36.Сравнение гравитационного и электростатического полей

  • doc
  • 06.05.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 36.Сравнение гравитационного и электростатического полей.doc

Раздел долгосрочного плана:

Раздел Электростатика

Электрическое поле

Школа:

Дата: _______________________

ФИО учителя:

Класс: 10 ____

Количество присутствующих: ______

отсутствующих: ____

Тема урока

Сравнение гравитационного и электростатического полей

Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу)

10.3.1.3 - сравнивать характеристики гравитационного и электростатического полей; 

Цели урока

Учащиеся будут

- перечислять три сходства между гравитационным и электростатическим полем;

- перечислять три различия между гравитацуионным и электростатическим полем.

Критерии оценивания

Учащиеся могут:

- назвать три сходства между гравитационным и электростатическим полем;

- назвать три различия между гравитационным и электростатическим полем;

- применить сходство между формулами для нахождения характеристик гравитационного и наоборот электрического полей.

Языковые цели

Лексика и терминология, специфичная для предмета:

Учащиеся могут:

Учащиеся могут  называть сходства и отличия между гравитационным и электростатическим полями

Предметная лексика и терминология:

Масса, заряд, поле, линии поля, напряженность поля, направление линий поля, силовая характеристика поля, энергетическая характеристика поля.

 

Серия полезных фраз для диалога/письма:

Масса/заряд создают в окружающем пространстве поле, линии которого……..

Однородным полем называется поле ………

Силовой характеристикой поля является ……

 

Привитие ценностей

 

Гуманность

В течение всего урока прививать открытость, сотрудничество, уважение, толерантность в отношениях с одноклассниками через работу в парах

Привитие ценностей осуществляется посредством/через обсуждение ключевых моментов темы в группах.

Межпредметные связи

Связь с математикой: работа с формулами, с графиками, физические величины и их единицы измерения.

Ключевые навыки

Критическое мышление

Предварительные знания

Заряд, масса, напряженность гравитационного и электрического полей, линии поля, закон Кулона, закон всемирного тяготения.

 

Ход урока

Запланированные этапы урока

Запланированная деятельность на уроке

Ресурсы

Начало урока

8 мин.

В начале урока учитель предлагает учащимся, работая в парах, определить истинность и ложность утверждений.

 

Учащиеся будут в парах вытягивать одно утверждение и определять его истинность.

 

Утверждения:

1.            Электрическое и гравитационное поля описываются двумя характеристиками: силовой и энергетической.

2.            В отличие от гравитационных полей, электрические поля - это силовые поля, которые действуют при непосредственном контакте двух заряженных объектов.

3.            При создании поля точечным зарядом или массой, сила электрического поля убывает быстрее с увеличением расстояния, чем сила со стороны гравитационного поля.

4.            Величина ускорения движущегося заряда в однородном электрическом поле зависит только от величины его заряда и массы.

5.            Величина силы взаимодействия между двумя телами, обладающими массой не зависит от среды, в которой они находятся.

6.            Закон Кулона является одним из основных законов электростатики, который определяет величину силы взаимодействия двух точечных зарядов.

7.            Напряженность поля, создаваемого несколькими телами, представляет собой векторную сумму напряженностей полей, создаваемых этими телами по отдельности.

8.            Напряженность электрического поля – это силовая характеристика электрического поля, являющая скалярной величиной.

9.            Потенциальная энергия тела, поднятая на определенную высоту выше нулевого уровня, численно равна работе, которая совершает сила притяжения при падении тела с заданной высотой до нулевого уровня.

10.         Изменение потенциальной энергии заряженного тела, при перемещении в однородном электрическом поля зависит от формы траектории, вдоль которой перемещается тело.

 

Ключ: 1.И  2. Л  3.Л  4.Л  5.И  6. И  7.И   8. Л   9.И   10. Л

 

Опираясь на обсуждаемые вопросы, учитель совместно с учащимися формулирует тему урока.  Он обсуждает с учащимися  цель обучения, цели урока и совместно составляет критерии оценивания и обращает внимание, что сегодня на уроке они будут сравнивать напряженность, потенциал, силу и работу гравитационного и электрического полей.

 

Далее они совместно составляют план работы.

  1. Дополнение ментальной карты.
  2. Решение задач.

 

 

Карточки с утверждениями на начало урока. docx

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Середина урока

 

10 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 мин.

 

 

 

 

15 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(Р)


Учитель предлагает учащимся, работая в парах дополнить схему.

 

Обсуждение дополненной схемы между парами.

 

Решение задач.

Критерий оценивания:

- применить сходство между формулами для нахождения характеристик гравитационного и наоборот электрического полей.

 

1.            Неподвижная отрицательно заряженная сфера радиусом 1 см и массой 50 гр, создает в окружающем пространстве электрическое и гравитационное поля.

(а) Запишите, как направлены линии поля относительно поверхности сферы

(i) гравитационного поля …перпендикулярно к поверхности, направление линий только к поверхности……..

(ii) электрического поля …перпендикулярно к поверхности, направление линий может быть как т поверхности, так и к поверхности …………………………………

 

(в) Рассчитайте в точке удаленной от центра сферы на расстояние 20 см. Заряд сферы равен -4мкКл.

(i) напряженность гравитационного поля ………………………………..

  

(ii) напряженность электрического поля …………………………………

 

(с) Запишите, как изменится отношение напряженности электрического поля к напряженности гравитационного поля при увеличении этого расстояния ещё на 20 см. Поясните свой ответ.

……не изменится, так как при увеличении расстояния в два раза напряженность и электрического и гравитационного поля уменьшится в 4 раза...............................................................…………….

 

2.       Два протона находятся на расстоянии 1 см друг от друга. Рассчитайте отношение силы их кулоновского взаимодействия к гравитационной.

Решение.

 

   

3*. Две горизонтальных металлических пластины находятся на расстоянии 1,8 см друг от друга в вакууме. Разность потенциалов между ними 270 В, как показано на рисунке.

 

Протон находится в пространстве между пластинами. Объясните качественно и количественно, почему при движении протона между пластинами гравитационное поле не учитывается.

Ответ:

1)        

2)       = 2,4 *10-15 Н

Силы в электрическом поле намного превышают силы гравитации, поэтому ими можно пренебречь.

 

 

Опорная схема с заданием. doc

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Карточки с задачами. docx

 

Конец урока

5 мин

Рефлексия по оценке уровня усвоения учащимися темы, с использованием таблицы для учащихся.

Задание учащимся. Оцените уровень  достижения критериев урока, используя обозначения «+» - могу справиться без помощи, «±» - нужна помощь, «-» - не могу справиться.

Внимание! Второй столбец заполняет учитель по результатам урока.

 

Критерий

Самооценка

Оценка учителя

Могу применить сходство между формулами для нахождения характеристик гравитационного и наоборот электрического полей.

 

 

 

Д/з: повторите по учебнику, изученный материал.

Решите задачу:

Источник задачи: https://easy-physic.ru/napryazhennost-polya-prostye-zadachi/

1. Напряженность электрического поля, создаваемого зарядом на расстоянии 10 см от него, равна 90 В/м. На каком расстоянии от заряда напряженность электрического поля на 30 В/м меньше?

2*.Составьте подобную задачу для гравитационного поля.

 

Дифференциация – каким образом Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися?

Оценивание – как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися?

Здоровье и соблюдение техники безопасности


Поддержку планируется осуществить через работу в парах с верными и неверными утверждениями и по дополнению опорной схемы. Во время обсуждения между парами они смогут уточнить непонятные им моменты. При решение задач через взаимоконсультирование и поддержку учителя.

Через решение задач во второй половине урока.

Создание благоприятной психологической атмосферы, соответствие заданий уровню подготовленности учащихся, смену видов деятельности, консультирование.

Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися?

Оказание консультационной помощи учащимся, испытывающим затруднения

Учащиеся будут:

Большинство учащихся будут:

 

 

Некоторые учащиеся будут:

 

 

- назвать одно или  два  сходства между гравитационным и электростатическим полем;

- назвать одно или два различия между гравитационным и электростатическим полем.

 

 

 

- перечислять три и более сходства и различия, аргументируя свой ответ.

Рефлексия по уроку

Используйте данный раздел для размышлений об уроке. Ответьте на самые важные вопросы о Вашем уроке из левой колонки.

Были ли цели урока/цели обучения реалистичными?

 

Все ли учащиеся достигли ЦО?

Если нет, то почему?

Правильно ли проведена дифференциация на уроке?

Выдержаны ли были временные этапы урока?

Какие отступления были от плана урока и почему?

 

Общая оценка

 

Какие два аспекта урока прошли хорошо (подумайте как о преподавании, так и об обучении)?

1:

 

 

 

 

2:

 

 

 

 

 

 

Что могло бы способствовать улучшению урока (подумайте как о преподавании, так и об обучении)?

1:

 

 

 

2:

 

 

 

 

 

Что я выявил(а) за время урока о классе или достижениях/трудностях отдельных учеников, на что необходимо обратить внимание на последующих уроках?

 

 

 

 

 

 

 


Скачано с www.znanio.ru

Посмотрите также