4 класс Классный час «Толерантны ли мы?»
Оценка 4.6

4 класс Классный час «Толерантны ли мы?»

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
воспитательная работа
26.11.2020
4 класс Классный час «Толерантны ли мы?»
На этом уроке учащиеся получат представление о понятии «толерантность», основных ее проявлениях, научатся интерпретировать полученную информацию и аргументировано оценивать поступки людей. Работа организуется в малых группах. Важными элементами занятия становится работа с разнообразными источниками информа¬ции, развитие умения выявлять ценностные уста¬новки и формирование собственной позиции по отношению к базовым ценностям современного общества. Предпочтительное время проведения активности: 1 урок
4 _класс _ТОЛЕРАНТНОСТЬ _Шарапова_Михайличенко.docx

4 класс

Классный час «Толерантны ли мы?»

Выполнили  работу учителя начальных классов

МБОУ «Лицей №1 ЗМР РТ»    Шарапова А.В., Михайличенко Э.А.

      На этом уроке учащиеся получат представление о понятии «толерантность», основных ее проявлениях, научатся интерпретировать полученную информацию и аргументировано оценивать поступки людей. Работа организуется в малых группах.

Важными элементами занятия становится работа с разнообразными источниками информа­ции, развитие умения выявлять ценностные уста­новки и формирование собственной позиции по отношению к базовым ценностям современного общества.

Предпочтительное время проведения активности:  1 урок

 

Предметно-специфические навыки

                         

 Установление причинно - следственных    связей; выявление  социальной значимости                                                                                                                                                                                 толерантности к окружающим в   современном обществе;  формулирование своей  позиции по отношению к социальным фактам, суждениям.                                                                                                                                                                                         

                                                                                             

 

Что учащиеся должны изучить,  и как это связано с учебной программой

 

Учебные цели

·        Использовать знания о людях для характеристики их поступков.

·        Находить и интерпретировать информацию.

·        Выражать собственное отношение к фактам, суждениям, поступкам.

 

Критерии оценки

·        Качество выявленной информации и ее интерпретации.

·        Качество аргументации при формулировании своей позиции, выража­ющей отношение к фактам, суждениям, поступкам. Умение объяснять свои выводы и защищать их.

·        Качество вопросов и суждений на этапе обсуждения и критического анализа полученных результатов.

 

 

Связь с учебной программой

         Способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития этических чувств, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в мире природы и социуме.

·        Умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат.

Связь с учебными предметами

Литературное чтение, русский язык, окружающий мир.

Универсальные учебные действия

         Понимать и удерживать в памяти учебную задачу.

         Планировать ход решения задания.

         Координировать свои действия с действиями одноклассников.

         Выслушивать и критически оценивать предложения (способы решения, рассуждения и пр.) членов коллектива.

         Соглашаться с чужим мнением и аргументировать собственную точку зрения.

         Искать необходимую информацию в справочных материалах, в интернет-источниках.

 

Оборудование и материалы, необходимые для работы на уроке

Текст притчи.

Лист групповой работы, виртуальная  доска Miro.

Таблички с названиями групп.

Доска, листы ватмана, фломастеры.

Презентация о толерантности.

План

реализации

Последовательность шагов, роли учителя и учеников, параметры оценивания

 

Эта таблица показывает один из способов реализации деятельности и оценки. Она должна расцениваться как рекомендация, предлагаемый вариант. Учитель может менять форму проведения деятельности для адаптации к контексту школы, программы, уровню знаний учащихся.

Шаг

Продолжи

тельность

Роли учителя и учащегося

Параметры оценивания

1

Урок 1

(3мин)

 

Эмоциональный настрой.

    Учитель приветствует ребят, предлагает оглянуться и посмотреть на окружающих.

 

    Учащиеся делают вывод, что все люди отличаются друг от друга (цветом волос, глаз и т.д.).

 

    Учащиеся обсуждают ответы на вопросы, после чего учитель рассказывает историю.

Уступить победу, чтобы выиграть

     Несколько лет назад, на олимпиаде в Сиэтле, девять атлетов стояли на старте 100-метровой беговой дорожки. Все они были инвалидами. Прозвучал выстрел, и начался забег. Не все бежали, но все хотели принять участие и победить. Они пробежали треть дистанции, когда один мальчик споткнулся, сделал несколько кувырков и упал. Он начал плакать...

 

Не оценивается

2

Урок 1

(6 мин)

    Учитель просит подумать, каким может быть продолжение у этой истории.

 

    Учащиеся выдвигают гипотезы.

 

    Учитель предлагает выбрать, какое из мнений поддерживают учащиеся:

 

- Кто согласен с мнением, что ребята побежали дальше? 

-У кого есть другие предположения?

(сколько разных мнений получилось – столько групп сформировалось)

 

    Ученики делятся на группы, распределяют обязанности.

 

    Учитель раздает листы групповой ра­боты (ПРИЛОЖЕНИЕ 1).

 

    Учитель обращает внимание учащихся на то, что они бу­дут работать самостоятельно, выполняя зада­ния, которые предложены в листе групповой работы.

 

    Группы знакомятся с инструкцией и выполняют задание 1 этапа «Сформулировать свой вариант окончания притчи и доказать свое мнение».

 

Желание учащихся уча­ствовать в активной дея­тельности, умение сотруд­ничать, принимать и оспа­ривать чужие идеи.

Качество идей, вопросов и теорий для решения проблемы.

3

Урок 1

(12 мин)

Учащиеся работают в 4-6 группах.

 

Группы выступают с презентацией своих проектов. Продолжительность каждого выступления —2 минуты.

 

 

 

 

4

Урок 1

(5 мин)

Учащиеся в составе 4-6 групп обсуждают ре­зультаты выполнения задания.

 

Учитель читает окончание притчи:

    Остальные восемь участников услышали его плач. Они замедлили бег, оглянулись, остановились и вернулись обратно. Все.
   Девочка с синдромом Дауна присела рядом с упавшим мальчиком, обняла его и спросила:
   - Теперь тебе лучше? Потом, они все вдевятером пошли плечом к плечу к финишной линии.

   Все зрители на стадионе встали и зааплодировали, и до сих пор рассказывают эту историю. Почему?

   

   Ученики обсуждают, мнение какой группы наиболее близко к оригиналу.

 Учащиеся выполняют задание 2.

Обсудите в группе вопросы:

А) Как вы думаете, что чувствовал этот мальчик, когда упал? Почему он заплакал?

Б) В притче говорится, что не все бежали, но все хотели принять участие и победить. Что вам кажется наиболее важным для участников таких соревнований? Почему?

     Вместе делают вывод:

самое важное в жизни - не выиграть для самих себя. Самое важное - помочь другим выиграть, даже если необходимо для этого остановиться и поменять направление.

 

Качество выявления ин­формации из предложен­ного текста. Способность аргументированно выска­зывать свое отношение к мнению других.

5

Урок 1

(5 мин)

   Ученики знакомятся с теоретическим материалом:

Найти в словаре значение слова «толерантность»,  привести свои примеры толерантного проявления.

   Ответы учащихся, обсуждение.

 

-Какими качествами должен обладать толерантный человек? (Облако слов)

 

- Как вы думаете, над этим вопросом задумываются только люди нашей страны или люди других стран тоже задумываются над этим?

-А что означает это слово в других языках?

 

    Учитель знакомит со значением слова толерантность на языках разных народов мира (ПРИЛОЖЕНИЕ 4), проводит обсуждение.

     Учащиеся делают вывод, что на всех языках оно имеет одинаковое значение.

Качество интерпретации информации.

Качество вопросов и суж­дений на этапе обсужде­ния и критического ана­лиза полученных резуль­татов

6

Урок 1

(12 мин)

Учащиеся знакомятся с материалами задания 3-го этапа:

Учащиеся выполняют задания 3-го этапа.

Ребятам предлагается поработать на виртуальной доске Miro.  Заполнить доску.

На доске 3 готовых стикера. Любимые произведения ребят.

1.     Ролинг  Д.  К.  «Гарри Поттер и философский камень»

2.     Линдгрен  А.  «Малыш  и  Карлсон»

3.     Киплинг Р.  «Маугли».

Предлагается ребятам вписать имена героев к произведениям, которые обладают такой чертой характера, как толерантность.

Проверка задания. Ребята читают свои стикеры, под определёнными произведениями.

Вывод по заданию.

- Почему вы считаете, что эти герои обладают толерантностью?

1.     Ролинг  Д.  К.  «Гарри Поттер и философский камень»  Герои  –  абсолютно  разные  люди,  но  всегда  готовы выручить  друг друга в  беде,  протянуть  руку  помощи  в критической ситуации, они дружат, несмотря на различие в характерах, рождении и убеждениях.

2.     Линдгрен  А.  «Малыш  и  Карлсон»  Эта великая книга учит детей любви и терпимости к тем, кого  любить трудно.  Карлсон  для  Малыша  -  не  отпетый хулиган и заводила в рискованных играх, а скорее одинокий ребёнок,  который нуждается в ласке,  участии, семейном тепле. Малыш, несмотря на свой маленький возраст, очень хорошо это   чувствует.

3.     Киплинг Р. «Маугли» Образцами  толерантного  поведения  служат  животные. Они  воспитывают из  «человеческого детѐныша» достойную и благородную личность.

 

Качество аргументации при формулировании

сво­ей позиции, выражающей отношение к фактам, суж­дениям

7

Урок 1

(1-2 мин)

Самооценка работы учащимися.

(ПРИЛОЖЕНИЕ 2,3).

 

Самооценка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ТЕКСТ для групповой работы.

 

         Впервые в Риме в 1960 году на стадион

вышло соревноваться всего лишь 400 атлетов

с физическими недостатками  из 23 стран мира.

Это событие превратилось в глобальный феномен,

собирающий вместе каждые четыре года самых

 лучших атлетов Паралимпийского движения

состязаться между собой перед миллионами

 зрителей на трибунах стадионов и миллиардами

 людей перед экранами телевизоров на всей планете.

 

 

Перечитайте текст притчи повторно и запишите ответы на вопросы.

Уступить победу, чтобы выиграть

   Несколько лет назад, на олимпиаде в Сиэтле, девять атлетов стояли на старте 100-метровой беговой дорожки. Все они были инвалидами. Прозвучал выстрел, и начался забег. Не все бежали, но все хотели принять участие и победить. Они пробежали треть дистанции, когда один мальчик споткнулся, сделал несколько кувырков и упал. Он начал плакать...

 

Групповое задание

 

1.     Предложите свою концовку этой истории. Объясните свое мнение.

 

2.     Обсудите в группе вопросы:

 

 

А) Как вы думаете, что чувствовал этот мальчик, когда упал? Почему он заплакал?

Б) В притче говорится, что не все бежали, но все хотели принять участие и победить. Что вам кажется наиболее важным для участников таких соревнований? Почему?

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

РУБРИКА САМООЦЕНКИ РАБОТЫ В ГРУППЕ

Критерии

Уровни достижений

Балл

4

3

2

1

Вклад в работу

группы

Я последователь-

но и активно вношу свой

вклад в групповое обсуждение

и работу группы.

Я принимаю

и выполняю все

порученные мне

задачи.

Я помогаю группе в постановке целей.

Я помогаю группе в достижении

общих целей.

Я участвую в групповых

обсуждениях.

Я выполняю

свои задачи.

Я участвую

в постановке задач.

Иногда я помогаю группе

в достижении

общих целей.

Иногда

я вношу свой

вклад в работу

группы.

Я выполняю

свои задачи,

если мне помогают.

Изредка

я участвую

в постановке

задач.

Мне трудно

удерживать

цели работы

группы.

 

Я предпочитаю

не участвовать

в работе группы.

Я не выполняю

свои задачи.

Я не помогаю

постановке задач.

Я не поддержи-

ваю общие цели.

Взаимодействие

с группой

Я предлагаю к обсуждению

множество идей

и делюсь необ-

ходимой инфор-

мацией.

Я побуждаю дру-

гих делиться сво-

ими идеями.

Я слушаю других

и высказываюсь.

Я всегда внима-

тельно отношусь

к чувствам и

мыслям других

людей.

Я делюсь своими идеями,

когда меня к

этому побуждают.

Я позволяю

всем делиться

своими идеями.

Я могу слушать

других.

Обычно я вни-

мателен к чув-

ствам и мыс-

лям других

людей.

Я делюсь сво-

ими идеями,

когда меня

спрашивают.

Я позволяю

большинству

в команде де-

литься своими

идеями.

Иногда я слушаю других людей.

Иногда я при-

нимаю во вни-

мание чувства

и мысли дру-

гих людей.

Я не люблю де-

литься своими

идеями.

Я не участвую

в групповых

обсуждениях.

Я прерываю

других, когда

они высказыва-

ют свои идеи.

Мне интереснее

говорить, а не

слушать других

людей.

Когда я рабо-

таю, я не обра-

щаю внимания

на чувства и

мысли других

людей.

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

 

САМООЦЕНКА УМЕНИЯ РЕШАТЬ ПРОБЛЕМЫ

 

Уровни достижений

Критерии успеха

высокий

средний

низкий

Умение собирать и

записывать информацию

Я нашел точную

и важную информацию.

 

Большая часть моей информации

была точной и важной, но не вся.

 

Часть моей информации

была точной

и важной, но я много

ошибался.

Подходящие, развитые

и обоснованные

идеи

Я показал, что понимаю, что такое «толерантность»;

знаю, что нужно предпринять,

чтобы в обществе не было негативного отношения к людям с ОВЗ; могу приводить примеры из жизни и литературных произведений.

Я показал, что понял

большую часть

проблемы

толерантности в обществе.

Я показал, что слабо

представляю

проблему или она меня не интересует.

Умение предлагать

решение проблемы

Я представил ясную точку зрения и полностью

поддержал

ее своей информацией.

Мое решение очень гибкое и включает большой набор стратегий.

Я объяснил причины

моего решения.

Я представил ясную

точку зрения и

поддержал ее некоторой

информацией.

Я смог предложить  хотя бы одну идею или хотя бы одно решение проблемы.

 

Я не смог ясно

представить свою

точку зрения.

Использовал  мало

информации.

Я не нашел решения.

Я не представлял

причин моего

решения.

Контроль языка

Я использовал научную терминологию,

стилистически верные

конструкции

с правильной пунктуацией

для объяснения

своих идей.

Я сделал несколько

ошибок в оформлении ответов,

но читающий поймет

меня.

Я не уверен, что

читающий поймет

меня.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

ТолерантностьТолерантность

Толерантность на неделю. Как учить детей терпимости и принятию | МелВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ В СЕМЬЕ — Летний лагерь "Мечта"

Презентация для учащихся 6 класса на тему: "Толерантность"

                                                                         ПРИЛОЖЕНИЕ 5


 

Классный час «Толерантны ли мы?»

Классный час «Толерантны ли мы?»

Умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат

Умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат

Несколько лет назад, на олимпиаде в

Несколько лет назад, на олимпиаде в

Продолжительность каждого выступления —2 минуты

Продолжительность каждого выступления —2 минуты

Ответы учащихся, обсуждение. -Какими качествами должен обладать толерантный человек? (Облако слов) -

Ответы учащихся, обсуждение. -Какими качествами должен обладать толерантный человек? (Облако слов) -

Урок 1 (12 мин) Учащиеся знакомятся с материалами задания 3-го этапа:

Урок 1 (12 мин) Учащиеся знакомятся с материалами задания 3-го этапа:

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 ТЕКСТ для групповой работы

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 ТЕКСТ для групповой работы

Б) В притче говорится, что не все бежали, но все хотели принять участие и победить

Б) В притче говорится, что не все бежали, но все хотели принять участие и победить

ПРИЛОЖЕНИЕ 3 САМООЦЕНКА УМЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЕ 3 САМООЦЕНКА УМЕНИЯ

Контроль языка Я использовал научную терминологию, стилистически верные конструкции с правильной пунктуацией для объяснения своих идей

Контроль языка Я использовал научную терминологию, стилистически верные конструкции с правильной пунктуацией для объяснения своих идей

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Скачать файл