Конспект урока по русскому языку "3 склонения имён
существительных"
Тема: 3 склонения имён существительных
Цели: дать общее понятие о 3-х склонениях существительных;
учить определять склонение у существительных;
развивать речь и обогащать словарный запас; орфографическую зоркость,
зрительную и слуховую память;
воспитывать интерес к предмету, чувство взаимовыручки.
Ход урока.
I. Орг.момент.
-Садятся девочки, садятся мальчики.
Психологический настрой (дети с закрытыми глазами последнее слово фразы
говорят хором)
- На уроке наши глаза внимательно смотрят и всё …
-Видят!
- уши внимательно слушают и всё ….
- Слышат!
- Голова ясно и хорошо …
-Думает!
II. Подготовка к работе по теме урока.
1) –Откройте тетради и запишите дату.
–Что ещё нужно сделать? (поставить ударение, выделить орфограммы)
2) _Ребята, когда я шла сегодня в школу, то увидела такую картину. На
холодном асфальте, покрытом снегом, лежала маленькая веточка с одним
единственным листочком. Мне стало её жалко. И я принесла её в класс. Очень
бы хотелось, чтобы вы подумали и сказали: о чём мог думать этот последний
осенний листок?
(Жаль, что осень кончилась. Как жаль, что я остался один…)
-Сегодня мы прощаемся с осенью и последним листом осени.
3) Каллиграфическая минутка.
-Прочитайте слова. Можно ли считать это предложением? Почему? -Что нужно сделать, чтобы получилось предложение?
др-ж-т , Осе-ий , от . л-сток , х – л –да.
Осенний листок дрожит от холода.
-Объясните орфограммы.
- Определите из этого предложения букву для каллиграфической минутки.
Эта буква встречается во всех словах этого предложения. Сколько раз она
встретилась? (6)
-Какое соединение используем в образце? Пропишите до конца строки.
-Спишите предложение, обозначив орфограммы.
- Обозначьте часть речи, над которой мы работаем сейчас. О какой части речи
идёт речь?
- Какие ещё части речи присутствуют в предложении?
4) Постановка цели и задач урока.
- Что такое существительное?
-Что вы знаете о существительном?
(по ходу составляется домик-таблица)
-Все ли признаки мы знаем у существительного?
- Сегодня на уроке мы совершим «открытие» ещё одного признака
существительного.
-Каким будет этот признак? Что это значит?
III. Работа над новым материалом.
1. Наблюдение над словами.
(пропустив строчку, запись слов в столбик)
Лужа лист осень
земля облако грусть
воробьишка солнце
-Составьте предложения об осени, используя данные слова.
- Что объединяет эти слова? (сущ., нариц., ед.ч., И.п.) - Чем отличаются слова?
-Почему эти слова распределены в 3 группы? Попробуем ответить на этот
вопрос.
А) выделяем окончания
Б) определяем род.
-Какие существительные объединяют 1-ю группу?
- Какое дадим им название?
- В русском языке говорят, что эти существительные 1 склонения. (аналогично
2 скл.. 3 скл.) .Записать над столбиками на свободной строке название
склонений.
Вывод: - какой признак существительного открыли? (склонение)
-Какой это признак и почему? (постоянный)
- Попробуем составить правила о склонении.
2) Составление правил.
-Какие существительные относятся к 1 скл.? 2скл.? 3скл?
(на центр доски вывешиваются таблицы)
-Можно ли по окончанию определить склонение? В каком случае окончания не
достаточно?
3) Работа в парах.
-Почему существительные делятся на 3 склонения, а не на 2. 4 , 5? Давайте
попробуем ответить на этот вопрос.
- Что такое склонение?
( в парах - белые листы на парте)
-Понаблюдайте по таблице над склонением этих существительных
- Что заметили у существительных 1 скл? 2 скл? 3скл?
(имеют одинаковые окончания)
Физминутка.
IV. Закрепление изученного материала.
1) Работа с оранжевыми карточками.
Урожай, листопад, ливень, листва, позолота, облачность, туча, иней, ненастье. - Значение каких слов вам непонятно?
-Определите склонение этих существительных
- Что нужно сделать, чтобы определить склонение?
2) Зрительный диктант.(10сек.)
Поздней осенью одна ягода – горькая рябина.
-Объясните смысл пословицы.
- Найдите существительные и определите склонение.
3) Слуховой диктант – игра «Третий лишний»
(учитель один раз диктует слова, дети должны записать по памяти)
Сентябрь, небо, тишина (самопроверка)
Слякоть, синь, холод (взаимопроверка)
Пол , ноябрь, лазурь. (самопроверка)
-Найдите и подчеркните лишнее слово. Объясните свой выбор.
V. Рефлексия.
-Какое «открытие» сегодня сделали на уроке?
- Что вы можете рассказать по этой теме своим друзьям?
-Какие затруднения были у вас в работе? Над чем надо ещё поработать на
следующем уроке?
-прощаясь сегодня с осенью, возьмите листочки со своими именами и оцените
свою работу на доске.
У меня всё получилось.
Я старался, но не всё получилось.
Я хорошо работал.
(дети приклеивают листочки)
-как вы себя оценили и почему?
3 склонения имён существительных
3 склонения имён существительных
3 склонения имён существительных
3 склонения имён существительных
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.