3 класс Употребление в речи фразеологических оборотов
Оценка 4.9
Работа в классе
docx
русский язык
3 кл
26.03.2019
1.Доступность понимания фразеологических оборотов,.
2 Показать богатство языка. точность , меткость при употреблении фразеологических оборотов
3.Умение употреблять обороты в речи являются показателем уровня владения родным языком
4.Прививать детям этические нормы, формировать мировоззрение
5. Умение употреблять фразеологические обороты в жизненных ситуациях.
Соответствие фонетических, лексических, синтаксических особенностей
3кл. Р.яз. Фразеологические обороты.docx
Тема:
Употребление в речи фразеологических оборотов
Цели:
1.Доступность понимания фразеологических оборотов.
2.Прививать детям этические нормы, формировать мировоззрение
3. Умение употреблять фразеологические обороты в жизненных ситуациях.
Соответствие фонетических, лексических, синтаксических особенностей тому
грамматическому материалу, который изучается в начальной школе.
1. Вступительная часть.
В слове великая сила. Она может соединять людей, служить добру и любви, звать на
подвиг вдохновлять на труд. Поэт В. Шефнер так написал о слове:
« Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести.
Словом можно продать, и предать, и купить,
Слово можно в разящий свинец перелить
Но слова всем словам в языке есть у нас:
Слава, Родина, Верность, Свобода и Честь»
Наш родной язык невозможно представить без пословиц, поговорок
С незапамятных времен существуют в нашем языке пословицы и поговорки. Они
приучают нас к краткости и простате речи. Жизнь отбирает для них самые очные
слова, шлифует силу мысли. В пословице и поговорке народ воздаёт должное
честности и доброте, смелости и мудрости.
Высмеивает пословица жадность и глупость, трусость и невежество. Она
расскажет как жил народ, подскажет как лучше поступить
Незапамятные времена ( какие?)очень давние, отдаленные по времени
Невежествонеобразованность, неразвитость
Но в русском языке есть особые сочетания , которые нельзя разрывать, они
имеют целостное значение.
На доске портрет Незнайки.
Под ним записан фразеологический оборот:
Переливать из пустого в порожнее
Ребята, Незнайка читал рассказ и ему встретилось это выражение. Он его понял
так, что нужно ,что –то переливать из одной пустой посуды в другую, такую же
пустую. А как вы понимаете это выражение?
В случае необходимости правильно объяснить это неделимое сочетание,
которое называется фразеологическим оборотом, можно обратиться к словарям.
Фразеологизмы нельзя составить самому, их нужно запоминать. Чем больше вы их
будете знать, тем точнее и красочнее сможете выразить свою мысль. Большинство
фразеологических оборотов употребляется в переносном значении. Попробуем
привести некоторые примеры.
БИТЬ БАКЛУШИ Почему мы так говорим?
Бить баклуши значит бездельничать, ничего не делать. Раньше баклушами называли
заготовки для деревянных ложек. Сделать их легко и просто. Такую работу
поручали самому неумелому.
Тренировочные упражнения:
В стихотворениях найти фразеологические обороты: 1.« Дружнее этих двух ребят на свете не найдешь.
О них обычно говорят: « Водой не разольёшь»
2..Ежатки – детки хоть куда
И что же тут дивиться?
Ведь мама держит их
Всегда в ежовых рукавицах
Вывод: В русском языке есть особые сочетания слов. Слова в них употребляются в
определенном порядке. Будь внимателен к таким сочетаниям. Они делают нашу
речь выразительной.
Заменить устойчивые сочетания слов ,где употребляется слово голова ( одним
словом
КАК СНЕГ НА ГОЛОВУ
БЕЗ ЦАРЯ В ГОЛОВЕ
СТОЯТЬ НА ГОЛОВЕ
ХОДИТЬ НА ГОЛОВЕ
СВЕТЛАЯ ГОЛОВА
ВЫБРОСИТЬ ИЗ ГОЛОВЫ
СВАЛИТЬ С БОЛЬНОЙ ГОЛОВЫ НА ЗДОРОВУЮ
какая часть слова изменяется?
какой частью речи заменяем?
Фразеологический состав русского языка очень богат и разнообразен. Он
насчитывает десятки тысяч фразеологизмов. Часто он помогают понять содержание
текста и его главную мысль
Задание:
Прочитать текст и озаглавить его
На ветках сухой макушки старой сосны друг против друга , помахивая
хвостиками сидели две птички.
Они вели какойто только им понятный сердечный разговор.
И вдруг, заметив меня , одна птичка камнем упала с макушки, за ней –
другая.
Они улетели в более укромное место. Подальше от посторонних глаз: третий
лишний.
Из берёзовой рощи вновь раздался птичий разговор.
Помог ли этот текст понять выражение третий лишний?
Тренировочные упражнения:
На доске рисунки: (Соотнести рисунок и выражение)
Два сапога рядом стоят
Взрослые и дети сажают деревья
Снег падает на головы детей
Развитие речи:
Создание фразеологических оборотов Составить с этими выражениями предложения или
диалог: Вешать, задирать ( рисунок носа)
Зарубить, водить ( рисунок носа
Носить на, сидеть сложа ( рисунок рук)
Спустя, засучив ( рисунок рукава)
К данным выражениям подобрать синонимы из колонки справа( работа в парах)
ЗОЛОТЫЕ РУКИ
ЗАКРЫВАТЬ ГЛАЗА
ПЛЕЧОМ К ПЛЕЧУ
ОДНИМ СЛОВОМ
ОДИН НА ОДИН
КАПЛЯ В МОРЕ
БИТЬ БАКЛУШИ
НОЛЬ ВНИМАНИЯ
С ГЛАЗУ НА ГЛАЗ
МАСТЕР НА ВСЕ РУКИ
КОТ НАПЛАКАЛ
ЛОДЫРЯ ГОНЯТЬ
БОК О БОК
КОРОЧЕ ГОВОРЯ
СМОТРЕТЬ СКВОЗЬ ПАЛЬЦЫ
И В УС НЕ ДУЕТ
Работа в группах:
К выражениям в левой колонке подобрать антонимы из колонки справа
БРАТЬ СЕБЯ В РУКИ
ЗАВАРИТЬ КАШУ
ЗАСУЧИВ РУКАВА
ПЕРВЫМ ДЕЛОМ
В ЛУЧШЕМ СЛУЧАЕ
НА ХУДОЙ КОНЕЦ
СПУСТЯ РУКАВА
ВЫХОДИТЬ ИЗ СЕБЯ
РАХЛЁБЫВАТЬ КАШУ
В ПОСЛЕДНЮЮ ОЧЕРЕДЬ
Работа в группах ( на карточках написаны слова, подобрать нужное)
МАЛО, БЫСТРО, ХОРОШО, ПОСТЕПЕННО, НЕОЖИДАННО, БЫСТРО, СИЛЬНО,
ПОСТОЯННО, ЗАБОТЛИВО, СВОБОДНО, ЛЕГКО, ВМЕСТО, БЫСТРО, БИТЫЙ ЧАС)
Заменить выражение словами, которые отвечают на вопрос как?
Капля в море
В темпе
Без сучка и задоринки
Как снег на голову
В одну минуту
Всей душой
Всё время
Как зеницу ока
Как дома
Как по маслу
Рука об руку
Заменить в данных выражениях глаголы антонимами и объяснить.
ЗАКРЫВАТЬ ГЛАЗА
ТРАТИТЬ ВРЕМЯ
ВЫХОДИТЬ ИЗ ТУПИКА
ТЕРЯТЬ СИЛЫ
ВБИТЬ В ГОЛОВУ
Рефлексия .
Наше время истекло
Когда мы так говорим?
Оказывается, между водой и временем есть связь. Больше двух тысяч лет назад люди придумали часы. В высокий сосуд с отверстиями на дне
наливали воду. Время исчислялось количеством воды, которая вытекла из сосуда. Время
текло.
Итог:
Для чего нужны фразеологические обороты и какие из них вам запомнились?
3 класс Употребление в речи фразеологических оборотов
3 класс Употребление в речи фразеологических оборотов
3 класс Употребление в речи фразеологических оборотов
3 класс Употребление в речи фразеологических оборотов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.