Что такое медиаобразование?
«Медиаобразование» (англ. media education, от лат. media – средства) – это направление в педагогике, выступающее за изучение школьниками массовой коммуникации.
Актуальность введения медиаобразования
Целью современного медиаобразования является помощь людям всех возрастов в развитии способностей поиска информации и выражения собственной позиции, формировании навыков критического мышления, эффективных коммуникационных способностей, а также выработка активной гражданской позиции.
Задачи медиаобразования:
Подготовить новое поколение к жизни в современных информационных условиях.
Научить человека понимать информацию, осознавать последствия её воздействия.
Овладевать способами общения на основе невербальных форм коммуникации с помощью технических средств.
Медиаграмотность:
Грамотное использование детьми и их преподавателями инструментов, обеспечивающих доступ к информации, развитие критического анализа содержания информации и привития коммуникативных навыков, содействие профессиональной подготовке детей и их педагогов в целях позитивного и ответственного использования ими информационных и коммуникационных технологий.
Особенности современного этапа развития медиаобразования в науке и педагогике
Предметом обзора является весьма зрелый и самостоятельный пласт возникших на российской почве знаний, занимающих видное место в мировой системе медиаобразования.
Данный обзор строится на наиболее актуальных публикациях и вводит в системный оборот целый ряд новых имён и тематик.
Роль государства в формировании образовательных стандартов и государственной идеологии как основы преподавания.
5 моделей медиаобразования:
образовательно-информационная модель - изучение теории и истории, языка медиакультуры;
воспитательно-этическая модель - рассмотрение моральных, религиозных, философских проблем на материале медиа;
практико-утилитарная модель - практическое изучение и применение медиатехник;
эстетическая модель - ориентирована на развитие художественного вкуса и анализ лучших произведений медиакультуры;
социокультурная модель - социокультурное развитие творческой личности в плане восприятия, воображения, самостоятельного, критического мышления по отношению к медиатекстам любых видов и жанров.
Три группы концепций медиаобразования:
Всякого рода грамотности – медиаграмотность, информационная грамотность, цифровая грамотность .
Оценочные – формирование критического мышления.
Коммуникативные – не только изучение самой области массовой коммуникации, но и освоение разнообразных процессов социального взаимодействия и передачи смысла.
Условия для эффективнойреализации целей медиаобразования:
Реализация принципа универсальности информации (наличие развитого языка массовой коммуникации).
Свобода выбора информационного канала.
Равенство реципиентов перед информацией.
Участники медиаобразования:
Учителя школ и других образовательных учреждений.
Учителя, работающие в неформальных молодёжных группах.
Исследователи.
Группы активистов, руководствующиеся политическими или моральными целями.
Медиакомпании – как комерческие, так и некоммерческие.
Органы регулирования и саморегулирования СМИ.
Принципы медиаобразования молодёжи:
приоритетности защиты в информационной сфере прав и законных интересов ребёнка;
допустимости и правомерности ограничения прав и свобод физических и юридических лиц, когда их осуществление нарушает права и законные интересы детей или представляет угрозу их здоровью или нравственности;
Принципы медиаобразования молодёжи:
недопустимости цензуры средств массовой информации;
добровольности соблюдения установленных законодательством РФ запретов и ограничений на распространение информации, причиняющей вред здоровью и развитию детей;
недопустимости унижения человеческого достоинства; нарушение прав и свобод других людей;
Принципы медиаобразования молодёжи:
государственной поддержки производства и распространения информационной продукции для детей;
допустимости ограничения прав и свобод ребёнка в информационной системе, когда пользование ими может причинить вред самому ребёнку.
Необходимость медиаобразования:
Эффективность от внедрения ИКТ в учебный процесс зависит не только от качества разработанных и включаемых в учебный процесс ИКТ, но и от реализации соответствующих форм и методов преподавания.
Включение ИКТ в учебный процесс способствует активизации деятельности преподавателей со всеми вытекающими последствиями.
Основными способами использования ИКТ в учебном процессе являются мультимедийные презентации, электронные учебники.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.