Урок окружающего мира в 1 классе "Жизнь птиц"

  • Разработки уроков
  • docx
  • 22.11.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Урок окружающего мира знакомит первоклассников с особенностями жизни птиц в лесу.
Иконка файла материала Урок окружающего мира в 1 классе по теме Жизнь птиц .docx

Урок окружающего мира в 1 классе

Тема урока: Жизнь птиц.

Цели:

Создать условия  для ознакомления с птицами, обитающими в лесу, установления зависимости способа питания птицы от строения клюва; способствовать  развитию умений выделять особенности внешнего вида и голосов зимующих птиц.

Оборудование: интерактивная доска, учебники, печатные тетради,  карточки

Ход урока:

1 . Мотивация   (звучит "Вальс цветов")

- Представьте, что вы – маленькое семечко (дети присаживаются, закрывают голову руками)

- Садовник посадил это семечко, очень бережно ухаживал за ним, поливал, оберегал.

(учитель ходит между рядов, гладит детей по голове)

- С первыми лучами солнышка семечко начало расти, появился зеленый листочек (дети сидят, поднимают руки к солнцу)

- Стебелек растет

(дети встают, расправляют плечи)

- Вот наступает радостный момент: появляется прекрасный цветок

(дети поднимают руки вверх, раскрывают их)

- Цветок хорошеет.

(дети улыбаются друг другу)

- Цветок тянется к свету, к солнцу.

(дети тянутся верх)

Присядьте на места. Вы почувствовали себя цветком?  Попробуйте ответить на вопрос: зачем цветок тянул свои листки и лепестки к солнышку? (ответы)

Учитель: - Цветок тянется к солнцу, а к чему тянется человек? Прочитайте девиз урока:

Слайд 1

мир освещается солнцем, а человек – знаниями.

Учитель:- Как вы понимаете наши слова? Как примените к нашему уроку?

2.Определение темы урока.

Тема нашего урока спрятана в загадке.

Снится ночью пауку
Чудо-юдо на суку:
Длинный клюв и два крыла,
Прилетит – плохи дела.
А кого паук боится?
Угадали? Это… (Птица)

- Кому будет посвящен наш урок?

Поговорим мы сегодня о птицах.

Слайд 2

Тема нашего урока так и звучит “Жизнь птиц”.

Слайд 3

3.Усвоение новых знаний:

Учитель:  Ребята, каких птиц вы знаете? Ответы детей.

Учитель: я предлагаю вам выдержать небольшое испытание, отгадать, о каких птицах сейчас пойдёт речь:

Слайд 4

- Ходит по двору будильник,

 Раскрывает с шумом крылья,

 Разгребает лапкой сор.

И садится на забор.

 (ответ, на слайде фотография петуха)

- Спинкою зеленовата,

Животиком желтовата.

Черненькая шапочка

И полоска шарфика.  

 (На слайде фотография синицы)

- Маленький мальчишка

В сером армячишке.

По двору шныряет.Крохи собирает. 

 

     (На слайде-изображение воробья)

 

- Чернокрылый, красногрудый,

Он зимой найдёт приют:

Не боится он простуды

С первым снегом – тут как тут!

(На слайде-изображение снегиря)

Учитель: -Как вы думаете, кто здесь лишний?

Ответ:   петух, потому что это домашняя птица.

(Убираю изображение петуха)

Учитель: - О каких же птицах мы будем сегодня говорить?

Ответ:   О диких

Учитель: верно, а сейчас я предлагаю вам открыть учебники на  стр.9 и  найти рубрику «Понаблюдаем»

Работа с учебником с.9 фронтально  рубрика «Понаблюдаем»  Вывод: каких птиц зимой не встретишь?

Учитель:  Все птицы, которых мы с вами знаем, делятся на три группы. Подумайте, как называются эти группы?

Слайд 5

Приходим к выводу, что птицы делятся на перелётных, зимующих и оседлых (объясняем почему)

Слайд  6

- Каких птиц вы знаете? ( Называют)

- Можно ли всех названных вами птиц увидеть вместе? Почему?

Работа в парах:

Предлагаю вам поработать в парах, для этого возьмите  иллюстрации №1, отметьте на них  буквой «П» - перелётных птиц, буквой «З» - зимующих, буквой «О» - оседлых. (работа в парах)

 Проверка по слайду

Учитель: Птицы везде – над нами, вокруг нас, вдали, рядом. Встретить их можно и в лесу, и в поле, и на реке, и в горах. Птиц в природе очень много. Только в России их насчитывается более 760 видов. Птицы отличаются друг от друга цветом оперения, размером и даже пением.

Работа с учебником: рассмотрите картинку на стр. 9, какие птицы на ней изображены?

Ответ: - Снегири, синички.

Слайд 7

Учитель: Ребята, я предлагаю вам послушать пение синички и ответить на вопрос: «Как поёт птица?».

Звукозапись, ответы (громко, звонко, весело и т.п.)

Работа с учебником: (фронтально)

На странице 9 прочитайте  о том, как поют снегири и приготовьтесь к ответу на поставленный к тексту вопрос.

Учитель: я предлагаю вам послушать пение снегиря,  верно ли, что  эту птицу называют «тихопевом»?

Работа по учебнику  стр.10  (фронтально)

Что умеет делать клюв? (Курица – клевать зерно. Клёст – шелушить шишки. Нектарница – высасывать сок. Дятел – долбит кору и вытаскивает насекомых.

Работа в парах с. 10.Соображалки. Ответы детей о клювах клеста и дятла.

Работа с карточками:

Показ слайдов, дорисовывание клювов у птиц, объяснение своего варианта изображения клюва (на доске и на карточках)

 

Работа в парах с. 11.выполнение задания,  проверка по слайду (исправь ошибки)

Слайд 8

  Физкультурная минутка

Утром встал гусак на лапки,
Приготовился к зарядке:
Повернулся влево, вправо.
Приседанье сделал справно,

Встал на левую ногу,

Встал на правую ногу,
Клювиком почистил пух
И скорей за парту плюх.

Работа в тетрадях  (Групповая деятельность).

Слайд 9

Учитель:  ребята, я предлагаю вам поработать с печатной тетрадью на стр. 45. Рассмотрите внимательно иллюстрацию и  составьте устный рассказ по ней.

Проверка работы, дополнение групп.

Слайд 10

Показ слайдов “ Нелетающие птицы”.

Разгадывание кроссворда стр.44 (печатная тетрадь)

Рефлексия

-Вспомните девиз нашего урока. ( на экране появляется девиз: Мир освещается солнцем, а человек - знанием)

-Какие новые знания получили? О чем говорили? Что интересного запомнили? ( на экране появляются картинки птиц с надписями: «перелетные», «зимующие»)

-С помощью сигнальных карточек оцените свою работу: кто запомнил отличия зимующих и перелетных птиц, сможет объяснить это дома - зеленая карточка; кому это сложно, нужно еще поговорить о перелетных и зимующих птицах - красная.

-Спасибо за то, что вы честно оцениваете свою работу, спасибо за нтересный урок.