|
Н. Ю. Костылева
|
занимательных упражнений с буквами и звуками
для детей 5-6 лет
АС
А
ACT • Астрель • Транзиткнига Москва • 2005
Уважаемые взрослые!
Эта книга поможет подготовить ребенка к обучению грамоте.
Она предназначена для индивидуальных и групповых занятий с детьми старшего дошкольного возраста в детском саду и дома.
Книга в интересной, доступной форме знакомит детей со звуками и буквами родного языка, учит анализировать звучащее слово, помогает сформировать первоначальные навыки чтения и письма.
Она представляет собой рабочую тетрадь, в которую вошли 200 разнообразных - в том числе игровых - заданий, содержащих наиболее эффективные приемы обучения основам грамоты дошкольников. Их успешное выполнение позволит будущим первоклассникам не только накопить определенный багаж языковых знаний, умений и навыков, но и избежать появления возможных нарушений чтения и письма при обучении в школе.
Игровой характер многих заданий поможет дошкольнику быстрее и лучше понять сложный для него абстрактный мир звуков и букв и сделает этот процесс интересным и увлекательным.
В основе грамотного чтения и письма лежит умение ребенка различать звуки речи - фонемы. Поэтому очень важно именно в дошкольном возрасте сформировать у него необходимый уровень фонематических представлений. Данное практическое пособие поможет решить эту непростую задачу.
Развитие у детей фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза через осознание звукового строя языка - ведущая цель пособия, но не единственная. Выполняя шаг за шагом различные упражнения, ребенок будет учиться не только слышать звуки в словах, устанавливать их последовательность, различать качество звуков (гласные, согласные -твердые и мягкие, звонкие и глухие), соотносить звуки и буквы, читать слоги, слова, простые предложения, записывать слова печатными буквами, но и логически мыслить; у него разовьется речь, зрительное восприятие, внимание, он приобретет графические навыки.
Предложенная система занимательных упражнений с успехом может быть использована для занятий как с детьми, имеющими чистую речь, так и с теми, кто нуждается в помощи логопеда. Занимаясь по этому пособию, ребенок одновременно с успешной подготовкой к грамоте получит хорошую возможность для профилактики нарушений чтения и письма.
С книгой легко и удобно работать. Весь материал имеет занимательный для ребенка характер и легко доступен восприятию дошкольника - максимум наглядности, минимум текста.
Центральное место в книге занимают упражнения по обучению осознанному анализу и синтезу звукового состава слова. В их основе тщательно подобранные предметные картинки, которые помогают ребенку удерживать в памяти анализируемое слово. Под картинкой дается схема этого слова, отражающая его звуковой состав, где количество кружков соответствует количеству звуков.
Схема является для ребенка опорой: произнося слово по звукам, ребенок отмечает на схеме их последовательность и качество, используя специальные цветовые символы. Обычно в школьной педагогике гласные звуки и буквы принято обозначать красным цветом, твердые согласные - синим, а мягкие согласные - зеленым. При выполнении заданий используйте те же обозначения.
На схеме ребенок отмечает не только звуки, но и слоги, определяя границу слога вертикальной линией, а также ударение.
Под графической схемой в клеточки ребенок вписывает слово печатными буквами. Запись слов позволяет закрепить навык звукового анализа, переводить звуки в буквы и упражняться в чтении записанных слов. Выбор цвета при написании буквы зависит от качества звука, который она обозначает.
Слова для анализа даются в постепенно усложняющейся последовательности и подобраны таким образом, чтобы написание слов не расходилось с их произношением.
Анализ слов с йотированными гласными не дается. Такие слова предлагается записывать буквами. Буквы Е, Ё, Ю, Я рассматриваются только как способ обозначения мягкости предшествующего согласного.
В процессе обучения анализу у детей формируется представление о соотношении между звуками и буквами: ведь чтобы запомнить букву, необходимо знать, какой звук она обозначает, а для этого, в свою очередь, нужно слышать, как он звучит, иначе не вырабатывается необходимая связь между звуком и буквой. Не путайте, пожалуйста, понятия ЗВУК и БУКВА.
ЗВУК - слышим и произносим, а БУКВУ - видим и пишем.
Основной принцип построения занятий - от звука к букве. Прежде чем познакомить ребенка с буквой, научите его слышать звук, который обозначает буква, выделять его на слух, определять место звука в слове, уточняя характеристику и его цветовое обозначение. И только после успешного выполнения различных упражнений со звуком следует переходить к знакомству с буквой.
На начальном этапе обучения чтению, при знакомстве с буквой, не давайте алфавитных названий букв, называйте букву так, как звучит звук (коротко, без добавления гласных: Б, а не БЭ; М, а не ЭМ). Такой звуковой способ называния букв поможет ребенку быстрее овладеть слитным, плавным, послоговым чтением.
Только после усвоения ребенком навыка первоначального чтения можно познакомить его с алфавитным названием букв.
В задачу обучения первоначальному чтению входит не только усвоение ребенком новых звуков и букв, но и чтение слогов и слов с этими буквами, а на более поздних этапах обучения и коротких предложений.
В книге вы найдете разнообразные графические упражнения, направленные как на подготовку руки к письму, так и на формирование зрительно-пространственных представлений через навык зрительного анализа и синтеза. Их успешное выполнение поможет ребенку запомнить зрительный образ каждой печатной буквы, научит различать буквы, похожие по начертанию, и не путать их во время чтения и письма. Для этого предлагаются различные приемы работы с буквами: обведение по контуру, штриховка в различных направлениях, написание по точкам, выбор правильно написанной буквы, нахождение буквы среди графически сходных, дописывание элементов букв, нахождение и подчеркивание буквы в стихотворном тексте и др.
При выполнении графических упражнений обратите внимание на то, как сидит ребенок, правильно ли держит карандаш или ручку, точно ли обводит контуры фигур, учитывает ли направление штриховки, не переворачивает ли книжку.
Так, переходя от задания к заданию, дети постепенно познакомятся со всеми звуками родного языка и всеми печатными буквами.
Эта книга окажет практическую помощь родителям и педагогам дошкольных учреждений. Занятия по тетради могут проводиться как с группой детей, так и индивидуально в домашних условиях.
Книга предполагает совместную деятельность взрослого и ребенка. Взрослый читает текст заданий и осуществляет контроль, при необходимости оказывая минимальную помощь: без прямых подсказок дает возможность ребенку самому достичь нужного результата.
Анализируя ошибки при выполнении заданий, не увлекайтесь критикой ребенка, важнее помочь ему понять, какую ошибку он допустил при выполнении того или иного задания и причины, приведшие к ошибке. Доброжелательный настрой взрослого, тактичный анализ причин помогут детям правильно реагировать на неудачу и не отобьют желания заниматься дальше.
Занятия должны приносить детям радость и удовлетворение, быть одновременно серьезными и занимательными - от этого во многом зависит их эффективность. Хвалите ребенка за старание и успехи, шутите, играйте, соревнуйтесь - пусть он выйдет победителем.
Проводите занятия регулярно, два-три раза в неделю, по 20-25 минут.
Количество предлагаемых ребенку заданий определяется индивидуально с учетом его возможностей и подготовки.
Успешно выполнив все задания предлагаемого пособия, ваши дети получат хорошую подготовку и будут чувствовать себя уверенно на уроках по обучению грамоте в начальной школе.
Остается надеяться, что эта книга понравится и детям, и взрослым и сделает каждое занятие полезным и интересным.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.