Урок окружающего мира в 1 классе
Тема урока: Жизнь птиц.
Цели:
Создать условия для ознакомления с птицами, обитающими в лесу, установления зависимости способа питания птицы от строения клюва; способствовать развитию умений выделять особенности внешнего вида и голосов зимующих птиц.

Оборудование: интерактивная доска, учебники, печатные тетради, карточки
Ход урока:
1 . Мотивация (звучит "Вальс цветов")
- Представьте, что вы – маленькое семечко (дети присаживаются, закрывают голову руками)
- Садовник посадил это семечко, очень бережно ухаживал за ним, поливал, оберегал.
(учитель ходит между рядов, гладит детей по голове)
- С первыми лучами солнышка семечко начало расти, появился зеленый листочек (дети сидят, поднимают руки к солнцу)
- Стебелек растет
(дети встают, расправляют плечи)
- Вот наступает радостный момент: появляется прекрасный цветок
(дети поднимают руки вверх, раскрывают их)
- Цветок хорошеет.
(дети улыбаются друг другу)
- Цветок тянется к свету, к солнцу.
(дети тянутся верх)
Присядьте на места. Вы почувствовали себя цветком? Попробуйте ответить на вопрос: зачем цветок тянул свои листки и лепестки к солнышку? (ответы)
Учитель: - Цветок тянется к солнцу, а к чему тянется человек? Прочитайте девиз урока:
Слайд 1
мир освещается солнцем, а человек – знаниями.
Учитель:- Как вы понимаете наши слова? Как примените к нашему уроку?
2.Определение темы урока.
Тема нашего урока спрятана в загадке.
Снится ночью пауку
Чудо-юдо на суку:
Длинный клюв и два крыла,
Прилетит – плохи дела.
А кого паук боится?
Угадали? Это… (Птица)
- Кому будет посвящен наш урок?
Поговорим мы сегодня о птицах.
Слайд 2
Тема нашего урока так и звучит “Жизнь птиц”.
Слайд 3
3.Усвоение новых знаний:
Учитель: Ребята, каких птиц вы знаете? Ответы детей.
Учитель: я предлагаю вам выдержать небольшое испытание, отгадать, о каких птицах сейчас пойдёт речь:
Слайд 4
- Ходит по двору будильник,
Раскрывает с шумом крылья,
Разгребает лапкой сор.
И садится на забор.
(ответ, на слайде фотография петуха)
- Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата.
Черненькая шапочка
И полоска шарфика.
(На слайде фотография синицы)
- Маленький мальчишка
В сером армячишке.
По двору шныряет.Крохи собирает.
(На слайде-изображение воробья)
- Чернокрылый, красногрудый,
Он зимой найдёт приют:
Не боится он простуды
С первым снегом – тут как тут!
(На слайде-изображение снегиря)
Учитель: -Как вы думаете, кто здесь лишний?
Ответ: петух, потому что это домашняя птица.
(Убираю изображение петуха)
Учитель: - О каких же птицах мы будем сегодня говорить?
Ответ: О диких
Учитель: верно, а сейчас я предлагаю вам открыть учебники на стр.9 и найти рубрику «Понаблюдаем»
Работа с учебником с.9 фронтально рубрика «Понаблюдаем» Вывод: каких птиц зимой не встретишь?
Учитель: Все птицы, которых мы с вами знаем, делятся на три группы. Подумайте, как называются эти группы?
Слайд 5
Приходим к выводу, что птицы делятся на перелётных, зимующих и оседлых (объясняем почему)
Слайд 6
- Каких птиц вы знаете? ( Называют)
- Можно ли всех названных вами птиц увидеть вместе? Почему?
Работа в парах:
Предлагаю вам поработать в парах, для этого возьмите иллюстрации №1, отметьте на них буквой «П» - перелётных птиц, буквой «З» - зимующих, буквой «О» - оседлых. (работа в парах)
Проверка по слайду
Учитель: Птицы везде – над нами, вокруг нас, вдали, рядом. Встретить их можно и в лесу, и в поле, и на реке, и в горах. Птиц в природе очень много. Только в России их насчитывается более 760 видов. Птицы отличаются друг от друга цветом оперения, размером и даже пением.
Работа с учебником: рассмотрите картинку на стр. 9, какие птицы на ней изображены?
Ответ: - Снегири, синички.
Слайд 7
Учитель: Ребята, я предлагаю вам послушать пение синички и ответить на вопрос: «Как поёт птица?».
Звукозапись, ответы (громко, звонко, весело и т.п.)
Работа с учебником: (фронтально)
На странице 9 прочитайте о том, как поют снегири и приготовьтесь к ответу на поставленный к тексту вопрос.
Учитель: я предлагаю вам послушать пение снегиря, верно ли, что эту птицу называют «тихопевом»?
Работа по учебнику стр.10 (фронтально)
Что умеет делать клюв? (Курица – клевать зерно. Клёст – шелушить шишки. Нектарница – высасывать сок. Дятел – долбит кору и вытаскивает насекомых.
Работа в парах с. 10.Соображалки. Ответы детей о клювах клеста и дятла.
Работа с карточками:
Показ слайдов, дорисовывание клювов у птиц, объяснение своего варианта изображения клюва (на доске и на карточках)
Работа в парах с. 11.выполнение задания, проверка по слайду (исправь ошибки)
Слайд 8
Физкультурная минутка
Утром встал гусак на
лапки,
Приготовился к зарядке:
Повернулся влево, вправо.
Приседанье сделал справно,
Встал на левую ногу,
Встал на правую ногу,
Клювиком почистил пух
И скорей за парту плюх.
Работа в тетрадях (Групповая деятельность).
Слайд 9
Учитель: ребята, я предлагаю вам поработать с печатной тетрадью на стр. 45. Рассмотрите внимательно иллюстрацию и составьте устный рассказ по ней.
Проверка работы, дополнение групп.
Слайд 10
Показ слайдов “ Нелетающие птицы”.
Разгадывание кроссворда стр.44 (печатная тетрадь)
Рефлексия
-Вспомните девиз нашего урока. ( на экране появляется девиз: Мир освещается солнцем, а человек - знанием)
-Какие новые знания получили? О чем говорили? Что интересного запомнили? ( на экране появляются картинки птиц с надписями: «перелетные», «зимующие»)
-С помощью сигнальных карточек оцените свою работу: кто запомнил отличия зимующих и перелетных птиц, сможет объяснить это дома - зеленая карточка; кому это сложно, нужно еще поговорить о перелетных и зимующих птицах - красная.
-Спасибо за то, что вы честно оцениваете свою работу, спасибо за нтересный урок.


Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.