Рабочая программа по окружающему миру составлена в соответствии с требованиями:
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (2009), исправленное и дополненное;
«Планируемых результатов начального общего образования» (под редакцией Г.С.Ковалевой, О.Б.Логиновой);
Учебно-методический комплект допущен Министерством образования РФ и соответствует федеральному компоненту государственных образовательных стандартов начального общего образования.
/Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века» - М. :Вентана - Граф, 2013./
3 кл окр мир РП.docx
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа п. Синда»
«Утверждено» «Согласовано» «Утверждаю»
Педагогическим советом Зам. Директора по УВР Директор МБОУ ООШ
Протокол №_______ ________________________ п. Синда
От «___» ________20__г. «_____» __________20____г. __________/Т.Е.Фирсова/
Приказ №_____
от «____» __________20__г.
Рабочая программа учебного предмета
3 класс
«Окружающий мир»
Разработана
учителем начальных классов
1 категории Беркут Т.В.
п. Синда
20182019 учебный год 1. Пояснительная записка.
1.1.Рабочая программа по окружающему миру составлена в соответствии с требованиями:
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (2009), исправленное и дополненное;
«Планируемых результатов начального общего образования» (под редакцией Г.С.Ковалевой, О.Б.Логиновой);
«ПримернойООП НОО, утвержденной решением федерального учебнометодического объединения по общему образованию протокол от
08.04.2015 № 1/15;
Постановление Главного Государственного санитарного врача Российской Федерации «Об утверждении СанПин 2.4.2.282110 «Санитарно
эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010 № 189,
(зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации 3 марта 2011 г. № 19993) (далее –СанПин2.4.2.282110);
примерная образовательная программа начального общего образования
http://fgosreestr.ru/wpcontent/uploads/2015/06/poop_noo_reestr.docx
Положения о составлении рабочих программ учителями МБОУ «ООШ п.Синда»;
1.2 Рабочая программа составлена на основе авторской программы для 3 класса Н.Ф.Виноградовой (концепция «Начальная школа XXI века»,
руководитель проекта Н.Ф.Виноградова) М.: ВентанаГраф. 2012.
1.3.ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Программа и материал учебнометодического комплекта рассчитаны на 68 часов, 2 часа в неделю.
1.4. В авторскую программу изменения не внесены.
1.5. Программа ориентирована на работу по учебно методическому комплекту:
Виноградова Н.Ф. «Окружающий мир. 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 частях». Москва «Вентана
1
Граф» 2012. Виноградова Н.Ф. «Окружающий мир. 3 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений». М.:ВентанаГраф,
Виноградова Н.Ф. Окружающий мир.34 классы: методика обучения/М.:ВентанаГраф,2012.
Т.В. Бут,Н.В.Лободина «Окружающий мир. 3 класс. Поурочные планы» Волгоград «Учитель» 2012г
2
2012.
3
4
Учебнометодический комплект допущен Министерством образования РФ и соответствует федеральному компоненту государственных
образовательных стандартов начального общего образования.
/Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века» М. :Вентана Граф, 2013./
2.СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
3 класс (68 часов)
Земля — наш общий дом
Где и когда ты живёшь.
Историческое время. Солнечная система. Условия жизни на Земле
Характеристика деятельности детей (универсальные учебные действия):
Определение исторического времени, сравнение: год, век, столетие. Соотнесение события со временем (в прошлом, в настоящем, в будущем).
Характеристика планет Солнечной системы. Систематизация учебного материала: условия жизни на Земле. Характеристика свойств воды,
воздуха. Опыты: свойства и состояния воды, свойства воздуха
Человек изучает Землю
Изображение Земли на моделях. Географическая карта, план, глобус. Компас. Ориентирование
Характеристика деятельности детей (универсальные учебные действия):
Работа с моделями: глобус, карта, план (в соответствии с учебной задачей). Конструирование объектов (план классной комнаты, школьный
двор и др.). Знакомство с компасом
Царства природы. Бактерии. Грибы. Растения. Животные
Бактерии. Виды бактерий и места их обитания. Грибы. Отличие грибов от растений. Съедобные и несъедобные грибы. Растения:
распространение, разнообразие. Жизнь растений. Растения и человек.
Животные как часть природы. Разнообразие и классы животных. Животное как живой организм. Человек и животные
Характеристика деятельности детей (универсальные учебные действия):
Разнообразие бактерий. Образ жизни бактерий. Характеристика грибов как живых организмов. Классификация: съедобные — несъедобные
грибы. Сравнение грибов по внешнему виду. Коммуникативная деятельность: описательный рассказ на тему «Грибы». Классификация: виды
растений (хвойные, цветковые, мхи и др.); однолетние, двулетние, многолетние растения. Характеристика представителей разных видов:
название, особенности внешнего вида, условия жизни. Характеристика значения (функций) разных органов растения. Трудовая деятельность: выращивание растений; уход за растениями в уголке природе. Коммуникативная деятельность: описание представителей растительного мира
родного края. Классификация: растения культурные, дикорастущие; полезные и ядовитые для человека.
Классификация: классы животных; животные одноклеточные и многоклеточные; беспозвоночные и позвоночные. Характеристика
животных — представителей разных классов. Конструирование цепей питания. Коммуникативная деятельность: описательный рассказ на
тему «Животное — живой организм». Характеристика значения (функций) разных органов животного. Поиск информации с использованием
справочной литературы на тему «Человек и животные»
Наша Родина: от Руси до России
Древняя Русь. Древнерусское государство. Первые русские князья. Московская Русь. Российская империя. Советская Россия. СССР.
Российская Федерация. Названия русского государства в разные исторические времена
Характеристика деятельности детей (универсальные учебные действия):
Различение названий российского государства в разные исторические времена
Как люди жили в старину
Портрет славянина в разные исторические времена. Быт, труд, праздники славянина и россиянина. Предметы старины
Характеристика деятельности детей (универсальные учебные действия):
Характеристика особенностей быта, труда россиянина в разные исторические эпохи. Коммуникативная деятельность: описательный рассказ
на тему «Портрет славянина». Различение внешнего вида людей разных сословий (дворянин, крестьянин и др.)
Как трудились в старину
Человек и растения, земледелие. Крепостное право. Ремёсла в России. Появление фабрик и заводов. Торговля. Техника
Характеристика деятельности детей (универсальные учебные действия):
Обобщение учебного материала: возникновение земледелия. Классификация: труд крестьянина, ремесленника, рабочего. Характеристика
крепостного права: особенности, причины отмены. Различение: ремёсла и их результаты — продукты. Коммуникативная деятельность:
описательный рассказ на темы «Как трудятся люди родного края», «Первые космонавты», «Как создали первый автомобиль»
№
Наименование разделов и тем
Всего часов
3. Учебнотематический план.
1
Введение
1 2
3
4
Земля – наш общий дом.
Растительный мир Земли
Грибы
5 Животный мир Земли
6
7
Каким был человек в разные времена (исторические эпохи)
Как трудились люди в разные времена (исторические эпохи)
Итого:
10
11
1
11
14
20
68
4.ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
К концу обучения в 3 классе учащиеся научатся:
— характеризовать условия жизни на Земле;
— устанавливать зависимости между состоянием воды и температурой воздуха;
— описывать свойства воды (воздуха);
— различать растения разных видов, описывать их;
— объяснять последовательность развития жизни растения, характеризовать значение органов растения; — объяснять отличия грибов от растений;
— характеризовать животное как организм;
— устанавливать зависимость между внешним видом, особенностями поведения и условиями обитания животного;
— составлять описательный рассказ о животном;
—приводить примеры (конструировать) цепи питания;
— характеризовать некоторые важнейшие события в истории российского государства (в пределах изученного);
— сравнивать картины природы, портреты людей, одежду, вещи и др. разны эпох;
— называть даты образования Древней Руси, венчания на царства первого русского царя; отмены крепостного права; свержения последнего
русского царя;
— работать с географической и исторической картой, контурной картой.
К концу обучения в 3 классе учащиеся могут научиться:
— ориентироваться в понятии «историческое время»; различать понятия «век», «столетие», «эпоха»;
— анализировать модели, изображающие Землю (глобус, план, карту). Различать географическую и историческую карты. Анализировать
масштаб, условные обозначения на карте;
— приводить примеры опытов, подтверждающих различные их свойства;
— проводить несложные опыты по размножению растений.
— проводить классификацию животных по классам; выделять признак классификации;
— рассказывать об особенностях быта людей в разные исторические времена — ориентироваться в сущности и причинах отдельных событий в истории родной страны (крепостное право и его отмена; возникновение
ремесел; научные открытия и др.);
— высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы, сравнивать свои высказывания с текстом учебника.
5. Критерии и нормы оценки знаний обучающихся
Особенности организации контроляпо окружающему миру
Специфичность содержания предметов, составляющих образовательную область «Окружающий мир», оказывает влияние на содержание и
формы контроля. Основная цель контроля проверка знания фактов учебного материала, умения детей делать простейшие выводы,
высказывать обобщенные суждения, приводить примеры из дополнительных источников, применять комплексные знания.
Для контроля и оценки знаний и умений по предметам этой образовательной области используются индивидуальная и фронтальная
устные проверки, различные письменные работы которые не требуют развернутого ответа с большой затратой времени, а также самост.
практические работы с картами, приборами, моделями, лабораторным оборудованием.
Фронтальный опроспроводится как беседаполилог, в котором участвуют учащиеся всего класса. Учитель подготавливает серию вопросов по
конкретной теме курса, на которые учащиеся дают короткие обоснованные ответы. Поскольку основная цель таких контрольных бесед –
проверка осознанности усвоения учебной программы, это определяет необходимость подбора таких вопросов, которые проверяют не только
знания фактического материал (повторить статью учебника, перечислить, вспомнить и т.п.), но и умение сопоставить факты, выбрать
альтернативу, сравнить, проанализировать, найти причину явления и т.п.
Индивидуальный устный опрос также имеет свои специфические особенности на уроках по предметам данной образовательной области.
Можно выделить следующие формы индивидуального опроса: рассказописание и рассказрассуждение.
Рассказописание. Ученик дает последовательное, логическое описание объекта или явления окружающего мира, раскрывающее их
существенные признаки и свойства. При оценке этого вида рассказа учитываются полнота раскрытия вопроса, выделение наиболее
существенных признаков объекта, логичность изложения, передача своего отношения к описываемому предмету. Положительной оценки
заслуживает желание ученика отступить от текста учебника, не повторить его дословно, а высказать мысль своими словами, привести
собственные примеры из жизненного опыта. Особо отмечается использование дополнит литературы и иллюстрированного материала,
самостоятельно выполненных рисунков и схем. Рассказрассуждение проверяет умение учащегося самостоятельно обобщить полученные знания, правильно установить причинно
следственные, пространственные и временные связи, использовать приобретенные знания в нестандартной ситуации с применением схем,
таблиц, диаграмм и т. п. Этот вид опроса очень важен для проверки уровня развития школьника, сформированности логического мышления,
воображения, связной речирассуждения.
При письменной проверке знаний по предметам естественнонаучного и обществоведческого направления используются также контрольные
работы, которые не требуют полного, обстоятельного ответа, что связано с недостаточными возможностями письменной речи младших
школьников. Целесообразны поэтому тестовые задания по нескольким вариантам на поиск ошибки, выбор ответа, продолжение или
исправление высказывания и др. Имеют большое значение и работы с индивидуальными карточкамизаданиями: дети заполняют таблицы,
рисуют или дополняют схемы, диаграммы, выбирают правильную дату и т. п. Эти задания целесообразно строить как дифференцированные,
что позволит проверить и учесть в дальнейшей работе индивидуальный темп продвижения детей.
Интересной формой письменной формой контроля сформированности представлений об окружающем мире являются графические работы.
Здесь учитель проверяет осмысленность имеющихся у школьника знаний, умение передать мысль не словом, а образом, моделью, рисунком
схемой.
Специфической формой контроля, сочетающей в себе элементы как устного, так и письменного опроса, является работа с приборами,
лабораторным оборудованием, моделями. Эта форма контроля используется в основном на уроках, формирующих естественнонаучные
представления детей. Основная цель этих проверочных работ: определение уровня развития умений школьников работать с оборудованием,
планировать наблюдение или опыт, вести самостоятельно практическую работу.
Классификация ошибок и недочетов,влияющих на снижение оценки
Ошибки:
неправильное определение понятия, замена существенной характеристики понятия несущественной;
нарушение последовательности в описании объекта (явления) в тех случаях, когда она является существенной;
неправильное раскрытие (в рассказерассуждении) причины, закономерности, условия протекания того или иного изученного явления;
ошибки в сравнении объектов, их классификации на группы по существенным признакам;
незнание фактического материала, неумение привести самостоятельные примеры, подтверждающие высказанное суждение;
отсутствие умения выполнять рисунок, схему, неправильное заполнение таблицы; не умение подтвердить свой ответ схемой, рисунком,
иллюстративным материалом;
ошибки при постановке опыта, приводящие к неправильному результату;
неумение ориентироваться на карте и плане, затруднения в правильном показе изученных объектов (природоведческих и истори
–
–
–
–
–
–
–
–
ческих). Недочеты:
–
–
–
–
–
преобладание при описании объекта несущественных его признаков;
неточности при выполнении рисунков, схем, таблиц, не влияющих отрицательно на результат работы; отсутствие обозначений и
подписей;
отдельные нарушения последовательности операций при проведении опыта, не приводящие к неправильному результату;
неточности в определении назначения прибора, его применение осуществляется после наводящих вопросов;
неточности при нахождении объекта на карте.
Характеристика цифровой оценки (отметки)
«5» («отлично») – уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок как по текущему, так и по
предыдущему учебному материалу; не более одного недочета; логичность и полнота изложения.
«4» («хорошо») – уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и
логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 2 – 3 ошибок
или 4 – 6 недочетов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу; незначительные
нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приемов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении
материала.
«3» («удовлетворительно») – достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; не более 4 –
6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу; не более 3 – 5 ошибок ли не более 8 недочетов по пройденному учебному
материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса.
«2» («плохо») – уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: наличие более 6 ошибок или 10 недочетов по текущему
материалу; более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу; нарушение логики; неполнота, нераскрытость обсуждаемого
вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений.
Характеристика словесной оценки (оценочное суждение)
Словесная оценка есть краткая характеристика результатов учебного труда школьников. Эта форма оценочного суждения позволяет
раскрыть перед учеником динамику результатов его учебной деятельности, проанализировать его возможности и прилежание. Особенностью
словесной оценки являются ее содержательность, анализ работы школьника, четкая фиксация успешных результатов и раскрытие причин
неудач. Причем эти причины не должны касаться личностных характеристик учащегося. Оценочное суждение сопровождает любую отметку в
качестве заключения по существу работы, раскрывающего как положительные, так и отрицательные ее стороны, а также пути устранения
недочетов и ошибок. 6.КАЛЕНДАРНОТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/
п
1
Дата
план факт
Наименов
ание
разделов
и тем
Введение
Где и когда
ты живешь.
Когда ты
живешь.
Ко
л-
во
час
ов
1
1
10
Земля -
наш
общий
дом
Виды
деятельности
учащихся
Планируемые результаты
Предметные
Метапредметные
Личностны
е
Прим
ерное
дома
шнее
задан
ие
Ориентироваться
в понятии
«историческое
время». Различать
понятия «век»,
«столетие»,
«эпоха».
Определение
исторического
времени,
сравнение: год,
век, столетие.
Соотнесение
события со
временем (в
прошлом, в
настоящем, в
будущем).
познавательные:
ориентироваться в своей
системе знаний: отличать
новое от уже известного с
помощью учителя;
регулятивные:
осуществлять пошаговый и
итоговый самоконтроль
освоение начальных форм
познавательной и личностной
рефлексии
коммуникативные учиться
слушать и понимать речь
других
учиться
понимать
причину
успеха/неуспе
ха учебной
деятельности
и
конструктивн
о действовать
в ситуации
неуспеха 2
3
1
1
Какие
бывают
природные
тела,
природные
явления.
Земля –
планета
Солнечной
системы.
«Соседи»
Земли по
Солнечной
системе
Приводить
примеры
каждой группы
тел, называть
природные
явления,
давать им
описание.
Называть тела
природы,
явления.
Отличать
природные
тела и
природные
явления,
классифициров
ать их на
большие,
маленькие и
огромные.
Солнечная
система. Солнце
— звезда. Земля
— планета
Солнечной
системы.
«Соседи» Земли
по Солнечной
системе.
Изображение
Земли. Глобус
— модель
Земли.
кратко
Характеризовать
Солнечную
систему:
называть,
описывать
планеты,
входящие в нее;
анализировать
модели,
изображающие
Землю (глобус,
план, карту).
Чувство
прекрасног
о и
эстетически
е чувства
на основе
знакомства
с
окружающи
м миром
Выражать
позитивное
отношение
к живой
природе,
проявлять
готовность
следовать
нормам
природоохр
анного
поведения.
познавательные:находить
ответы на вопросы, используя
учебник, свой жизненный
опыт и информацию
коммуникативные
изложение своего мнения и
аргументации своей точки и
оценки событий учиться
конструктивно разрешать
конфликты посредством
учёта интересов
регулятивные:
проговаривать
последовательность действий
на уроке;
познавательные:
ориентироваться в своей
системе знаний: отличать
новое от уже известного с
помощью учителя;
коммуникативные учиться
слушать и понимать речь
других; признавать
возможность существования
различных точек зрения и
права каждого иметь свою;
регулятивные:
определять и
формулировать цель
деятельности на уроке;
учиться планировать, 4
5,
6
1
2
Условия
жизни на
Земле.
Солнце –
источник
тепла и света.
Значение
воды для
жизни на
Земле.
Систематизация
учебного
материала:
условия жизни на
Земле.
Примеры опытов,
подтверждающих
различные
свойства воды
(воздуха).
Называть
источники воды,
характеризовать
различные
водоёмы.
Анализировать
модели,
изображающие
Землю (глобус,
план, карту).
Различать
географическую и
историческую
карты;
анализировать
масштаб,
условные
обозначения на
карте;
Характеризовать
условия жизни на
Земле: воды,
воздуха, тепла,
света;
устанавливать
зависимости
между
состоянием воды
и температурой
воздуха;
контролировать и
оценивать учебные
действия в соответствии
с поставленной задачей
и условиями её
реализации;
познавательные:
ориентироваться в учебнике
(на развороте, в оглавлении, в
условных
обозначениях);находить
ответы на вопросы в тексте,
коммуникативные учиться
слушать и понимать речь
других; признавать
возможность существования
различных точек зрения и
права каждого иметь свою
регулятивные: определять и
формулировать цель
деятельности на урок
познавательные:находить
ответы на вопросы, используя
учебник, свой жизненный
опыт и информацию
коммуникативные
изложение своего мнения и
аргументации своей точки и
оценки событий учиться
конструктивно разрешать
конфликты посредством
Выражать
позитивное
отношение
к живой
природе,
проявлять
готовность
следовать
нормам
природоохр
анного
поведения.
Выражать
эмоциональ
но-
положитель
ное
отношение
к живой
природе. Моделировать
несложные
ситуации (опыты,
эксперименты) в
соответствии
поставленной
учебной задачей
7
1
Воздушная
оболочка
Земли.
Значение воздуха
для жизни на
Земле. Воздух —
смесь газов.
Охрана воздуха
описывать
свойства воды
(воздуха),
приводить
примеры опытов,
подтверждающих
различные их
свойства;
называть
источники воды,
характеризовать
различные
водоемы
Характеристика
свойств воздуха.
Опыты: свойства
воздухаМоделиро
вать несложные
ситуации (опыты,
эксперименты) в
соответствии
поставленной
учебной задачей.
учёта интересов
регулятивные:
проговаривать
последовательность действий
на уроке;
познавательные:
ориентироваться в своей
системе знаний: отличать
новое от уже известного с
помощью учителя; делать
предварительный отбор
источников информации:
ориентироваться в учебнике
(на развороте, в оглавлении, в
словаре);
коммуникативные
оформлять донести свою
позицию до других:
оформлять свою мысль в
устной и письменной речи (на
уровне предложения или
небольшого текста);
регулятивные:
осуществлять пошаговый и
итоговый самоконтроль
Выражать
эмоциональ
но-
положитель
ное
отношение
к живой
природе. 8,
9
10
2
1
Человек
познает мир.
Как
изображают
Землю?
Зачем нужны
карта и план?
Научится:
анализировать
модели,
изображающие
Землю (глобус,
план, карту).
Различать
географическую и
историческую
карты.
Работа с
моделями:
глобус, карта,
план (в
соответствии с
учебной задачей).
Конструирование
объектов (план
классной
комнаты,
школьный двор и
др.). Знакомство
с компасом.
Глобус — модель
Земли. План.
Карта
(географическая
и историческая).
Масштаб,
условные
обозначения
карты. Карта
России
Научится:
ориентироваться
на плане, карте:
находить объекты
в соответствии с
учебной задачей;
объяснять
назначение
масштаба.
освоение начальных форм
познавательной и личностной
рефлексии;
познавательные: находить
ответы на вопросы, используя
учебник, свой жизненный
опыт и информацию
коммуникативные
изложение своего мнения и
аргументации своей точки и
оценки событий учиться
конструктивно разрешать
конфликты посредством
учёта интересов
регулятивные:
проговаривать
последовательность действий
на уроке;
познавательные: находить
ответы на вопросы, используя
учебник, свой жизненный
опыт и информацию
коммуникативные
изложение своего мнения и
аргументации своей точки и
оценки событий учиться
конструктивно разрешать
конфликты посредством
учёта интересов
регулятивные:
Проявлять
готовность
следовать
нормам
природоохр
анного
поведения
Проявлять
готовность
следовать
нормам
природоохр
анного
поведения 11
12
13
1
Проверка
применения
полученных
знаний
Контрольна
я работа по
теме: «Земля
наш общий
дом»
Царства
природы
(бактерии,
грибы,
растения,
животные)
Бактерии.
29
2
проговаривать
последовательность действий
на уроке;
Осуществлять
самоконтроль качества
выполненной работы
Формирова
ние
интереса к
предметно-
исследова-
тельской
деятельнос
ти,
предложен
ной в
учебнике и
учебных
пособиях.
Характеризовать
Солнечную
систему:
называть, кратко
описывать
планеты,
входящие в нее;
анализировать
модели,
изображающие
Землю (глобус,
план, карту).
Различать
географическую и
историческую
карты.
Разнообразие
бактерий.
Значение
бактерий.
Узнают:
характеристику
бактерий как
живых
организмов.
Научатся:
классифицироват
познавательные:
ориентироваться в своей
системе знаний: отличать
новое от уже известного с
помощью учителя; делать
предварительный отбор
Выражать
позитивное
отношение
к живой
природе,
проявлять
готовность ь: санитары —
паразиты.
Сравнивать по
внешнему виду
14
15
2
Грибы.
Отличие грибов
от растений.
Разнообразие
грибов.
Съедобные и
несъедобные
грибы
Узнают:
Характеристику
грибов как живых
организмов.
Научатся:
классифицироват
ь: съедобные —
несъедобные
грибы.
Сравнивать грибы
по внешнему
виду. Составлять
описательный
рассказ на тему
следовать
нормам
природоохр
анного
поведения.
Выражать
позитивное
отношение
к живой
природе,
проявлять
готовность
следовать
нормам
природоохр
анного
поведения.
источников информации:
ориентироваться в учебнике
(на развороте, в оглавлении, в
словаре);
коммуникативные
оформлять донести свою
позицию до других:
оформлять свою мысль в
устной и письменной речи (на
уровне предложения или
небольшого текста);
регулятивные:осуществлят
ь пошаговый и итоговый
самоконтроль освоение
начальных форм
познавательной и личностной
рефлексии;
познавательные:
ориентироваться в своей
системе знаний: отличать
новое от уже известного с
помощью учителя; делать
предварительный отбор
источников информации:
ориентироваться в учебнике
(на развороте, в оглавлении, в
словаре);
коммуникативные
оформлять донести свою
позицию до других:
оформлять свою мысль в
устной и письменной речи (на «Грибы».
Объяснять
отличия грибов от
растений.
Различать грибы
съедобные и
ядовитые.
уровне предложения или
небольшого текста);
регулятивные:
осуществлять пошаговый и
итоговый самоконтроль
освоение начальных форм
познавательной и личностной
рефлексии;
познавательные: находить
ответы на вопросы, используя
учебник, свой жизненный
опыт и информацию
коммуникативные
изложение своего мнения и
аргументации своей точки и
оценки событий учиться
конструктивно разрешать
конфликты посредством
учёта интересов
регулятивные:
проговаривать
последовательность действий
на уроке;
познавательные:поним
ание ценности любой
жизни, освоение правил
индивидуальной
безопасной жизни с
учетом изменений среды
обитания;
коммуникативные:фор
Выражать
позитивное
отношение
к живой
природе,
проявлять
готовность
следовать
нормам
природоохр
анного
поведения.
Выражать
позитивное
отношение
к живой
природе,
проявлять
готовность
следовать
Распространение
растений на
Земле, значение
растений для
жизни. Растения
и человек.
Классификация:
виды растений
(хвойные,
цветковые, мхи и
др.); однолетние,
двулетние,
многолетние
растения.
16
17
18
Растения.
2
1
Характеризовать
значение растений
для жизни
Значение
растений на
Земле.
Характеристика
представителей
разных видов:
название,
особенности
внешнего вида,
условия жизни. мирование основ
экологической
культуры;регулятивные
способность применять
для решения учебных и
практических задач
различные умственные
операции
познавательные:
перерабатывать полученную
информацию: делать выводы
в результате совместной
работы всего класса;
коммуникативные:
учиться слушать и понимать
речь других; регулятивные:
определять и формулировать
цель деятельности на уроке
нормам
природоохр
анного
поведения.
Проявлять
этические
чувства,
прежде
всего
доброжелат
ельность и
эмоциональ
но-
нравственн
ую
отзывчивос
ть
познавательные:поним
ание ценности любой
жизни, освоение правил
индивидуальной
безопасной жизни с
учетом изменений среды
обитания;
коммуникативные:
Проявлять
этические
чувства,
прежде
всего
доброжелат
ельность и
эмоциональ
19
20
21
22
Разнообразие
растений на
Земле.
Растения –
живые тела
(организмы)
3
1
Разнообразие
растений:
водоросли, мхи,
папоротники,
хвойные
(голосеменные),
цветковые, их
общая
характеристика.
Растения —
живые тела
(организмы).
Жизнь растений.
Характеристика
значения
(функций) разных
органов растения.
Характеристика
представителей
разных видов:
название,
особенности
внешнего вида,
условия жизни.
, характеризовать
значение органов
растения;
проводить
несложные опыты
по размножению
растений
Характеризовать
значение растений
для жизни;
различать
(классифицирова
ть) растения
разных видов,
описывать их;
объяснять 23
24
1
1
Побег –
сложный
надземный
орган
растения.
Цветок –
самый
красивый
орган
растения.
Классификация:
виды растений
(хвойные,
цветковые, мхи и
др.); однолетние,
двулетние,
многолетние
растения.
Классификация:
виды растений
(хвойные,
цветковые, мхи и
др.); однолетние,
двулетние,
многолетние
растения.
но-
нравственн
ую
отзывчивос
ть.
Осознавать
ответствен
ность
человека
за общее
благополуч
ие.
Осознавать
ответствен-
ность
человека
за общее
благополуч
ие
последовательнос
ть развития жизни
растения.
Объяснять
последователь
ность развития
жизни растения,
характеризовать
значение органов
растения;
проводить
несложные опыты
по размножению
растений
Объяснять
последователь
ность развития
жизни растения,
характеризовать
значение органов
растения;
проводить
несложные опыты
по размножению
растений
формирование основ
экологической
культуры;регулятивные
: способность применять
для решения учебных
познавательные: понимание
ценности любой жизни,
освоение правил
индивидуальной безопасной
жизни с учетом изменений
среды обитания;
коммуникативные:
формирование основ
экологической
культуры;регулятивные:
способность применять для
решения учебных
познавательные: понимание
ценности любой жизни,
освоение правил
индивидуальной безопасной
жизни с учетом изменений
среды обитания;
коммуникативные:
формирование основ
экологической
культуры;регулятивные:
способность применять для
решения учебных 25
26
27
1
1
1
Размножение
растений
Как долго
живут
растения.
Культурные
растения в
жизни
человека.
Продолжитель
ность жизни:
однолетние,
двулетние,
многолетние.
Питание
растений. Роль
корня и побега
Продолжитель
ность жизни:
однолетние,
двулетние,
многолетние.
Питание
растений. Роль
корня и побега
Объяснять
последователь
ность развития
жизни растения,
характеризовать
значение органов
растения;
проводить
несложные опыты
по размножению
растений
Объяснять
последователь
ность развития
жизни растения,
характеризовать
значение органов
растения;
проводить
несложные опыты
по размножению
растений
Культурные
растения в
жизни человека.
Как и почему
возникло
земледелие.
Узнает: как
окультурили
растения, какое
было первое
растение, как
образовалось
слово земледелие.
познавательные: понимание
ценности любой жизни,
освоение правил
индивидуальной безопасной
жизни с учетом изменений
среды обитания;
коммуникативные:
формирование основ
экологической
культуры;регулятивные:
способность применять для
решения учебных
познавательные: понимание
ценности любой жизни,
освоение правил
индивидуальной безопасной
жизни с учетом изменений
среды обитания;
коммуникативные:
формирование основ
экологической
культуры;регулятивные:
способность применять для
решения учебных
познавательные: понимание
ценности любой жизни,
освоение правил
индивидуальной безопасной
жизни с учетом изменений
среды обитания;
Проявлять
ценностное
отношение
к
природному
миру,
бережное
отношение
к растениям
и
животным.
Проявлять
ценностное
отношение
к
природному
миру,
бережное
отношение
к растениям
и
животным.
Проявлять
ценностное
отношение
к
природному
миру. 28
1
Красная
книга России.
Научиться
составлять
Красную книгу
растений своей
местности.
Влияние
человека на
расселение
культурных
растений. Хлеб –
великое чудо
Земли.
Какие
страницы есть
в Красной
книге. Какие
растения
занесены.
Разнообразие
растений
родного края.
Ядовитые
растения.Пред
упреждение
отравлений
ими.
коммуникативные:
формирование основ
экологической
культуры;регулятивные:
способность применять для
решения учебных
познавательные: понимание
ценности любой жизни,
освоение правил
индивидуальной безопасной
жизни с учетом изменений
среды обитания;
коммуникативные:
формирование основ
экологической
культуры;регулятивные:
способностьприменять для
решения учебных
Проявлять
ценностное
отношение
к
природному
миру. 29
30
1
1
Итоговая
контрольная
работа за I
полугодие по
текстам
администра
ции.
Какова роль
животных в
природе
Разнообразие
животных
Научится
составлять цепь
питания.
Познакомится с
интересными
видами.
характеризовать
животное как
организм.
устанавливать
зависимость
между внешним
видом,
особенностями
поведения и
условиями
обитания
животного
познавательные: проводить
сравнение, классификации.
коммуникативные:
научится
взаимодействовать
(сотрудничать) с соседом
по парте, в группе
регулятивные научится
контролировать свою
деятельность по ходу
познавательные: проводить
сравнение, классификации.
коммуникативные:
научится
взаимодействовать
(сотрудничать) с соседом
по парте, в
групперегулятивные
научится
контролировать свою
деятельность по ходу
Получит
возможност
ь научиться
проявлять
познавател
ьную
инициативу
Получит
возможност
ь научиться
проявлять
познавател
ьную
инициативу
Контроль знаний.
Животные – часть
природы. Роль
животных в
природе.
Животные и
человек
Разнообразие
животных:
одноклеточные,
многоклеточные,
беспозвоночные,
позвоночные ( на
примере
отдельных групп
и
представителей).
Классификация:
классы животных; 31
32
животные
одноклеточные и
многоклеточные;
беспозвоночные и
позвоночные.
Животные —
живые тела
(организмы).
Поведение
животных.
Приспособление
к среде обитания.
Характеризовать
животное как
организм;
устанавливать
зависимость
между внешним
видом,
особенностями
поведения и
условиями
обитания
животного
Способы
передвижения
животных.
Приспособление
к среде обитания.
Органы
кровеносной
системы.
Составление
таблицы.
Сравнение
органов
дыхания в
зависимости от
места
обитания.
1
1
Животные –
живые тела
Как
животные
передвигаютс
я, дышат.
Кровеносная
система
животных
Определять
характер
взаимоотно
шений
человека с
природой
Определять
характер
взаимоотно
шений
человека с
природой
познавательные: строить
объяснение в устной форме
по предложенному плану
коммуникативные
школьник научится
взаимодействовать
(сотрудничать) с соседом
по парте
регулятивные научится
контролировать свою
деятельность по ходу и
результатам выполнения
заданий на основе
выполнения задания по
правилу,
познавательные: строить
объяснение в устной форме
по предложенному плану
коммуникативные
школьник научится
взаимодействовать
(сотрудничать) с соседом
по парте 33
34
1
1
Размножение
животных.
Приспосабли
вание
животных к
условиям
жизни
Поведение
животных.
Как животные
размножаются.
Что такое
размножение?
Устанавливать
зависимость
между внешним
видом,
особенностями
поведения и
условиями
обитания
животного;
приводить
примеры
(конструировать)
цепи питания
Разнообразие
приёмов
маскировки,
особенности
поведения.
Устанавливать
зависимость
между внешним
видом,
особенностями
поведения и
условиями
обитания
регулятивные научится
контролировать свою
деятельность по ходу и
результатам выполнения
заданий на основе
выполнения задания по
правилу,
познавательные: строить
объяснение в устной форме
по предложенному плану
коммуникативные
школьник научится
взаимодействовать
(сотрудничать) с соседом
по парте
регулятивные научится
контролировать свою
деятельность по ходу и
результатам выполнения
заданий на основе
выполнения задания по
правилу,
познавательные: строить
объяснение в устной форме
по предложенному плану
коммуникативные
школьник научится
взаимодействовать
(сотрудничать) с соседом
Определять
характер
взаимоотно
шений
человека с
природой
Определять
характер
взаимоотно
шений
человека с
природой животного;
приводить
примеры
(конструировать)
цепи питания
Характеристика
животных —
представителей
этого классов.
Составлять
описательный
рассказ о
животных на тему
«Животное —
живой организм».
Разнообразие
животных:
одноклеточные,
многоклеточные,
беспозвоночные.
Устанавливать
зависимость
между внешним
видом,
особенностями
поведения и
условиями
по парте
регулятивные научится
контролировать свою
деятельность по ходу и
результатам выполнения
заданий на основе
выполнения задания по
правилу,
познавательные: строить
объяснение в устной форме
по предложенному плану
коммуникативные
школьник научится
взаимодействовать
(сотрудничать) с соседом
по парте
регулятивные научится
контролировать свою
деятельность по ходу и
результатам выполнения
заданий на основе
выполнения задания по
правилу,
познавательныепроводить
сравнение, классификации
коммуникативные
школьник научится
взаимодействовать
(сотрудничать) с соседом
Определять
характер
взаимоотно
шений
человека с
природой
определять
характер
взаимоотно
шений
человека с
природой
1
1
Беспозвоночн
ые животные.
Позвоночные
животные:
рыбы,
земноводные,
пресмыкающ
35
36 иеся.
Позвоночные (на
примере
отдельных групп
и представителей.
37
1
Птицы и
звери –
позвоночные
животные.
Разнообразие
животных:
одноклеточные,
многоклеточные,
беспозвоночные.
Позвоночные (на
примере
отдельных групп
и представителей.
обитания
животного;
приводить
примеры
(конструировать)
цепи питания;
составлять
описательный
рассказ о
животных разных
классов
Устанавливать
зависимость
между внешним
видом,
особенностями
поведения и
условиями
обитания
животного;
приводить
примеры
(конструировать)
цепи питания;
составлять
описательный
рассказ о
животных разных
классов
по парте, в группе
регулятивные
научится
контролировать свою
деятельность по ходу и
результатам выполнения
заданий на основе
выполнения задания по
правилу, алгоритму, с
помощью таблицы,
инструментов, рисунков
познавательныепроводить
сравнение, классификации
коммуникативные
школьник научится
взаимодействовать
(сотрудничать) с соседом
по парте, в группе
регулятивные
научится
контролировать свою
деятельность по ходу и
результатам выполнения
заданий на основе
выполнения задания по
правилу, алгоритму, с
помощью таблицы,
инструментов, рисунков
определять
характер
взаимоотно
шений
человека с
природой Природное
сообщество. Цепи
питания
Составлять
рассказ
рассуждение на
тему «Охрана
животных в
России»;
перечислять
причины
исчезновения
животных;
38
39
Что такое
природное
сообщество.
1
1
Почему люди
приручали
диких
животных.
Выскажем свои
предположения.О
заповедниках и
их роли в
природе.
Ориентироваться
в понятии
«одомашнивание»
животных:
перечислять
признаки,
приводить
примеры
домашних
животных.
определять
характер
взаимоотно
шений
человека с
природой
определять
характер
взаимоотно
шений
человека с
природой
познавательныепроводить
сравнение, классификации
коммуникативные
школьник научится
взаимодействовать
(сотрудничать) с соседом
по парте, в группе
регулятивные
научится
контролировать свою
деятельность по ходу и
результатам выполнения
заданий на основе
выполнения задания по
правилу, алгоритму, с
помощью таблицы,
инструментов, рисунков
познавательныепроводить
сравнение, классификации
коммуникативные
школьник научится
взаимодействовать
(сотрудничать) с соседом
по парте, в группе
регулятивные
научится
контролировать свою
деятельность по ходу и 40
1
Контрольна
я работа по
теме:
«Царства
природы»
Проверка
применения
полученных
знаний
Характеризовать
животное как
организм;
устанавливать
зависимость
между внешним
видом,
особенностями
поведения и
условиями
обитания
животного.
результатам выполнения
заданий на основе
выполнения задания по
правилу, алгоритму, с
помощью таблицы,
инструментов, рисунков
Осуществлять
самоконтроль качества
выполненной работы
Формирова
ние
интереса к
предметно-
исследова-
тельской
деятельнос
ти,
предложен
ной в
учебнике и
учебных
пособиях.
41
15
1
Наша
Родина: от
Руси до
России
Древнерус
ское
государство
Названия
русского
государства в
разные
исторические
времена (эпохи).
Киев – столица
Древнерусского
Воспроизводить
названия
русского
государства в
разные
исторические
эпохи;
познавательныепроводить
сравнение, классификации
коммуникативные
школьник научится
взаимодействовать
(сотрудничать) с соседом
определять
характер
взаимоотно
шений
человека с
природой государства.
Владимир
Красное
Солнышко,
Ярослав Мудрый,
Владимир
Мономах
Владимир
Красное
Солнышко,
Ярослав Мудрый,
Владимир
Мономах
Уметь рассказать
о каждом князе.
Москва – столица
государства.
Иван IV Грозный
Портрет
славянина в
Древней,
Московской
Руси, в России.
по парте, в группе
регулятивные
научится
контролировать свою
деятельность по ходу и
результатам выполнения
заданий на основе
выполнения задания по
правилу, алгоритму, с
помощью таблицы,
инструментов, рисунков
коммуникативные
формирование основ
российской гражданской
идентичности,
понимания особой роли
многонациональной
России в объединении
народов, в современном
мире, в развитии
общемировой культуры;
регулятивные
научится контролировать
свою деятельность
познавательныепроводить
сравнение
познавательныепроводить
сравнение, классификации
коммуникативные
школьник научится
Понимания
особой роли
многонацио
нальной
России
Любить
историю и
гордиться
своими
42
43
1
1
Первые
русские
князья.
Московская
Русь 44
1
Российская
империя
Патриотизм,
смелость,
трудолюбие,
добросердечность
, гостеприимство
— основные
качества
славянина.
Познакомиться со
старорусскими
словами, с
страницами жизни
Петр I.
– первый русский
царь
Петр I Великий.
СанктПетербург
– новая столица
России.
Екатерина II
Великая.
Последний
российский
император
Николай II
предками
Понимание
особой роли
России в
мировой
истории,
воспитание
чувства
гордости за
национальн
ые
достижения
;
взаимодействовать
(сотрудничать) с соседом
по парте, в группе
регулятивные научится
контролировать свою
деятельность по ходу и
результатам выполнения
заданий на основе
выполнения задания по
правилу, алгоритму, с
помощью таблицы,
инструментов, рисунков
познавательныепроводить
сравнение, классификации
коммуникативные
школьник научится
взаимодействовать
(сотрудничать) с соседом
по парте, в
групперегулятивные
научится
контролировать свою
деятельность по ходу и
результатам выполнения
заданий на основе
выполнения задания по
правилу, алгоритму, с
помощью таблицы,
инструментов, рисунков 45
46
Называть даты
образования
Древней Руси;
венчания на
царство первого
русского царя;
Советская
Россия. Союз
Советских
Социалистически
х Республик.
Российская
Федерация
Узнавать символы
царской власти.
Знать имя
президента
современной
России.
Советская
Россия.
СССР.
Российская
Федерация
1
1
Имя,
отчество,
фамилия.
Семья. Имя.
Отчество.
Фамилия
Работа с
дополнительной
литературой.
Провести
исследовательску
ю работу «Мои
предки»
Понимание
особой роли
России в
мировой
истории,
воспитание
чувства
гордости за
национальн
ые
достижения
;
воспитание
чувства
гордости за
свой род
познавательныепроводить
сравнение, классификации
коммуникативные
школьник научится
взаимодействовать
(сотрудничать) с соседом
по парте, в
групперегулятивные
научится
контролировать свою
деятельность по ходу и
результатам выполнения
заданий на основе
выполнения задания по
правилу, алгоритму, с
помощью таблицы,
инструментов, рисунков
познавательныепроводить
сравнение, классификации
коммуникативные
школьник научится
взаимодействовать
(сотрудничать) с соседом
по парте, в
групперегулятивные
научится
контролировать свою
деятельность по ходу и
результатам выполнения
заданий на основе
выполнения задания по 47
48
1
1
Какими
людьми были
наши предки?
Какими
людьми были
наши предки?
Характеристика
особенностей
быта, труда
россиянина в
разные
исторические
эпохи. Облик
славянина. Труд
славян.
Портрет
славянина в
Древней,
Московской
Руси, в
России.Составлят
ь словесный
портрет
славянина:
отвечать на
вопрос «Какими
были наши
предки?»;
Портрет
славянина в
Древней,
Московской
Руси, в России.
Патриотизм,
смелость,
трудолюбие,
добросердечност
ь,
гостеприимство
составлять
словесный
портрет
славянина:
отвечать на
вопрос «Какими
были наши
предки?»;
описывать
особенности
труда, быта,
правилу, алгоритму, с
помощью таблицы,
инструментов, рисунков
познавательныепроводить
сравнение, классификации
коммуникативные
школьник научится
взаимодействовать
(сотрудничать) с соседом
по парте, в
групперегулятивные
научится
контролировать свою
деятельность по ходу и
результатам выполнения
заданий на основе
выполнения задания по
правилу, алгоритму, с
помощью таблицы,
инструментов, рисунков
познавательные делать
предварительный отбор
источников информации:
ориентироваться в учебнике
(на развороте, в оглавлении, в
словаре),добывать новые
знания: коммуникативные
учиться слушать и понимать
речь других; признавать
возможность существования
Понимание
особой роли
России в
мировой
истории,
воспитание
чувства
гордости за
национальн
ые
достижения
;
Осознавать
свою
гражданску
ю и
этническую
принадлеж
ность одежды
— основные
качества
славянина.
Крестьянское
жилище.
Рассматривание и
сравнение
иллюстраций.Кол
лективное
объяснение слов
49
50
Какие
предметы
окружали
русских
людей?
По одежке
встречают…
1
1
Характеристика
особенностей
быта, труда
россиянина в
разные
исторические
эпохи. Облик
славянина. Труд
славян. Защита
Родины. Забота о
ближнем. Прием
гостей. Отдых.
Жилища славян:
полуземлянка,
изба, хата
мазанка.
Каменные дома
Описательный
рассказ на тему
различных точек зрения и
права каждого иметь свою;
регулятивные:
осуществлять пошаговый и
итоговый самоконтроль
освоение начальных форм
познавательной и личностной
рефлексии
познавательные делать
предварительный отбор
источников информации:
ориентироваться в учебнике
(на развороте, в оглавлении, в
словаре),добывать новые
знания: коммуникативные
учиться слушать и понимать
речь других; признавать
возможность существования
различных точек зрения и
права каждого иметь свою;
регулятивные:
осуществлять пошаговый и
итоговый самоконтроль.
Умение
сотрудничать
в совместном
решении
проблемы.
Способность
успешно
осуществлять
учебную
деятельность.
Составлять
словесный
портрет
познавательные делать
предварительный отбор
Освоение
ребенком но славянина:
отвечать на
вопрос «Какими
были наши
предки?»;
описывать
особенности
труда, быта,
одежды
«Портрет
славянина».
Различение
внешнего вида
людей.
Одежда. Костюм
богатых и
бедных, горожан
и крестьян,
представителей
разных сословий
(князя, боярина,
дворянина).
Традиции в
разные
исторические
времена.
Составление
меню
праздничного
обеда славян.
Воображаемая
ситуация. Игра :
« Накроем стол».
Тест.
вого статуса
как ученика и
школьника.
Готовность и
способность к
саморазвитию
и
самообучени
ю
источников информации:
ориентироваться в учебнике
(на развороте, в оглавлении, в
словаре),добывать новые
знания: коммуникативные
учиться слушать и понимать
речь других; признавать
возможность существования
различных точек зрения и
права каждого иметь свою;
регулятивные:
осуществлять пошаговый и
итоговый самоконтроль
освоение начальных форм
познавательной и личностной
рефлексии
познавательные делать
предварительный отбор
источников информации:
ориентироваться в учебнике
(на развороте, в оглавлении, в
словаре),добывать новые
знания: коммуникативные
учиться слушать и понимать
речь других; признавать
возможность существования
различных точек зрения и
права каждого иметь свою;
регулятивные:
51
1
Русская
трапеза. 52
53
1
1
Боги древних
славян.
Принятие
христианства
на Руси.
Составление
книги «Народные
праздники»
Во что верили
славяне. Боги:
Перун, Даждьбог.
Народные
праздники:
Масленица,
Ивана Купалы.
Воспроизводить
дату Крещения
Руси, кратко
рассказывать о
значении этого
события.
Крещение обряд
таинства. Храм.
Монастырь.
Праздник
Рождества
Христово. Пасха.
осуществлять пошаговый и
итоговый самоконтроль.
познавательные делать
предварительный отбор
источников информации:
ориентироваться в учебнике
(на развороте, в оглавлении, в
словаре),добывать новые
знания: коммуникативные
учиться слушать и понимать
речь других; признавать
возможность существования
различных точек зрения и
права каждого иметь свою;
регулятивные:
осуществлять пошаговый
самоконтроль.
познавательныевладение
способами получения,
анализа и обработки
информации (обобщение,
классификация, сериация,
чтение). коммуникативные
учиться слушать и понимать
речь других; признавать
возможность существования
различных точек зрения и
права каждого иметь свою;
регулятивные:
осуществлять пошаговый
Способность
успешно
осуществлять
взаимо
действие с
участниками
учебной
деятельности.
Владение
методами
представлени
я полученной
информации
(моделирован
ие,конст
руирование,
рассуждение,
описание и
др.). 54
55
Проверка
применения
полученных
знаний
Контрольна
я работа по
теме: «Наша
Родина: от
Руси до
России»
1
1
Работа над
ошибками.
Самостоятельная
работа с
учебником и
дополнительной
литературой.
воспроизводить
названия
русского
государства в
разные
исторические
эпохи;
составлять
словесный
портрет
славянина:
отвечать на
вопрос «Какими
были наши
предки?»;
описывать
особенности
труда, быта,
одежды, трапезы
славян;
воспроизводить
дату Крещения
Руси.
русское
государство в
разные
исторические
времена (эпохи).
самоконтроль.
познавательныепроводить
сравнение, классификации
коммуникативные
научится взаимодействовать
(сотрудничать) с соседом по
парте, в
групперегулятивные
научится контролировать
свою деятельность по ходу и
результатам выполнения
заданий на основе
выполнения задания по
правилу, алгоритму, с
помощью таблицы,
инструментов, рисунков.
Способность
применять
для решения
учебных и
практических
задач раз
личные
умственные
операции
(сравнение,
обобщение,
анализ, до
казательства
и др.).
познавательныепроводить
сравнение, классификации
коммуникативные
научится взаимодействовать
(сотрудничать) с соседом по
парте, в
групперегулятивные
Способность
применять
для решения
учебных и
практических
задач раз
личные 15
2
Как
трудились
люди в
старину
Что
создавалось
трудом
крестьянина?
56
57
научится контролировать
свою деятельность по ходу и
результатам выполнения
заданий на основе
выполнения задания по
правилу, алгоритму, с
помощью таблицы,
инструментов, рисунков.
умственные
операции
(сравнение,
обобщение,
анализ, до
казательства
и др.).
Человек и
растения.
Культурные
растения. Что
такое
земледелие. Хлеб
— главное
богатство
России.
Крепостные
крестьяне и
помещики.
Отмена
крепостного
права.
Картины труда,
традиции людей в
разные
исторические
времена.
Разыгрывание
сценок по тексту
учебник
ориентироваться
в понятиях
«земледелие»,
«культурные
растения»,
«крестьяне»,
«помещики»,
«крепостное
право», кратко
характеризовать
познавательныепроводить
сравнение, классификации
коммуникативные
научится взаимодействовать
(сотрудничать) с соседом по
парте, в
групперегулятивные
научится контролировать
свою деятельность по ходу и
результатам выполнения
заданий на основе
выполнения задания по
правилу, алгоритму, с
помощью таблицы,
инструментов, рисунков.
Способность
применять
для решения
учебных и
практических
задач раз
личные
умственные
операции
(сравнение,
обобщение,
анализ, до
казательства
и др.). 58
59
60
61
62
Ремесла.
Возникновение и
развитие ремесел
на Руси, в России
(кузнечное,
ювелирное,
гончарное,
оружейное и др.).
Знаменитые
мастера
литейного дела.
Андрей Чохов.
Появление
фабрик и
заводов. Рабочие
и капиталисты.
Торговля.
Возникновение
денег.
Что
создавалось
трудом
ремесленника
.
Что
создавалось
трудом
рабочего?
2
2
1
Открытия,
которые
совершил
человек в
История
Отечества.
Отдельные яркие
и наиболее
их.
Рассказывать о
возникновении
ремесел на Руси,
различать
характер ремесла
по результату
труда
ремесленника;
приводить
примеры
изобретений в
прошлом и
настоящем
России
Ориентироваться
в понятиях
«рабочий»,
«капиталист»;
объединять
(обобщать)
события,
относящиеся к
одной
исторической
эпохе
Узнает о первом
русском
пароходе, о
бурлаках.
познавательныепроводить
сравнение, классификации
коммуникативные
научится взаимодействовать
(сотрудничать) с соседом по
парте, в
групперегулятивные
понимание роли человека в
обществе, принятие норм
нравственного поведения в
природе, обществе
Умение
соотносить
информацию
с имеющими
ся знаниями.
Формиро
вание основ
экологиче
ской
культуры.
Умение
соотносить
информацию
с имеющими
ся знаниями.
познавательныепроводить
сравнение, классификации
коммуникативные
научится взаимодействовать
(сотрудничать) с соседом по
парте, в
групперегулятивные
понимание роли человека в
обществе, принятие норм
нравственного поведения в
природе, обществе
познавательныепроводить
сравнение, классификации
коммуникативные
научится взаимодействовать
Умение
соотносить
информацию
с имеющими XIX–XX
веках
(пароход)
важные события
общественной
жизни России
История
Отечества.
Отдельные яркие
и наиболее
важные события
общественной
жизни России
Узнает о первом
автомобиле, о
русских
изобретателях, о
И.П.Пызырёве,
рассмотрит
таблицу марок
автомобилей.
63
64
1
1
Открытия,
которые
совершил
человек в
XIX–XX
веках
(автомобиль)
Открытия,
которые
совершил
человек в
ся знаниями.
Понимание
ценности
любой жизни.
определять
характер
взаимоотно
шений
человека с
природой
(сотрудничать) с соседом по
парте, в
групперегулятивные
понимание роли человека в
обществе, принятие норм
нравственного поведения в
природе, обществе
познавательныепроводить
сравнение, классификации
коммуникативные
школьник научится
взаимодействовать
(сотрудничать) с соседом
по парте, в группе
регулятивные
научится
контролировать свою
деятельность по ходу и
результатам выполнения
заданий на основе
выполнения задания по
правилу, алгоритму, с
помощью таблицы,
инструментов, рисунков
Развитие техники
в России (на
примере авиации)
Аэростат.
Узнает о
самолёте и
аэростате, об
испытании
летательного
познавательныевладение
способами получения,
анализа и обработки
информации (обобщение,
Умение
соотносить
информацию
с имеющими XIX–XX
веках
(самолет)
Основные части
самолёта.
Ароплан.
Дирижабль.
аппарата
А.Ф.Можайского.
65
66
2
Проверка
применения
полученных
знаний
Итоговая
контрольная
работа за 3
класс по
текстам
администра
ции.
Работа над
ошибками.
воспроизводить
названия
русского
государства в
разные
исторические
эпохи;
составлять
словесный
портрет
славянина:
отвечать на
вопрос «Какими
были наши
предки?»;
описывать
особенности
труда, быта,
одежды, трапезы
славян;
воспроизводить
дату Крещения
Руси.
классификация, сериация,
чтение). коммуникативные
учиться слушать и понимать
речь других; признавать
возможность существования
различных точек зрения и
права каждого иметь свою;
регулятивные:
осуществлять пошаговый
самоконтроль.
познавательныепроводить
сравнение, классификации
коммуникативные
научится взаимодействовать
(сотрудничать) с соседом по
парте, в
групперегулятивные
научится контролировать
свою деятельность по ходу и
результатам выполнения
заданий на основе
выполнения задания по
правилу, алгоритму, с
помощью таблицы,
инструментов, рисунков.
ся знаниями.
Воспитание
толерантност
и к людям,
независимо от
возраста,
национальнос
ти, веро
исповедания.
Способность
применять
для решения
учебных и
практических
задач раз
личные
умственные
операции
(сравнение,
обобщение,
анализ, до
казательства
и др.). 67
68
2
Время
космических
полетов.
Узнают о первом
искусственном
спутнике, о
К.Э.Циолковском
, о первом полёте
в космос.
История
Отечества.
Отдельные яркие
и наиболее
важные события
общественной
жизни России
познавательныевладение
способами получения,
анализа и обработки
информации (обобщение,
классификация, сериация,
чтение). коммуникативные
учиться слушать и понимать
речь других; признавать
возможность существования
различных точек зрения и
права каждого иметь свою;
регулятивные:
осуществлять пошаговый
самоконтроль.
Умение
сотруднича
ть в
совместном
решении
проблемы,
искать ин-
формацию.
Воспитание
толерантно
сти к
людям,
независимо
от возраста,
национальн
ости, веро-
исповедани
я Учебно – методическое обеспечение
Программа Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века», руководитель проекта – членкорреспондент РАО
проф. Н. Ф. Виноградова, М.: ВентанаГраф 2008г.
Учебники Окружающий мир: учебник для 3 кл. в 2 частях. Виноградова Н. Ф., – М.: ВентанаГраф, 2011.
Учебные пособия Виноградова Н. Ф. Рабочие тетради " Окружающий мир". 3 кл. – М.: ВентанаГраф, 2011.
Дополнительная литература
Программа Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века», руководитель проекта – членкорреспондент РАО
проф. Н. Ф. Виноградова, М.: ВентанаГраф 2008г.
Учебники Окружающий мир: учебник для 3 кл. в 2 частях. Виноградова Н. Ф., – М.: ВентанаГраф, 2011.
Учебные пособия Виноградова Н. Ф. Рабочие тетради " Окружающий мир". 2 кл. – М.: ВентанаГраф, 2011. Беседы с учителем. Методика
обучения: 3 класс / Под ред. Л. Е. Журовой. – М.: ВентанаГраф, 2007. Окружающий мир: 34 классы: методика обучения / Виноградова Н.
Ф. – М.: ВентанаГраф, 2009. Окружающий мир: 1 – 4: сборник тестов для контроля уровня подготовки выпускников начальной школы /
Клепинина З. А. М.: ВентанаГраф, 2009.
«Я иду на урок в начальную школу». Природоведение. М.: «Первое сентября», 2002г
Е.М. Тихомирова. Тесты по предмету ,,Окружающий мир”
Владимир Разин «Кукование кукушки означает», Саратов «Летопись», 2000г.
Юрко Г.П. Физические упражнения для детей,М.,1977г.
О.Н. Сороцкая, А.А.Плешаков «Ознакомление с окружающим миром». М.: «Просвещение», 2006г
Т.Н. Князева «Я учусь учиться». М.: «Аркти», 2004г.
Волкова С.С. «Как воспитать здорового ребёнка». Киев, 1981г
Журналы «Начальная школа» за 19992009 годы
Журналы «Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки».20032009гг Цифровые образовательные ресурсы:
Современная мультимедиа – энциклопедия. Энциклопедия животных Кирилла и Мефодия
(2 CD), ООО «Кирилл и Мефодий».
Самостоятельно разработанные презентации( CD ROM )
Оборудование:
Учебные столы.
Доска большая универсальная ( с возможностью магнитного крепления).
Компьютер.
Дидактические материалы:
Таблицы ( «Времена года.», «Дикие животные», «Домашние животные»).
Модель часов.
Наборы: «Животные леса», «Птицы», «Овощи и фрукты», «Транспорт», «Декоративноприкладное искусство», «Профессии».
Фотографии и иллюстрации.
3 класс окружающий мир
3 класс окружающий мир
3 класс окружающий мир
3 класс окружающий мир
3 класс окружающий мир
3 класс окружающий мир
3 класс окружающий мир
3 класс окружающий мир
3 класс окружающий мир
3 класс окружающий мир
3 класс окружающий мир
3 класс окружающий мир
3 класс окружающий мир
3 класс окружающий мир
3 класс окружающий мир
3 класс окружающий мир
3 класс окружающий мир
3 класс окружающий мир
3 класс окружающий мир
3 класс окружающий мир
3 класс окружающий мир
3 класс окружающий мир
3 класс окружающий мир
3 класс окружающий мир
3 класс окружающий мир
3 класс окружающий мир
3 класс окружающий мир
3 класс окружающий мир
3 класс окружающий мир
3 класс окружающий мир
3 класс окружающий мир
3 класс окружающий мир
3 класс окружающий мир
3 класс окружающий мир
3 класс окружающий мир
3 класс окружающий мир
3 класс окружающий мир
3 класс окружающий мир
3 класс окружающий мир
3 класс окружающий мир
3 класс окружающий мир
3 класс окружающий мир
3 класс окружающий мир
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.