Раздел долгосрочного плана: Электростатика |
Школа: |
|||||||||||||||||||
Дата: |
Ф.И.О. учителя: |
|||||||||||||||||||
Класс: 10 |
Количество присутствующих: |
отсутствующих: |
||||||||||||||||||
Тема урока |
Связь между напряженностью и разностью потенциалов для однородных электрических полей. |
|||||||||||||||||||
Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу) |
10.4.1.5 - применять формулу, связывающую силовую и энергетическую характеристики электростатического поля, при решении задач; 10.4.1.6 - сравнивать силовые и энергетические характеристики гравитационного и электростатического полей; |
|||||||||||||||||||
Цели урока |
Обеспечить усвоение учащимися основных понятий по теме, понимания сущности эквипотенциальных поверхностей, силовых и энергетических характеристик электростатического поля. |
|||||||||||||||||||
Критерии успеха |
Знание: Связь между напряженностью и разностью потенциалов для однородных электрических полей. Знает определения таких понятий, как электрический заряд, электрическое поле, напряженность, потенциал, разность потенциалов, напряжение, диэлектрическая проницаемость; законы: Кулона, сохранения заряда. Понимание сравнивает силовые и энергетические характеристики гравитационного и электростатического полей; Применение решает задачи на применение формулы, связывающей силовую и энергетическую характеристики электростатического поля Учащиеся должны уметь решать задачи на: закон сохранения электрического заряда; закон Кулона; движение и равновесие заряженных частиц в электрическом поле; расчет напряженности; расчет напряжения; определение работы электрического поля. |
|||||||||||||||||||
Языковые цели
|
Предметная лексика и терминология Учащиеся могут проводить в классе дискуссии по теме напряженность и потенциал электрического поля, эквипотенциальная поверхность Предметная лексика и терминология Напряжение, напряженность, разность потенциалов, потенциал, эквипотенциальная поверхность
|
|||||||||||||||||||
Привитие ценностей
|
· данный урок направлен на привитие уважение и ответственности посредством парной и групповой работы при решении задач; · умение применять знания теории на практике; · наблюдательность, самостоятельность; · мышление учеников посредством логических учебных действий; · побуждать использовать полученные на уроках знания в повседневной жизни. |
|||||||||||||||||||
Межпредметные связи |
математика |
|||||||||||||||||||
Навыки использования ИКТ |
||||||||||||||||||||
Предварительные знания
|
Работа сил электрического поля |
|||||||||||||||||||
Ход урока |
||||||||||||||||||||
Запланированные этапы урока |
Запланированная деятельность на уроке
|
Ресурсы |
||||||||||||||||||
Начало урока
Середина урока |
1. Организационный момент. 1. Приветствие учащихся, выявление отсутствующих, проверка готовности учащихся к уроку, эмоциональный настрой учащихся.
Изучение нового материала. Связь между напряженностью и разностью потенциалов для однородныхэлектрических полей. (a) Вспомним,что является силовой характеристикой электрического поля? (Е) (b) Что является
энергетической характеристикой электрического поля? Потенциал
(a) Найдем связь между этими двумя величинами. Рассмотрим однородное электрическое поле, вектор напряженности которого во всех точках пространства имеет одно и то же направление, и одно и то же значение. Силовые линии электрического поля совпадают с направлением вектора напряженности. ü Рассмотрим две точки находящиеся на одной силовой линии ü
Поместим
в точку 1 заряд (положительный заряд), на него будет действовать
электрическая сила ü Если этот заряд из точки 1 переместил в точку 2, тогда заряд проходит некоторое расстояние d, и электрическое поле совершает работу по перемещению заряда вдоль силовой линии А= Fd=qEd где величина d -модуль перемещения. Угол между направлением силы и направлением перемещения равен нулю.
ü Работа поля связана с электрическим напряжением между двумя точками поля, A=Uq ü Приравнивая выражения для работы, получаем связь между напряжением (между точками 1 и 2) и напряженностью поля в котором находится заряд: U=Ed. ü
Напряжение
- это разность потенциалов U= Тогда E=
Выводы: ü чем меньше меняется потенциал на расстоянии d, тем меньше напряженность электростатического поля; ü если потенциал не изменяется совсем, то напряженность поля равна нулю; ü
так
как перемещение положительного заряда совпадает с направлением
вектора напряженности, то электростатическое поле совершает положительную
работу, а значит потенциал ü напряженность электрического поля направлена в сторону убывания потенциала.
(с )Единицы измерения напряженности электрического поля Напряженность электрического поля численно равна единице, если разность потенциалов между двумя точками на расстоянии 1 м в однородном поле равна 1 В. (В/м) = (Н/Кл).
ü Если Е=0, то φ1=φ2, из этого следует, что φ = сonst. В тех областях пространства, где напряженность поля равна нулю, потенциал во всех точках одинаков. Вопросы учащимся: 1. Приведите пример, когда напряженность электрического поля во всех точках равна нулю? 2. Как вы считаете, может ли в проводнике существовать электрическое поле? Эквипотенциальные поверхности. Эквипотенциальная поверхность – это поверхность, во всех точках которой электрический потенциал одинаков. То есть на эквипотенциальной поверхности электрический потенциал имеет неизменное значение. Эквипотенциальные - поверхности равного потенциала: ü для однородного поля - плоскости ü для поля точечного заряда - концентрические сферы
Свойства эквипотенциальных поверхностей:
1. При перемещении заряда вдоль эквипотенциальной поверхности электрическое поле не совершает работу, следовательно, все точки такой поверхности имеют одинаковый потенциал. 2. Эквипотенциальные поверхности и силовые линии взаимно перпендикулярны; 3. Эквипотенциальные поверхности замкнуты и не пересекаются; 4. Чем больше напряженность электрического поля, тем меньше расстояние между соседними эквипотенциальными поверхностями.
4.Закрепление: ü Каков физический смысл потенциала? ü По какой формуле определяется потенциал поля точечного заряда? ü Физический смысл разности потенциалов? ü Что называется напряжением? ü Какие поверхности называются эквипотенциальными? ü Перечислите свойства эквипотенциальных поверхностей
5. Решение задач 1. При перемещении заряда между точками с разностью потенциалов 10кВ электрическое поле совершило работу 50 мкДж. Определите величину этого заряда? 2. Определите напряженность электрического поля на расстоянии 20см, 50см, 1 м от точечного заряда 0,1 нКл?Какая сила действует в этой точке на тело, обладающее зарядом -10 нКл? 3. Определите, как изменится энергия и скорость электрона, который пролетает в ускорителе от точки с потенциалом φ1 к точке с потенциалом φ2, если разность потенциалов между этими точками равна 2 • 106 В. |
|
||||||||||||||||||
Конец урока
|
Подведение итогов урока. Домашнее задание. Рефлексия урока учащимися. Вопросы для обсуждения: 1. Появились ли у вас новые знания, умения в процессе работы? 2. Что в работе было наиболее интересным? 3. Каковы были основные трудности и как вы их преодолевали? 4. Какие можете сделать себе замечания и предложения на будущее? |
|
||||||||||||||||||
Дифференциация – каким образом Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися? |
Оценивание – как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися? |
Здоровье и соблюдение техники безопасности Чередование разных видов деятельности; Разнообразие заданий; Наглядность; Заинтересованность учащихся; Смена рабочих мест, для выполнения заданий; Дружеская атмосфера на уроке. |
||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||
Рефлексия по уроку Были ли цели урока/цели обучения реалистичными? Все ли учащиеся достигли ЦО? Если нет, то почему? Правильно ли проведена дифференциация на уроке? Выдержаны ли были временные этапы урока? Какие отступления были от плана урока и почему? |
||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||
Общая оценка Какие два аспекта урока прошли хорошо (подумайте как о преподавании, так и об обучении)? 1: 2: Что могло бы способствовать улучшению урока (подумайте как о преподавании, так и об обучении)? 1: 2: Что я выявил(а) за время урока о классе или достижениях/трудностях отдельных учеников, на что необходимо обратить внимание на последующих уроках?
|
||||||||||||||||||||
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.