошли от
него; другие полагали, что первичным был лист. Только в XX в. на основании новых фактов, в частности
после изучения риниофитов и других ископаемых групп, стало ясно, что корень, стебель и лист не были
первичными:
все они параллельно возникли из осевых дихотомически разветвленных
недифференцированных теломов.
3. Методы исследования высших растений.
Для высших растений характерна дифференциация их вегетативного тела на корень, стебель и листья.
При микроскопическом анализе какоголибо органа различают хорошо обособленные ткани. Высшим
растениям свойственна правильная смена поколений в цикле их развития. Растение имеет две фазы развития,
которые сменяют, одна другую, — гаметофит и спорофит.
Гаметофит — половое поколение, на котором образуются половые органы — антеридии и архегонии.
Половые органы, как правило, многоклеточные. Антеридии — небольшие овальные или шаровидные тельца,
внешняя стенка которых покрыта одним или несколькими рядами бесплодных клеток. В антеридии
развиваются спермагенные клетки, из которых потом возникают мужские гаметы — подвижные
сперматозоиды. При созревании антеридии разрываются и сперматозоиды выходят наружу. Они активно
двигаются только в воде. Архегонии — небольшие колбообразные тельца, состоящие из нижней расширенной
части — брюшка.— и верхней, суженной— шейки. Снаружи архегонии окружают бесплодные клетки,
которые защищают его от высыхания. В брюшке находится неподвижная женская гамета — яйцеклетка. Надяйцеклеткой расположена брюшковая канальцевая клетка. При созревании яйцеклетки канальцевые клетки
ослизняются, архегонии на верхушке открывается. По слизи сперматозоид проходит в брюшко архегония, где
сливается с яйцеклеткой. Происходит оплодотворение. Архегонии имеются у высших растений за
исключением покрытосеменных и некоторых голосеменных.
Спорофит — неполовое поколение, на котором формируются органы неполового размножения —
спорангии. В спорангиях образуются споры. Спорофит всегда диплоиден. У высших растений редукционное
деление происходит при образовании спор в спорангии. Спора гаплоидна, из нее развивается гаметофит.
Гаметофит также гаплоиден. Переход от гаплоидного состояния к диплоидному происходит при
оплодотворении. Зигота диплоидна. Из нее развивается спорофит. Предполагают, что высшие растения
произошли скорее всего от зеленых водорослей. В пользу этого факта свидетельствует: 1) в геологической
истории растительного мира эре высших растений предшествовала эра водорослей; 2) сходство наиболее
древней, уже вымершей группы высших растений — риниофитов — с водорослями (по характеру ветвления);
3) сходство в чередовании поколений высших растений и многих водорослей; 4) наличие жгутиков и
способность к самостоятельному движению у мужских половых клеток многих высших растений; Б)
сходство в строении и функциях хлоропластов.
При переходе на сушу у высших растений выработались специальные приспособления для
водоснабжения, для защиты половых органов от высыхания, для обеспечения полового процесса —
многоклеточные половые органы, морфологическая дифференциация спорофита и возникновение
многоклеточных вместилищ спор, проводящая и механическая системы тканей, эпидерма, устьица и т. д.
Чаще всего высшие растения делят на мохообразные, папоротникообразные, голо и покрытосеменные.
Развитие науки привело к установлению ряда новых факторов, к открытию новых групп вымерших растений.
В результате деление подцарства высших растений было пересмотрено и в настоящее врем», по системе А. Л.
Тахтаджяна, выделяют 9 отделов: риниофиты, зостерофиллофиты, моховидные, плауновидные,
псилотовидные, хвощевидные, папоротники, голо и покрытосеменные растения. Первые два отдела —
ископаемые формы.
Тахтаджян Армен Леонович (р. 1910 г.) — советский ботаник, акад. АН СССР и АрмССР. Труды по
систематике, филогении, эволюционной морфологии высших растений, теории эволюции. Автор новой
филогенетической системы растений и ботаникогеографического районирования Земли.
4. Методы исследования растительных сообществ.
За единицу растительного сообщества принимается растительная ассоциация – основная единица
растительного покрова, которая представляет собой совокупность однородных фитоценозов с
однородной структурой, видовым составом и со сходными взаимоотношениями организмов как друг с
другом, так и с внешней средой.
Ассоциация называется по двум или более господствующим видам: борбрусничник (сосна + брусника),
боркисличник (сосна + кислица), ельник сфагновотравяной (ель + мох сфагнум + разнотравье), бор
черничник с моховым покровом (сосна + черника + мхи) и т.д.
Сходные ассоциации
растительности.
→
группы
→
формации
→
группы формаций
классы формаций
→
→
типы
Экологический метод при изучении растительных ассоциаций – закладка и описание пробных
площадей и учетных площадок.
Пробная площадь – участок территории, выделенный произвольно или имеющий естественные границы,
характеризующийся однородностью растительных ассоциаций (для трав – 1100 м2, для лесов – 100
5000 м2).
Учетная площадка – участок территории пробной площади, выделяемый для более точного описания
растительности ассоциации (площадь – 14 м2, для определения биомассы – 0,25 м2).
При характеристике растительных сообществ пробных площадей проводятся следующие качественные
и количественные описания:→
1) В первую очередь составляется список растений в определенной последовательности: деревья
→
грибы
кустарники и полукустарнички
водоросли.
многолетние и однолетние травы
лишайники
→
→
мхи
→
→
Растения в каждой группе располагаются в систематическом или алфавитном порядке.
2) Отмечается жизненность видов, т.е. наличие угнетенных или буйно развитых видов (путем
взвешивания сухой массы того или иного вида растений, приходящейся на единицу площади).
3) Описание ярусности: обозначается римскими цифрами, начиная с верхнего. Верхний ярус (1) –
высокие деревья, 2 – средние деревья, 3 – подлесок и т.д.
4) Описание мозаичности (микрогруппировок): в пределах пробной площади закладываются мелкие,
метровые площадки, где описываются преобладающие виды растений условия среды (микрорельеф,
влажность, накопление ветоши и др.).
5) Описание фенологии (периодичности в развитии): отмечается фенологическая фаза каждого
описанного вида (стадия развития).
6) Описание физиономичности – состояние ассоциации, ее общий вид. Учитывается моменты
появления цветущих, плодоносящих, отмирающих и вегетирующих растений.
После описание структуры растительной ассоциации характеризуют местообитание сообщества:
1) описание рельефа склона (если он имеется);
2) описание почвы: а) скелет; б) механический состав; в) органические включения; г) тип почвы
(чернозем, подзолистые, торфяные и т.д.); д) химический состав; е) особенности микрофлоры и микрофауны.
3) описание геоботанического профиля: выбирают какойлибо ориентир, в данном направлении
отмечают все изменения в растительности по уклону местности, вычерчивают профиль описываемой
площади.
Дополнительные методы при изучении растительных ассоциаций:
1) Хозяйственная оценка: отмечается бонитет древостоя и обеспеченность семенным возобновлением,
наличие в травостое полезных и вредных растений, степень плодородия почв и др.
2) Химические методы: устанавливается накопление тех или иных органических веществ в отельных
растениях, и данные экстраполируются на ассоциацию в целом.
3) Физиологические методы: прослеживают физиологические процессы, происходящие в отдельных
растениях и сообществах в целом.
Завершающий этап исследований – геоботаническое картирование: в зависимости от масштаба на карту
наносятся растительные ассоциации, либо группы ассоциаций, формации; широко применяется
аэрофотосъемка.
5. Методы исследования физиологических процессов растений.Физиология растений относится к числу экспериментальных наук. Экспериментом в физиологии
называют изучение физиологического явления в искусственно создаваемых условиях. При этом
может изучаться либо отдельная функция (фотосинтез, дыхание и т.д.), либо воздействие отдельного
фактора на комплекс функций, или влияние комплекса воздействий на жизнедеятельность растения в
целом (например, антропогенные воздействия). Опыты могут быть лабораторными и полевыми.
Лабораторные эксперименты позволяют глубоко исследовать явления, происходящие на клеточном
субклеточном и молекулярном уровнях.
К современным приемам и методам исследования относятся:
Световая микроскопия – приготовление тонких окрашенных срезов (разрешающая способность – 0,2
мкм х 2000 раз).
Электронная микроскопия – обычные приемы – фиксация быстрым замораживанием, скол и
травление напылением ионов тяжелых металлов (500800 А˚, обычно рассматриваемые объекты,
разрешающая способность 310 А˚, увеличение 1000000 раз).
λ
Разрешающая способность светового микроскопа ограничена длиной световых волн. Максимально
λ
возможное разрешение равно ½
используемого света. Средняя
видимого света составляет
примерно 550 км, поэтому удавалось получить разрешение примерно в 200 км. Однако многие
клеточные структуры имеют меньший размер. Эта проблема была разрешена в 3040 годы, когда
создание электронного микроскопа произвело революцию в биологической науке. Вместо света в
электронном микроскопе используют пучок электронов, у которых
следовательно разрешительная способность больше, примерно в 500 раз больше.
λ
значительно меньше,
Подготовка материала к исследованию включает следующие приемы:
1. Срезы готовятся на ультратоме окрашиваются соединениями тяжелых металлов. Окрашенные
участки становятся непроницаемыми и на микрофотографиях они выглядят темными.
2. Напыление. Образец бомбардируется атомами тяжелых металлов, например золотом или платиной,
под определенным углом. Закрытые площади + «тень» за образцом остаются прозрачными для
электронов.
3. Замораживание – скалывание и замораживание – травление.
Фрагмент ткани быстро замораживается при очень низкой температуре и затем разламывается с
помощью острого металлического лезвия. Ткань растрескивается вдоль слабо соединенных
плоскостей. В вакууме лед возгоняется, оставляя сколотую поверхность. Реплика этой поверхности
создается слоем углерода. На эту реплику из углерода напыляется тяжелый металл, а также под
репликой разрушаются кислотой. Этот метод удобен при изучении структуры мембран. Его
преимущество состоит в том, что ткани быстро умерщвляются, не подвергаясь химической
обработке, которая может повлиять на их структуру.
Дифференциальное центрифугирование. Широко используют для исследования биохимических и
физиологических механизмов работы клетки. При этом клеточные фракции сохраняют свою
морфологическую и функциональную целостность.Хроматография – разделение веществ /бумажная, колоночная/.
Метод хроматографии впервые предложен русским ученым Цветом в 1906 году и сейчас широко
используется.
Хроматография – это метод, применяемый для разделения различных смесей на составляющие их
компоненты. Метод основан на том, что в неподвижной среде, через которую протекает
растворитель, каждый из компонентов, увлекаемых растворителем, движется со своей собственной
скоростью независимо от других.
В качестве неподвижной среды /адсорбента/ могут быть использованы различные вещества: сахароза,
окись магния, крахмал, стекло, бумага и т.д. Подвижность вещества зависит от его растворимости в
растворителе, пропускаемом через адсорбент и адсорбируемости на данном адсорбенте. Чем выше
растворимость вещества в растворителе, тем хуже он адсорбируется на адсорбенте, тем больше его
подвижность. Применяя разные комбинации растворителей и адсорбенты различной природы, можно
добиться высокой степени разделения.
Метод меченых атомов – введение радиоактивной метки и обнаружение ее при помощи
массспектрометра.
Вегетационный опыт – опыт, проводимый в сосудах, где экспериментатор дозирует и контролирует
количество питательной среды для выращивания растений, ее качественный или количественный
состав и т.д. Если опыт ведется в теплице, то регулированию поддается свет и температура.
Вегетационные опыты позволяют установить закономерности роста и развития растений от
изучаемого фактора.
Полевой опыт – ведется в полевых условиях (природных). Ввиду пестроты природных условий:
неоднородность почвы, склоны, вредители, осадки и т.д. – точность полевого опыта значительно
меньшая.
6. Методы изучения фотосинтеза.
Методы изучения фотосинтеза. Для характеристики фотосинтетической деятельности растений используется
показатель интенсивности фотосинтеза ИФ. Интенсивность фотосинтеза можно выразить 3 способами:
1)через количество поглощаемого растением СО2; 2)через количество синтезируемого растением
органического вещества; 3) через количество выделяемого растением кислорода. I. Методы определения
количества поглощаемого растением СО2. Чаще всего интенсивность фотосинтеза выражают именно через
количество СО2, поглощенного растением за определенный промежуток времени. ИФ обычно рассчитывается
в мг СО2, поглощенного за 1 час 1 дм2листа. Существует 2 основных метода определения ИФ через СО2:
1.Газометрический метод. Лист растения или целое растение помещают в камеру, через которую непрерывно
продувают воздух с определенной скоростью, и определяют содержание СО2 на входе и на выходе камеры.
Разница в концентрации СО2 на входе и на выходе камеры и будет составлять количество поглощенного
растением СО2. Содержание СО2 на входе и на выходе камеры определяют с помощью инфракрасных
газоанализаторов. Этот метод является самым точным из всех методов измерения ИФ. 2.Радиометрический
метод. Лист или целое растение помещают в газовую среду, содержащую14СО2, т.е. СО2 с радиоактивным
изотопом углерода 14С. Лист или растение выдерживают в этой среде короткое точно измеренное время
(обычно 60 сек.), а затем фиксируют лист или растение в жидком азоте и определяют содержание в нем 14С:
чем больше интенсивность фотосинтеза листа (растения), тем больше он поглощает СО2 и, следовательно,
тем больше в нем накапливается 14С. Преимущество этого метода в том, что он может применяться в
полевых условиях; недостатки – приводит к гибели растения и имеет не очень высокую точность. II.Методыопределения количества синтезируемого растением органического вещества. Обычно используют следующий
метод. Из листа вырезают пробочным сверлом диски растительной ткани и устанавливают содержание в этих
дисках углерода – например, титруют их бихроматом калия, который окисляет углерод. По количеству
израсходованного бихромата калия рассчитывают содержание углерода в растительной ткани. Затем растение
выдерживают 23 часа на свету и из этого же листа берут еще несколько дисков и тем же способом
определяют содержание в них углерода. Наконец, вычитают содержание углерода в листе до освещения из
содержания после освещения, и тем самым находят интенсивность фотосинтеза. III. Методы определения
количества выделяемого растением кислорода. Количество кислорода, выделяемое растением при
фотосинтезе, определяют поляриметрическим методом – прикладывают к листовой высечке специальный
электрод и по величине полученного тока судят об интенсивности фотосинтеза.
7. Методы изучения питания растений.
Минеральное питание растений это совокупность процессов поглощения, передвижения и усвоения
растениями химических элементов, получаемых из почвы в форме ионов минеральных солей. При
исследовании золы растений в ней было обнаружено множество химических элементов, Это
свидетельствует о том, что данные элементы необходимы растениям и накапливаются в них. Среди них –
углерод (около 45 % сухой массы тканей), кислород (45%), водород (6%) и азот (1,5 %). Их называют
органогенами. Несколько процентов приходится на зольные элементы, которые остаются в золе после
сжигания растения. Содержание минеральных элементов обычно выражают в процентах от массы сухого
вещества. Все минеральные элементы, в зависимости от их количественного со держания в растении,
принято делить на макроэлементы, содержание кото рых – более 0,01 % от сухой массы (к ним относятся
азот, фосфор, сера, ка лий, кальций, магний), и микроэлементы, содержание которых – менее 0,01 %
(железо, марганец, медь, цинк, бор, молибден, кобальт, хлор)..
Методы изучения минерального питания:
Водная культура (выращивание растений в воде, на питательной смеси);
Аэропоника (процесс выращивания растений в воздушной среде без использования почвы, при котором
питательные вещества к корням растений доставляются в виде аэрозоля.)
Элементы
С, О, Н
С, О, Н, N, S
Si
Al
Fe, Mn, Zn,
Mo, Co
Fe
Mn, Mg, Zn
Mn
Mg
Zn
В
Cu
Mo, Co
Mo
Cl
P
К, Mg, Ca
К
Значение для жизнедеятельности растения
универсальные компоненты органических соединений углеводов, липидов
универсальные компоненты органических соединений белков, нуклеиновых кислот,
порфиринов
придает прочность клеточным стенкам
участвует в обмене веществ в гидрофитов
входят в состав ферментов или их кофакторов
необходимое для синтеза хлорофилла, участвует в структуре отдельных ферментов и целых
ферментных систем, связанных с окислительновосстановительными реакциями клетки
обеспечивают сочетание ферментов или коферментов с субстратами
участвует в окислительновосстановительных реакциях процессов дыхания и фотосинтеза
(фотолиз воды)
как компонент хлорофилла участвует в фотосинтезе
входит в состав большого количества разнообразных ферментов
усиливает рост пыльцевых трубок, прорастание пыльцы, увеличивает количество цветов и
плодов
входит в состав компонентов электронтранспортной цепи митохондрий и хлоропластов
участвуют в азотфиксации
участвует в восстановлении нитратов
участвует в процессах фотосинтетического выделения кислорода
входит в состав АТФ, нуклеиновых кислот, участвует в обмене веществ
влияют на гидратацию коллоидов протоплазмы
влияет на активность почти 60 ферментов
8. Методы изучения дыхания растений.
Все методы определения интенсивности дыхания можно разделить на следующие группы:
Методы, основанные на учете О2, поглощенного в процессе дыхания.
Методы, основанные на учете СО2, выделяемого при дыхании.
Методы, основанные на учете органического вещества, окисляемого при дыхании.
Методы, основанные на учете энергии, выделяемой при дыхании.
Дыхание измеряют двумя способами:
на интактных растениях и органах в токе воздуха (определение СО2или О2) с использованием
инфракрасного газового анализатора или колориметрирования.
на отделенных органах в замкнутом пространстве (камере) с использованием манометрических
(измерение давления) и валюмометрических (измерение объема) методов.
На приборах, работающих на принципах валюмометрии и монометрии необходима стабилизация температуры
(осуществляется путем термостатирования приемника с образцом). В валюмометрии газообмен определяют
при постоянном давлении.
Одновременно количество поглощенного О2 и выделяемого СО2 можно определить в аппарате Варбурга.
Основное уравнение (формула) дыхания обратно процессу фотосинтеза:
C6H12O6 + 6O2 = 6CO2 + 6H2O + 674 ккал.
Окисляясь кислородом воздуха, органическое вещество, в данном случае сахар, превращается в углекислый
газ и воду. Калорийность процесса равняется 674 ккал. Однако эта суммарная формула говорит о начальных
и конечных звеньях процесса превращения молекулы сахара при дыхании. Окисляясь, энергетический
материал проходит ряд ступеней, которые лишь постепенно приводят его к таким простым веществам, как
углекислота и вода.
Так же как и методы изучения фотосинтеза, методы изучения дыхания могут быть направлены на изучение
потери сухого веса или на количество выделенной углекислоты или поглощенного кислорода. В ряде случаев
приходится учитывать и поглощенный кислород, и выделенную углекислоту, например при изучении
дыхательного коэффициента, т. е. отношения CO2 / O2.
Потеря веса растением при дыхании измеряется по методу половинок. Для учета выделения углекислого
газа при дыхании пользуются респирометром Варбурга.
Респирометр Варбурга для изучения дыхания растений: слева — вид спереди; справа — вид сбоку; А —
приемник для дышащих частей; Б — манометр; В — сосудик для КОН; Г — нажимной кран; Д — резиновый
резервуар для манометрической жидкости; Е — расширение для помещения HCl
В приемник А помещают растение, а в сосудик В — раствор едкой щелочи для поглощения выделяемого
углекислого газа. К сосуду А пришлифован манометр Б, соединенный с резиновым резервуаром. При помощи
крана Г жидкость в манометре устанавливается на нужном уровне. По уменьшению объема газа в приборе
вычисляют количество поглощенного кислорода. Вводя в конце опыта через кран Е соляную кислоту,
определяют количество выделенного CO2.
9. Экспериментальные методы исследования в сельском хозяйстве.
Сельскохозяйственная наука имеет большую историю. Она развивалась вместе с опытным делом в стране.
Опыт издавна считался основой познания в земледелии.
Опыт – это воспроизведение явления в определенных условиях с тем, чтобы его результаты в последующем
можно было применить в практической деятельности.
Как вы знаете, земледелие у нас ведется в сложных условиях, поэтому агрономы должны проверять
рекомендации, сорта, приемы агротехники в своих хозяйствах, т.е. в конкретных условиях. Поэтому вам и
необходимо получить навыки в постановке и проведении опытов.
Зарождение Сибирской с.х. науки относят к 1828 году. Он считается годом зарождения с.х. науки в Сибири.
В этот период в районе СибНИИСХоза был образован опытный хутор ( поле ). В это время вокруг Омска
находились казачьи войска. Поэтому организаторами этого хутора были казаки Обухов и Щербаков. Окончив
Московскую земельную школу, они явились на место службы и организовали опытное поле. Это поле и
явилось прадедушкой сегодняшнего СибНИИСХоза. А Обухов и Щербаков являются пионерами Сибирской
науки.В 1885 году в г. Томск приехал ботаник Крылов, который заложил ботанический сад и создал ботанический
музей.. с Открытием этих учреждений начинается научная деятельность таких ученых как Кащеенко,
Коржевского и др.
В 1888 году в Томске был открыт университет.
Следующий этап развития опытного дела в Сибири начинается с 1895 года. В Сибирь приезжает агроном
Комиссаров и в Омске ( около УстьЗаостровки ) им был заложен первый сад ( сад Комиссарова ). Он
продолжил начинания первых сибирских агрономов в области садоводства.
В 1905 году было организовано Омское опытное поле.. Организация его совпадает с предложениями
Докучаева по разработке вопроса по борьбе с засухой. Создавались и испытывались лесополосы и другие
приемы защиты посевов от засухи. С 1904 по 1918 годы в Сибири было создано ряд опытных полей. В Якутии
– Тулунское опытное поле, в Приангарье – Красноярское опытное поле, в Курганской области – Шадринское
опытное поле, в Томской области – Ялуторовское опытное поле, в Новосибирской области – Кулундинское
опытное поле. К 1913 году в Сибири было создано более 100 опытных полей. В этот период с 1911 по 1913
годы начали заниматься селекционной работой по выведению новых сортов.
Советский период характеризуется тем, что в 1919 году правительство приняло декрет по реорганизации
опытного дела в стране. В связи с этим в 1921 году созван съезд по опытному делу. Съезд предложил
разделить территорию страны на 17 районов с целью разработки приемов зональной агротехники. В этих
районах были созданы бюро по руководству опытным делом. В 1924 году в стране был организован
Всесоюзный институт прикладной ботаники и первым ректором этого института стал Н.И. Вавилов.
К 1937 году в стране была создана развитая сеть опытных учреждений в виде опытных станций,
селекционных станций, сортоучастков. К этому периоду в стране насчитывалось более 400 опытных
учреждений. Эти научные учреждения накопили солидный опыт и стали активно оказывать помощь
производству.
В 1930 году решением правительства создан единый центр с.х. науки – Всесоюзная сельскохозяйственная
академия им. В.И.Ленина. Она руководила опытным делом в стране, осуществляла организацию научных
исследований. Президентом ВАСХНИЛ был назначен Н.И.Вавилов. Сейчас эта академия называется РАСХ
( Российская академия сельского хозяйства ).
В 1960 годах была произведена реорганизация научных учреждений в стране. Было создано ряд научных
учреждений с функциями зональных научных центров. Сибирский институт зернового хозяйства стал
СибНИИСХозом , на Алтае – АНИИСХ.
Они осуществляли научное руководство в своих зонах.
II. Рост производства с.х. продукции и животноводства в настоящее время намечается увеличить на основе
интенсификации с.х. производства, т.е. на основе внедрения новых технологий возделывания, современной
с.х. техники, удобрений, средств защиты растений и др. Главное сегодня – это повышение урожайности с.х.
культур и их качества. Оно должно стать главным условием в наращивании темпов в производстве всех видов
продукции. Помочь в этом, призван НТП в земледелии. В настоящее время НТП должен осуществляться по
пяти главным направлениям:
1. Разработка и освоение современных систем земледелия. Эти системы должны обеспечить повышение
плодородия почвы, рациональное использование земли и повышение урожайности.
2. Разработка и освоение экологичных, ресурсо и энергосберегающих технологий возделывания с.х.
культур для различных природноклиматических зон.
3. Разработка технологий производства высококачественных кормов, как на пахотных землях, так и на
естественных кормовых угодиях.
4. Создание и внедрение в производство новых сортов и гибридов с высокой потенциальной
урожайностью.5. Совершенствование семеноводства на промышленной основе.
В осуществлении этих направлений большая роль принадлежит с.х. науке. Сельскохозяйственная наука
занимает центральное место, т.к. она определяет уровень НТП в любой отрасли производства.
Научное обеспечение развития народного хозяйства осуществляют Академия наук России, а в сельском
хозяйстве – РАСХ. Она стоит во главе сельскохозяйственной науки.
Для более эффективного влияния с.х. науки на производство в 70е годы ВАСХНИЛ реорганизован. Были
образованы региональные или зональные отделения ВАСХНИЛ. Было создано 8 региональных отделений, в
том числе Сибирское отделение ВАСХНИЛ или РАСХ сейчас, Восточное ( АлмаАта ), Среднеазиатское
( Ташкент ), Южное ( Киев ), Западное ( Минск ), Всероссийское ( Москва ), Закавказское ( Тбилиси ),
Нечерноземной зоны ( СанктПетербург ).
Они осуществляют научное руководство в той или иной зоне. Мы находимся в зоне влияния Сибирского
отделения, центр которого находится в г. Новосибирске.
Сибирское отделение РАСХ представлен научным комплексом , который включает 32 научно
исследовательских учреждения. Это 21 – НИИ, 2 – государственных селекционных станций Тулунская в
Якутии и Нарымская в Томской области., 9 – опытных станций, 10 – научнопроизводственных объединений
(НПО), 8 – селекцентров, 2 – технологических центра, 8 – конструкторских бюро, 60 – ОПХ и один опытный
завод.
В настоящее время главным резервом продвижения вперед в сельском хозяйстве является использование
передового опыта и достижений науки. Это дело обязательное.
Организация внедрения научных разработок осуществляется по схеме: В каждой области, крае, республике
созданы научнопроизводственные объединения и научнопроизводственные системы (НПО и НПС ) и центры
научного обеспечения при АПК.
НПО – создается на базе крупных НИИ ( головное учреждение ). При СибНИИСХозе функционирует НПО «
Колос «. В него входят: сам СибНИИСХоз, Тарская опытная станция, четыре ОПХ ( в разных зонах ); Фрунзе,
Боевое, Омское, Новоуральское.
НПО «Колос» располагает 78 тыс. га с.х. угодий. Оно занимается селекцией и семеноводством зерновых и
кормовых культур, разрабатывает и внедряет интенсивные технологии выращивания с.х. культур и другими
вопросами.
НПС – это научный комплекс. Примером является НПС «Корма», «Кукуруза», «Зерно», «Лен», «Сахарная
свекла», «Масличные культуры», которые есть во многих областях, в том числе в Омской области. В него
входят около 30 хозяйств. Станция масличных культур (Исилькуль) обеспечивает хозяйства семенами,
разрабатывает технологию их возделывания.
Производственная система
высококвалифицированными специалистами и 34 хозяйства более мелкие. Эти предприятия помогают
рядовым хозяйствам. Они работают на основе договоров, под руководством специалистов головного
учреждения.
это совокупность нескольких хозяйств , одно из которых является передовым с