32 ЧАСА РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Э Л Е К Т Р О Т Е Х Н И К А»
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по программам подготовки квалифицированных рабочих (служащих) 13.01.10 Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования
32 ЧАСА РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ЭЛЕКТРОТЕХНИКА»
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального
государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по программам
подготовки квалифицированных рабочих (служащих) 13.01.10 Электромонтер
по ремонту и обслуживанию электрооборудования
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
стр.
4
2. СТРУКТУРА И
ДИСЦИПЛИНЫ
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ
6
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ
ДИСЦИПЛИНЫ
УЧЕБНОЙ
17
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ
ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
181. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ЭЛЕКТРОТЕХНИКА
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы
подготовки квалифицированных рабочих, служащих в соответствии с ФГОС
по профессии 13.01.10 Электромонтер по ремонту и обслуживанию
электрооборудования (по отраслям).
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в
профессиональной подготовке по профессиям рабочих: 19861 Электромонтер
по ремонту и обслуживанию электрооборудования, 19806 Электромонтажник
по освещению и осветительным сетям, 19854 Электромонтер по ремонту
аппаратуры релейной защиты и автоматики, 19808 Электромонтажник по
распределительным устройствам, 19842 Электромонтер по обслуживанию
подстанций, 19931 Электрослесарь (слесарь дежурный по ремонту
оборудования) и др.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы: дисциплина входит в общепрофессиональный
цикл.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам
освоения дисциплины:
Результатом освоения учебной дисциплины является овладение
обучающимися общими компетенциями, включающие в себя способность:
понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии,
проявлять к ней устойчивый интерес;
организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов её
достижения, определенных руководителем;
анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый
нести
оценку и коррекцию собственной деятельности,
контроль,
ответственность за результаты своей работы;
осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного
выполнения профессиональных задач;
использовать
информационнокоммуникативные
технологии
в
профессиональной деятельности;
работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством,
клиентами;исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных
профессиональных знаний (для юношей).
Результатом освоения учебной дисциплины является овладение
обучающимися профессиональными компетенциями, соответствующими
основным видам профессиональной деятельности:
выявлять и устранять дефекты во время эксплуатации оборудования и при
проверке его в процессе ремонта;
принимать в эксплуатацию отремонтированное электрооборудование и
включать его в работу;
производить испытания и пробный пуск машин под наблюдением
инженернотехнического персонала;
настраивать и регулировать контрольноизмерительные приборы и
инструменты;
проводить плановые и внеочередные осмотры электрооборудования;
производить техническое обслуживание электрооборудования согласно
технологическим картам;
выполнять замену электрооборудования, не подлежащего ремонту, в случае
обнаружения его неисправностей.
пускать и останавливать электродвигатели, установленные на
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
контролировать выполнение заземления, зануления;
производить контроль параметров работы электрооборудования;
эксплуатируемом оборудовании;
рассчитывать параметры, составлять и собирать схемы включения приборов
при измерении различных электрических величин, электрических машин и
механизмов;
соблюдением норм техники безопасности и правил эксплуатации;
читать принципиальные, электрические и монтажные схемы;
проводить сращивание, спайку и изоляцию проводов и контролировать
качество выполняемых работ;
знать:
снимать показания работы и пользоваться электрооборудованием с
основные понятия о постоянном и переменном электрическом токе,
последовательное и параллельное соединение проводников и источников тока,
единицы измерения силы тока, напряжения, мощности электрического тока,
сопротивления проводников, электрических и магнитных полей;
сущность и методы измерений электрических величин, конструктивные и
технические характеристики измерительных приборов;
типы и правила графического изображения и составления электрических
схем;
условные обозначения электротехнических приборов и электрических
машин;
основные элементы электрических сетей;принципы действия,
устройство,
основные
характеристики
аппаратуры
электроизмерительных приборов,
управления и защиты, схемы электроснабжения;
электрических машин,
двигатели постоянного и переменного тока, их устройство, принципы
действия, правила пуска, остановки;
способы экономии электроэнергии;
правила сращивания, спайки и изоляции проводов;
виды и свойства электротехнических материалов;
правила техники безопасности при работе с электрическими приборами
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы
учебной дисциплины:
максимальная учебная нагрузка обучающегося 50 часов, в том числе:
обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося 32 часа;
самостоятельная работа обучающегося 18 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:
лабораторные работы
практические занятия
контрольные работы
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачёта
Количество
часов
50
32
8
182. 2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Электротехника»
Наименование разделов и
тем
1
Раздел 1. Электрические и магнитные цепи
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия,
самостоятельная работа обучающихся
2
Объем
часов
3
Уровень
освоения
4
2
2
2
2
3
2
2
2
2
4
1
1
1
1
2
2
2
1
1
2
1
1
Тема 1. Электрические
цепи постоянного тока
Тема 2. Электромагнетизм
и
электромагнитная
индукция.
Тема 3. Электрические
цепи переменного тока
Содержание
1.
2.
3.
4.
Электрические цепи: основные положения, элементы электрической цепи
Основные электрические величины. Параметры электрической цепи
Законы цепей постоянного тока: законы Ома и Кирхгофа
Соединения в электрических цепях: последовательное, параллельное и смешанное
соединение потребителей и источников электрической энергии
Расчет электрических цепей со смешанным соединением потребителей
Методы расчета сложных электрических цепей: метод контурных токов и узловых
потенциалов.
Практическая работа:
№1. Сборка электрической цепи и определение показаний приборов.
Содержание
1.
Общие сведения об электромагнетизме, магнитных величинах, магнитных веществах.
Характеристики магнитных материалов.
его
Магнитное действие тока: взаимодействие тока и
практическое применение. Электромагнитная индукция: использование явления
электромагнитной индукции для получения ЭДС.
магнитного поля,
Переменный ток. Параметры переменного тока. Простейшие цепи переменного тока:
физические процессы в цепях с активным, индуктивным и емкостным
сопротивлениями.
Полная цепь переменного тока. Резонанс напряжений. Резонанс токов.
Мощность в цепи переменного тока.
2.
2.
Содержание
1.Самостоятельная работа: систематическая проработка конспектов занятий, учебной и
специальной литературы. Подготовка рефератов, сообщений по темам:
«Что такое электрическая цепь, монтажная схема, схема электрической цепи?»
«Какую роль играет монтажная схема при составлении схемы электрической цепи?»
«Основные электрические величины», «Вклад
электротехники»
«Основные магнитные величины; что называется магнитной цепью?»
«В чем заключается аналогия электрических и магнитных цепей?»
«Применение вихревых токов в промышленности»
«Последовательный и параллельный резонанс в электрических цепях»;
«Энергетические процессы в цепи с последовательным соединением резистора и
конденсатора, резистора и катушки индуктивности»;
«Определение активной, реактивной и полной мощности цепи»
русских ученных в развитие
Виды и методы измерений: чувствительность прибора, погрешности при измерениях,
класс точности прибора.
Классификация электроизмерительных приборов.
2
Практическая работа:
№2. Исследование неразветвленной и разветвленной электрических цепей постоянного
тока.
Самостоятельная работа:
систематическая проработка конспектов занятий.
Подготовка рефератов, сообщений по темам: «Классификация электроизмерительных
приборов», «Измерения и электроизмерительные приборы в твоей профессии»;
«Электронные аналоговые приборы»
Содержание
1
2
Практическая работа:
№3. Расчет основных параметров трехфазного трансформатора.
Однофазный трансформатор: назначение, устройство, принцип действия
Режимы работы трансформатора.
Раздел 2. Электротехнические устройства
Тема 4. Электрические
измерения
и
электроизмерительные
приборы.
Содержание
1
Тема 5. Трансформаторы
2
3
2
1
1
2
2
2
2
1
1
2
2
2
2
3
3
2
2
3Самостоятельная работа при изучении темы: систематическая проработка конспектов
занятий. Подготовка к практическим занятиям и лабораторным работам с
использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление лабораторных
работ, отчетов и подготовка к их защите. Подготовка рефератов, сообщений по темам:
«Устройство трансформатора»; «Преимущество и недостатки автотрансформатора по
сравнению с двухобмоточным трансформатором»; «Как определяется КПД
трансформатора и от чего он зависит»; «Паспортные параметры трансформатора»
Содержание
1
Общие сведения об электрических машинах: виды, режимы работы, принцип
обратимости
Устройство асинхронного двигателя: виды, основные части, назначение.
Принцип действия асинхронного двигателя: вращающееся магнитное поле и его
получение. Характеристики асинхронного двигателя.
2
Содержание
1
Назначение и классификация электронных приборов и устройств. Электровакуумные
и газоразрядные приборы. Полупроводниковые диоды: устройство, принцип работы,
применение.
Транзисторы: устройство, принцип работы, схемы включения.
Выпрямители: их назначение, применение, типы вентилей, схемы выпрямления.
Понятие о простейших логических схемах, интегральные микросхемы и
микропроцессоры.
Тема 6. Электрические
машины
Тема 7.
приборы и устройства
Электронные
Тема 8. Электрические
аппараты
2
2
Практическая работа:
№4.Односторонняя проводимость полупроводникового диода.
Содержание
1
назначение,
способы гашения
Электрические аппараты:
электрической дуги. Аппараты ручного и автоматического управления:
разновидности, устройство и назначение Аппараты защиты: их устройство и
назначение.
Реле:
(электронные).
электромагнитные, магнитоуправляемые (герконы) и бесконтактные
классификация,
2
2
1
1
2
1
1
2
2
2
1
1
3
2
3
2
2
3
2
2Самостоятельная работа: систематическая проработка конспектов занятий, учебной и
специальной литературы. Подготовка рефератов, сообщений по темам:
«Преимущества и недостатки асинхронных двигателей и двигателей постоянного тока»;
«Виды потерь в двигателях постоянного тока и пути их снижения»;
«Конструктивные особенности асинхронных двигателей с фазным ротором и область их
применения»; «Вращающееся магнитное поле»;
«Выпрямительные устройства в электроэнергетике»;
«Принцип действия и устройство коммутирующих аппаратов»;
«Роль электрических контактов в электротехнике».
Раздел 3. Производство, распределение и использование электроэнергии.
Тема 9. Электрические станции,
сети и электроснабжение.
Содержание
1
2
Содержание
1
Тема 10. Электропривод и
электроавтоматика.
Тема 11. Области применения
электроэнергии.
2
Производство и потребление электроэнергии как единый процесс: виды
электростанций, их сравнительные техникоэкономические показатели
Электрические сети. Кабельные и воздушные линии электропередачи
Понятие об электроприводе: функциональная схема, классификация,
нагрузочные диаграммы.
Основные виды электротранспорта: классификация, принцип работы и системы
электропередачи.
Содержание
1
Основные способы преобразования электроэнергии в тепловую, световую,
химическую.
Дифференцированный зачёт.
Самостоятельная работа: систематическая проработка конспектов занятий,
учебной и специальной литературы. Подготовка рефератов, сообщений по темам:
«Простейшие схемы управления электроприводом»
«Определение мощности двигателя при продолжительном и повторно
кратковременном режимах работы электропривода»;
«Использование электроэнергии в электрохимическом производстве»
Всего
Итоговая аттестация: дифференцированный зачёт
3
2
2
2
2
2
3
2
2
1
1
2
1
1
2
2
2
42Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материальнотехническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета
«Электротехника».
Оборудование учебного кабинета:
посадочные места по количеству обучающихся;
рабочее место преподавателя;
комплект учебнометодической документации
комплект информационных технологий: компьютер, программное обеспе
чение профессионального назначения с мультимедийной установкой;
комплект учебнонаглядных пособий: макеты, модели, плакаты, кинофильмы
диафильмы.
рабочие электрифицированные стенды для подключения и наладки электро
схем;
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернетресурсов, дополнительной
литературы
а) основная литература
1. Бутырин П.А. Толчеев О.В. Шакирзянов Ф.Н. Электротехника: Учебник для
нач. проф. образования. – М.: ОИЦ «Академия», 2011. – 272 с.
2. В.И.Полещук Задачник по электротехнике и электронике: практикум –
Учебник для нач. проф. образования. – М.: ОИЦ «Академия», 2012 – 256 с.
3. Ю.Г.Лапынин, В.Ф.Атарщиков, Е.И.Макаренко. Контрольные материалы по
электротехнике и электронике Учеб. пособие для нач. проф. образования. – М.:
ОИЦ «Академия», 2010 – 128с.
4. Б.И. Петленко, Ю.М. Иньков, А. В. Крашенинников. Электротехника и
электроника 9е изд.,стер.М: МЦ «Академия», 2013 368с.
б) дополнительная литература
1. Синдеев Ю.Г. Электротехника с основами электроники: учеб. пособие для учся
проф. училищ, лицеев, колледжей. –Ростов н/Д: Феникс. 2006. – 416 с.
2. Шеховцов В.П. Электрическое и электромеханическое оборудование:
учебник – М.:ФОРУМ: ИНФРАМ. 2008. 407 с.
3. Ярочкина Г.В. Контрольные материалы по электротехнике: учеб.пособие для
нач. проф. образования. – М.: ОИЦ «Академия», 2010 – 80 с.
4. Горошков
Б.И.
Электронная
техника:
учеб.пособие
для
студ.сред.проф.образования. М.: ОИЦ «Академия», 2005 – 320 с.5. Прошин В.М. Электротехнике. Учебник для нач. проф. образования. – М.:
ОИЦ «Академия», 2008 – 240 с.
6. Прошин В.М. Лабораторнопрактические работы по электротехнике. Учеб. по
собие для нач. проф. образования. – М.: ОИЦ «Академия», 2008 – 192с
в) интернетресурсы
1. http://www.еlectricalschool/info/osnovy
2. http://yandex.ru/yandsearch
3. http://studfiles.ru/dir/cat 39
4. http://model.exponenta.ru/electro/lr_ix
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется
преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных
работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных
домашних заданий, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Умения:
расчет параметров, составление и сборка
схемы включения приборов при измерении
различных
электрических машин и механизмов;
электрических
величин,
производство контроля параметров работы
электрооборудования; пуск и остановка
электродвигателей, установленных на
эксплуатируемом оборудовании;
чтение принципиальных, электрических и
монтажных схем;
Знания:
основные понятия о постоянном и переменном
электрическом токе,
последовательное и
параллельное соединение проводников и
источников тока, единицы измерения силы тока,
напряжения, мощности электрического тока,
сопротивления проводников, электрических и
магнитных полей;
Формы и методы контроля и оценки
результатов обучения
Дифференцированный зачёт; практические
занятия; выполнение и защита лабораторных
работ,
экспертная оценка выполнения
самостоятельной работы;
контрольные
работы по темам учебной дисциплины
Дифференцированный зачёт; практические
занятия; выполнение и защита лабораторных
экспертная оценка выполнения
работ,
самостоятельной работы;
контрольные
работы по темам учебной дисциплины
Дифференцированный зачёт; практические
занятия; выполнение и защита лабораторных
работ,
экспертная оценка выполнения
самостоятельной работы;
контрольные
работы по темам учебной дисциплины
Дифференцированный зачёт; тестирование;
практические занятия; выполнение и защита
лабораторных работ, экспертная оценка
выполнения самостоятельной работы;
контрольные работы по темам учебной
дисциплинытипы и правила графического изображения и
составления электрических схем;
условные обозначения электротехнических
приборов и электрических машин;
принципы действия, устройство, основные
характеристики
электроизмерительных
приборов, электрических машин, аппаратуры
управления и защиты, схемы электроснабжения;
основные элементы электрических сетей;
способы экономии электроэнергии;
сущность и методы измерений электрических
величин,
конструктивные и технические
характеристики измерительных приборов;
Дифференцированный зачёт;тестирование;
практические занятия; выполнение и защита
лабораторных работ, экспертная оценка
выполнения самостоятельной работы;
контрольные работы по темам учебной
дисциплины
Дифференцированный зачёт; тестирование;
практические занятия; выполнение и защита
лабораторных работ, экспертная оценка
выполнения самостоятельной работы;
контрольные работы по темам учебной
дисциплины
Дифференцированный зачёт; тестирование;
экспертная
оценка
самостоятельной работы;
Дифференцированный зачёт; тестирование;
практические занятия; выполнение и защита
лабораторных работ, экспертная оценка
выполнения самостоятельной работы;
контрольные работы
выполнения