МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ПОКОСНИНСКАЯ СОШ»
БРАТСКОГО РАЙОНА
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Дата _______________ Дата _______________
Зам.директора по ВР Директор МКОУ
Тюрина Т.В. ________ «Покоснинская СОШ»
Хрипач Ю.Н._________
План
воспитательной
работы
в 3 «Б» классе
Ковалева Марина Ивановна
Покосное
Анализ воспитательной работы
В 2016-2017 учебном году воспитательная работа во 2б классе осуществлялась по семи направлениям. Основными формами работы с детьми стали классные часы, праздники, викторины, конкурсы, соревнования, беседы, акции.
В классных делах принимали участие все учащиеся. При их проведении функции организатора и координатора исполнялись учителем. Заметными событиями в жизни класса стало продолжение работы агитбригады «Фиксики». Ребята выступали на мероприятиях, родительских собраниях и акциях со стихотворениями, песнями, дарили работы, сделанные своими руками.
Гражданско-патриотическое воспитание
Это направление в воспитательной работе класса имеет огромное значение, т.к. развитие нравственных начал в ребёнке играет важную роль в становлении личности. Воспитанию сознательной любви к Родине, уважения к историческому прошлому своего народа на примере подвигов, совершённых в годы Великой Отечественной войны способствовало проведение:
· Классных часов: «Мир удивительных профессий», «Беслан – три дня АДА», «Мама – первое слово», «Мои права и обязанности», «Устав школы и правила поведения», «Таня, мы будем помнить тебя всегда», «Что такое хорошо, что такое плохо», «Подвиг народа мы не забудем!»
· Акций: «Письмо солдату», «Открытка ветерану».
· Уроков мужества: «Защитники, кто они?», «Этот День Победы!».
· Бесед: «4 ноября – День народного Единства».
· Интеллектуальной игры: «Знатоки дорожного движения» (на параллель)
· Праздничных программ: «Песенка для мамы», «Благородное дело – мужчиной быть». Инсценировка «Мой папа», «С праздником 23 февраля».
· Конкурса инсценированной военно - патриотической песни: «Славься, Отечество».
· Познавательной игры: «Ю.Гагарин-первый космонавт».
· Митинга: «Память».
Физкультурно-оздоровительное воспитание
Много внимания уделялось организации здорового образа жизни, воспитанию потребности заботиться о своей жизни, здоровье, безопасности. Ежедневно в течение года проводилась утренняя зарядка, физкультминутки на уроках, связанные с укреплением зрения, со снятием физической усталости, беседы, способствующие формированию здорового образа жизни.
Спортивные мероприятия остаются одними из любимых детьми.
· Общешкольный кросс – нации
· Спортивных мероприятий: «День здоровья», «Настоящие мужчины», «А ну-ка, девочки!», «О спорт – ты жизнь», с песней «Вперед встает страна».
· Игра – квест «Следопыты»
· Конкурс плакатов «Мы за здоровый образ жизни»
·
Много бесед было проведено мной о ПДД, ПБ, проводились инструктажи по ТБ:
· Беседы по ПДД: 10
· Беседы: «Правила поведения на перемене», «Режим дня».
· Инструктажи: «Правила охраны здоровья и поведения учащихся во время учебного процесса и во время перемен», «По правилам безопасного поведения на дороге, водоёмах во время осенних каникул», «По правилам технике безопасности при проведении новогодней ёлки», «По правилам технике безопасности на зимних каникулах», « По правилам безопасного поведения на дорогах, водоёмах, в лесу и в быту во время весенних каникул».
Важность данного направления требует продолжения в следующем учебном году.
Экологическое воспитание
Воспитание общественно активной личности, понимающей связь человека с природой, умеющей беречь природные богатства очень актуально в наше время. В связи с этим были запланированы и проведены следующие мероприятия:
· Осенняя ярмарка (школьная).
· Акции: «Ярмарка осени», «Кормушка».
· Конкурс новогодней игрушки «Символ года».
В течение года дети ухаживали за комнатными растениями в классе.
Духовно – нравственное воспитание
В своей работе уделяю большое внимание формированию уважительного отношения к старшим и пожилым людям. Проводимые мероприятия, беседы формируют, развивают и распространяют идеи добра, сострадания в детской среде. Учу своих детей уважать чувства других людей, всегда думать о том, как их поступки скажутся на окружающих, не быть равнодушным к тому, что люди испытывают, поступать так, чтобы доставить другим радость.
· Торжественные линейки: «Первый звонок», «Последний звонок».
· Маршрутные листы. Телефоны доверия.
· Акции: «Пожилой человек», «Подари книгу», «День матери», «С праздником 8 марта, дорогие учителя!», «Дарим Вам любовь».
· Классные часы: «Твори добро», «Хлеб всему голова», « Моя семья», «Солнышко 2017».
· Беседы: «Я и мои товарищи», «Уважай старших».
· Путешествие по станциям «В гостях у сказки» (каникулы).
· Конкурс рисунков «Спорт как альтернатива вредным привычкам».
· Интеллектуальная игра «В мире много сказок».
· Новогодний карнавал
· Праздник «Поздравляем наших мам».
Трудовое воспитание.
· Генеральные уборки в классе (ежемесячно)
Эстетическое воспитание.
· Выставка рисунков: «Правила движения достойны уважения», «Космос».
· Конкурс на лучшего чтеца стихотворений об осени «Уж небо осенью дышало»
· Акция «Твори добро в 2017 году»
· Мастерские: « Подарки папам», « Подарки мамам».
Учебно – познавательная деятельность
· Конкурс по математике во 2б «Лучший счетовод»
· Школьные олимпиады
· Всероссийские конкурсы: «Снейл», «Спасатели», «Умник», «Русский медвежонок».
· Международные олимпиады: «Лисёнок», «Инфоурок» по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру.
· Беседа «Безопасность детей в интернете».
Обучающиеся в полном составе посещали факультативы и кружки, на базе школы:
· «Школа вежливости»
· «Вдумчивое чтение»
· «Занимательная математика»
· «Занимательная грамматика»
· «Информатика»
· «Место, где мы родились и живём»
8.3% обучающихся посетили кружок «Умелые ручки»;
12.5% обучающихся посетили баян, сольфеджио;
16.7% обучающихся посещали вокальный кружок «Искорка»;
25% обучающихся посетили кружок «Соленое тесто»;
29.5% обучающихся посещали кружок «Сувенирчик»;
50% обучающихся посещали сельскую библиотеку;
87.5% обучающихся посещали спортивные секции.
Педагогическое взаимодействие с семьёй
В течение учебного года сложились доброжелательные отношения с родителями обучающихся. Наиболее эффективными формами взаимодействия с родителями были индивидуальные беседы и консультации для родителей детей. В течение года велась работа с родителями. Это тематические родительские собрания, индивидуальные беседы, консультации, лекции:
· Индивидуальные консультации.
· Акция «Ярмарка осени»
Родительские собрания: «Успехи и неудачи. Итоги 1 четверти», «Итоги 1 полугодия», «Перелистывая страницы учебного года»
· Беседы: « Как привить любовь к чтению», «Летний отдых детей», «Роль сказок, мультфильмов, детских передач в воспитании детей»
· Диагностики: «Уровень удовлетворенности родителей школьной жизнью», «Уровень удовлетворенности родителей и учащихся деятельностью ОУ»
С родителями поддерживаю постоянную связь. Они приходят в школу, интересуются успехами и неудачами своих детей. Я стараюсь убедить родителей в том, что только они совместно с учителем смогут помочь своему ребёнку.
В следующем учебном году продолжить вовлечение родителей в жизнь класса и школы, чтобы они активнее принимали участие во внеклассных мероприятиях.
Все обучающихся, в количестве 25 человек были переведены в 3 класс, а родителям были вручены благодарности за помощь в жизни класса и школы.
Общие выводы
В целом воспитательная работа во 2 классе была многоплановой и разносторонней.
Анализ воспитательной работы в соответствии с целями и задачами показывает, что проделанная работа способствовала формированию коллектива класса, интеллектуальному, нравственному и физическому становлению личности, созданию условий для развития индивидуальных и творческих способностей, прививали навыки культуры общения, обогащали знания ребят.
Следует продолжать работу по формированию культуры поведения (искоренить ябедничество), сплочению коллектива, развитию добрых отношений между детьми, учить их радоваться успехам своим и других, а также переживать совместно неудачи.
Таким образом, делая выводы по анализу работы за 2016-2017 учебный год, можно сказать, что класс развивается, находится в стадии становления коллектива, с определенными традициями и правилами.
Цели и задачи на 2017-2018 учебный год
Цель: Создание условий для формирования социально активной личности, гражданина России с присущими ему взглядами, мотивами деятельности.
Задачи:
развитие
патриотических взглядов. Использовать различные формы работы этнокультурной и
патриотической направленности для воспитания гражданского чувства школьников:
уважение к своему народу, привязанность, тягу к месту своего рождения,
формирование гражданской позиции учеников:
«Я – Россиянин и этим горжусь»;
развития познавательных интересов, потребностей в изучении
культурно – исторических традиций села, Братского района;
формирование
морально-нравственных качеств;
формировать
физически здоровую личность через: участие в физкультурно-оздоровительных
мероприятиях школы и класса, подвижные игры на свежем воздухе, проведение физ.
минуток и индивидуальные беседы с детьми о «ЗОЖ»;
формировать
коллектив: уважительное отношение к окружающим людям, желание помогать.
Пояснительная записка
Воспитательная работа в начальной школе предполагает создание единой непрерывной системы образовательно-воспитательного пространства, которое отвечает интересам ребенка, семьи и общества в целом и направлена:
- на духовно-нравственное воспитание;
- на развитие физической, общественной активности ребенка;
- на выявление и сопровождение талантливых людей;
- на формирование у школьников потребности в созидательном труде;
- на удовлетворение интеллектуальных, нравственных, культурных, эстетических потребностей школьников.
Работа строится так, чтобы каждый школьник мог попробовать себя в разных сферах деятельности, почувствовал успешность и в конечном итоге проявил себя инициатором в организации и проведении общественно значимых дел и инициатив.
Непрерывный образовательно-воспитательный процесс в школе осуществляется ступенчато. Следовательно, и задачи, стоящие перед педагогом измеряются в зависимости от возрастных характеристик ребенка.
В начальной школе ведущим в воспитании является адаптация ребенка в социуме школы, развитие рефлексии собственного поведения, общение со сверстниками и взрослыми, воспитание гражданина.
Воспитательная работа в начальных классах построена по принципу концентричности: по тематическим периодам ученикам предлагаются виды работ от простых (1 класс) к более сложным по содержанию, выполнению во 2, 3, 4 классах.
Основу воспитательной системы начальных классов определяют следующие направления:
- ученик – гражданин патриот;
- ученик и безопасность;
- ученик и нравственность;
- ученик и здоровье;
- ученик и интеллектуальные возможности;
- ученик и досуг;
- органы ученического самоуправления;
Во внеклассной деятельности используются различные формы работы, такие как беседа, творческие конкурсы (рисунков, стихов, песен, поделок и др.), КВНы, спортивные игры и соревнования, общешкольные и классные мероприятия, линейки, акции.
Воспитательная работа с обучающимися начальных классов строится по тематическим периодам (Традиционные мероприятия). Такая форма работы позволяет глубоко рассматривать обозначенные вопросы, вызывать интерес у младших школьников, находить разнообразные подходы к достижению поставленных воспитательных и образовательных целей и задач.
Ожидаемые результаты:
- Развитие в детях нравственных качеств: доброта, честность, справедливость, сострадания к другому человеку.
- Привитие навыков коллективистических отношений, активной жизненной позиции.
- Привитие здоровье - сберегающих навыков.
- формирование патриотического сознания, уважительного отношения к старшему поколению, любви к родному краю.
- Формирование уважительного, ценностного отношения к труду.
- Формирование общетрудовых навыков, потребности в труде.
Основные направления
воспитательной работы:
1. Гражданско – патриотическое воспитание.
Задачи:
Воспитание
российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству,
чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа
России.
Усвоение
традиционных ценностей многонационального российского общества.
Формирование
личности как активного гражданина – патриота, обладающего политической и
правовой культурой, критическим мышлением, способного самостоятельно сделать
выбор на основе долга, совести и справедливости.
Воспитание
у обучающихся чувства патриотизма и любви к Родине на примере старших
поколений.
Развитие
и углубление знаний об истории и культуре родного края.
Ожидаемые результаты:
Ценностное
отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному
культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской
Федерации, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению.
Учащиеся
получат начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина,
семьянина, товарища.
2. Воспитание здорового образа жизни.
Задачи:
Создание
условий для сохранения и укрепления здоровья детей.
Формирование
потребности в здоровье, как жизненно важной ценности, сознательного стремления
к ведению здорового образа жизни; позитивного отношения учащихся к урокам
физической культуры и занятиям спортом.
Развитие
чувства ответственности к своему здоровью и здоровью окружающих людей.
Ожидаемые результаты:
У учащихся формируются
умения и навыки
o санитарно - гигиенической культуры,
o приучаются к здоровому образу жизни.
3. Экологическое воспитание.
Задачи:
Формирование
основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех
проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей
среде.
Ожидаемые результаты:
Первоначальный
опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе.
Первоначальный
опыт участия в природоохранной деятельности в школе,
o на пришкольном участке, по месту жительства
4. Духовно – нравственное воспитание.
Задачи:
Создать
условия для формирования способности к духовному развитию, реализации
творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально
ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм,
непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно ‑
нравственной компетенции — «становиться лучше».
Способствовать
формированию основ нравственного самосознания личности (совести) — способности
младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства,
осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных
норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам.
Способствовать
осознанию основ морали — осознанной учащимся необходимости определённого
поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле,
должном и недопустимом, укрепление у учащегося позитивной нравственной
самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма.
Развивать
у обучающегося уважительное отношение к родителям, осознанного, заботливого
отношения к старшим и младшим; доброжелательность и эмоциональную отзывчивость.
Создать
условия для воспитания волевых качеств ученика, способности к критическому
осмыслению своих сильных и слабых сторон.
Ожидаемые результаты:
Учащиеся
научаться воспитывать в себе такие качества: как доброта, вежливость,
честность, правдивость, дружелюбие, взаимовыручка.
5. Эстетическое воспитание.
Задачи:
Воспитание
основ эстетической культуры, способность различить и видеть прекрасное.
Развитие
художественных способностей.
Воспитание
чувства любви к прекрасному.
Ожидаемые результаты:
Учащиеся
знакомятся основными направлениями эстетической культуры.
Получат
возможность для развития художественных способностей
и эстетического вкуса.
6. Трудовое воспитание.
Задачи:
Способствовать
тому, чтобы каждый ученик понимал значимость трудовой деятельности, даже в будни
труд может сделать праздничными днями.
Ожидаемые результаты:
Приобщение
учащихся к общественной работе, воспитание сознательного отношения к своим
обязанностям, формирование трудового образа жизни.
7. Учебно – познавательная деятельность.
Задачи:
Способствовать
становлению, развитию и совершенствованию интеллектуальных возможностей
учащихся средствами воспитательной работы.
Создавать
учащимся возможность проявлять свои интеллектуальные достижения в школе и за ее
пределами.
Проводить
диагностические мероприятия с целью выявления и влияния на кругозор учащихся,
на их познавательный интерес, увлечения.
Ожидаемые результаты:
Учащиеся
научатся проявлять свои интеллектуальные достижения в школе и за её пределами.
Появится
интерес к расширению общего кругозора, к развитию интеллекта.
Покосное
Характеристика класса
В классе 26 человек. Из них 14 девочек и 12 мальчиков. Дети подобраны разного возраст6а: 2004, 2007-2008-2009 годов рождения. 11 детей из неполных и 15детей из полных семей. Из них: 12 семей многодетные,11 малоимущие, 1ребёнок воспитывается бабушкой, 1 ребенок – приёмный, 1 ребёнок воспитывается отцом. Есть 2 детей, страдающие хроническими заболеваниями, 2 детей с нарушением зрения, 2 детей в очках, 1 – инвалид.
Дети все организованные и владеют навыками самообслуживания. Большинство детей спокойные, хорошо ведут себя на уроках и переменах. Есть дети, у которых быстро рассеивается внимание: Ларионов Егор, Ермилин Семён, Колесёнков Дмитрий.
У детей разные интересы. На переменах играют в компьютерные приставки, бегают друг за другом по коридорам, танцуют, обучая других, читают книжки или рисуют. Среди детей много любознательных.
В классе есть лидеры: Борновалова Наталья, Сливинская Екатерина, Кузнецова Екатерина.
С сентября 2016 года в классе был выбран командир – Парфёнов Семён. Семён проявляет себя активно, старается «собрать» детей, но ещё немного стесняется своей должности.
Дети проявляют активность в подготовке мероприятий. В классе есть еще ребята, которые не могут, в силу своих особенностей, полностью контролировать свое поведение, бывают излишне шумны и подвижны. Этим ученикам уделяется особое внимание (беседы с родителями, индивидуальные беседы с самими ребятами): Кузнецова Екатерина, Борновалова Наталья.
Психологический климат в классе очень хороший. Ребята хорошо воспитаны, вежливы, культурны. У них присутствуют чувства сопереживания, доброжелательности, сострадания, сочувствие.
Продолжается работа над формированием сплоченного, дружного коллектива. С родителями провожу: анкетирование, опрос.
Родители детей класса активны, откликаются на просьбы учителя. Советы воспринимают положительно. Родительский комитет, который был сформирован ещё в первом классе, но во 2 классе претерпел небольшие изменения, старается поддержать благоприятные условия для жизни детей в социуме: оказывает помощь в подготовке мероприятий. Активные родители: Суслова Г.И., Метелькова Е.В., Первых О.В.
Вся работа учителя направлена на воспитание чувства коллективизма, создание благоприятной атмосферы на уроках и во внеурочное время.
Социальный паспорт класса
№ |
Показатель |
Количество |
Фамилии учащихся |
1 |
Количество учащихся:
|
|
Баранов, Васильев, Ермилин, Колесёнков, Лазутин, Ларионов, Никифорук, Парфёнов, Решитько, Симков, Хомченко, Мягких, Борновалова, Капустина, Князькова, Кузнецова, Лазарева, Матвеенко, Метелькова, Московских, Первых, Каримова, Нижегородова, Сливинская, Соколова, Ситдикова. |
|
-мальчиков |
13 |
Баранов, Васильев, Ермилин, Колесёнков, Лазутин, Ларионов, Никифорук, Парфёнов, Симков, Хомченко, Мягких, Решитько, Константинов. |
-девочек |
14 |
Борновалова, Капустина, Князькова, Кузнецова, Лазарева, Матвеенко, Метелькова, Московских, Нижегородова, Первых, Сливинская, Соколова, Каримова, Ситдикова. |
|
2 |
Воспитываются: |
|
|
- в полной семье |
|
Баранов, Лазутин, Ларионов, Никифорук, Парфёнов, Хомченко, Каримова, Борновалова, Капустина, Князькова, Кузнецова, Матвеенко, Московских, Сливинская, Ситдикова. |
|
- в неполной семье, всего
|
|
Васильев, Ермилин, Колесёнков, Симков, Решитько, Метелькова, Соколова, Первых, Лазарева, Нижегородова, Мягких, Константинов. |
|
-одинокой матерью |
3 |
Симков, Решитько, Метелькова |
|
-матерью, находя-щейся в разводе |
6 |
Васильев, Лазарева, Соколова, Колесёнков, Нижегородова, Константинов. |
|
-матерью - вдовой |
2 |
Первых, Ермилин |
|
-отцом, находящим-ся в разводе |
|
|
|
-отцом - вдовцом |
1 |
Мягких |
|
-опекуном |
1 |
Кузнецова |
|
3 |
Состав семьи: |
|
|
-с одним ребёнком |
4 |
Соколова, Метелькова, Мягких, Константинов. |
|
-с двумя детьми |
11 |
Колесёнков, Никифорук, Лазутин, Симков, Князькова, Хомченко, Парфёнов, Капустина, Сливинская, Баранов, Каримова. |
|
-с тремя детьми |
6 |
Первых, Московских, Васильев, Ермилин, Нижегородова, Ситдикова. |
|
-более трёх детей |
6 |
Лазарева, Борновалова, Решитько, Кузнецова, Матвеенко, Ларионов. |
|
4 |
Семьи группы риска: |
|
|
-авторитарный стиль воспитания |
|
|
|
-попустительский стиль |
|
|
|
-алкоголизированные |
|
|
|
5 |
Количество родителей |
|
|
-из них не работающих |
16 |
|
|
6 |
Образование родителей: |
|
|
-неполное среднее |
8 |
Никифорук, Ермилина, Нижегородова, Константинова, Московских(2), Лазутин, Первых, Мягких |
|
-среднее |
14 |
Симкова, Никифорук, Сливинская, Хомченко, Тимофеева (Лазарева), Борновалова, Капустина(2), Лазутин, Ларионова, Матвеенко(2), Каримова(2). |
|
-среднее профессион. |
4 |
Князьков, Суслова (Кузнецова), Парфёнов(2). |
|
-среднее - специальное |
7 |
Колесёнков, Васильев, Князькова, Хомченко, Метелькова, Ситдикова (2). |
|
-высшее профессиональное |
8 |
Сливинский, Соколова(2), Борновалов, Баранов(2), Кузнецова (Суслов), Ларионов |
|
7 |
Материальное состояние семьи: |
|
|
-высокий уровень дохода |
1 |
Баранов |
|
-уровень доходов, соответствующий реальному прожиточному минимуму |
9 |
Васильев, Соколова, Матвеенко, Князькова, Хомченко, Решитько, Кузнецова, Лазутин, Каримова. |
|
-уровень дохода, ниже реального прожиточного минимума |
|
Колесёнков, Парфёнов, Ларионов, Московских, Капустина, Симков, Ермилин, Нижегородова, Лазарева, Никифорук, Сливинская, Первых, Мягких, Борновалова, Метелькова, Ситдикова, Константинов. |
|
8 |
Место жительства: |
|
|
-в собственном доме (квартире) |
19 |
Колесёнков, Никифорук, Сливинская, Кузнецова, Ермилин, Васильев, Соколова, Первых, Князькова, Нижегородова, Хомченко, Лазарева, Парфёнов, Московских, Решитько, Каримова, Мягких, Ситдикова, Константинов. |
|
-в отдельной благо устроенной квартире |
8 |
Борновалова, Капустина, Лазутин, Ларионов, Матвеенко, Метелькова, Симкова, Баранов. |
|
-в общежитии |
|
|
|
-не имеют жилья |
|
|
|
9 |
Дополнительные сведенья: |
|
|
(семьи, имеющие статус беженцев, инвалидов.) |
1 |
Мягких- инвалид |
|
10 |
Учащиеся, требующие особого внимания: |
|
|
-на внутришкольном учёте |
|
|
|
-на учёте в ОДН |
|
|
Приложение к социальному паспорту 3 «Б» класса
№ |
Показатель |
Количество |
1. |
Количество беспризорных детей |
- |
2. |
Количество безнадзорных детей |
- |
3. |
Количество семей одиноких родителей |
12 |
4. |
Количество детей в малообеспеченных семьях |
48 |
5. |
Количество малообеспеченных семей |
17 |
6. |
Количество детей в многодетных семьях |
49 |
7. |
Количество многодетных семей |
12 |
8. |
Количество детей - инвалидов |
1 |
9. |
Количество детей в семьях одиноких родителей |
27 |
10. |
Количество педагогических работников, работающих с детьми из социально – неблагополучных семей |
11 |
Программа работы с семьями учащихся
Цель: сделать родителей активными участниками педагогического процесса.
Задачи:
·
Постоянное
информирование родителей о результатах учёбы, воспитания, душевного состояния,
развития ребёнка.
· Организация психолого-педагогического просвещения родителей через систему родительских собраний, тематических и индивидуальных консультаций и собеседований.
· Ознакомление с материальными условиями жизни семьи, ее психологическим климатом, особенностями поведения ребенка в семье.
·
Создание условий для благоприятного
взаимодействия всех
участников учебно-воспитательного процесса - педагогов, детей и
родителей.
· Привлечение к организации досуга детей по интересам.
Работа с родителями осуществляется по следующим направлениям:
· последовательное двустороннее общение;
· педагогическое просвещение родителей;
· привлечение родителей в воспитательный и образовательный процесс через различные формы.
Родительский комитет
№ |
Ф.И.О. |
Адрес |
Телефон |
1. |
Суслова Галина Ивановна - председатель |
Бурлова, 10-1 |
89245487208 |
2. |
Первых Олеся Валерьевна - секретарь |
Лесная, 5-2 |
89642854199 |
3. |
Баранова Екатерина Викторовна - казначей |
Мелиораторов, 6-2 |
89501172180 |
Покосное
План проведения родительских собраний
на 2017-2018 учебный год
№ |
Тема |
Дата проведения |
1 |
Итоги 1 четверти «Успехи и неудачи». |
Октябрь |
2 |
Итоги 1 полугодия «Мы против насилия и жестокости над детьми». |
Декабрь |
3 |
Итоги 3 четверти «Прекрасное пробуждает доброе». |
Март |
4 |
Итоги за год «Перелистывая страницы учебного года» |
Май |
Покосное
Учёт посещения
родительских собраний в 2017-2018 уч.году
№ |
Ф.И.О. |
Дата посещения |
|
||||||||
19.09 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
1 |
Баранова Екатерина Викторовна |
+ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
Борновалова Оксана Васильевна |
+ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
Васильева Ольга Васильевна |
+ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4 |
Ермилина Анна Викторовна |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5 |
Капустина Светлана Петровна |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6 |
Колесёнкова Ольга Николаевна |
+ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7 |
Князькова Наталья Петровна |
+ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
8 |
Суслова Галина Ивановна |
+ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
9 |
Тимофеева Виктория Викторовна |
+ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
10 |
Лазутина Анна Александровна |
+ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
11 |
Ларионова Алёна Николаевна |
+ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
12 |
Матвеева Ирина Алексеевна |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
13 |
Матвеенко Оксана Васильевна |
+ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
14 |
Метелькова Елена Викторовна |
+ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
15 |
Московских Наталья Валерьевна |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
16 |
Мягких Михаил Владимирович |
|
И |
Н |
В |
А |
Л |
И |
Д |
|
|
17 |
Князькова Анна Николаевна |
+ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
18 |
Никифорук Ирина Геннадьевна |
+ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
19 |
Парфёнова Анна Васильевна |
+ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
20 |
Первых Олеся Валерьевна |
+ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
21 |
Решитько Александр Сергеевич |
+ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
22 |
Симкова Мария Анатольевна |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
23 |
Чупрова Оксана Николаевна |
+ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
24 |
Сливинская Татьяна Владимировна |
+ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
25 |
Соколова Нина Константиновна |
+ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
26 |
Хомченко Алёна Юрьевна |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Всего: |
76% |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Работа с одарёнными детьми
1. Выполнение творческих работ.
2. Подготовка сообщений к урокам литературного чтения, окружающего мира.
3. Подготовка и участие в классных, всероссийских олимпиадах.
4. Участие в конкурсах чтецов.
5. Развитие логического мышления, памяти, воображения путём выполнения заданий повышенной трудности.
6. Помощь сильных учащихся слабоуспевающим в шефских парах.
Работа со слабоуспевающими детьми
1. Создание и работа шефских пар.
2. Выполнение заданий, развивающих творческие способности учащихся.
3. Консультации родителей по подготовке дополнительных заданий.
4. Контроль посещения учащимися кружков в школе, проведения свободного времени.
5. Вовлечение детей в общественную работу в коллективе, выполнении ими поручений.
6. Исследование интересов детей и предоставление заданий в соответствии с их интересами.
Работа с неуспевающими детьми
1. Исследование жилищно – бытовых условий учащихся.
2. Консультации и беседы с родителями по воспитанию детей.
3. Организация досугового времени путём вовлечения учащихся в кружки, секции и другие внешкольные учреждения.
4. Контроль за выполнением поручений, которые учащиеся выбрали по своему желанию.
5. Повышение интереса к учению, путём предоставления им посильных дополнительных заданий по предметам.
Покосное
Права и обязанности учащихся
Учащиеся имеют право:
1. Пользоваться учебными кабинетами, библиотекой, спортзалом.
2. Участвовать в обсуждении вопросов по успеваемости, трудовой и учебной дисциплине, а также других вопросов, связанных с учебным процессом.
3. Учащиеся имеют право участвовать в общественной жизни коллектива и школы.
Учащиеся обязаны:
1. Систематически и глубоко овладеть теоретическими знаниями и практическими навыками.
2. Посещать учебные занятия, еженедельные школьные линейки, мероприятия.
3. Повышать свой культурный и нравственный уровень.
4. Соблюдать правила внутреннего распорядка школы.
5. Быть дисциплинированными и организованными.
6. Беречь школьное имущество.
Виды контроля:
1. Проведение диагностики по уровню воспитанности;
2. Участие в мероприятиях (классных, внутришкольных и т.д);
3. Накопительная система оценивания «Портфель достижений»;
4. Творческие работы детей (рисунки, поделки и т.д.).
Ожидаемые результаты:
1. Создание сплоченного классного коллектива.
2. Сформированность нравственного, познавательного, коммуникативного, художественного и физического потенциалов личности младшего школьника.
3. Проявление инициативы и ответственности за порученное дело.
4. Наличие положительной динамики роста духовно - нравственных качеств личности ребенка.
5. Участие в конкурсах, концертах, спортивных соревнованиях.
6. Посещение спортивных секций, кружков по интересам.
7. Удовлетворенности родителей и учащихся жизнедеятельностью класса.
Покосное
Направления |
Мероприятия |
Дата проведения |
Гражданско-патриотическое воспитание |
Торжественная линейка, посвященная Дню знаний «Первый звонок» |
01.09 |
Классный час «Россия, устремленная в будущее» |
01.09 |
|
Беседа «Волонтерское движение. «Спешите делать добрые дела» |
6.09 |
|
Подготовительная работа к Дню учителя. Открытка ветеранам пед.труда, концертные номера. |
06.09-03.10 |
|
Классный час «Старость надо уважать» |
27.09 |
|
Физкультурно-оздоровительное воспитание |
Инструктаж №1. «Правила охраны здоровья и поведения учащихся во время учебного процесса и во время перемен» |
06.09 |
Беседа «Правила поведения на перемене» |
07.09 |
|
Общешкольный кросс - нации |
|
|
ПДД. «Правила дорожные знать каждому положено». |
20.09 |
|
«День здоровья» |
|
|
Экологическое воспитание |
Осенняя ярмарка (школьная) |
22.09 |
Выставка поделок, рисунков «И снова в моем крае пора золотая» |
24.09 |
|
Классный час «Байкал – жемчужина России» |
25.09 |
|
Рисунки «Байкал глазами детей» |
25.09 |
|
Работа с родителями |
Индивидуальные консультации «Занятость во внеурочное время» |
в течение месяца |
Заседания родительского комитета |
|
|
Диагностика детей |
Занятость учащихся внеклассной и внеурочной деятельностью |
07.09 |
Составление социального паспорта класса |
14.09 |
|
Школьное самоуправление |
Классный час «Планирование работы класса на 2017-2018 уч.год». |
27.09 |
Выборы органов самоуправления в классах, в школе. |
27.09 |
Направления |
Мероприятия |
Дата проведения |
Гражданско-патриотическое воспитание |
Акция «Пожилой человек» |
01.10 |
Классный час «Я и общество. Как мы общаемся» |
11.10 |
|
Нравственно - эстетическое воспитание |
День учителя. Праздничный концерт «Спасибо говорим ВАМ учителя!» |
04.10
|
Классный час «Спешите делать добрые дела» |
18.10 |
|
Классный час «Правила поведения в школе"»- Бережное отношение к школьному имуществу. |
23.10 |
|
Физкультурно-оздоровительное воспитание |
Инструктаж №2. «По правилам безопасного поведения на дороге, водоёмах во время осенних каникул» |
26.10 |
Соревнования «Снайпер» |
|
|
ПДД « Сигналы светофора и регулировщика» |
20.10 |
|
Экологическое воспитание |
«Золотая ярмарка» в классе |
25.10 |
Генеральная уборка в классе |
27.10 |
|
Работа с родителями |
Индивидуальные консультации. |
в течение месяца |
Лекторий «Типы семей и стили семейного воспитания» |
|
|
Родительское собрание «Успехи и неудачи. Итоги 1 четверти». |
19.10 |
|
«Золотая ярмарка» |
25.10 |
|
Учебно- познавательная деятельность |
Школьные олимпиады |
10.10; 11.10; 12.10; 13.10 |
Всероссийский конкурс «Умник» |
16.10 |
|
Всероссийский конкурс «Гелиантус» |
17.10 |
|
Всероссийский конкурс «Русский медвежонок» |
18.10 |
|
Классный час «Безопасность детей в интернете» |
19.10 |
|
Диагностика детей |
Социометрия |
27.10 |
Школьное самоуправление |
Операция «Дневничок» |
27.10 |
Линейка «Итоги 1 четверти»
|
|
Направления |
Мероприятия |
Дата проведения |
Гражданско-патриотическое воспитание |
Научно – практическая конференция «Стимул» |
|
Конкурс творческих проектов «Этнокультуные традиции и промыслы» |
|
|
Классный час «Правила жизни честного человека» |
08.11 |
|
Физкультурно-оздоровительное воспитание |
Конкурс рисунков «Спорт как альтернатива вредным привычкам» |
|
Классный час «Здоровый образ жизни. |
15.11 |
|
Классный час «О предупреждении травматизма в школе и общественных местах» |
22.11 |
|
ПДД « Дорожные знаки» |
20.11 |
|
Экологическое воспитание
|
Операция «Кормушка» |
22.11 |
Генеральная уборка в классе |
30.11 |
|
Нравственно - эстетическое воспитание |
Выставка рисунков – «Моя мамочка» |
27.11 |
Мастерская для мамы |
01-29.11 |
|
Концертная программа «А ну-ка, мамы!» |
30.11 |
|
Классный час «Семья и семейные ценности. |
29.11 |
|
Акция «День матери» Изготовление открыток. Вручение. Фотографии. Вручение. |
30.11 |
|
Работа с родителями |
Индивидуальные консультации. |
в течение месяца |
Индивидуальная работа с семьями |
в течение месяца |
|
Лекторий «Не будьте равнодушными» о наркомании |
|
|
Школьное самоуправление |
Рейд «Учебник» |
29.11 |
Направления |
Мероприятия |
Дата проведения |
Гражданско-патриотическое воспитание |
Классный час «Мои права и обязанности» |
06.12 |
Классный час «Устав школы и правила поведения» |
20.12 |
|
Акция «Новогодние пожелания» |
29.12 |
|
Физкультурно-оздоровительное воспитание |
Инструктаж №3. «По правилам технике безопасности при проведении новогодней ёлки» |
29.12 |
Инструктаж №4.«По правилам технике безопасности на зимних каникулах» Отдых на природе. Катание на санках и лыжах |
29.12 |
|
ПДД « Виды транспортных средств. Обязанности пассажиров» |
20.12 |
|
Экологическое воспитание
|
Генеральная уборка в классе |
28.12 |
Районный конкурс агитбригад «Если хочешь быть здоров» |
|
|
Нравственно- эстетическое воспитание |
Конкурс «Новогодняя игрушка» |
25.12 |
Поздравление библиотекаря школы с Днем школьных библиотек» (стихи, подарки – книги, закладки) |
26.12 |
|
Классный час «День Конституции РФ» |
13.12 |
|
Новогодний карнавал |
29.12 |
|
Работа с родителями |
Индивидуальные консультации. |
в течение месяца |
Родительское собрание «Итоги 1 полугодия» |
21.12 |
|
Диагностика детей |
Изучение участия обучающихся в конкурса, олимпиадах, общественной жизни |
27.12 |
Школьное самоуправление |
Линейка «Итоги 1 полугодия»
|
30.12 |
Направления |
Мероприятия |
Дата проведения |
Гражданско-патриотическое воспитание |
Классный час «Блокада Ленинграда» |
10.01 |
Классный час «Детские организации при СССР» |
24.01 |
|
Физкультурно-оздоровительное воспитание |
Беседа «Режим дня» |
11.01 |
ПДД « Тормозной путь транспорта» |
19.01 |
|
Экологическое воспитание
|
Генеральная уборка в классе |
31.01 |
Акция «Кормушка» |
18.01 |
|
Духовно-нравственное воспитание |
Классный час «Твори добро» |
17.01 |
Нравственно - эстетическое воспитание |
«Февральский ветер». Подготовка к смотру военной песни |
08-31.01 |
Работа с родителями |
Лекторий «Роль отца и матери в воспитании ребёнка» |
|
Индивидуальные консультации. |
в течение месяца |
|
Школьное самоуправление |
Рейд «Чистая тетрадочка» |
31.01 |
Направления |
Мероприятия |
Дата проведения |
Гражданско-патриотическое воспитание |
Урок мужества «Вечная слава героям российским…» |
07.02 |
Классный час «Есть такая профессия – Родину защищать» |
14.02 |
|
Акция «Письмо солдату» |
08.02 |
|
Концертная программа для пап «С праздником мужчины» |
21.02 |
|
Конкурс инсценированной военно -патриотической песни «Служу России» |
23.02 |
|
Физкультурно-оздоровительное воспитание |
Эстафета «А ну-ка ,парни!» |
|
Классный час «Не курите девчонки и мальчишки» |
28.02 |
|
ПДД « Я иду по улице» |
20.02 |
|
Экологическое воспитание |
Генеральная уборка в классе
|
28.02 |
Духовно-нравственное воспитание |
Классный час «Хлеб всему голова» |
15.02 |
Рассуждалка «Один день моего папы» |
20.02 |
|
Эстетическое воспитание |
Мастерская « Подарки папам» |
01-20.02 |
Конкурс рисунков «Наша армия родная» |
20.02 |
|
Работа с родителями |
Лектории по вопросам общения с ребенком |
|
Индивидуальные консультации. |
в течение месяца |
|
Школьное самоуправление |
Заседание актива |
|
Рейд по проверке школьных принадлежностей |
28.02 |
Направления |
Мероприятия |
Дата проведения |
Гражданско-патриотическое воспитание |
Классный час «Что такое хорошо, что такое плохо» |
14.03 |
Физкультурно-оздоровительное воспитание |
Соревнования «Вперёд, девчонки!» |
|
Классный час «Трезвый образ жизни» |
16.03 |
|
ПДД « Как переходить улицу на нерегулируемом перекрестке» |
20.03 |
|
Инструктаж №5. « По правилам безопасного поведения на дорогах, водоёмах, в лесу и в быту во время весенних каникул» |
21.03 |
|
Экологическое воспитание |
Генеральная уборка в классе |
22.03 |
Нравственно- эстетическое воспитание |
Акция «С праздником 8 Марта» |
07.03 |
Классный час «Поговорим об ответственности» |
09.03 |
|
Эстетическое воспитание |
Мастерская « Подарки мамам» |
01-06.03 |
Конкурс рисунков «Моя замечательная мама» |
06.03 |
|
Работа с родителями |
Индивидуальные консультации. |
в течение месяца |
Родительское собрание «Итоги 3 четверти» |
21.03 |
|
Школьное самоуправление |
Рейд «Проверка тетрадей» |
20.03 |
Линейка «Итоги 3-й четверти»
|
|
Направления |
Мероприятия |
Дата проведения |
Гражданско-патриотическое воспитание |
Классный час по ПДД |
11.04 |
Акция в д/с «Будьте милосердным» |
26.04 |
|
Физкультурно-оздоровительное воспитание |
Классный час «7 апреля – всемирный день здоровья» |
04.04 |
Акция «Быть здоровым – здорово!» |
|
|
ПДД « Мы велосипедисты» |
20.04 |
|
ПДД « Велородео. Игра – соревнование на площадке по правилам движения на велосипедах» |
27.04 |
|
Классный час по формированию здорового образа жизни |
|
|
Экологическое воспитание
|
Генеральная уборка в классе |
25.04 |
Уборка территории школы |
|
|
Нравственно- эстетическое воспитание |
Конкурс рисунков «Мы и космос» |
|
Конкурс проектов «Мы за здоровый образ жизни» |
|
|
Классный час «Чтобы радость дарить, нужно добрым и вежливым быть» |
30.04 |
|
Эстетическое воспитание |
Конкурс рисунков «Космос» |
|
Работа с родителями |
Индивидуальные консультации. |
в течение месяца |
Изучение уровня удовлетворенности родителей школьной жизнью |
27.04 |
|
Лекторий «Права и обязанности родителей» |
|
|
Школьное самоуправление |
Рейд «Проверка тетрадей» |
27.04 |
Направления |
Мероприятия |
Дата проведения |
Гражданско-патриотическое воспитание |
Классный час «Дети – герои ВОВ» |
03.05 |
Классный час «Ветеран живёт рядом». Изготовление открыток |
08.05 |
|
Митинг «Память» |
09.05 |
|
Физкультурно-оздоровительное воспитание |
«Праздник здоровья» |
|
Эстафета на 9 мая |
|
|
ПДД «Итоги года» |
18.05 |
|
Инструктаж №6. « По правилам безопасного поведения на дорогах, водоёмах, в лесу и в быту во время летних каникул» |
30.05 |
|
Классный час «Жизнь без табака» (Минченко) |
|
|
Экологическое воспитание |
Генеральная уборка в классе |
30.05 |
Нравственно- эстетическое воспитание |
Беседа «Уважай старших» |
23.05 |
Классный час «Солнышко 2018» |
25.05 |
|
Торжественная линейка «Последний звонок» |
30.05 |
|
Работа с родителями |
Индивидуальные консультации «Летний отдых детей» |
в течение месяца |
«Уровень удовлетворенности родителей и учащихся деятельностью ОУ» |
23.05 |
|
Родительское собрание «Перелистывая страницы учебного года» |
23.05 |
|
Диагностика детей |
«Уровень воспитанности» |
16.05 |
«Удовлетворённость учащихся» |
16.05 |
|
Школьное самоуправление |
«Напутственное слово выпускникам 9 классов» |
30.05 |
Итоги года, вручение наград |
|
План – сетка по профилактике ПДД
№
|
Название темы
|
Дата проведения |
1 |
Введение. «Правила дорожные знать каждому положено». |
Сентябрь |
2 |
Сигналы светофора и регулировщика. |
Октябрь |
3 |
Дорожные знаки. |
Ноябрь |
4 |
Виды транспортных средств. Обязанности пассажиров. |
Декабрь |
5 |
Тормозной путь транспорта. |
Январь |
6 |
Я иду по улице. |
Февраль |
7 |
Как переходить улицу на нерегулируемом перекрестке. |
Март |
8 |
Мы велосипедисты. |
Апрель |
9 |
Велородео. Игра – соревнование на площадке по правилам движения на велосипедах. |
Апрель |
10
|
Итоги года. |
Май |
План – сетка по профилактике
негативных явлений
№
|
Название темы
|
Дата проведения |
1 |
«Безопасность детей в интернете» |
Октябрь |
2 |
«Не курите девчонки и мальчишки»
|
Февраль |
3 |
«Трезвый образ жизни» |
Март |
Занятость учащихся
на начало 2017-2018 учебный год
|
Класс 3«Б» |
Челозерцева О.Л. «Проказники» |
Кравцова Т.В. «Искорка» |
Ковалевская С.В. «Сувенирчик» |
ДШИ |
Минченко М.Н. Спортивная секция |
Ковалева М.И. Ф. русский язык |
Внеурочная деятельность |
||||
«Место, где родились и живём»
|
«Информатика» |
«Волонтёрское движение» |
|
|||||||||
1 |
Баранов Даниил |
+ |
|
|
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
|
2 |
Борновалова Наталья |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
|
3 |
Васильев Кирилл |
+ |
|
|
|
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
|
4 |
Ермилин Семён |
+ |
|
|
|
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
|
5 |
Капустина Алина |
+ |
|
+ |
|
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
|
6 |
Каримова Амина |
+ |
|
|
|
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
|
7 |
Князькова Полина |
+ |
|
|
|
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
|
8 |
Колесёнков Дмитрий |
+ |
|
|
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
|
9 |
Кузнецова Екатерина |
+ |
|
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
|
10 |
Лазарева Ангелина |
+ |
|
+ |
|
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
|
11 |
Лазутин Кирилл |
+ |
|
|
|
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
|
12 |
Ларионов Егор |
+ |
|
|
|
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
|
13 |
Матвеенко Дарья |
+ |
+ |
+ |
|
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
|
14 |
Метелькова Виктория |
+ |
|
|
|
|
+ |
+ |
+ |
+ |
|
|
15 |
Московских Домна |
+ |
|
|
|
|
+ |
+ |
+ |
+ |
|
|
16 |
Мягких Сергей |
- |
И |
Н |
В |
А |
Л |
И |
Д |
- |
|
|
17 |
Нижегородова Полина |
+ |
|
|
|
|
+ |
+ |
+ |
+ |
|
|
18 |
Никифорук Данил |
+ |
|
|
|
|
+ |
+ |
+ |
+ |
|
|
19 |
Парфёнов Семён |
+ |
|
|
|
|
+ |
+ |
+ |
+ |
|
|
20 |
Первых Анастасия |
+ |
+ |
+ |
|
|
+ |
+ |
+ |
+ |
|
|
21 |
Симков Степан |
+ |
|
|
|
|
+ |
+ |
+ |
+ |
|
|
22 |
Ситдикова Ангелина |
+ |
|
|
|
|
+ |
+ |
+ |
+ |
|
|
23 |
Сливинская Екатерина |
+ |
|
|
+ |
|
+ |
+ |
+ |
+ |
|
|
24 |
Соколова Алёна |
+ |
|
|
+ |
|
+ |
+ |
+ |
+ |
|
|
25 |
Хомченко Кирилл |
+ |
|
|
|
|
+ |
+ |
+ |
+ |
|
|
|
Всего: |
100% |
12 % |
24 % |
24% |
52 % |
100% |
100% |
100% |
100% |
||
Покосное
Содержание
воспитательного плана
v Анализ воспитательной работы за учебный год.
v Цели и задачи на 2017 – 2018 учебный год.
v Пояснительная записка.
v Основные направления воспитательной программы.
v Характеристика класса.
v Социальный паспорт класса.
v Программа работы с семьями учащихся.
v Темы родительских собраний.
v Учёт посещения родительских собраний.
v Работа с одарёнными детьми.
v Работа со слабоуспевающими детьми.
v Работа с неуспевающими детьми.
v Права и обязанности учащихся.
v План- сетка по профилактике ПДД.
v План – сетка по профилактике негативных явлений.
v План - сетка по месяцам.
ПЛАН
ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ
РАБОТЫ
3 «Б» КЛАССА
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.